Сценарий урока по русскому языку в 10 классе по теме "Русская фразеология"
Оценка 5

Сценарий урока по русскому языку в 10 классе по теме "Русская фразеология"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
09.11.2024
Сценарий урока по русскому языку в 10 классе по теме "Русская фразеология"
• Создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Русская фразеология; путём выполнения практических заданий находить фразеологизмы в тексте и использовать их в своей речи; • Способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности обучающихся, развитию устной и письменной речи; • Способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения обучающихся на уроке
Русская фразеология.docx

10 кл. (угл. уровень)

Урок. 23. Русская фразеология

Цели урока:

·         Создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Русская фразеология; путём выполнения практических заданий находить фразеологизмы в тексте и использовать их в своей речи;

·         Способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности обучающихся, развитию устной и письменной речи;

·         Способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения обучающихся на уроке

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Повторение.

А) Слово учителя:

Дорогие ребята, мы с вами завершаем изучение раздела “Лексика”, на мой взгляд, самого интересного и активно изменяющегося, и поэтому сейчас, как обычно в начале урока, повторим, что же мы знаем и умеем. (Вопросы классу):

– Какая лексика русского литературного языка называется активной, а какая пассивной? (Ответы уч-ся)

На какие две группы делится пассивная лексика? (Историзмы и архаизмы)

Что такое историзмы и что такое архаизмы? (Ответы уч-ся)

Слайд 1. Б) Задание классу №1: найти и выписать историзмы и архаизмы в две колонки; зачитать вслух и проверить.

(Вопросы классу):

– Как называются слова, которые используются представителями какой-то определённой профессии? (Профессионализмами)

– Можем ли мы их назвать общеупотребительными? (Нет)

Слайд 2 В) Задание классу №2: распределить данные слова “ по профессиям”, зачитать вслух и проверить.

3. Новая тема.

А) Слово учителя:

Мы хорошо поработали и повторили то, что знали, а теперь новая тема и название её вы мне скажете после того, как я вам произнесу напутственное слово.

Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете свернуть горы. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

Слайд 3. Я, надеюсь, вы поняли, что тема нашего урока … (“Русская фразеология”)

Слайд 4.эпиграф к уроку.

Б) Сообщения подготовленных учащихся по теме урока (по ходу сообщений остальные ученики делают краткие записи основных положений в рабочую тетрадь):

Сообщение №1 “Фразеологизм и его признаки”

Сообщение №2 “Происхождение фразеологизмов русского языка”

Сообщение №3 “Источники русских фразеологизмов”

Сообщение №4 “Употребление фразеологизмов в речи”

 

4. Практическая часть.

Слайд 5. 1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

Слайд 6.2. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

Слайд 7.3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

Слайд 8. Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Филькина грамота.

 

Слайд  9. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов


Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

Слайд 10. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?

(^ Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

Слайд  11. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не

5. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп.

1-я гр. 1. Распределите данные фразеологизмы в 2 столбика

Куда кривая вывезет, ни рыба ни мясо, когда рак на горе свистнет, смотреть сквозь пальцы, бабушка надвое сказала, между двух огней, ни свет ни заря, как корова языком слизала. 

фразеологизмы – словосочетания          фразеологизмы – предложения

 2. Распределите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски

Путём мирного урегулирования, встреча в верхах; ни кожи ни рожи, морду воротить; компостировать билет, повестка дня; водой не разольёшь, как с гуся вода.

Нейтральные      книжные       разговорные        просторечные

 

2-я гр. : Составьте фразеологизмы, соединив соответствующие буквы с цифрами.
А. Дрожит 1. до небес
Б. Водить 2. сложа руки
В. Сидеть 3. в собственном соку
Г. Вариться 4. на чистую воду
Д. Делать 5. как сыр в масле
Е. Выводить 6. за нос
Ж. Катается 7. из мухи слона
К. Возносить 8. как осиновый лист

3-я гр. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.


4-я гр. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки – 
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой – 
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

5-я гр. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
И швец и жнец и в дуду игрец –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, ни в дудочку ни в сопелочку, как кошка с собакой, душа нараспашку.

6.Задание «Чёрный ящик» (музыкальная заставка из телепередачи «Что? Где? Когда?»)

-Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)

1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).

(седьмая вода на киселе; как две капли воды;  как рыба в воде;  тише воды, ниже травы; как с гуся вода)

2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)

(яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора)

3. Обед, дёготь, час (ложка)

(дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке)

7.  Самостоятельная работа.

 Ребята, теперь вы поработаете самостоятельно над заданиями разных уровней сложности, причём свой уровень вы определите сами. Если вы чувствуете, что хорошо разобрались в этой теме, тогда ваше задание под цифрой 5, если есть какие-то затруднения, то ваша цифра – 4, а если не уверены в своих силах, попробуйте поработать над заданиями с цифрой 3. Ваше время ограничено, поэтому, выражаясь языком фразеологизма, не тяните резину. 

8. Зарядка для глаз «Снежинка»

9.  Культура речи. Назовите типы ошибок и произнесите фразеологизмы правильно.

Учитель: фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

Слайды 12 - 13

Ошибки в употреблении фразеологизмов

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо "... лукаво")

 

Итог.

Учитель: Итак, вспомните, какова была цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели?

Ученики: Да, мы систематизировали наши знания по теме “Русская фразеология”. Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. Слайды подводили итог наших бесед. Урок прошел интересно.

Учитель: Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, высказывание М.Горького (Слайд 13):

В простоте слова – самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложены в них на целые книги
М.Горький..

– Надеюсь, что и вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.

11. Домашнее задание. Написать мини-сочинение по одному из фразеологизмов:

      «Моя хата с краю»;

      «Из мухи делать слона»;

      «Капля в море» и др. по выбору.

Всем спасибо за работу!


 

Урок. 23. Русская фразеология

Урок. 23. Русская фразеология

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу

Слайд 9. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами

Слайд 9. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами

Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами

Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами

Ваше время ограничено, поэтому, выражаясь языком фразеологизма, не тяните резину

Ваше время ограничено, поэтому, выражаясь языком фразеологизма, не тяните резину
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2024