Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"
Оценка 4.7

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
19.12.2017
Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"
Резолюция круглого стола от 31 ноября 2016 года В работе круглого стола приняли участие 45 человек: руководители и специалисты органов и учреждений образования. Мы, участники круглого стола, обсудили: - проблемы трудных детей и их родителей, педагогов, работающих с ними - имеющиеся факты жестокости и насилия в отношении детей, в том числе подросткового возраста; - вопросы улучшения организации воспитательной работы в образовательных учреждениях в аспекте социальной адаптации ребенка и оказания социально-психологической помощи семьям с детьми. Мы, участники круглого стола, отмечаем важность для решения обсуждаемых проблем: - эффективной координации работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории района; - разработки и внедрения комплексных программ, способствующих повышению социального статуса семьи и ее роли в деле воспитания и образования детей; - усиления роли общественных организаций в профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации; - необходимости совершенствования предупредительных мер, направленных на организацию и контроль свободного времени подростков, развитие новых форм семейного досуга; - повышения роли социальных инициатив в развитии самодеятельной активности подростков и создания условий для их успешной самореализации.Фото
Сценарий круглого стола.docx
План - конспект : "Круглый" стол для педагогов «Не рождаются “трудными” дети – Просто им вовремя не помогли…» Выполнила:                                    Биккужина Гульфия Габделвахитовна­педагог ДО                                                           г. Туймазы­2016г. Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить  неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения. определить основные направления совершенствования воспитательной работы с трудными  детьми, посредством обоснования факторов, влияющие на появление, развитие и  проявление различных форм трудновоспитуемости, психолого­педагогическими  средствами. Выработать рекомендации. Задачи: Теоретического плана:   *Рассмотрение разных подходов к понятиям " Трудный ребенок",”Трудные  родители” и "профессиональный подход к раскрытию проблемы педагога". *Изучение понятия «трудный ребёнок», «трудновоспитуемый»,  рассмотрение  причин трудновоспитуемости;     *Знакомство с особенностями трудновоспитуемых, и их влиянием на учебную  деятельность;   *Проанализировать возможные пути преодоления и предупреждения         трудновоспитуемости *Обогащение представлений о формах методической работы  образовательного  учреждения по вопросам  воспитания и образования трудных детей. *Обмен опытом   по проблеме организации работы  с трудными детьми с целью  повышения  интереса этих детей к жизни этих детей. Практического плана:   *Совместный поиск участниками педагогического процесса путей взаимодействия  с «трудновоспитуемыми» детьми; *Снятие эмоционального напряжение педагогов, изменение отношения учителя к  «трудному ребёнку» Форма проведения: круглый стол. Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями ,карточки с  определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.  Видеофильм*Крик души*. Сюрпризные шкатулки на каждого участника. шаблоны  Личности, План проведения: 1. 2. 3. 4. 5. Вводная часть (знакомство, упражнение­тренинг, сообщение цели и задачи  мероприятия.). Показ фильма ”Крик о помощи…” Автор педагог ДО Биккужина Г.Г. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы,  работа педагогов в подгруппах). Острая кухня. Притча “Небесные родители” Заключительная часть (рефлексия). Ход мероприятия Вводная часть. Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении  темы  “ Не рождаются трудными дети –                                     Просто им вовремя не помогли…»   Ведущий: Но, прежде, давайте немного с вами познакомимся. Я прошу вас, уважаемые  педагоги, встать в круг и ответить в произвольной форме, можно даже стихами, на вопрос:  "Кто здесь собрался?". Можно представить себя, начиная со следующей фразы: "Меня  зовут­­­­­­­­   Я всегда мечтала о том, чтобы как можно дольше оставаться ребенком и не  взрослеть, поэтому я стала педагогогом ( Можно использовать ресурсный круг для  сближения педагогов). Представление участников круглого стола. Каждый пишет свое ФИО   на спец.  планшетах. Ведущий: Спасибо большое, я вижу, что здесь сегодня собрались творческие, активные и  просто интересные люди ­ настоящие профессионалы. Прошу сесть за столы с теми  людьми, которых вы знаете и они вам близки по духу, или с теми, кто у вас вызвал  симпатию и хотел бы познакомиться поближе. Ведущий:  Я  долго думала…как же интересно сделать, чтобы легче было общаться…. И решила просто… И так мы начинаем…смотрим…и задумываемся… Просмотр фильма “ Крик о помощи….” Дискуссионная часть Ведущий: В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно  актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей неуклонно растет.  Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают,  хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в  четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за  компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или  играют в компьютерные игры. Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь  дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8­11 лет. В настоящее время  даже по отношению к детям­дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение:  "трудный ребенок". Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных" детей, часто за ним по жизни тянется  шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и  социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в  детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или  отказ. В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся  "трудными" для нас?" Трудный ребёнок…Что за этими словами, какой он?­ рисуется словесный   портрет   трудного   ребенка   (характерные   слова помещаются на доску) (Шаблон Трудного ребенка­прикрепляется характерные качества ) Теоретическая справка     "Трудные" дети ­ это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети,   которым   трудно.   Им   очень   трудно   жить   среди   нас,   т.к.   их   душа "обкрадена"   любовью   и   добром   со   стороны   взрослых,   чаще   всего   родителей. Лишенная   отцовской   и   материнской   ласки,   родительской   поддержки   и   любви, детская   душа   не   может   развиваться   нормально,   она   ослабевает,   болеет, озлобляется.         "Трудный"   ребёнок   ­  это,  как  правило,   ребенок,  в  душе   которого  затаилось чувство   сиротства   и   отверженности   родителями.   Ощущение   своей беззащитности   и   оставленности   формирует   в   сознании   такого   ребенка болезненный   "комплекс   неполноценности",   который   требует   выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь,   стремление   к   самоутверждению   разрушает   гармоничность   общения   с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается   повышенная   чувствительность   к   мнению   окружающих   людей, болезненная   ранимость,   склонность   к   обидчивости,   упрямству,   корысти   и лукавству.      Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные" дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия.         "Трудные" дети  всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить   на   себя   внимание,   а   затем,   добившись   своего,   доводят   взрослых   до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "трудных" детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться,   показаться   смешными   и   беспомощными   в   своих   воспитательных усилиях.     Они замыкаются в скорлупе своего самолюбия, теряя способность к творческому саморазвитию и самоорганизации. Вследствие этого, "трудные" дети несут в себе постоянную опасность саморазрушения и разрушения окружающей их среды.       Они не слышат предупреждений и увещеваний, добрых советов и наставлений. Такие дети избегают всякого педагогического воздействия. Испытывая огромные психологические   страдания   и   душевные   муки   от   чувства   "непонятости"   и "исключительности", "трудные" дети практически никогда сами не обращаются за помощью к взрослым. Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий.   Ведущий: ­ Почему же так получается, что такие дети есть! Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?      Участники приводятся свои аргументы и ситуации, связанные с данной проблемой, составляется список причин.   Ведущий обобщает   основными причинами нарушений в поведении,   которые   приводят   к   тому,   что   ребёнок   становится   трудным   и   порой неуправляемым. Первая причина – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия. Вторая   причина  –  борьба   за   самоутверждение.   Ребенок   объявляет   войну   бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Третья причина – желание мщения. Ребенок может мстить:­ за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;­ за унижение друг друга членами семьи;­ за развод и появление в доме нового члена семьи;­ за несправедливость  и невыполненные обещания;­ за чрезмерное появление любви взрослых друг к другу. Четвертая   причина  –  неверие   в   собственный   успех.  Причинами   неверия   в  собственный успех   могут   стать   учебные   неудачи,   взаимоотношения   в   классе   и   с   учителем,   низкая самооценка. Ведущий: Давайте обобщим ответы и сделаем вывод (желательно, чтобы этот вывод  сделали участники):    Законы для преодоления трудностей в поведении ребёнка Закон 1.   Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать   неожиданные   запреты.   Этому   нужно   учить   терпеливо   и постепенно.  Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими. Их не должно быть много.                 Закон 3. Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.  Закон 4.  Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.  Закон 5. Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.  Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и  доброжелательным тоном Ведущий: А для вас, уважаемые коллеги предлагаю подумать и высказаться…  Лично и как педагоги ,чем мы можем помочь таким детям и их родителям. Мнение участников круглого стола.  Ведущий:   Сегодня   мы   с   вами   рассмотрим   основу   педагогического   подхода   к   «трудному» ребенку. 1 этап работы.  При   работе   с   такими   детьми   необходимо   понимать,   что   за   любым   проблемным поведением   школьника   стоят   определенные   мотивы.   Соответственно,   воспитательная работа в каждом  случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения   ребенка.   Рассмотрим   несколько   ситуаций   и   попробуем   определить   причину отклонений в поведении школьника   (у каждой группы   ­ лист занятий, задание №1), а потом это обсудим. Варианты ответов: 1 группа.  Поведение спровоцировано ситуацией в семье. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует свою ущербность. Ситуация в семье угнетает его. Пьяный отец, валяющийся на полу; мать – занята алкогольными проблемами мужа, тратит свою энергию на проблемы мужа и занята только им, как­то пытается решить материальные проблемы, а дети   живут   без   ее   внимания.   Агрессия,     грубость   подростка   неумение   выстраивать отношения   с   одноклассниками   и   учителями   являются   отражением   представлений   о мужском поведении (пример отца). В школе ­ также изолированность: учитель постоянно ругает   за   не   сделанные   уроки,   пропуски;   отношение   одноклассников   обусловлено   в некоторой степени негативным отношением учителей. 2 группа. Поведение   девочки   усугубляется   высокими   родительскими   ожиданиями,   т.е.   завышены требования к подростку. Девочка должна держать заданную родителями планку: учиться только хорошо, быть успешной всегда и во всем. Девочка находится в постоянном страхе, тревоге, что что­то сделает не так. Таким образом, негативные переживания, постоянные волнения нашли свой выход – усталость, раздражительность и т.п. 3 группа. Проблема подростка – трудно совладать со своим темпераментом и научиться трудолюбию и   настойчивости.   Таким   детям   неинтересно   выполнять   банальные   задания.   Учитель   по истории использовала на своих уроках проблемные, творческие задания и таким образом смогла найти подход к ребенку. Подростка заставляют учиться из­под палки, а сам он не осознает необходимости учебной деятельности, его школьные интересы лежат не в сфере учения, а в сфере общения с одноклассниками. Итак,   мы   с   вами   выяснили   предполагаемые   причины   негативного   поведения подростков, т.е. те причины, по которым мы их относим к категории «трудных». Таким образом, первый этап работы с «трудным» подростком – выяснение мотивов поведения.  Выяснить мотивы поведения «трудного» подростка, значит понять его. 2 этап работы. Рассмотрим   следующий   этап   педагогического   подхода   к   «трудному»   ребенку. Наиболее   типичным   недостатком   работы   с   «трудными»   детьми   является   заранее сложившаяся   негативная   установка   учителей   по   отношению   к   ним.   У   нас,   педагогов, вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, складывается набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьников. Чаще   всего,   сталкиваясь   с   проблемным   поведением   детей,   мы   испытываем достаточно   разрушительные   чувства.   Попробуйте   их   назвать.   (Например:   негодование, обида, отчаяние, тревога, огорчение и т.п.) Такие эмоциональные реакции на негативное поведение  школьника  являются  естественными  и  нормальными для педагогов  и  врядли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. А получается ли у нас увидеть что­то хорошее в «трудном» подростке? (лист занятия ­ задание №2). Ознакомьтесь с характеристиками и попробуйте увидеть что­то хорошее, положительное в «трудном» подростке, постарайтесь  увидеть то, что поможет вам  его принять. Варианты ответов: 1 группа.  Подросток добросовестно относится к поручениям, парень «с руками» ­ хорошо развиты трудовые качества. В трудовых делах может быть примером для одноклассников. 2 группа. Любит рисовать. Может быть членом ред. коллегии, участвовать в конкурсах стен. газет и т.п. Добросовестно выполняет порученную работу, хорошо развиты трудовые навыки. 3 группа. Хорошо   учится,  активно   занимается   спортом.  Может   защищать   честь   класса   и   школы, участвуя  в соревнованиях. Мы   рассмотрели   все   характеристики   и   постарались   определить   положительные качества в «трудных» детях.  Вывод:  Мы   не   всегда   способны   принять   таких   детей,   т.к.   они   не   соответствуют   нашим требованиям, представлениям об ученике. Но мы должны помнить, что плохих детей нет, в каждом ребенке есть что­то хорошее, надо просто это увидеть. Очень важно не оставаться в плену стереотипов.  А умение педагога увидеть в ребенке что­то хорошее, позволит нам принять его таким, какой он есть. 3 этап работы.  Таким   образом,   мы   с   вами   выстраиваем   педагогический   подход   к   «трудному» ребенку: 1 – понять, т.е. понять причину плохого поведения, 2 – принять, т.е. принять ребенка таким, какой он есть. Как,   по­вашему,   какой   следующий   шаг   педагога   в   работе   с   «трудными»   детьми. Верно – оказание помощи «трудному» подростку. Но этот этап будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух:   понять  принять.     и    Предлагаю выстроить алгоритм помощи «трудному» подростку, алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия (лист занятия ­ задание №3).  Варианты ответов:                                                                  ­ определить сферу интересов подростка  ­ определить обязанности по классу, следить за их исполнением  ­ создать ситуацию успеха  ­ посещение секций и кружков (занятость во внеурочное время)  ­ консультации психолога  ­ индивидуальные занятия с учителями­предметниками  ­ посещение факультативов   ­ профилактические беседы  ­ работа с семьей (посещения, беседы, консультации)  ­   искать   области,   где   ребенок   может   быть   успешным,   поощрять   любое  ­ вовлечение в общественную деятельность класса и школы и т.п. Можно ли справиться с проблемой только в стенах школы? Есть еще и городские службы помощи детям и их семьям, с которыми мы сотрудничаем: УСЗН – оформление детских   пособий,   ЦЗН   ­   трудоустройство,   детская   поликлиника,   наркодиспансер   (этих специалистов мы часто приглашаем на собрания, школьные мероприятия для проведения профилактических   бесед;   специалисты   этих   учреждений   оказывают   консультативную помощь   детям   и   их   родителям),   КДН   и   ЗП,   ПДН     (профилактические   беседы   с инспектором), ДТЮ, ДЮСШ, СЮТур (кружки и секции).                                        достижение Вернемся   к   нашим   заданиям.   В   какие   службы,   исходя   из   ситуации,   мы   можем обратиться, чтобы оказать помощь ребенку? (обсуждение заданий) Таким образом, оказывая помощь «трудному» ребенку мы сотрудничаем не только с педагогическим коллективом (школьная администрация, учителя­предметники, психолог, социальный педагог), но и с городскими службами помощи детям и их семьям. Вывод:  помочь   ребенку   мы   сможем   в   том   случае,   если   он чувствует   и   понимает,   что   мы,   педагоги,   понимаем   его проблемы и принимаем его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, основа педагогического подхода к «трудному» ребенку – Понять,   Принять,   Помочь.   Пусть   эти   слова   будут   для   вас золотыми правилами в работе с трудными детьми. Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на  доске. Оппоненты, слушатели и ведущий задают им вопросы по ходу обсуждения.  Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Мудрость притч Шалвы Амонашвили близка многим педагогам, чему я от души рада,  потому что этот автор ­ поистине необычный и мудрый человек. Сегодня  я вам прочитаю  притчу о том, как воспитывать сына или дочь .этот вопрос встает перед каждым родителем, но всегда ли мы осознаем, какие качества на самом деле ценны, что является лучшим  подарком от нас для наших детей, в чем отличие воспитания девочки от воспитания  мальчика? Ответы на эти вопросы, а также на вопросы о роли отца и роли матери в жизни  ребенка ­ в притче о воспитании "Родители из небоскреба". Родители из небоскреба Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь  нужна», – подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры  мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась. – Чего тебе, старик? – спросила она. Опять послышался крик отца. Женщине стало неловко. – Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она. Мудрец произнес: – Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним. – Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его! Мудрец проговорил: – Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для  необходимых вещей или полочки для книг. – Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть  тогда? Сказал Мудрец: – Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути. – Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне  наставление! Ответил Мудрец: –        Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь. Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже  небоскреба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно  погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и  кто мне они!» Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый  этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она  сказала: – Спасибо, старик! На шум вышел муж с недовольным видом. – Что происходит? – спросил он жену. – Кто он? – Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе  скажет! Мужчина бросил на старика испытующий взгляд. – Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына! Ответил Мудрец: – Мужество, преданность, мудрость. – Интересно... Назови три качества для воспитания дочери! Сказал Мудрец: – Женственность, материнство, любовь. – О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик! Мудрец улыбнулся. – Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них,  умей учиться у них. Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо  изменить свое отношение к сыну и дочке, и я это сделаю». Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несет –  мужество, женственность, любовь... Кому нужны в нашем мире эти покрытые  плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и  дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто  живет на сотом этаже небоскреба». – Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему что нужно! Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил. Надеюсь, вам понравилась эта притча о воспитании.   Как часто родители буквально теряют детей из­за того, что не понимают, что ребенок  ­ не  штамповка. Не может быть одинаковых детей, способностей, характеров и даже  восприятия мира. Все мы ­ настолько разнообразны! И кому­то повезло ­ ему дали  возможность развить заложенный в него потенциал. Даже, если он был вначале совершенно  невиден. Ребёнок разочаровывает родителей тем, что  с него не получается герой их мечты.  Некоторых родителей  это приводит  в негодование. А его ­ всего лишь не смогли понять и  принять таким, каким он есть. Он ­ "не такой, как все". Как и он не понимает поставленных  к нему требований. Как важно дать ребенку любовь и поддержку, не смотря ни на что..  Эх!..Если бы не ломали детей "под себя", "под других детей". Тогда не было бы  сломленных  судеб, отверженных детей и убитых горем родителей, никак не могущих  понять: ЧТО же было не так в их воспитании? Многие склонны думать: "Выродок в семье!.. "  Так в чем же дело?..Почему так происходит?  Мы сегодня и пытались ответить на этот вопрос… Заключительная часть (рефлексия) Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое  отношение и поделиться впечатлениями ­ если вам было интересно, похлопайте в ладоши и  улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что­то не удалось ­ потопайте и посоветуйте, как можно  было сделать лучше.  (Раздаются листы отзывов, заполняюся участниками круглого стола.) Ведущий круглого стола: я­ Биккужина Г.Г , предлагаю принять итоговый документ,  резолюцию, в которой представлены следующие рекомендации: Резолюция круглого стола  от  31 ноября 2013 года В работе круглого стола приняли участие  ­­­­­ человек: руководители и специалисты  органов и учреждений образования  . Мы, участники круглого стола, обсудили:  ­ проблемы  трудных детей и их родителей, педагогов , работающих с ними  ­ имеющиеся факты жестокости и насилия в отношении детей, в том числе подросткового  возраста;  ­ вопросы улучшения организации воспитательной работы в образовательных учреждениях  в аспекте социальной адаптации ребенка и оказания социально­психологической помощи  семьям с детьми.  Мы, участники круглого стола, отмечаем важность для решения обсуждаемых  проблем:  ­ эффективной координации работы органов и учреждений системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории  района;  ­ разработки и внедрения комплексных программ, способствующих повышению  социального статуса семьи и ее роли в деле воспитания и образования детей;  ­ усиления роли общественных организаций в профилактической и реабилитационной  работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации;  ­ необходимости совершенствования предупредительных мер, направленных на  организацию и контроль свободного времени подростков, развитие новых форм семейного  досуга;  ­ повышения роли социальных инициатив в развитии самодеятельной активности  подростков и создания условий для их успешной самореализации. Мы, участники круглого стола, всесторонне рассмотрев теоретико­ практические аспекты заявленной проблемы и руководствуясь  необходимостью объединения усилий заинтересованных сторон в ее  успешном разрешении, приняли следующие рекомендации:    1.  Просить правохранительных органов:  ­ об усилении ответственности родителей за неисполнение обязанностей по обучению,  воспитанию и содержанию своих детей;  ­ о решении вопроса принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом и  наркоманией.    2. Продолжить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних и защите их прав на территории  района; наряду с       традиционными формами работы с подростками и их родителями внедрять новые.     3. Усилить просветительскую деятельность среди учащихся образовательных  учреждений о работе службы Телефон Доверия. Проработать вопрос об обязательной  записи в дневнике каждого    школьника номеров телефонов доверия города 7­24­52 и общероссийского Детского телефона доверия 8­800­2000­122, круглосуточная,  экстренная психологическая помощь по Республике Башкортостан (центр социально­ психологической помощи семье, детям и молодежи): 8 (347) 273­09­00 (бесплатный).       4. Совместно с  управлением образования разработать и внедрить в школы города и  района:       ­ новые актуальные социально­педагогические технологии (методики),      способные  оказать реальную помощь специалисту в работе с детьми группы риска;  ­ план проведения родительских всеобучей для каждой возрастной группы персонально  (отдельно) в рамках региональной Программы.            5.Расширить сферу взаимодействия специалистов в сфере оказания      экстренной психологической помощи и смежных сферах, оказывающих профильную  поддержку детям и их родителям. 6.Поддерживать систему постоянного информационного обмена и обсуждения  актуальных вопросов оказания психологической помощи детям и подросткам специалистов различных  образовательных учреждений Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе  круглого стола.  Звучит песня  ”Не отнимайте солнце у  детей” Приложение Лист занятия группа №1 Определить предполагаемую причину Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка Задание №1 Подросток   плохо   учится,   часто пропускает   занятия   без  уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы  и   класса   не   принимает   участия.  отношения   с Агрессивен, одноклассниками складываются, держится  от   них  в   стороне.   Ничем   не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.   вспыльчив,  не   Семья   полная,   двое   детей   (есть младшая   сестра   ­   8   лет).  Отец   страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это   своей   занятостью,   алкоголизм   мужа скрывает.   Со   слов   матери,   отношения   с сыном натянутые, родителей он не слушает, разговаривает грубо. Задание №2 Подросток   интереса   к   учебе   не проявляет,   на   уроках   часто   отвлекается, получает замечания за нарушения дисциплины. Испытывает   трудности   в   выражении своих   мыслей,   речь   не   выразительна.   При выполнении   заданий   требуется   обучающая помощь взрослого.                                  Любит   противопоставлять   себя коллективу,   конфликтный,   вспыльчивый, импульсивный.   Уровень   самооценки   выше среднего.   Любит   шумные   и   подвижные   игры, спортивные соревнования. К   поручениям   классного   руководителя относится   добросовестно.   Всегда   принимает участие   в   трудовых   дедах   класса.   Видя сломанную парту или стул, старается починить без подсказки учителя.            Задание №3 Нежелание   учиться   и   пропуски   без Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия уважительной причины. Причина   поведения:   не   достигая быстрого   и   легкого   успеха   в   той   или   иной деятельности,   предпочитает   просто   отказаться от   нее;   объясняет   свое   нежелание   учиться отсутствием   интереса.   На   самом   же   деле, причиной   становится     страх   оказаться неуспешным. Лист занятия группа №2 Определить предполагаемую причину Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка Задание №1 Девочка   учится   хорошо   с   1­го   класса. Родители, имея высшее образование, нацеливали дочь на хорошие отметки. В последнее время, со   слов   родителей,   девочка   стала   нервной, плохо   спит,   грубо   отвечает   родителям,   часто плачет без видимой причины, закрывает двери в свою комнату, проявляет недовольство, когда родители   к  ней   входят.   Общение   с   ними старается свести к минимуму. Раздражительное поведение   проявляется   и   в   школе:   не   всегда может   справиться   со   своими   эмоциями, переживает, плачет, если что­то не получается, может вступить в конфликт с учителем. Ученица прекратила посещать дополнительные занятия, в данный период ничем не увлекается.  Родители   всегда   живо   интересовались учебой и принимали активное участие в жизни девочки.  За   плохие   оценки   не  наказывали,   но демонстрировали,   что   это   им   не   приятно, говорили  о том, что у них в семье принято все делать только хорошо. Задание №2 Подросток   учится   не   в   полную   силу, преобладающая оценка по всем предметам «3», постоянно   требует   контроля   со   стороны взрослых.   Отношение к учебной деятельности безразличное,   часто   пропускает   занятия   без уважительной причины. Обидчив, возбужден, не сдержан,   агрессивен,   работоспособность   и настроение   не   стабильны.   В   общении   с одноклассниками   и   преподавателями   может быть   резким,   провоцируя   конфликтные ситуации. В свободное время любит рисовать и играть в футбол. С  желанием может выполнять общественные   поручения   преподавателей   и классного   руководителя.   К   труду   относится добросовестно,   выполняя   работу   хорошо   и аккуратно.            Задание №3 Учащийся,   причастный   к   употреблению ПАВ (психоактивные вещества). Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия Причина   поведения:   семья   неполная, злоупотребляет   мама   неблагополучная; спиртными напитками. Лист занятия группа №3 Задание №1 Определить предполагаемую причину   остальные   Учителя   беспокоит   плохая   успеваемость школьника  и  нарушение  учебной  дисциплины. Несмотря на то, что ученик способный, учится плохо. Любимый предмет подростка ­ история, он приходит в школу подготовленным только по   этому   предмету.   На   остальных   предметах скучает, делает только те задания, которые ему интересны,   игнорирует. Общительный, на уроках оживленно разговари­ вает   с   учениками,   пытается   привлечь   к   себе внимание класса, чем мешает учителям. Имеет много   друзей   среди   одноклассников. Инициативен, контактен, обладает лидерскими качествами. Увлекается   компьютером. Занимается   спортом,   но   часто   меняет спортивные секции, объясняя это тем, что ему они быстро надоедают.  ­ Семья полная, есть младшая сестра (5 лет),   родители   без  вредных   привычек, заинтересованы в хорошей успеваемости сына, но как этого достичь ­ не знают.  Задание №2             Подросток хорошо учиться, но не всегда  выполняет домашние задания.  Очень  подвижный,  спортивный, с большим желанием  занимается в секции легкой атлетики. В игре  любит лидерство, хочет быть среди первых, но  это не всегда у него получается. Чутко  реагирует на невнимательное отношение к себе:  Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка он становиться агрессивным, раздражительным,  может быть зачинщиком драки. Ответственно  относится ко всем поручениям классного  руководителя.  Задание №3 Учащийся, систематически нарушающий  дисциплину (конфликтен, агрессивно настроен к одноклассникам) Причина поведения: родители подростка в  разводе. Агрессия и грубость ­ представление о  мужском поведении (пример отца). Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия                                                   ПАМЯТКА 1 Кого можно считать трудным подростком У многих учителей нет достаточно четких представлений о том, кого из подростков  следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих  аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех  подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения  дисциплины вследствие особенностей своего темперамента: всех подростков, у которых  ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности, крепнущее  чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям педагогического такта. Все это мешает четкому пониманию сущности вопроса. Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки: 1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребенка (в отличие от  детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах). 2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном  развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в  отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка). 3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным  влиянием неуправляемых факторов (улица, среда). 4. Постоянное и устойчивое сопротивление воспитанию. Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети,  проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени  устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии  и поведении, обусловленных недостатками воспитания. ПАМЯТКА 2 Советы классному руководителю, воспитателю Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе,  выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании  свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив  класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в  чем его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за  совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом  уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил  хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в  оскорбительных эпитетах типа «бездельник», «лодырь», «хам», «негодяй». Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду на  исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных  изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно  чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и  отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что­то хорошее, не  оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек  трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое­что прощать, «не  заметить». ПАМЯТКА 3 классному руководителю по работе с «трудными детьми»  1.Завести дневник наблюдений.  2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.  3. Совместно с учителями­предметниками постоянно держать на контроле вопрос  успеваемости подростков.  4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.  5. Ежедневно встречаться с подростками.  6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.  7. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример  учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.  8. Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных  поручений.  9. Предупредить возможность неправильных действий детей.  10. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».  11. Обучить детей методам самовоспитания.  12. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.  13. Индивидуальное шефство.  14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.    Рекомендации по установлению более благоприятных отношений с ребенком Шаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих  бесполезных действий часто стимулирует ребенка на позитивные изменения.  Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приемов, разрушающих  ожидаемый ребенком привычный стиль взаимодействия со взрослым. Например, отмечайте, когда он ведет себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребенок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить  поведение, которое Вам не нравится.  Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете  сделать, чтобы день у ребенка прошел лучше, чем обычно. Например, уделите ребенку три  двадцатиминутных периода позитивного внимания. Попросите его выполнить какое­то  поручение. Дайте ребенку выбрать, как его выполнить. Спросите мнение ребенка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько  правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться.  Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло,  делаются следующие шаги. Здесь уже с ребенком работает психолог.   К типичным психологическим трудностям детей и подростков относятся следующие:  проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;  проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;  трудности самоотношения, самопонимания;  трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;  внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;  стремление избежать давления, правил, норм, требований;  испытание себя и других;  поиск границ возможного;  поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;  отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;  обида на судьбу, конкретных людей; переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и  способности к самообладанию;  неорганизованность;  зависимость от других, низкая сила своего «я»;  трудности в обучении;  отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;  трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;  отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;  чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток,  безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.       Причинами нарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные  неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и  девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве.  Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте  родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми.  Эта схема может передаваться из поколения в поколение. Памятка 4 социальному педагогу в работе с подростками, склонным к  правонарушениям 1. Поддерживать тесную связь с ПДН, КПДН. 2. Привлекать работников ПДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и  родителями. 3. Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к  правонарушениям. 4. Взаимодействовать с классными руководителями. 5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям. 6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы. 7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в  секциях и кружках. 8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и  проведении школьных мероприятий. 9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям. 10. Посещать подростков на дому. 11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками,  склонными к правонарушениям. 12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками. 13. Еженедельно проводить заседания Совета помощи. 14. Изучать психологический климат в семьях подростков. 15. По необходимость установить контакт с руководством предприятий, на которых  работают родители подростков из неблагополучных семей. 16. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах. 17. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу. 18. Поддерживать тесную связь с детским наркологом, специалистами из ЦПП «Семья». 19. Вести необходимую документацию (анкеты, психолого ­ педагогический паспорт  учащегося, журнал). 20. Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной  категории учащихся. Отзыв участника круглого стола: __________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _______________ Теоретическая справка     "Трудные" дети ­ это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети,   которым   трудно.   Им   очень   трудно   жить   среди   нас,   т.к.   их   душа "обкрадена"   любовью   и   добром   со   стороны   взрослых,   чаще   всего   родителей. Лишенная   отцовской   и   материнской   ласки,   родительской   поддержки   и   любви, детская   душа   не   может   развиваться   нормально,   она   ослабевает,   болеет, озлобляется.         "Трудный"   ребёнок   ­  это,  как  правило,   ребенок,  в  душе   которого  затаилось чувство   сиротства   и   отверженности   родителями.   Ощущение   своей беззащитности   и   оставленности   формирует   в   сознании   такого   ребенка болезненный   "комплекс   неполноценности",   который   требует   выработки защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь,   стремление   к   самоутверждению   разрушает   гармоничность   общения   с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается   повышенная   чувствительность   к   мнению   окружающих   людей, болезненная   ранимость,   склонность   к   обидчивости,   упрямству,   корысти   и лукавству.      Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные" дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия.         "Трудные" дети  всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить   на   себя   внимание,   а   затем,   добившись   своего,   доводят   взрослых   до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "трудных" детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться,   показаться   смешными   и   беспомощными   в   своих   воспитательных усилиях.     Они замыкаются в скорлупе своего самолюбия, теряя способность к творческому саморазвитию и самоорганизации. Вследствие этого, "трудные" дети несут в себе постоянную опасность саморазрушения и разрушения окружающей их среды.       Они не слышат предупреждений и увещеваний, добрых советов и наставлений. Такие дети избегают всякого педагогического воздействия. Испытывая огромные психологические   страдания   и   душевные   муки   от   чувства   "непонятости"   и "исключительности", "трудные" дети практически никогда сами не обращаются за помощью к взрослым.

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"

Сценарий круглого стола"Трудными дети не рождаются, им вовремя просто не помогли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017