Сценарий праздника для первоклассников «Прощай, Азбука!»
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, воспитывать умение слушать друг друга, умение общаться, совместно трудиться.
Оборудование: праздничное оформление класса, запись на доске «Прощай, Азбука!», буквы по количеству детей согласно стихотворению, магнитные буквы, учебник «Азбука», костюмы Азбуки, Бабы Яги, Мальвины, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия:
Ученик 1:
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзья зовем!
Ученик 2:
Заходите, приходите,
День приветливый такой!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Азбукой!
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря трудолюбию, старанию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать по первой вашей книге – Азбуке. Но Азбука познакомила вас не только с буквами. Она учила вас быть добрыми, дружными, воспитанными учениками.
А знаете ли вы, что самая первая «Азбука» была напечатана русским печатником Иваном Федоровым в 1574 году в городе Львове при Петре I.
Ведущий: Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без азбуки, друзья
Ведущий: Ребята, подождите! Праздник начался, а самого главного гостя – Азбуки – нет. Давайте, ребята, позовем её.
Все: Азбука! Мы ждем тебя!
Ведущий: Не идет. Давайте позовем её по-другому. Пусть буквы встанут рядомтак, чтобы получилось слово “Азбука”. Прочитаем это слово громко хором, по слогам.
Азбука: Здравствуйте,
дети!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучить хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Ведущий. Дорогие ребята, вот и закончили мы читать первую в вашей жизни книгу. В этот день все первоклассники отдают салют этой мудрой книге - Азбуке.
Азбука: Знаю я: у вас на полке
Много разных книг стоит.
Только в этом мало толку,
Коль не знаешь алфавит!
Все читают – дяди, тети,
Дома, в школе, на работе,
В самолете и в трамвае,
Даже на ходу читают!
Папы, мамы и братишки –
Все читать умеют книжки!
Буквы все наперечет
Должен каждый знать…
Я приму у вас зачет,
Чтоб поставить «пять»!
Азбука: Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.
(вбегает перепуганная Мальвина)
Мальвина: Караул!!! Обокрали! Мой сундучок, мой волшебный сундучок! Непорядок! Какой непорядок!
Азбука: Мальвина, что случилось?
Мальвина: Сундучок пропал, а в нем мои буквы чудесные, сказки волшебные. Как я теперь вечера длинные коротать буду? Ой-ой-ой! Непорядок! Какой непорядок!
Учитель: Ребята, Мальвина волшебный сундучок потеряла, никто не видел?! Дети (нет)
Мальвина: Мой сундучок баба Яга украла. Ой-ой-ой! Как жить дальше?! Непорядок! Какой непорядок!
Учитель: Мальвина, а почему ты решила, что это именно Баба- Яга?
Мальвина: Мне кот-мурлыка об этом рассказал, а он в избушке живет, на краю сказочного леса. Он же мне и клубочек волшебный дал, чтобы я к вам, первоклашкам, в школу дорогу нашел. Помогите мне, ребята, сундучок у Бабы- Яги выманить. Там буквы мои чудесные, без них мне сказки не прочитать.
Учитель: Ребята, поможем Мальвине найти сундучок с чудесными буквами?! Дети (да)
Учитель: Для этого все буквы, которые забрала у Мальвины Баба - Яга надо вспомнить, а если мы их вспомним, то они сами перебегут от Бабы-Яги к нам в школу. Нам это по силам? Мы сможем вспомнить все буквы Азбуки, которые изучили за эти полгода? Дети (да)
Учитель: Тогда вперёд! Удачи, вам ребята!
Ученик: Разбудите меня ночью в самой серединочке,
Расскажу
вам алфавит без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Их не просто мы читаем - эти буквы мы поем. Слайд 6.
Учитель: На сцену приглашаются буквы: А, Б, В, Г, Д
Слайд 6.На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи.
Ученики: "А"
начала алфавита, тем она и знаменита.
А узнать её легко: ноги ставит широко. Слайды 7-8.
Буква
"Б" с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. Слайды 9-10.
Перед нами буква
"Г".
Стоит подобно кочерге. Слайды 11-12
Палочка. Рядом 2
ровные душки.
Вот и готовы очки для лягушки. Слайды 13-14.
Видны за окнами
дома и дети на дорожке,
А вот сама и буква "Д" на самоварных ножках. Слайды 15-16.
(Появляется Баба Яга с волшебным сундучком, в котором спрятаны буквы и
предлагает ребятам выполнить ряд заданий, чтобы получить буквы).
Баба Яга: Ребята, на страницах Азбуки читали много рассказов и сказок. Проверим: хорошо ли вы их запомнили? Угадайте название сказки. Слайд17.
1.Кто из русских сказок просил: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь»
2. Чья это песенка: «Битый небитого везет?»
3. Кто спрашивал: «Бабушка, почему у вас такие большие зубы?»
4. Любимое лакомство старика Хоттабыча?
5. На чем совершал свое путешествие Емеля к царю?
Учитель: На сцену приглашаются буквы: Е и Ё, Ж, З, И, Й, К, Л.На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи.
Ученики: Е и Ё родные
сёстры, различить сестёр непросто.
Но у буквы "Ё" 2 точки, словно к лесенке гвоздочки.
Слайды 20-21.
Ученики: Эта буква широка,
и похожа на жука
И при этом словно жук, издает жужжащий звук. Слайды
23-24.
На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. Слайды 25-26.
На калитку посмотри: чем она не буква "И"?
Между двух простых досок одна легла наискосок. Слайд 27.
Букву "Й" зовут "и краткой". "Й" как
"И" в твоей тетрадке,
Чтобы "Й" не путать с "И", сверху галочку пиши. Слайд
28.
Сигнальщик держит
2 флажка,
С флажками он как буква "К". Слайды 29-30.
Алфавит продолжит
наш буква "Л"-
Лесной шалаш Слайды 31-32.
Баба Яга: Вижу я буквы вы знаете, сказки помните, а загадки отгадать сможете?
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет-
Там и след кладет. (Карандаш)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
33 богатыря
К нам сюда пришли не зря.
Изучая их секреты,
Ты найдешь на все ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука)
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке?
В ранце- книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он ? (Ученик)
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас,
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это? Назовите! (Учительница)
Учитель: На сцену приглашаются буквы: М, Н, О, П, Р, С. Слайды 33-34.
Ученики: Взявшись за руки, мы встали.
И на "М" похожи стали. Слайды 35-36.
На букве "Н" я как на лесенке.
Сижу и распеваю песенки. Слайды 37-38.
В этой букве нет угла. Оттого она кругла.
До того она кругла. Покатиться бы могла. Слайды 39-40.
Влез на букву озорник.
Он решил, что "П" - турник. Слайд 41.
Буква «Р» - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь. Слайды 42-43.
Полумесяц в небе темном
Буквой "С" повис над домом. Слайды 44-45.
Баба Яга: Я буквы вам отдавать не хочу, поэтому следующее задание будет сложнее: знаете ли выпесню «Чему учат в школе?»? А петь умеете? (Дети поют песню)
Учитель: На сцену приглашаются буквы: Т, У, Ф, Х, Ц. Слайды 46-47.
Ученики: Буква
"Т" стоит на крыше. Телевизор в доме том.
"Т" в антенну превратилась. И на крыше очутилась. Слайды
48-49.
Удобная буква,
удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто. Слайды 50-51.
Всем известно без
подсказки, буква "Ф" как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас. Слайды 52-53.
"Х" -
забавная игрушка, деревянная вертушка.
Деревянная вертушка. Ветру вольная подружка. Слайды 54-55.
Буква "Ц" внизу крючок. Словно с краником бочок. Слайды 56-57.
Баба Яга: Ребята, я сочинила стихи для вас, но они с подвохом, найдите ошибки и исправьте их.
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
От того в тетрадке
Появился гол.
Учитель: На сцену приглашаются буквы: Ч, Ш, Щ. Ъ, Ы, Ь, Э, Ю Слайды 58-59.
Ученики: Да! Вы правильно
решили: "Ч" похожа на 4.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. Слайды
60-61.
Посмотри на букву
"Ш", буква очень хороша.
Потому что из неё можно сделать "Е" и "Ё" Слайды
62-63.
На расчёску
"Щ" похожа:
3 зубца всего. Ну что же: Слайды 64-65.
Баба Яга: Вижу, знаете буквы, хочу задать вам вопросы, а вы отвечаете «Нет» или «Да»
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да).
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет).
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет).
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да).
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет).
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Учитель: На сцену приглашаются буквы: Ч, Ш, Щ. Ъ, Ы, Ь, Э, Ю Слайды 58-59.
Ученики: Из ведра не
просто так нам воды напиться.
Нужен ковшик "Ъ", чтобы не облиться. Слайды
68-69.
А бедняжка буква "Ы" ходит с палочкой. Увы! Слайд 70.
Буква "Р" перевернулась "Ь" обернулась. Слайд 71.
Это "Э" с открытым ртом и большущим языком. Слайд 72.
На арене
укротитель - грозных тигров повелитель.
Он, как буква "Ю" с кольцом, к тиграм смело встал лицом. Слайд
73.
Буква «Я» всегда была всем и каждому мила,
Но советую, друзья, помнить место буквы «Я»!
Учитель: Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Какая буква первая? Слайд 74.
Дети: Буква а.
Учитель: А какая - последняя?
Дети: Буква я.
Учитель: Почему буква я последняя в алфавите?
Ученик:
А
эта буква оттого,
Считается последней,
Что ты себя же самого,
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести,
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря,
Расставил буквы букваря.
Учитель: Вот и вам, ребята, ни в коем случае нельзя хвастаться. Слайд 76.
Ведущий: Азбука и прописи – неразлучные друзья.
Ученики:
В азбуке у Нади, точно на параде,
Гласные, согласные – стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а поодиночке.
Говорить они пытались: и жужжали, и шептались.
Но о чем пойми, попробуй!
Буква «М» мычит коровой, буква «А» сказала: «А?»
- Что ты хочешь, буква «А»?
Но в ответ мне буква «А» тоже спрашивает: «А»?
Вот ещё досада! Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради встретились у Нади
Буква «А» и буква «М», все понятно стало всем.
Буквы рядом ровно, прямо встали честь по чести
И сказали дружно: - МА – МА!
- Вот что значит – вместе!
И теперь у нашей Нади разговор идет в тетради.
В каждом слове, там и тут буквы дружные живут.
Учитель: Пора, Баба-Яга, обещание свое выполнять, ребята все твои задания выполнили - отдавай сундучок!
Баба-Яга: Да, ладно уж, не жалко. Только вы меня в школе оставьте, уму разуму, доброте, красоте научите.
Учитель: Вот и буквы вернулись к тебе Мальвина. И сундучок твой волшебный Баба-Яга отдала, береги его.
Мальвина: Спасибо, ребята, что смогли Бабу-Ягу обхитрить и спасти мой волшебный сундучок. Теперь чудесные буквы, составляя слова, смогут, как и прежде, читать мне сказки.
Азбука: Ребята, так не хочется с вами прощаться, давайте еще немного поиграем
Загадки
а) Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
б) В
этой букве нет угла, до того она кругла.
До того она кругла – укатиться бы могла. (О)
в) С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
г) На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (З)
Испытание «Живые буквы»
Ведущий. У каждого из вас в руках есть буква. Азбука называет слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед, море,дом.)
Испытание «Тир»
Ведущий. У нас необычный тир. Мы стреляем по очереди словами. Слово начинается на букву Ц.
Последний назвавший слово на указанную букву выигрывает.
– Теперь называем слова на букву Т. (Дети отвечают.) А знаете ли вы, что почти четвертая часть всех русских слов начинается со звучных согласных М, Н, Р?
Азбука: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеет отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать все вместе.
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.
Ученик. Буквы все мы твёрдо знаем,
Сами пишем и читаем.
Мы простились с букварём.
Книжки новые берём.
Ученик. Любит школу весь наш класс,
Папы, мамы хвалят нас.
Впереди уроков много –
Ждёт нас дальняя дорога.
Ученик. Надо очень много знать:
Рисовать, писать, читать.
Чтобы жить на радость людям,
Хорошо учиться будем!
Ученик. Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
Азбука. Что ж, меня вы прочитали.
Я старалась помогать,
Все теперь открыты дали,
Нужно лишь вперед шагать.
Знаний целая страна прямо перед вами! (Азбука дарит ребятам книги)
Учитель: Мы простимся с
Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети. Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.