Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"
Оценка 4.6

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русский язык
4 кл
07.04.2019
Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"
В рамках Недели начальной школы мы проводили праздник русского языка с целью: прививать любовь к русскому языку, пробуждать к нему интерес как к учебному предмету; повышать общую языковую культуру, углублять и расширять знания , получаемые на уроках, показать значимость знаний по русскому языку в жизни человека, развивать не только предметные УУД , а и УУД.
Русский язык (3).docx
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках «Неделя русского языка»») Цель: прививать любовь к русскому языку, пробуждать интерес к нему как  учебному предмету; ­повышать общую языковую культуру; ­углублять и расширять знания, получаемые на уроках; ­развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так  и во внеурочное время. Ход праздника Ведущий. Великий, могучий, правдивый, свободный Народной живительной силы родник! Тебе посвящаем мы праздник сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык! «Русский звук» Предком  современного русского, украинского, белорусского языков был  древнерусский. Распад древнерусского языка привел к появлению русского, отличного от  украинского и белорусского. И произошло это более 700 лет назад. Знаете ли вы как возникла русская письменность? Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:   «аз» и «буки». Слово «алфавит» происходит от названий двух первых букв греческого  алфавита: «альфа» и «вита». Алфавит гораздо старше азбуки. Как же и откуда появилась наша азбука? В 9 веке в Византии жили два брата Константин и Мифодий. Они были люди  мудрые, образованные и хорошо знали славянский язык. По просьбе  славянского князя Ростислава греческий царь Михаил отправил их к  славянам, чтобы помочь создать славянскую азбуку. Константин, приняв  монашество, получил имя Кирилл. Кирилл и Мифодий взяли греческий алфавит и приспособили его к  славянским звукам. Наша азбука – дочка греческого алфавита. С кириллицы начав родное слово, И изучив его от А до Я, Нет лучшего, чем языка родного, Пока звучит родимая земля. Она звучит Есенина стихами, Здесь Маяковский, словом режет звук, Любимый Пушкин ежедневно с нами, И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук! Благодарю Мефодия, Кирилла За буквы, звуки, благозвучность слов, Что к языку нам русскому привили Огромную, бескрайнюю любовь! КАК ЦЕРКОВНЫЙ  ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ  Автор В старину учились дети — Их учил церковный дьяк, — Приходили на рассвете И твердили буквы так: Ученики   А да Б — как Аз да Буки, В — как  Веди, Г —глаголь. Автор    И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! 1.   Вот каким пером писали — Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если не было остро. 2. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Автор. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке В школе вы знакомитесь со многими науками. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или  русский язык. Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть  дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная.  Недаром говорится: «Сначала Aз да буки , а потом другие науки»  или «Без грамматики не выучишь и математики».  Прочитайте пословицы. Для чего нужна человеку грамота? Чем «сильна»  грамота?   Какой совет дают пословицы? Классы : пословицы о грамоте (написаны на плакате. Пояснить)     1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой  сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.  4. Век живи — век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Посмотрим и послушаем стихотворение  «О братике Кондратике». Прилежный ученик: На братика Кондратика Разгневалась Грамматика: Грамматика «Каких он букв наставил­ Совсем не знает правил!» Прилежный ученик    К тому ж Кондратик сам Признался раз друзьям: Кондратик: «Люблю я математику И не люблю грамматику, Живу себе не плачу». Автор И сел решать задачу. Прилежный ученик: Смотри­ка ,в самом деле И множит он, и делит. Теперь словами надо Дать объясненье рядом. Автор    Кондратик верно множит, А слов связать не может. И тут он как заплачет: Кондратик «Вот это мне задача! Как разобраться с ними, Тире и запятыми?! Прилежный ученик Грамматика, грамматика — Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без нее Плохое было бы житье! Грамматика : Не составишь телеграмму И открытку не отправишь. Даже собственную маму С днем рожденья не поздравишь! Отправляя поздравленье, Помни правила склоненья, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! Прилежный ученик : Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь! Кондратик Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика, Осилю понемногу я! Автор   Когда на сердце тяжесть И холодно в груди, В страну чудесных правил, В грамматику приди. ГРАММАТИКА    Перелистай страницы­ Поймёшь ты, как велик Свободный и могучий, Прекрасный наш язык. Прилежный  Чтобы верно сказать, Чтоб письмо написать, Надо многое знать, Надо многое уметь .  Кондратик     Ох, как текст некрасив, Если нет запятых, Если строчка крива, Если буква не та. Все   Будем русский учить, Чтобы «5» получить! Русские писатели  и поэты   называли русский язык могучим и полногласным, Кротким и грозным, Пленительным и ласкающим,  Напевным и спокойным, Журчащим неуловимыми ручейками, Сияющим серебряными разливами рек, Духовным и богатым, Красивым и чистым, Интересным и многообразным! Звук колокольчика В начальных классах мы знакомимся с разделом русского языка  «Морфология» МОРФОЛОГИЯ ­ это раздел грамматики, который изучает разные аспекты  слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы  изменения, способы выражения грамматических значениях Сценка «Ленительный падеж». ­ Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое  называется  «Ленительный падеж». Автор Спросили Лежебокина:  Дети – 1. А ну­ка, расскажи,  За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи?  2.Давным­давно все школьники Их знают назубок. Из­за два года выучить  Лишь ты один не смог. Автор Ответил он рассерженно:  Л. ­ В том не моя вина.  Пусть им, сперва, ученые  Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить   Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем­нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой­нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. Автор ­ Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог­то новые Придумать имена? Л. ­ Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный! Дети : ­ Вот какой был ленивый Лежебокин. Автор ­ Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин? Ведущий. Наш следующий вопрос посвящён лексике. Этот раздел науки о  языке изучает слово и его лексическое значение.  Отгадайте загадки 1­А Жеребенок с каждым днем  Подрастал и стал ... (конем). 1­Б Что альбом раскрасит наш?  Ну, конечно ... (карандаш). 2 кл. Кругла, рассыпчата, бела На стол с полей пришла. Ты посоли ее немножко, Ведь, правда, вкусная ... (картошка). 3 кл. Что за скрип, что за хруст?  Это что еще за куст?  Как же быть без хруста,  Если я ... (капуста). 4 кл. Мчусь как пуля я вперед,  Лишь поскрипывает лед,  Да мелькают огоньки!  Кто несет меня? ... (коньки). 4кл. До чего же скучно, братцы,  На чужой спине кататься!  Дал бы кто мне пару ног,  Чтобы сам я бегать мог,  Я б такой исполнил танец!.. Да нельзя, я — школьный … (Ранец) 3 кл. В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел Кто же этот заяц? ... (мел). 2 кл. Стальной конек По белому полю бегает, За собой фиолетовые Следы оставляет. (Ручка) 1­А,Б Сели на странички 33 сестрички, Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят. (Буквы) Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка). Ведущий .  На свете много стран больших И много малых есть, И для народностей любых Язык свой – это честь. А я судьбу благодарю, Мне выше счастья нет, Что вот по­русски говорю Уже 9 лет. Спокоен, весел и певуч, Насмешлив и суров, И беспощаден и могуч И грозен для врагов. Ведущий Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова  наши будут чистыми, вежливыми, культурными.. Давайте будем стараться  доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом. Все, кто любят наш язык, Слово уважать привык, Собрались сегодня в нашем зале, Знания новые искать. Итак, продолжим разговор  о словах, сделаем их своими верными друзьями. Есть  одна мудрая пословица: «Хромое слово­кривая речь».  Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и  уметь с ними обращаться. Когда ты хочешь молвить слово Ты  друг, подумай, не спеши.  Давайте послушаем диалог: «В кабинете врача»    сценка. Доктор: Здравствуйте, молодой человек, проходите в кабинет.  Вася: Привет! Доктор: На что жалуетесь? Вася: Прихворнул я, что­то горло дерёт, башка болит. Доктор: Температуру измеряли? Вася: Да я градусник вчера кокнул! Доктор: А как лечились вчера? Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело. Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас  очень болен язык. Его срочно нужно лечить. Вед. Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь  будет культурной, выразительной, понятной. Слово­это не пустяк. В каждом слове свой костяк Говорите и любите это чудо В школе учат понимать, Что словом нужно выражать Доброту, тепло, любовь, заботу к людям. Не стесняйтесь говорить И «спасибо», и «прости», И «люблю», «целую», «верю», «уважаю». Постарайтесь не грубить, В своём сердце сохранить Слово.  Это то, что сердцем выражаешь. Ведущий :Сейчас мы поиграем в игру «Угадай словечко». Мы читаем  четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово, оно  должно быть с удвоенной согласной. Во мне два К, не забывайте!  Таким, как я, всегда бывайте!  Я ­ точный, чистый и опрятный, Иным же словом... (аккуратный). В конце двойное Л пиши,  А как зовут меня — реши:  Без мастера граненым стал  Блестящий, правильный...(кристалл). Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда Двойное Р содержит он  И называется... (перрон).' Удивительный вагон!  Посудите сами:  Рельсы в воздухе, а он  Держит их усами.(троллейбус). Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей А называюсь я … (хоккей) На большие расстоянья Мчится он без опозданья  Пишется в конце две С, Называется … (экспресс) Раздаётся звон колокольчика, Ведущий Наш следующий  вопрос – по каллиграфии и орфоэпии.  Ведущий Хочу вам напомнить,  Каллиграфия учит нас красиво и аккуратно писать, а орфоэпия – правильно  произносить слова. Сейчас вы услышите и увидите, что бывает, когда ребята  нарушают законы каллиграфии и орфоэпии  Ученик: Я пишу быстрее всех, А потом бывает смех  И ехидные улыбки:  В каждом слове 3 ошибки!  Просто я уже такой  Просто делаю все наспех  И хоть я уже большой  Поднимают меня насмех. Ведущий: Знакомая картина, не правда ли?  Ведущий : Поговорим ,почему так необходимо правильно ставить ударения. Об этом же следующее выступление. Ведущий:  Слово просит… школьный портфель! Портфель: Знакомьтесь: Петя, мой сосед, Ему уже 10 лет Но говорит он до сих пор Не коридор, а коЛидор ДиЛектор входит в кабинет Закрыт магАзин на обед Хозяйка моет стакАны Секёт свеклу Пекёт блины И до меня дошел черёд: Портфель он пОртфелем зовет Но мне не зря родную речь Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: Пусть и его зовут ПетЯ Дети — ПетЯ, —   автор  несется со двора, — дети   Тебе домой идти пора! Дети — Не трогай малыша, ПетЯ, Ведь ты большой, а он дитя. Портфель ­ А я обижен на ребят: — Скажите, в чем я виноват? Я не ругался, не грубил, Я никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня? Ведущий: А вот если вы будете «глотать» слова, то попадёте в ситуацию, подобную  этой. (В сценке принимают участие два человека). 1— Здравствуй! 2— Привет!  1— Что это ты несёшь? 2— Несу разные вещи. ' 1— Несуразные?! Почему они несуразные­то? 2— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял?  Вот, несу мел... 1— Что не сумел? 2— Отстань. 1— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел­то? 2— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет... 1— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? 2— Какая жена? Это у Мишки­то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же  надо будет». Понадобится, значит. 1— Вот оно что.. . 2 А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он  давно ищет. 1— Тамарка? 2— Ага. 1— И — ничего, симпатичная? 2— Красивая! Зеленая такая... 1— То есть как? 2— Зеленого цвета. 1— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые? 2— У кого — волосы? 1— Да у Тамарки­то. 2— Что­о?! 1— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»... 2— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет.  1Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована. 2— Ага, все­таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил. 1— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка  нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай,  некогда мне. 2— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. 1— А ну тебя. 2— Да! Стой, стой! 1— Ну, что еще? 2— Привет передавай. 1— Кому? 2— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! Вед.  И снова маленькая перемена. Давайте отгадаем загадки – в них есть антонимы. Отвечайте хором. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада) Я антоним к слову смех, не от радости, утех, Я бываю поневоле от несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач) Я антоним слова лето, в шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима) Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) Вед.. А теперь вспомним про синонимы Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун) Простое слово промежуток: в театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт) На время что ­ то прекратив, мы называем … (перерыв) 6. Подумайте, как во времена М. В. Ломоносова могли называть  восклицательный знак, чёрточку, скобки? Какой знак вместительный, какой –  удивительный, а какой знак препинания могли назвать единительный? (Во  времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным,  чёрточку – единительным, а скобки – вместительным.) Ведущий 1. Звуковой конкурс. Давайте теперь попробуем слова на язык. А  для этого приглашаются желающие прочитать правильно и чётко  стихотворение М.Яснова «Шумный лес». Что у нас на букву ш? Это шишка шлёпнулась, шурша. Шмель и шершень Шустро шарят в кашке. Шебаршат в шиповнике букашки. Что у нас на букву ш? Шум и шорох возле шалаша. Ну а если полон рот морошки –  Шыроежки и шороконожки! Ведущий 2. Подведём итоги недели русского языка. Что такое русский язык  без красивого написания? Конкурс каллиграфии. Пришла пора узнать  результаты, чьи тетради самые красивые, самые аккуратные. У нас проводился ещё один конкурс диктантов «Король письма».  Вот как  мы оценили ваши работы. Творческий конкурс для каждого класса был свой. Для первого класса:  нарисовать букву в виде предмета или картинки, ребята второго класса  придумывали ребусы, третьеклассники находили высказывания великих людей о русском языке, ребята четвёртого класса писали сочинение на тему  «Зачем нужно изучать русский язык?» Итоги по конкурсам. Советы :стихотворение «Выучи русский язык» 1.Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады родник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! 2.Он твой наставник­ великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познанья кручи, Выучи русский язык! 3.Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово­ свободы зарница, Выучи русский язык! 4.Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово­ Выучи русский язык Я буду говорить небольшой текст, а вы постарайтесь его запомнить: Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. И знаем мы, что этот шар До неба долетит. Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените  движением рук:  сначала заменяется слово «шар», потом слова «небо», «летит», «мы»: ­ «шар»­ круг руками в воздухе, ­ «небо»­ палец вверх, ­ «летит»­ руки в стороны, ­ «мы»­ ладонью показывают на себя, прижав её к груди.

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"

Сценарий праздника русского языка "Слово о словах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019