Данный материал содержит в себе в равной степени практическую и теоретическую составляющую. Раскрывает актуальность данной темы, ее подробное определение с описанием причин, стадий и следствий. Все новые теоретические знания закрепляются практическим заданием, упражнением, что позволяет усвоится данному материалу и проработать на личном опыте.
Семинарпрактикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания
у педагогов ДОУ».
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
1. Приветствие. Актуальность.
Здравствуйте дорогие коллеги!
Рада вас приветствовать, сегодня я хочу представить тему «Профилактика
синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ».
Очевидно, что тема профилактики СЭВ, нужная и востребованная в среде
помогающих профессий.
Мы с вами относимся к помогающим профессиям, готовы к любым
непредсказуемым рабочим ситуациям, по первому зову помогаем другим,
совершенно забывая про себя, про свои потребности и желания. И именно это
является одной из причин эмоционального выгорания. Поэтому данные занятия
жизненно необходимы, для того чтобы уделить время себе, рассмотреть с разных
сторон свои возможности и ограничения. Лучше узнать себя. Спектр своих
потребностей. Откуда. Как. Почему. Что с этим делать, для того, чтобы не
разрушаться, и, в тоже время чувствовать себя реализованным и быть радостным
на том месте, где мы находимся.
2. Принятие правил групповой работы
1. Обращаться друг к другу по имени
2. Принимать присутствующих такими, какие они есть
3. Быть искренними
4. Избегать оценок других
5. Все что делается во время занятии, делается на добровольных началах
6. Активное участие в происходящем
7. Проявлять уважение к говорящему
8. Соблюдать конфиденциальность происходящего
9. Все что происходит – происходит «здесь и теперь».
Упражнение «Поза Наполеона».
3.
Цель: создание работоспособности; диагностика состояния.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты
вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего:
«Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одноиз трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или
большинство участников показали одинаковое движение.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если
большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно
открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую
закрытость или нежелание работать.
4. Информационный блок. (Минилекция про СЭВ).
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и
личностных ресурсов работающего человека.
СЭВ – ответная реакция на длительные профессиональные стрессы
межличностных взаимодействий, включающая три взаимосвязанных измерения:
1. Эмоциональное истощение – ощущения эмоционального перенапряжения и
чувства опустошённости, исчерпанности собственных эмоциональных
ресурсов.
2. Тенденция развивать негативное, бездушное, циничное отношение к
окружающим (деперсонализация).
Снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой,
формирование заниженной самооценки,
осознание не успешности в
профессиональной деятельности.
Главная причина СЭВ – конфликт между ресурсами человека и требованиями,
предъявляемыми к нему им самим и обществом, в результате которого возникает
душевное переутомление, нарушается состояние равновесия.
Наиболее стрессогенными в профессиях «ЧЧ» считаются следующие
профессиональные требования.
Стрессогенные профессиональные требования:
1. Длительное и интенсивное общение, взаимодействие с детьми, их
родителями и коллегами.
2. Недостаточная профессиональная подготовка. Каждый год появляются
новые технологии, требования, знания, которых кажется необходимым для
того, чтобы не чувствовать себя в «хвосте прогресса». Для освоения новых
знаний требуется время, силы и деньги. Особую опасность данный стрессорпредставляет для людей с «комплексом отличника», которым хочется всегда
все знать и делать лучше всех.
3. Эмоциональные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами.
Необходимость контролировать свое эмоциональное состояние.
4. Профессиональная ответственность.
5. Неспособность помогать или действовать эффективно. К сожалению,
усилия педагогов не всегда приводят к положительным результатам в силу
многих объективных и субъективных условий. В этом случае возникает
чувство обиды и раздражения на детей, родителей, коллег или ощущение
собственной профессиональной беспомощности.
6. Изоляция от поддержки коллег.
Невозможность обсуждать свое
эмоциональное состояние или профессиональные проблемы, здесь и сейчас.
7. Недостаточное моральное и материальное стимулирование.
Стадии эмоционального выгорания
(Модель Джеррольда Гринберга)
1. « Медовый месяц».
Воспитатель позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих
стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше
удовольствия и работник становится все менее энергичным.
2. «Недостаток топлива»
Появляется усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной
мотивации и стимулирования у работника снижается интерес к трудовой
деятельности, продуктивность работы. Если мотивация достаточна высока,
используя НЗ (нерастраченный запас) энергии, работник показывает высокие
результаты, но за счет своего здоровья.
3. «Хронические симптомы
Чрезмерная работа без отдыха, приводит к измождению, снижению
иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.
4. «Кризис»
Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к потери
частичной или полной работоспособности; так же усиливаются переживания
по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.
5. «Пробивание стены»
Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут
спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.
Последствия:
• ухудшение качества работы• опоздания, больничные листы, преждевременный уход с работы;
• Текучесть кадров;
• Проблемы со здоровьем, у женщин повышается вероятность ожирения;
• Злоупотребление алкоголем, лекарствами;
• Семейные проблемы: конфликты, разводы.
5. Упражнение «БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ»
Цель : самодиагностика, оценка желаемого и действительного.
Материалы: Листки с двумя кругами, расположенными друг с другом.
Время: Упражнение – 10 мин., обсуждение – 2 мин. на каждого участника.
Инструкция. Шаг 1: "Перегните лист пополам так, чтобы вам виден был
только один круг. Попробуйте на этом круге нарисовать, в каком соотношении
в настоящее время находятся ваша работа (профессиональная деятельность),
работа по дому (семья) и развлечения (путешествия, отдых, увлечения). Не
следует высчитывать для этого соотношение времени, которое вы проводите на
работе и дома. Используйте в качестве ориентира "психологическое время" –
ваши внутренние ощущения. Разделите круг на соответствующее основным
занятиям число секторов так, чтобы размер сектора соответствовал
"психологическому пространству", занимаемому этим видом деятельности".
Шаг 2: "Теперь переверните карточку и на чистом круге нарисуйте идеальное
для вас соотношение разных видов деятельности".
Обсуждение
"Расскажите, пожалуйста, что вы изобразили на карточке. Какие расхождения
имеются между реальным и идеальным положением вещей? Что можно сделать,
чтобы приблизить одно к другому? От кого или от чего это зависит?"
6. Упражнение «Колесо удовольствий».
Цель:
осознание внешних ресурсов,
эмоциональному состоянию.
Ход упражнения:
способствующих позитивному
1. Участникам раздается стимульный материал и предлагается составить
список 8 вещей, которые доставляют удовольствие в жизни.
2. На каждой спице участники отмечают точкой, насколько часто они
позволяют себе испытывать данное удовольствие в жизни (от 0 до 10).
3. Далее точки последовательно отмечаются друг с другом.
4. Сравниваются контуры идеального колеса, с той фигурой, которая
получилась после соединения точек.
Рефлекс:
Расскажите, пожалуйста, что вы изобразили на листке. Какие удовольствия вы
чаще всего испытывайте в жизни? Какие наименее? Может ли ваше колесокатится по жизни? Какие чувства оно у вас вызывает? Что бы вам хотелось
изменить? Перечислите (подумайте…) шаги, которые вам необходимо сделать,
чтобы достичь желаемого.
7. Упражнение «Самоанализ»
Цель: Проведения самоанализа, внутренней оценки и восполнение запаса
ресурсов.
Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части.
Инструкция:
1 столбик. Дать десять ответов на вопрос: « Кто я такой?». Сделайте это
быстро, записывая первое, что приходит в голову.
2 столбик. Нужно ответить на тот же вопрос, если бы на него отвечали твои
близкие (выбери когото конкретно).
3 столбик. Ответить на тот же вопрос, если бы на него отвечал участник группы,
сидящий с лева от тебя.
Теперь сложи листочек так, чтобы небыли видны твои записи и передай соседу
слева.
Получив лист от соседа, в оставшемся пустом столбике запиши десять ответов на
вопрос: «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?
После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно
зачитывается характеристика из 4 столбика, а группа должна определить про
кого идет речь (писавший молчит).
Обсуждается, насколько человек согласен с данным портретом. Затем, когда все
листы розданы, участники самостоятельно сравнивают ответы всех 4 столбцов,
анализируют сходства и различия.
8. Упражнение « 16 Ассоциаций».
Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок.
Предлагается подумать о трудностях или имеющейся проблеме связанной с
работой. И в первой колонке записать 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во
второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их
попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое
слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке
получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с
тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в
третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней,
пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо
изобразить в виде схематического рисунка.Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от
работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо
сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки
зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.
9. Информирование участников группы о способах
саморегуляции:
Первые способы которые мы рассмотрим, это:
1) Способы, связанные с управлением дыхания.
Роль дыхания в управлении стрессом:
Дыхание – это естественный процесс регулирования нашего психофизического
состояния, поскольку вдох активизирует работу больших полушарий мозга, а
выдох – вызывает торможение в их работе;
Дыхание – это единственная вегетативная функция, которая подчиняется
контролю сознания. Мы не можем сознательно управлять работой внутренних
органов, однако, управляя дыханием, мы оказываем воздействие на
деятельность других органов и систем;
Саморегуляция дыхания может быть использована нами в любых ситуациях (в
момент выступлений, при общении с разгневанным родителями или коллегой и
заведующим, когда нас окружает много людей), т.к. не требует каких то
особых условий для выполнения (тишины, уединения и т. п.);
Дыхание является чувствительным индикатором уровня стресса и
напряженности организма в целом. Именно поэтому контроль дыхания
позволит нам быстро обнаружить начало стрессовой реакции.
Техника управление дыханием.
Лёжа или сидя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и
сосредоточьте свое внимание на дыхании. На счет 1234 делайте медленно
глубокий вдох (при этом живот выпячивается в перед, а грудная клетка не
подвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем
плавный выдох на счет 123456; снова задержка перед новым вдохом на счет 1
234. Уже через 35 мин. такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало
намного спокойней и уравновешенней.
Техника дыхания «Пушинка».
Представите, что перед вашим носом на расстоянии 1015 см. висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
2)
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Методы релаксацииВ обычной жизни мы напрягаем мышцы, чтоб подготовить организм к действию.
Однако состояние стресса часто вызывает сильное напряжение определенных
групп мышц, хотя никакого действия после этого не происходит. В результате в
мышце образуется мышечный зажим. Техники релаксации направленны на
осознание мышечных зажимов и развитие навыков расслабления мышц.
Характеристики глубокой релаксации:
замедление и углубление дыхания;
замедление сердцебиения;
увеличение притока крови к конечностям;
расслабление мышц;
нормализация деятельности гормональной системы.
замедление и нормализация обменных процессов;
Реакция релаксации вызывает не только снижение мышечного напряжения и
уровня холестерина в крови, но и изменяет артериальное давление, частоту
сердечных сокращений, снижение темпа обменных веществ и некоторые другие
физиологические показатели.
Краткий вариант прогрессивной релаксации:
Упражнение «Расслабление в 12 точках»
Начните с плавного вращения глазами – два раза в одном направлении, а затем
в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем
переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая
окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните
несколько раз, расслабьте челюсть. Покачайте головой из стороны в сторону, а
потом покрутите ею. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя
кисти рук. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике
вперед – назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем
икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы
таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Выполнение этого упражнения позволяет снять напряжение в 12 точках. Его
можно повторять в течение дня несколько раз.
«Высокий забор»
Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону
которого стоит фруктовый сад. В заборе выломана одна доска и вам нужно
проникнуть в сад через эту узкую щель, так чтоб не занозить себя. Втяните живот
как можно сильнее и аккуратно начинайте пролазать через эту щель. Сильнеевтягиваете живот и убирайте все выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту
сторону забора, расслабьте мышцы живота, максимально как это возможно. Ваш
живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления….3 раза.
«Волна расслабления»
Примите удобную позу, представите, что вдоль вашего тела идет волна
расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда
вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна
расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите сквозь себя несколько волн
расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими.
Поночалу, пока вы не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления,
проходящей по телу сверху вниз.
Это упр. Надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет
выполнять в любом положении.
10. Минилекция о способах саморегуляции, связанных с воздействием
слова:
1) Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому
себе. Применяется когда необходимо вести себя определенным образом, а
это достаточно трудно. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!»
это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.
2) Метод самовнушения (самопрограммирование)
Самовнушение это методика внушения какихто мыслей, желаний,
образов, ощущений, состояний самому себе.
Основными средствами психологического воздействия в методах
самовнушения являются словесные формулировки, произносимые в
дремотном состоянии, в сочетании с яркими образами, которые вызывают
регуляцию различных физиологических процессов.
Правила составления формул самовнушения:
формула должна представлять собой краткую формулировку цели, который
мы хотим достичь («Я спокоен», «Я здоров» и т.д.);
формула составляется в первом лице;
формула должна быть простая и короткая и всегда носить позитивный
характер;
формулы произносятся на выдохе, если они короткие, или проговариваются
с учетом дыхательного ритма, например, на вдохе – «Я», на выдохе –
«спокоен».
Методика использования метода самовнушения: перед проведение самовнушения важно расслабится, принять удобную позу
и закрыть глаза;
самовнушение должно осуществляться без особых волевых усилий, как бы
играя, несерьезно;
формула произносится шепотом, монотонно, без напряжения, но так, чтобы
человек обязательно слышал то, что говорит;
формула повторяется 2030 раз 23 раза в день в течение нескольких
месяцев;
самовнушение может использоваться в любой обстановке и в любое время
(наилучшим временем считается «просоночное» состояние – утром при
пробуждении и вечером перед сном).
Примеры формул:
«Сейчас я чувствую себя лучше»;
«Я могу управлять своими эмоциями»;
«Я управляю собой в любых обстоятельствах»;
«Я совершенно спокоен»;
«Я могу положиться на себя»;
«Я все сделаю»;
«Я все смогу»;
«Я на правильном пути»;
«Я быстро худею»;
«Я справляюсь с этой проблемой».
3) Самоодобрение.
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со
стороны. Это особенно в ситуациях повышенных нервно – психических
нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому
важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов
целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»,
«Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течении
рабочего дня не менее 35 раз.
11.Упражнение «Это здорово!»
Цель: обработка навыка самоодобрения и получение эмоциональной
поддержки от членов группы.
Ход выполнения
Участники становятся, образуя круг. Каждый по очереди выходит в центр
круга и заявляет о любом своем качестве, умении, таланте, начиная со слов: «
Я молодец, потому что…». Стоящие вокруг него участники хором отвечают:
«Это здорово!» и одновременно протягивают в перед руку с поднятым вверх
большим пальцем.
При обсуждении выясняют: Что понравилось больше: быть в центре круга и получать позитивную
поддержку от других или поддерживать окружающих?
Что чувствовали, стоя в центре круга?
Что вы чувствовали, давая поддержку другим?
12.Упражнение « Позитивные послания».
Цель: выявление позитивных посланий, полученных в детстве, и осознание
влияния этих посланий на дальнейшую жизнь человека.
Ход упражнения:
1. Предложить участникам группы приготовить ручку и бумагу.
2. Попросить схематически изобразить себя в детстве любым способом,
который кажется выразительным.
3. Вспомнить позитивные послания, которые услышали или почувствовали,
когда были детьми.
4. Записать эти послания на листе бумаги, в любом месте. Рядом с посланием
5.
написать, от кого оно исходило, включая их самих.
Обсуждение на группе об итогах задания.
Рефлексия.
Трудно или просто было выполнять задания?
Какие чувства вы испытывали при выполнении задания?
Сыграли ли какуюлибо роль данные послания в вашей жизни?
13.Информирование об эффективности позитивного мышления.
Позитивное мышление влияет на выбор копинг – стратегий, а склонность
мыслить позитивно является важным ресурсом стрессоустойчивости.
Необходимо отметить:
то, как мы думаем, особенно о здоровье, может изменить наше здоровье;
оптимисты гораздо реже подхватывают инфекционные болезни, чем
пессимисты;
у оптимистов обычно более здоровые привычки, чем у пессимистов;
наша иммунная система лучше функционирует, если мы настроены
оптимистично;
есть свидетельства, что оптимисты живут дольше пессимистов.
Если вы хотите решать проблемы, то должны мыслить и говорить только в
позитивном ключе, в стиле «можно сделать». Люди, овладевшие навыками
позитивного мышления, воспринимают возникшую проблему как возможность
развить свое умение справляться со сложными ситуациями. Такая установка
помогает ставить и решать любые задачи. Если вы делаете сознательное усилие,
заставив себя думать о трудной ситуации в позитивном ключе, то у вас
появляется возможность преобразовать чувство уныния в надежду. Позитивное
мышление укрепляет вашу веру в собственные силы и создает положительный
настрой, потому что: вы получаете возможность рассматривать затруднительную ситуацию более
здраво;
ваше настроение и чувства подчиняются этой приобретенной манере
мышления, к вам приходит оптимизм, надежда и вера.
Алгоритм формирование позитивного мышления:
1. В каждом предложении найдите слово с отрицанием или негативным
смыслом.
2. Исключите это слово или перефразируйте предложение так, чтобы оно
звучало позитивно, позволяя «проявиться» вашему желанию.
3. Чтобы сделать свое желание более реальным, добавьте к позитивному
высказыванию конструкцию с «если…» или «когда».
Рассмотрим пример: Есть предложение «Никогда этого не переживу».
1. Отрицательные слова: Никогда. Не переживу. Исключите их из
предложения и измените его так, чтобы оно выражало ваше желание.
2. Желание, сформированное позитивно: «Я это переживу».
3. Добавить к полученному предложению чтонибудь, делающее его
более реалистичным.
Например: «Я это переживу, если получу
квалифицированную помощь», или любой другой вариант в соответствии
с вашими обстоятельствами. С этого начинается решение проблемы.
Обратите внимание на то, что исходное предложение указывает на чувство
отчаяния, тогда как заключительное несет заряд оптимизма.
14.Упражнение «Взгляд оптимиста»
Цель: оптимистичное восприятие проблемных жизненных ситуаций.
Ход упражнения: Перед началом выполнения задания можно прочесть строки,
написанные Омаром Хайямом:
«В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь;
Другой — листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…»
Каждому участнику предлагается одна из следующих проблемных ситуаций:
Руководитель отчитал Вас за плохо выполненную работу.
На работе задержали заработную плату.
Вы внезапно заболели.
Ваш муж ушел из семьи.
Вы попали под сокращение.
Вас вызвали к директору школы по поводу плохого поведения вашего
ребенка и т. д.
Задача участников – найти позитивные моменты в предложенной ситуации. Далее
каждый участник озвучивает итоги выполненного задания.
Например ситуация: Вы попали под сокращение. Хорошая возможность заняться чемто другим, сменить род профессиональной
деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
Возможность саморазвития и т. д.
Рефлексия.
Трудно ли было выполнять задание?
Считаете ли вы данное упражнение полезным?
Открыли ли вы чтото новое для себя?
15.Упражнение «Улыбка»
Цель: обучение способу коррекции эмоционального состояния.
Ход упражнения.
Информирование:
Улыбка в нашей жизни играет важную роль. Вопервых, это замечательный
способ в установлении контакта с окружающими людьми, а вовторых, она
служит одним из способов коррекции нашего эмоционального состояния. Во
время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на
нервную систему. Даже если вы способны только вымученную улыбку, вам от
нее все ровно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус только мышц
всего лица, а это в свою очередь, изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их
в нужное русло. Постарайтесь в течении дня найти время и посидеть
несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При
этом на вашем лице обязательно должно быть улыбка. Если вам удастся
удержать ее 1015 мин., вы сразу почувствуйте, что успокоились, а ваше
настроение улучшилось.
Далее участникам группы предлагается выполнить озвученные рекомендации.
В заключении можно прочесть следующие строки:
«УЛЫБНИСЬ... если дождь за окном не кончается...
УЛЫБНИСЬ... если чтото не получается...
УЛЫБНИСЬ... если счастье за тучами спряталось...
УЛЫБНИСЬ... если даже душа поцарапалась...
УЛЫБНИСЬ... и увидишь..., тогда все изменится…
УЛЫБНИСЬ... дождь пройдет, и земля приоденется...
УЛЫБНИСЬ... и печаль стороною пройдет...
УЛЫБНИСЬ... и душа, как бутон, расцветёт!!!»
16.Упражнение «Вредные советы».
осознание собственных стереотипных деструктивных способов
Цель:
провокации стрессовых ситуаций.
Ход упражнения.
Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде
соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот». Примеры «советов».1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит
стоя – значит, голова все время работает.
2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это
позволит скорее дойти до предела.
3. Отогнать любую мысль о чемнибудь приятном. Все, что доставляет
удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица
должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно
реже поднимать голову; направление взгляда – только в землю.
Рефлексия.
Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
Каковы были последствия?
17.Способы связанные с использованием образов
Большую часть жизни мы используем логическое мышление для анализа наших
проблем и для улучшения адаптации к жизненным ситуациям. Визуализация
активизирует работу правого, образного полушария, что само по себе
уравновешивает и гармонизирует работу мозга. Известно, что наше тело
реагирует на мысленные образы так же, как на реальные события. Если мы будем
представлять себе, как разрезаем желтый сочный лимон, мы тут же почувствуем
выделение слюны во рту. Сегодня доказано, что визуализация может вызвать
изменение скорости в крови, концентрацию сахара в ней, влияет на процесс
пищеварения и работу сердца, способна изменить мышечный тонус, даже
воздействует на иммунную систему. Следовательно, используя направленное
воображение, мы можем программировать работу нашего тела и психики.
Чтобы использовать способы саморегуляции, прибегайте к следующему:
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали
себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации.
Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого
запоминайте зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы,
лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, шум дождя,
музыка); ощущения в теле (что вы чувствуйте: тепло солнечных лучей на
своем лице, брызги воды, запах цветущих цветов, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости сядьте поудобнее, по
возможности, закрыв глаза; дышите медленно и глубоко; вспоминайте одну
из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все
сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте
внутри этой ситуации несколько минут; откройте глаза и вернитесь к
работе.
18.Ритуал завершения занятия.
Продолжите фразу: « Сегодня я …». И оцените эффективность занятия для себя,
по пятибалльной шкале.