Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"
Оценка 5

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Оценка 5
Разработки курсов +1
doc
русский язык
6 кл
14.04.2017
Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"
Описание сценария учебной ситуации по теме "Разносклоняемые существительные". Работа была представлена на конкурсе Учитель года-2012, в номинации "Строим школу будущего". Форма урока: урок-исследование. 6 класс.1. Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация. Урок-исследование. 2. Название учебной ситуации. В каком классе организуется ситуация? Урок- исследование по теме «Разносклоняемые имена существительные». 6 класс. 3. Единица содержания.сценарий
Сценарий учебной ситуации.doc
1. Форма организации образовательного процесса, в рамках которого строится ситуация.   Описание сценария учебной ситуации.   Урок­исследование. 2. Название учебной ситуации. В каком классе организуется ситуация?  Урок­ исследование  по теме «Разносклоняемые имена существительные». 6 класс. 3. Единица содержания.  Разносклоняемые существительные ( предметная единица содержания).  Различение склонений существительного по общим грамматическим и морфологическим признакам. Тип содержания образования:   деятельностный и частично мыследеятельностный, так как наряду с системой знаний, соответствующих программе по русскому языку,   на уроке ведется  работа со способами мышления и деятельности, а также предусмотрен этап рефлексии­   (Метапредметная единица содержания).   Учитель не даёт понятие «Разносклоняемые имена существительные», а развивает учебно­ познавательные компетенции: привлекает ученика к самостоятельной  познавательной деятельности­ развивает умение организации  анализа учебного материала, самооценки учебно­познавательной деятельности. Развиваются целостно­смысловые компетенции: умение выбирать целевые установки для   своих   действий,   обеспечивается   механизм   самоопределения   ученика   (самостоятельно   вырабатывает   траекторию   деятельности,   принимает решения).   На   уроке   развиваются   информационные   компетенции:   формируются   умения   самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать необходимую информацию. Коммуникативные компетенции прививают навыки работы в группе. На данном уроке большое внимание уделяется мотивации: желанию работать, внутреннему побуждению к деятельности, умению полагаться на себя. Развивается познавательная, коммуникативная и личностная активность школьников, умение анализировать, принимать конструктивные решения, осуществлять отбор информации, работать в группе, сотрудничать,   умение   слушать   и   слышать.   Развивается   лингвистическая   компетенция:   формируется   такое   лингвистическое   понятие,   как разносклоняемые  имена существительные.  Формируется языковая компетенция: умение правильного  произношения, правописания,  употребление разносклоняемых   имён   существительных.   Коммуникативная   компетенция:   навыки   развёрнутого   высказывания.   Культуроведческая   компетенция: осознание особенностей русского языка, его уникальности. 4. Схема единицы содержания в соответствии с названным типом содержания. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НА ­МЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ­ПУТЬ 5. Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц типа содержания.       Урок проводился  в первом  полугодии, 2 учебной четверти 6 класса, в разделе  «Морфология». 6. Схема системы единиц с указанием  в ней места осваиваемой  единицы.  СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1 склонение 2 склонение 3 склонение Разносклоняемые  существительные 7. Технология, обеспечивающая освоение единицы содержания. Задачная форма организации учебного процесса. Используя данную технологию, учитель  формирует у детей способы  контроля и  самоконтроля. Попадая в ситуацию затруднения, когда невозможно получить результат сразу, имея уже определенные накопленные знания,  учащиеся самостоятельно выстраивают способ, в результате рефлексии приходят к выводу  необходимости пошагово контролировать свои  действия для  решения поставленной задачи. В результате приходят к выводу о необходимости контроля для достижения результата. 8 . Схема выбранной технологии. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ  ЗАДАЧИ РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ  ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  ИЗУЧАЕМОГО  ПОНЯТИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ  ОБЩЕГО СПОСОБА  УМСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКРЕТИЗАЦИЯ  ИЗУЧАЕМОГО  ПОНЯТИЯ РЕФЛЕКСИВНО­ ОЦЕНОРЧНЫЙ ЭТАП 1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо  явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. 2. Решение учебной задачи. Решение учебной задачи складывается из нескольких компонентов (заданий), наборы которых меняются в  зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно только, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и  каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися (задание 1 ­ вывод, задание 2 ­ вывод и т.д.). 3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). Третий компонент структуры урока ­ моделирование  содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. 4. Моделирование общего способа умственной деятельности. Это своеобразная пошаговая инструкция по выделению изучаемого понятия из  массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем,  чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время  тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на  каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д. 5. Конкретизация изучаемого понятия. Это тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия. Выполняя их, школьник обращает  внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом  проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание. 6. Рефлексивно­оценочный этап. При  котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого  понятия и общего способа умственной деятельности. Большое внимание в данной технологии уделяется формированию у учащихся умения  высказывать и проверять свои предположения, овладевать понятиями в их взаимосвязях , умения анализировать и исследовать причинно­ следственные и логические связи. Важно приучать школьников давать обоснованные ответы не только на вопрос «почему?», но и «почему именно  так, а не иначе, учить детей обмениваться мыслями о способах решения учебных задач не только с товарищами, но и в «споре с самим собой». 9. Учебный материал.  «ситуационные» упражнения;  проблемная ситуация:   Презентация;  Формула (алгоритм);  Толковый словарь;  Фразеологический словарь;  Тестовое задание;  Задания разного уровня сложности. 10. Подведение итогов занятия.  Подведение итогов проводится в форме рефлексии. Выясняется,  над какой темой работали. Что узнали. Чему научились. Обсуждение итогов урока самими учащимися. 11. Изложение сценария занятия в произвольной форме. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1. Мотивация.  Примерное  время 1 мин. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Проверяют готовность к уроку. На прошлом уроке мы повторили изученное о существительном в 5­м классе. Но ведь на карте этой  замечательной страны Существительное есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать,  открыть.  – Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые,род, склонение). – А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного? 2. Введение в тему. 3 мин ­ Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы ­ детективное агентство. ­ Чем занимаются в детективных агентствах?  Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Неизвестное лицо прислало нам  материал для расследования. Давайте посмотрим, что находится в конверте?  (открываю  на  интерактивной  доске карточку с разносклоняемыми существительными). Отвечают на поставленные  вопросы. Учащиеся высказывают свои  предположения.    Бремя    Время     Вымя    Знамя                                                Имя    Племя      Семя  Стремя      Темя Ребята, что это за слова? Вы понимаете,  для чего  их  нам прислали? Чтобы понять это, нам нужно ответить на вопросы (на доске написана тема урока «  Разносклоняемые существительные», но она закрыта девятью карточками с цифрами от 1 до 9). ­ Перед вами зашифровано название. Чтобы расшифровать, нужно вспомнить известные вам  Путь сведения (по мере ответов на вопросы на доске открываются карточки). 1. Дайте определение имени существительного. 2. Как изменяются существительные? 3. Какие существительные называют собственными? 4. Какие существительные называют одушевленными? 5. Сколько склонений у существительных? 6. Какие существительные относятся к 1 склонению? 7. Какие существительные относятся ко 2 склонению? 8. Какие существительные относятся к 3 склонению? 9. Какую роль выполняют существительные в предложении? ( На доске открывается запись « Разносклоняемые существительные»). ­ Ребята, так что же за слова нам прислали? (ответы). Запишите сегодняшнее число, тему урока и эти  слова, которые называются разносклоняемыми существительными. ­ К какому роду относятся существительные на ­мя? А существительное «путь»? ­ Ну что ж, пока наше расследование идет успешно. Давайте познакомимся со следующими документами Проблемная ситуация:  Запишите слова: Сторож, мышь, время, путь.                                                                        Определите склонение этих существительных. ­ Какие слова вы не смогли отнести к 1, 2, 3 склонению? Почему? С какой проблемой столкнулись? ­ Какие   пути решения предлагаете? Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2­го склонения, 3­го склонения и то  существительное, склонение которого не смогли определить.  Выделите окончания. 2 ученика работают на доске.  Ученики высказываю версии. В  сущ. Сторож и мышь склонение  определяется легко, а в двух  других может быть разным. (  По мере  поступления ответов открываю  таблицу «Склонение существительных на –мя»). Падеж Склонение Разносклоняемые И. Р. Д. В. Т. П. 2­е сторож сторожа сторожу сторожа сторожем о стороже 3­е мышь мыши мыши мышь мышью о мыш    и время времени времени время временем о времен    и путь пути пути путь путём о пут    и Выход из ситуации затруднения: Ребята, кто может расшифровать этот документ  Какой вывод можно сделать по таблице?  (выслушиваются мнения  учащихся, обращается внимание  на падежные окончания  разносклоняемых  существительных, сравниваются с окончаниями существительных 2­ го и 3­го склонения). Предлагают версии, делается  вывод о том, что в родительном,  дательном и предложном падежах единственного числа эти  существительные имеют  окончания существительных 3­го  склонения ­ и, а в творительном  падеже принимают окончания  существительных 2­го склонения  ­ ем (­ём). Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называют разносклоняемыми?  Вывод:  Попробуем вывести формулу  правописания разносклоняемых существительных. Окончание «и» в родительном,  дательном и предложном падежах имеют существительные 3­го  склонения; Окончание «ем» в творительном  падеже имеют существительные  2­го склонения. Десять существительных на –мя и существительное «путь»–  разносклоняемые, потому что  имеют окончания разных  склонений (третьего и второго) Ученики предлагают свои  формулы, записывают на доске.  Далее проводится дискуссия, чья  формула наиболее точно  отражает правило. Задание №1. Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану их перечислять, вы сами их  выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите.  Есть  история про племя прилепив перо на темя, Лишь   весной наступит время, над собою поднял знамя, Племя мирно сеет семя, раздувает распри пламя: Хоть пахать и сеять ­ бремя. призывает все опять У коровы полно вымя. не работать ­ воевать. Папуаске нужно имя но не хочет племя вновь. Для сынишки сочинить проливать напрасно кровь. И корову подоить. всем милее мирный путь. Но вожак их ­ ногу в стремя, сказку нашу не забудь.  ­ Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что­нибудь общее? (заканчиваются на –мя)  Значение каких слов вам не понятно?(бремя, стремя, темя). ­Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? Найдите их толкование.  ­Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных? Физкультминутка  Вы, наверное, устали?  (Учащиеся читают толкование  слов по словарю учебника). 1 мин Выполняют  движения вместе с учителем. Ну, тогда все дружно встали.  Ножками потопали,  Ручками похлопали.  Покрутились, повертелись  И за парты все уселись.  Глазки крепко закрываем,  Дружно до 5 считаем.  Открываем, поморгаем  И работать продолжаем.   Задание №2 Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на –мя. Не повторяйтесь! Задание №3 Задание №4. Творческая работа  –  Известны вам эти выражения, а как они называются? – Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые  существительные.  – Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический  словарь»)  – Ваша задача вписать свою строку в историю,составив предложения с этими  фразеологизмами,опираясь на информацию фразеологического словаря на слайде. Задание №5 Дополнительное задание: Придумать предложения с фразеологизмами:  СТРЕМЯ В СТРЕМЯ,  ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ,  СТАТЬ ПОД ЗНАМЯ  Задание №6 Исправить ошибки  Время было в обрез.  У тебя нет время поговорить в обрез.  Сколько время прошло?  Задание №7 Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?  • Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?  1. Назовешь точное время  Для сильных учащихся Для сильных учащихся 2. Скажешь: «Надо говорить – который час?»  3. Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»    Проверка уровня усвоения материала: Тест.  В какой строке на месте пропуска надо поставить одну и ту же букву? 1. По лестниц.., для арми... 2. Без искренност.., нет времен.. 3. В ине.., на пристан.. 1) В какой строке правильно указаны постоянные морфологические признаки  существительных? 1. Из проруби – нариц., неодуш, ж. р, 1 скл. 2. Без имени – нариц, неодуш., разноскл. 3. Для Лены – собств, одуш, 2 скл. 2) В каком ряду на месте пропусков во всех словах надо писать букву И? 1. На площад.., для арми.., в проруб.., в племен.. 2. Для математик.., нет времен.., в овраг.., из тарелк.. Рефлексия. А). Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый  простой вариант (учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого,  нейтрального и грустного.   30 сек Дети  работают в оценочных  листах: Выбирают рисунок, который  соответствует их настроению.  (отмечают знаком +) Б). Рефлексия содержания учебного материала (прием незаконченного предложения) Сегодня я узнал… Теперь я могу… Урок для меня показался… Было трудно… Постановка домашнего задания.  Найти  русские народные  пословицы с разносклоняемыми существительными.   Подведение итогов урока. Выставление оценок. Общее время:                                                 3­5 мин Учащиеся дописывают  предложения. Записывают задание на дом. Индивидуальное  1 мин 1 мин  ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Из Толкового словаря В.И.Даля ВРЕМЯ ср. — длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время года — весна, лето, осень или зима. Время дня — утро, полдень, вечер, полночь. Пора, година, срок. Знай время и место. ВЫМЯ  ж. — женские груди животных, сосцы у самок, молочные железы с мешковатыми покровами своими.  Коровье вымя. Собачье вымя — болезнь у человека, нарывы в железах под мышками; волчье вымя — то же, когда прикинется антонов огонь. Не выменем доит корова, а рылом — кормом. Нужды нет, что плохо имя, было бы хорошо вымя — приданое. Курячье вымя, свиные рожки — ничего нет.  ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. И я в темя не колочен (не дурак). Темяшить и темя(е)сить кого — бить, колотить кулаками; ­что и в кого, в голову кому — втемяшить; вбить. СЕМЯ ср. — вещество, содержащее в себе зародыш животный или растительный. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Потомки, нисходящее поколенье. Краденые семена лучше родятся. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Семя —­яички насекомых, пчел. Корень, начало, основанье, причина нравственная, духовная. Крапивное семя: брань. Блошиное семя, воробьиное семя, канареечное семя, пузырное семя — растения.  СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Встарь бывали и серебряные стремена, а киргизы любят зимою деревянные, ноге теплее. Вступить в стремя — выйти из младенческого возраста. Вступить в отцовское стремя — пойти по следам отца. ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. Приплод. Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского, русского, немецкого племени — родители, либо предки оттуда родом. Видоизмененье, отродье, порода, раса. У него ни роду, ни племени — никакого родства.  Знамя ср. стар. — знаменье, знак, признак, примета; печать, клеймо, тамга, тавро, подпись или рукоприкладство; вид для пропуска, ярлык, паспорт; рубец, пятно, например, от чумы; чертеж, изображенье, рисунок, для объясненья чего­либо; знамя, в церковном пении: крюк, знак, выражающий звук, ноту или наголосок; отсюда знаменное пение. Ныне: полотнище на древке, жалуемое полкам и другим частям войск, для почета и как сборный знак во время боя; военная хоругвь, прапор; у конницы: штандарт, значок; на судах и крепостях: флаг.  ИМЯ ср. — названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя предмета — названье; имя животного — кличка; имя человека —­ собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло — которое встарь не оглашалось; отчество или вич; прозвание, родовое — фамилия; прозвище — данное в семье или народом в прибавку к родовому. Крестное, ангельское дается по Святому, но иных обычных имен нет в Святых: Богдан, Нектарий, Ростислав, Рафаил, Серафим, Болеслав, Воин и пр.

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"

Сценарий учебной ситуации. Учитель года-2017 (номинация "Строим школу будущего"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017