Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
29.05.2017
• Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений на примере рок оперы Эндрю Ллойд Уэбера "Иисус Христос суперзвезда". Темы дружбы, любви, понимания - это вечные темы, которые всегда актуальны.• Это тема, которая развивает эмоционально-осознанное восприятие музыки, воспитывает способность видеть красоту силы духа и силы любви, учит умению сострадать и сочувствовать.
Вечные темы.docx
Вечные темы
Художественнопедагогическая идея:
Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков произведение,
цель произведения музыка,
цель музыки духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства Человек.
А.Шнитке.
Цель урока:
Восприятие и осознание школьниками музыки как образного
воплощения общечеловеческих ценностей, социальнодуховного опыта
поколений.
Задачи:
Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рокопера);
Развивать эмоциональноосознанное восприятие музыки.
Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви,
умение сострадать, сочувствовать.
Музыкальный материал:
Э. Л. Уэббер "Иисус Христос суперзвезда".
Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)
К.Кельми "Замыкая круг".
Художественный материал:
И.Крамской "Христос в пустыне".
Н. Ге "Христос и Пилат".
Дионисий "Распятие". Л.Да Винчи "Тайная вечеря".
Слайдовая презентация урока.
План урока:
Этапы урока
1 Создание проблемнопоисковой ситуации
4.00
2 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.
5.20
3 Обсуждение музыкального образа
4 Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке
5 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.
5.00
4.00
5.20
6 Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в
10.00
литературе, живописи, музыке.
7 Обсуждение позиции авторов рокоперы.
8 Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"
9 Рефлексия
4.00
4.00
4.00 Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела
Чем больше в огонь вы положите дров
Тем больше вернется тепла
Омар Хайям
Ход урока
У: Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?
Д: Чаша.
У: Что такое чаша, дайте определение этому предмету.
Д: То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.
У: В словаре Ожегова сказано: "Чаша сосуд для питья". (Слайд №2)
Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того,
как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на
слайде№3).
У: Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?
Пить горькую чашу (испытывать несчастья).
Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).
Дом полная чаша (в доме изобилие, всего много).
Испить смертную чашу (умереть). Чаша весов склоняется в какуюлибо сторону (принимается то или другое
решение).
Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена
не жидкостью, а жизненным содержанием.
В Индии есть очень одно мудрое изречение:
Хочешь узнать человека, тогда задень его
Человек – это сосуд,
чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него
Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?
(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)
У: Каким представляется вам образ человека в музыке?
Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от
отчаяния).
У: Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому
стилю её можно отнести?
Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю
прозвучавшее произведение можно отнести к рокмузыке.
У: Вы правы. Прозвучал фрагмент рок оперы.
Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок опера. Что может, по
вашему мнению, объединить два столь различных направления в
музыке? (Слайд №4).
Д: Желание композиторов сделать доступным современному слушателю
оперное искусство.
У: Опера это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам.
Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была
разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными
декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно
мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном,
легкомысленном Герцоге и его окружении. А рокмузыкаэто способ заявить о
проблемах общества. Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений
молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В
рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально
одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности
раскрытия содержания.
Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому
использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и
музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера
театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно
световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок оперы
внутреннее единство музыки и драматического действия [4,58 с].
У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок оперы "Иисус Христос
суперзвезда". Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей
сенсацией ньюйоркского театрального сезона, обозначив в полной мере
рождение нового жанра. (Слайд №5)
У: Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?
Иисус Христос – который предназначен для избавления людей от зла, но в
итоге сам оказывается жертвой
Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его
дела
Понтий Пилат – который наказывает против своей воли
царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.
Д: Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего
человека, музыка полна боли, отчаяния.
У: Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?
Д: Это человек сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.
У: Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?
Д: О последних днях жизни Иисуса Христа.
У: Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события? Д: 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому
умирать ему не хотелось.
У: В основу произведения авторы положили сюжет из Евангелия,
рассказывающий о семи последних днях жизни Христа.
Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство
Иуды, отречение любимого ученика Петра, фигура Пилата римского
наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая
своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы
евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким
человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня
привлекают к себе внимание композиторов, писателей.
У: Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед
вами зрительный ряд:
1.Дионисий. Распятие.1512год
2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год
3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
4.И.Крамской. Христос в пустыне
У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой
картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями
наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском
языке). (Папка "Музыка") 5.20.
У: Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?
Д: Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение,
доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит
первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и
в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.
У: К кому он обращается? Д: К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет
умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено
судьбой.
У: Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)
Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи,
библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в
пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)
Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа,
прибывающий в тяжком раздумье, Христос воспринимается, как символ
готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.
У: Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду
Уеберу 23года, автору либретто Тиму Райсу 26).
Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного
технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем
молодые люди обратились к этой теме?
Д: Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и
братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в
алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).
У: Сами авторы так прокомментировали свою позицию в американской
газете "Таймс":
"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в
нужное время в нужном месте говорил Тим Райс в интервью Time. Наша
задача рассказать историю Иисусачеловека. Думаю, под таким углом
зрения величие его лишь возрастает" [11].
Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное
представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» –
о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется
потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех
возрастов.
Прошло более 40 лет со дня создания рок оперы "Иисус Христос
суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным
слушателями.
Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить
свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.
Д: добро, сострадание, любовь, жалость Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.
Забелин Владислав «Дай нам Боже»
1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели
Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить
Список литературы и интернет ресурсов.
1. Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.
2. Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе
№1,2005.
3. Кольцова О.М. Рокопера "Иисус Христос суперзвезда". //Музыка в
школе №3, 2004.
4. Коновалов И. У истоков рокоперы. // Музыка и ты №3, 1990.
5. Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных
художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6,
2004.
6. Прокошин Ю.С. Американская опера 80х годов XX века. //Музыка в
школе №3, 2004.
7. Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004. 8. Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.
9. CD "Кирилл и Мифодий"
10.CD "Sonata"
11.http://ru.wikipedia.org/wiki/
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.