Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Оценка 4.9

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
29.05.2017
Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
• Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений на примере рок оперы Эндрю Ллойд Уэбера "Иисус Христос суперзвезда". Темы дружбы, любви, понимания - это вечные темы, которые всегда актуальны.• Это тема, которая развивает эмоционально-осознанное восприятие музыки, воспитывает способность видеть красоту силы духа и силы любви, учит умению сострадать и сочувствовать.
Вечные темы.docx
Вечные темы Художественно­педагогическая идея: Настоящее искусство никогда не довольствуется лишь самим собой; оно не есть для себя самоцель,  ибо цель звуков ­ произведение,  цель ­ произведения ­ музыка,  цель ­ музыки ­ духовность.  И подлинный предмет, и субъект искусства ­ Человек. А.Шнитке. Цель урока:  Восприятие   и   осознание   школьниками   музыки   как   образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально­духовного опыта поколений. Задачи:  Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок­опера);  Развивать эмоционально­осознанное восприятие музыки.  Воспитывать   способность   видеть   красоту   силы   духа   и   силы   любви, умение сострадать, сочувствовать. Музыкальный материал:  Э. Л. Уэббер "Иисус Христос ­ суперзвезда".  Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)  К.Кельми "Замыкая круг". Художественный материал:  И.Крамской "Христос в пустыне".  Н. Ге "Христос и Пилат".  Дионисий "Распятие".  Л.Да Винчи "Тайная вечеря".  Слайдовая презентация урока. План урока: Этапы урока 1 Создание проблемно­поисковой ситуации 4.00 2 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке. 5.20 3 Обсуждение музыкального образа 4 Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке 5 Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке. 5.00 4.00 5.20 6 Анализ   воплощения   художественного   образа   Иисуса   Христа   в 10.00 литературе, живописи, музыке. 7 Обсуждение позиции авторов рок­оперы. 8 Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг" 9 Рефлексия 4.00 4.00 4.00 Не бойтесь дарить согревающих слов И добрые делать дела Чем больше в огонь вы положите дров Тем больше вернется тепла  Омар Хайям Ход урока У: ­ Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине? Д: ­ Чаша. У: ­ Что такое чаша, дайте определение этому предмету. Д: ­ То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д. У: ­ В словаре Ожегова сказано: "Чаша ­ сосуд для питья". (Слайд №2) ­ Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3). У:­ Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания? Пить горькую чашу (испытывать несчастья). Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть). Дом ­ полная чаша (в доме изобилие, всего много). Испить смертную чашу (умереть). Чаша весов склоняется в какую­либо сторону (принимается то или другое решение). Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием. В Индии есть очень одно мудрое изречение: Хочешь узнать человека, тогда задень его Человек – это сосуд, чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него ­ Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека? (Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке).  5.20) У: ­ Каким представляется вам образ человека в музыке?  Д; (Человек  страдает,  на душе  у  него  неспокойно, кажется, он  кричит  от отчаяния). У: ­ Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести? Д:   Скорее   всего   эта   музыка   была   написана   в   наше   время.   По   стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок­музыке. У: ­ Вы правы. Прозвучал фрагмент рок ­ оперы. ­ Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок ­ опера. Что может, по вашему   мнению,   объединить   два   столь   различных   направления   в музыке? (Слайд №4). Д:   ­   Желание   композиторов   сделать   доступным   современному   слушателю оперное искусство.  У: Опера ­ это музыкальный  спектакль, развивающийся  по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной   и   комической   и   сатирической,   и   трагической.   С   пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок­музыка­это способ заявить о проблемах общества. ­   Действительно,   Рок   стал   способом   выражения   определенных   настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок   пришло   немало   ярких   индивидуальностей,   поэтически   и   музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания. Поиск   новых   выразительных   средств,   привел   музыкантов   к   творческому использованию     иных   направлений   прошлого   и  настоящего,  в  том   числе   и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера ­ театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно ­ световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок ­ оперы ­ внутреннее единство музыки и драматического действия [4,58 с].   У:   Сегодня   на   уроке   прозвучал   фрагмент   рок   ­   оперы   "Иисус   Христос   ­ суперзвезда". Поставленная   в   1971   году   на   Бродвее,   она   стала   настоящей сенсацией   нью­йоркского   театрального   сезона,   обозначив   в   полной   мере рождение нового жанра. (Слайд №5) У: ­ Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария? Иисус Христос – который предназначен для избавления людей от зла, но в  итоге сам оказывается жертвой Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его  дела Понтий Пилат – который наказывает против своей воли царь Ирод – в котором  воплощены все возможные пороки. Д: ­ Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния. У: ­ Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется? Д: ­ Это человек ­ сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей. У: ­ Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении? Д: ­ О последних днях жизни Иисуса Христа. У: ­ Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события? Д: ­ 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось. У:   ­   В   основу   произведения   авторы   положили   сюжет   из   Евангелия, рассказывающий о семи последних днях жизни Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды,   отречение   любимого   ученика   ­   Петра,   фигура   Пилата   ­   римского наместника   Иудеи,   вершащего   несправедливый   суд,   толпа,   отвергающая своего   пророка   и   обрекающая   его   на   гибель.   Все   эти   события   и   образы евангельского   предания,   наполненные   высоким   трагизмом,   глубоким человеческим   смыслом,   издавна   привлекали   и   до   сегодняшнего   дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей. У: ­ Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд: 1.Дионисий. Распятие.1512год 2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год 3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря  4.И.Крамской. Христос в пустыне У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине   созвучна   эта   музыка?   Вслушайтесь,  какими   чувствами   и   мыслями наполнена   ария   Христа?   (Звучит   Ария   "Моление   о   чаше"   на   русском языке). (Папка "Музыка") 5.20. У: ­ Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса? Д:­   Вначале   музыка   звучит   тихо,   лирично,   затем   растет   напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким. У: ­ К кому он обращается? Д: ­ К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать,   но   понимает,   что   ему   предстоит   выполнить   то,   что   определено судьбой. У: ­ Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6) ­ Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии.  Ребята   приходят   к   мысли,  что   картина   И.  Крамского  "Христос   в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7) Глубоко   одинокий,   сидящий   на   фоне   пустынного,   каменистого   пейзажа, прибывающий   в   тяжком   раздумье,   Христос   ­   воспринимается,   как   символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели. У: ­ Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу ­23года, автору либретто Тиму Райсу ­ 26). ­   Как   вы   думаете,   почему   в   средине   20   века,   в   век   стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме? Д:   ­   Находили   в   христианских   молитвах   идеал   чистоты,   бескорыстия   и братской   любви.   Путь   к   духовному   обновлению   общества,   погрязшего   в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9). У:   ­   Сами   авторы   так   прокомментировали   свою   позицию   в   американской газете "Таймс": "Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте ­ говорил Тим Райс в интервью Time.  Наша задача ­ рассказать историю Иисуса­человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает" [11]. Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому,   что   заставляет   задуматься,   размышлять   людей   всех   эпох,   всех возрастов. Прошло     более   40   лет   со   дня   создания   рок   ­   оперы   "Иисус   Христос   ­ суперзвезда",   но   и   сегодня   это   произведение   остается   востребованным слушателями.  Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас. Д: ­ добро, сострадание, любовь, жалость Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.   Забелин Владислав «Дай нам Боже» 1.Дай мне боже чуть побольше Счастья и любви И друзей хороших тоже Чтоб не подвели Пр:  ночью настежь окна Отворю и помолюсь Улыбнутся с неба звёзды И исчезнет грусть Улыбнутся с неба звёзды И исчезнет грусть 2.Дай нам Боже быть мудрее И сильнее быть Дай друг к другу быть добрее Научи любить Список литературы и интернет ресурсов. 1. Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989. 2. Закирова   Г.Я.   Современные   музыкальные   жанры.   //Музыка   в   школе №1,2005. 3. Кольцова О.М. Рок­опера "Иисус Христос ­ суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004. 4. Коновалов И. У истоков рок­оперы. // Музыка и ты №3, 1990. 5. Орлова   Е.   В.   К   проблеме   взаимоотношений   восточных   и   западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004. 6. Прокошин Ю.С. Американская опера 80­х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004. 7. Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004. 8. Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3. 9. CD "Кирилл и Мифодий" 10.CD "Sonata" 11.http://ru.wikipedia.org/wiki/

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"

Сценарий урока музыки в 8 классе "Вечные темы в искусстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017