Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"
Оценка 5

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
30.03.2018
Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи. Задачи: – образовательные: • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; • формировать представление о структуре семейного бюджета; • повторить изученные экономические понятия; – развивающая – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор; – воспитательные: • формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; • формировать умение работать в группе; • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим. Оборудование: карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого человечков. Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке. Литература: • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса в 4-х частях. Часть 3; • Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс.
бюджет семьи Microsoft Office Word.docx
Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет" Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных  экономических представлений о бюджете семьи. Задачи: – образовательные:  ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения  домашнего хозяйства, семейным бюджетом;   формировать представление о структуре семейного бюджета;   повторить изученные экономические понятия;  – развивающая – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение  делать оптимальный выбор; – воспитательные:  формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои  и традиции;   формировать умение работать в группе;   воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к  старшим.  Оборудование: карточки­схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит",  "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список  советов для экономии), тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и  веселого человечков. Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на  предыдущем уроке. Литература:  Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса в 4­х частях. Часть 3;   Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс.  Ход урока Деятельность учителя 1 Деятельность  обучающихся 2 Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся (2 мин) – Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы  написали записки, в которых ответили на вопрос "Когда я испытываю  чувство радости?". Я прочитала ваши записки, и  мне было приятно  узнать, что мои ученики умеют сочувствовать, сопереживать. Очень  хорошо и то, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что  может помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от того, что  достигли успехов в учебе, от общения с друзьями, родными. Послушаем  некоторые ответы. Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости. (У детей  также было задание изобразить чувство радости в рисунке.) Сегодня  мы продолжим разговор о жизни в семье. – Определите свое настроение на начало урока Несколько  учеников  зачитывают свои  ответы.   Дети поднимают  карточку  с изображением  человечка  (хмурого,  равнодушного  или веселого) Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных Устные ответы  обучающихся экономических понятиях (4 мин) Вопросы учителя: Что такое государственный бюджет? Ответ: план доходов и расходов государства. Что означает выражение "денежная сумка"? Ответ: бюджет. Как называются деньги, которые в нее кладут? Ответ: доходы. Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? Ответ: расходы. Что составляет доходы государства? Ответ: налоги граждан и организаций. На доске изображена схема:                        Государственный бюджет Доходы  Расходы:  Образование   Здравоохранение   Армия   Милиция   Наука  Культура   Охрана природы   Пенсии   Стипендии   Пособия для детей        Постановка проблемы урока (3 мин) Вопросы учителя: А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? Ответ: да. Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? Ответ: семья. Может ли у семьи быть свой бюджет? Ответ: да. Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы  думаете, из чего складывается семейный бюджет? Ответ: из доходов и расходов. Какая же будет сегодня тема урока? Ответ: семейный бюджет. Устные ответы  обучающихся "Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин) бюджет.  На доске изображена схема:                               Семейный бюджет               Доходы                                       Расходы   – На уроке у нас сегодня четыре группы – четыре семьи. Выберите  фамилию своей семье. Вопросы учителя: Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? Ответ: заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки;  стипендия – студенты; пособие на ребенка; гонорары, авторское  вознаграждение.   Так что такое доход семьи? Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц. – У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на  что вы потратите свой месячный бюджет. Список товаров и услуг Товар или услуга Цена, руб. Ваш выбор   Групповая работа обучающихся. Устные ответы  обучающихся.   Групповая работа обучающихся. Лекарства Продукты Одежда Обувь Бытовая химия Транспор Велосипед Музыкальная (спортивная) школа Книги Компьютер Игрушки Платежи и налоги Диски с мультфильмами Посещение цирка Посещение боулинга Туристическая поездка Поход в кино Мороженное, конфеты Фрукты – Выслушаем, что у вас получилось.     5 50 10 10 4 10 15 10 5 40 5 30 6 6 7 80 4 5 8                                       – Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?     – Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все  налоги, сделать необходимые платежи. – А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. – Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100  рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму? Выступление  представителей  от каждой  группы. Дети  высказывают  свои  предположения. Ученики  подсчитывают  сумму. Устные ответы  обучающихся Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин) Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу Ученики  выполняют  соответствующие движения Первичное закрепление нового материала.  Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин) Устные ответы  обучающихся. – Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и  расходы в семье? Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть  меньше расходов. – Правильно. А какая формула будет лучшей? Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы. – Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался  дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках­ подсказках. Тексты карточек: дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства; жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем,  что имеет; экономный – бережливо расходующий что­либо. – Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался  дефицит или экономия? Ответ: если дефицит – нужно на чем­то экономить, если экономия –  можно делать сбережения. – На чем можно сэкономить? Варианты ответов: сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.) – Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?   Дети выполняют  задание. Устные ответы  обучающихся. Дети  высказывают  свои  предположения.  В случае  затруднения  обращаются  к карточкам­ подсказкам   – Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение  семейного хозяйства Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций  для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин) – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе  мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться  незапланированные доходы? Ответ: премия, наследство. – А непредвиденные расходы? Устные ответы  обучающихся. Ответ: болезнь, несчастье. – Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? Готовый список советов по экономии семейного бюджета Ваш выбор Совет Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов Уходя из дома, выключайте свет Просите у родителей новую игрушку к каждому  празднику Бережно относитесь к своим вещам Чаще пользуйтесь услугами такси После похода в магазин оставляйте сдачу себе Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому  телефону                     Работая в  группах, дети  составляют  советы и  рекомендации. В  случае  затруднения они  могут  воспользоваться  готовым списком и выбрать верные утверждения из  предложенных  вариантов.   – Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того,  чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? Ответ: нужно много трудиться. – Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. Варианты ответов: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут. Труд человека кормит, а лень портит Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения Устные ответы  обучающихся Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим (8 мин) теста.  – Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на  ваш взгляд, вариант ответа  на каждый вопрос. Групповая работа обучающихся. Тест   Вопрос 1. Из чего складывается семейный  бюджет? 2. Деньги, которые поступают в бюджет  семьи, – это… 3. Авторское вознаграждение – это… 4. Деньги, которые тратятся из бюджета  семьи, – это… 5. Правильным ведением бюджета  Вариант ответа а) из заработной платы,  пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег я) расходы; е) проценты; ю) доходы б) зарплата; г) налог; д) гонорар ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль е) больше расходов; Устные ответы  обучающихся. Групповая работа обучающихся.  Выступление  с ответами  представителей  от каждой  группы считается то, при котором доходы… 6. Зарплата, пенсия, стипендия – это  разные виды… и) равны расходам; а) меньше расходов т) доходов; п) расходов; к) гонорара – Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы  выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ:  бюджет.) – Абсолютно верно! Молодцы! – Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на  дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.  Врачу­ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.  Спортсменам­лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей  "семье", согласны ли вы помочь кому­нибудь из нуждающихся, и  прокомментируйте свой выбор. – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.  Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется  деньгами.   Больше работаешь – лучше живешь, Лучше живешь – больше людям даешь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся.  Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин) 1. Рефлексия. – Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой  палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто  хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах –  безымянный, кому урок понравился – мизинец. – Всем спасибо за работу на уроке! 2. Самооценка учениками своей деятельности. Оценка настроения в  конце урока. 3. Домашнее задание. – Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей.  Составьте план своих расходов.   Дети выполняют  задание учителя. Ученики  оценивают свою  работу,  поднимают  карточки  с изображениями  человечка – Составьте список расходов своей семьи за 1 день. – Благодарю вас за урок!     Дата размещения: 11.05.2011 Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 6, 2011 года

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018