Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Оценка 4.6

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
28.05.2018
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий проведения праздника ( 23 февраля или 9 мая) для ветеранов войны.
Сценарий урока музыки.docx
Сценарий урока музыки                                 Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки. Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки, МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО ­Югра Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести  аналогию с историческими событиями. Задачи урока:  1 Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка. 2 Развивать умение  петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение. 3 Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному  наследию русского народа. Оборудование:  Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел. Для учащихся: текст песни. У. Здравствуйте. Вначале урока я предлагаю поприветствовать друг друга музыкально. Если вам известно мое приветствие, то продолжите его…. Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его  с  прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек,  написавший такую музыку                          (учитель поет «Славься» М. Глинки). Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте  свое мнение.                                                  Отвечают. А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.                                       Отвечают, обосновывают. А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со  своими предположениями.         «  В первые годы жизни  целиком и полностью был предоставлен бабушке.  С  ней , кормилицею и нянею  провел я  около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко.  Я был ребенком слабого сложения, бабка моя  почти всегда хворала, а потому  в  комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это , я не выходил из шубки. Меня  кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня  очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала  до невероятной  степени­ мне ни в чем не было отказа.»  Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря  на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать  величественную музыку,  прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя  композитора? Дети отвечают. Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки. М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого  человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время. На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы..? Ответы учащихся. 1812 год – время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы,  но был разгромлен русскими войсками. 1825 год – год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт­Петербурге.  Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено  правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с  кем Глинка встречался на своем жизненном пути. Познакомимся  поближе с биографией Глинки.  Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское  Смоленской  губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были  связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались  праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из  скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка – игре на фортепьяно.  Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и  беззаботным.  Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в  Орел. После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о  вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии.  Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных  произведениях.     В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в  Петербург и определяет его в  Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки  был Вильгельм Кюхельбеккер – будущий декабрист.        В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако  напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был  болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович  часто ездит: то  на Кавказ, то в родное селе или  за границу поправить свое здоровье.  Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством  классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др. Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея  написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с  литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они  горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения­   оперы «Иван Сусанин» ,  и «Славься», с которой мы начали наше занятие, является  заключительным хором из этой оперы.      С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится  известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше. В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857  году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.­П. и захоронен в Александро­ Невской Лавре.      Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое  музыкальное наследие. Может ли кто­либо из вас назвать произведения Глинки . Ответы детей. Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и  Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных  произведений. Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный  номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.                                  Разучивание и пропевание хором «Славься» Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для  этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки",  какие ассоциации возникают у вас.  Работа над кластером. Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.  И я предлагаю закончить урок  исполнением хора «Славься». Обращаю ваше  внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако,  император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и  значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя. Спасибо за урок. Все свободны.

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Скачать файл