Сценарий урока музыки
Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.
Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки,
МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО Югра
Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести
аналогию с историческими событиями.
Задачи урока:
1 Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
2 Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
3 Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному
наследию русского народа.
Оборудование:
Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.
Для учащихся: текст песни.
У. Здравствуйте. Вначале урока я предлагаю поприветствовать
друг друга музыкально. Если вам известно мое приветствие, то
продолжите его….
Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с
прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек,
написавший такую музыку
(учитель поет «Славься» М. Глинки).
Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте
свое мнение.
Отвечают.
А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.
Отвечают, обосновывают.
А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со
своими предположениями.
« В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С
ней , кормилицею и нянею провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко.
Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в
комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это , я не выходил из шубки. Меня
кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня
очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной
степени мне ни в чем не было отказа.»
Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря
на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать
величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя
композитора? Дети отвечают.
Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.
М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого
человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические
события произошли в это время.
На доске исторические даты: 1812 года, 1825 . известно ли вам какие исторические
события происходили в России в эти годы..?
Ответы учащихся.
1812 год – время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы,
но был разгромлен русскими войсками.
1825 год – год восстания декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге.
Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено
правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с
кем Глинка встречался на своем жизненном пути.
Познакомимся поближе с биографией Глинки.
Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской
губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были
связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались
праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из
скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка – игре на фортепьяно.
Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и
беззаботным.
Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в
Орел.
После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о
вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии.
Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных
произведениях.
В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в
Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки
был Вильгельм Кюхельбеккер – будущий декабрист.
В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако
напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был
болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович
часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье.
Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством
классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др. Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея
написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с
литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они
горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения
оперы «Иван Сусанин» , и «Славься», с которой мы начали наше занятие, является
заключительным хором из этой оперы.
С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится
известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.
В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857
году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.П. и захоронен в Александро
Невской Лавре.
Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое
музыкальное наследие.
Может ли ктолибо из вас назвать произведения Глинки .
Ответы детей.
Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и
Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных
произведений.
Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный
номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.
Разучивание и пропевание хором «Славься»
Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для
этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки",
какие ассоциации возникают у вас.
Работа над кластером.
Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.
И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше
внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако,
император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и
значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей
родины стоя.
Спасибо за урок. Все свободны.
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.