Межпредметные связи музыкального школьного образования.docx
Межпредметные связи музыкального школьного образования
с предметами литературноисторического образования
для формирования и развития музыкальной культуры
обучающихся 59 классов.
Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки,
МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО Югра
Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса
к музыке, и на основе этого в развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и
оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в
систематическом общении с музыкой.
Однако мы наблюдаем утрату у молодого поколения россиян интереса к высокому
искусству, большинство из них увлечены субкультурой, уводящей в бездны бездуховности.
Это объясняется, прежде всего, отсутствием у современных детей небольшого города
возможности собственного выбора по причине отсутствия концертных Злов и камерных
театров. И организуемые музыкальной школой концерты классической музыки,
приглашение артистов из больших городов не взывают особого интереса у обучающихся, не
занимающихся музыкой в рамках дополнительного образования. Отовсюду (радио,
телевидение, Интернет, сотовые телефоны) насаждается попмузыка, не всегда хорошего
качества.
Кроме того, со стороны обучающихся отмечается отношение к занятиям музыкой
как дополнительному, неосновному школьному предмету, они не видят в школьном
музыкальном образовании нечто значимое для себя, то, что отвечает внутренним
потребностям и надеждам.
Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах
Ю.Б. Алиева А.Г. Болгарского Н.В. Гузий З.К. Кальниченко Л.Г. Коваль А.Н. Сохора Л.А.
Хлебниковой
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс
организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в
различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается
сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в
различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально
теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность
эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений,
а также творческиисполнительские навыки — пения, игры на музыкальных
инструментах и т.п.
В аспекте компетентностного подхода к образованию понимается как финальный
продукт учебновоспитательного процесса и включает в себя два компонента:
музыкальный опыт и музыкальные компетенции Рисунок 1. Структура музыкальной культуры учащихся
История развития идеи межпредметных связей в педагогической науке
представлена в исследованиях П.Г. Кулагина, В.Н. Келбакиани, которые показали
зависимость решения данной проблемы в школьном обучении от конкретноисторических
условий, от прогресса научного знания. В разработку научных основ межпредметных
связей важный вклад внесли ученыепедагоги Н.С.Антонов, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев,
В.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и
др.
Установлено, что межпредметные связи не только включают в себя образовательную,
развивающую и воспитывающую функцию, но и играют большую роль в процессе
социализации учащихся основной школы.
Исходя из всего вышеизложенного, было установлено, что межпредметные
связи музыкального и литературноисторического являются средством развития
общекультурных компетенций обучающихся и реализуются через следующие основные
компоненты:
межпредметное содержание музыкального и литерноисторического школьного
образования;
технологии организации образовательной деятельности обучающихся;
практикоориентированная деятельность.
Сопоставление содержания учебных предметов выявило, что содержание
большинства тем по музыке изучается раньше, чем по другим предметам. И эти темы
преподаются с использованием метода «забегания вперед», при котором информация по
литературе и истории преподносится учителем или подготовленными учениками более
старших классов.
При определении содержания учебного занятия по музыке с учетом
межпредметных связей с литературноисторическим образованием учитываются
следующие условия:
особое внимание уделять интонационнообразной стороне как в музыке, так и в
литературе: поэзии, прозе, драматургии;
четко определять, какая задача решается содержанием различных учебных
предметов;
планировать музыкальный, литературный и исторический материал таким образом,
чтобы он имел художественное воздействие на учащихся;
использовать разные виды искусств и знаний для более глубокого эмоционального
восприятия музыкального произведения;
использовать межпредметные связи для осознания того, что искусства рождаются
не на пустом месте, а возникают из реальной жизни;
помочь учащимся определить «родственные» средства выразительности в
музыкальных и литературных произведениях: интонацию, ритм, образ, настроение,
контраст, симметрию, оттенки и т. д.;
не перегружать ребенка сухими фактами;
учитывать возрастные особенности учащихся.
изучен опыт учителейпредметников основной ступени общего образования и выявлено,
что наиболее часто используемой на уроках литературы и истории является технология
развития критического мышления на основе чтения и письма.
Остановимся на тех приемах, которые успешно применяются на уроках музыки.
Составление кластера (паутинки) для актуализации знаний обучающихся и
осмысления содержания.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и
интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали
свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки,
литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы. И затем с большим
интересом детьми были сочинены четверостишия:
Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат
На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату,
учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики
вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик
выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой
цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже
Энеску “Музыка зарождается в сердце и тоже к сердцу обращается”, учащиеся
произносят в уме выбранное ключевое слово, одновременно с озвучиванием цитаты
учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух
своё слово. Таким образом, слова “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут
быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса.
Синквейн (от французского « cing» – пять).
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.
Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в
нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание;
для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на
стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
инструмента для синтезирования сложной информации;
способа оценки понятийного багажа учащихся;
средства развития творческой выразительности.
Составление партитуры музыкального произведения
Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя
анализируют характер движения мелодии, темпа. Обучающимся легче выразить характер движения мелодии жестом руки в пространстве. Можно создавать “орнаменты” в
пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации.
Групповая дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какоголибо
вопроса)Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,
доводами.
В требованиях к уровню образовательной подготовки обучающихся в аспекте
способными к использованию
музыкального образования они должны быть
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни, а именно для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и
сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных
праздниках;
слушания музыкальных произведений разнообразных жанров, стилей и форм;
размышления о музыке и е анализа, выражения собственной позиции
относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования, определения своего отношения к музыкальным
явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений
в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе,
рецензий.
Практикоориентированный компонент межпредметных связей музыкального
и литературноисторического образования реализуется как во время занятий, так и во
внеурочное время. В частности на занятиях практикуются следующие формы организации
деятельности обучающихся, требующие от обучающихся овладения определенными
умениями и навыками на предметах литературноисторического содержания:
подготовка сообщений по теме урока о литературных авторах и произведениях или
исторических событий, связанных с эпохой создания или содержанием музыкального
произведения,
написание эссе, рецензий, отзывов,
создание литературноисторических музыкальных композиций,
поэтических поздравительных открыток и т.п.).
музыкально
Особенно любимы подросткам такие формы внеурочной деятельности как
праздники, месячники, фестивали, конкурсы, смотры, викторины, интеллектуально
творческий марафон и т.п., где наиболее полно может раскрыться их творческий
потенциал, умения и способности.
В основе определения показателей эффективности реализации межпредметных
связей музыкального и литературноисторческого школьного образования лежит
понимание музыкальной культуры в аспекте компетентностного подхода, т.е. два
компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции.
Исходя из этого показателями эффективности педагогической деятельности
являются:
качество освоения обучающимися музыкальными знаниями определяется по
результатам успеваемости;
уровень овладения обучающимися умениями, составляющими музыкальную
компетенцию, определяется на основе наблюдения за деятельностью обучающихся и
выполнении контрольных заданий;
уровень развития креативности обучающихся определяется на основе анкеты
(приложение 4);
активность и результативность участия обучающихся в музыкальных
мероприятиях
Результаты педагогического наблюдения, контрольных заданий, анкетирования,
статистики позволяют сделать вывод:
Применение межпредметных связей музыкального образования с предметами
литературноисторического содержания способствует развитию музыкальной
культуры обучающихся через обеспечение более глубокого эмоционального
восприятия музыкального произведении и осознания того, что искусства
рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.