Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Оценка 4.6

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
28.05.2018
Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Межпредметные связи музыкального школьного образования.docx
Межпредметные связи музыкального школьного образования  с предметами литературно­исторического образования  для формирования и развития музыкальной культуры обучающихся 5­9 классов. Фаттахова Гульсина Тимерьяновна, учитель музыки, МОУ «СОШ №2» г. Лангепас, ХМАО ­Югра Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса  к музыке, и на основе этого в развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и  оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в  систематическом общении с музыкой. Однако мы  наблюдаем утрату у молодого поколения россиян интереса к высокому  искусству, большинство из них увлечены субкультурой, уводящей в бездны бездуховности.  Это объясняется, прежде всего, отсутствием у современных детей небольшого города  возможности собственного выбора по причине отсутствия концертных Злов и камерных  театров. И организуемые музыкальной школой концерты классической музыки,  приглашение артистов из больших городов не взывают особого интереса у обучающихся, не занимающихся музыкой в рамках дополнительного образования. Отовсюду (радио,  телевидение, Интернет, сотовые телефоны) насаждается попмузыка, не всегда хорошего  качества. Кроме того, со стороны обучающихся отмечается отношение к занятиям музыкой  как дополнительному, неосновному школьному предмету, они не видят в школьном  музыкальном образовании нечто значимое для себя, то, что отвечает внутренним  потребностям и надеждам. Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева А.Г. Болгарского Н.В. Гузий З.К. Кальниченко Л.Г. Коваль А.Н. Сохора Л.А.  Хлебниковой В   педагогике  музыкальное   обучение   и   воспитание  трактуются   как  процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных   музыкальных   жанрах,   стилях   и   направлениях,   знания   музыкально­ теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а   также   творчески­исполнительские   навыки   —   пения,   игры   на   музыкальных инструментах и т.п. В аспекте компетентностного подхода к образованию понимается как финальный продукт   учебно­воспитательного   процесса   и   включает   в   себя   два   компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции Рисунок 1. Структура музыкальной культуры учащихся История   развития   идеи   межпредметных   связей   в   педагогической   науке представлена   в   исследованиях   П.Г.   Кулагина,   В.Н.   Келбакиани,   которые   показали зависимость решения данной проблемы в школьном обучении от конкретно­исторических условий,   от   прогресса   научного   знания.   В   разработку   научных   основ   межпредметных связей важный вклад внесли ученые­педагоги Н.С.Антонов, Г.В. Воробьев, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Н. Максимова, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и др. Установлено,   что   межпредметные   связи   не   только   включают   в   себя   образовательную, развивающую   и   воспитывающую   функцию,   но   и   играют   большую   роль   в   процессе социализации учащихся основной школы.  Исходя из всего вышеизложенного, было установлено, что межпредметные связи   музыкального   и   литературно­исторического   являются   средством   развития общекультурных   компетенций   обучающихся   и   реализуются   через   следующие   основные компоненты: ­   межпредметное   содержание   музыкального   и   литерно­исторического   школьного образования; ­ технологии организации образовательной деятельности обучающихся; ­ практико­ориентированная деятельность. Сопоставление   содержания   учебных   предметов   выявило,   что   содержание большинства  тем по музыке  изучается раньше, чем по другим  предметам. И эти темы преподаются с использованием метода «забегания вперед», при котором информация по литературе   и   истории   преподносится   учителем   или   подготовленными   учениками   более старших классов. При   определении   содержания   учебного   занятия   по   музыке   с   учетом межпредметных   связей   с   литературно­историческим   образованием   учитываются следующие условия:      особое внимание уделять интонационно­образной стороне как в музыке, так и в литературе: поэзии, прозе, драматургии; четко   определять,   какая   задача   решается   содержанием   различных   учебных предметов; планировать музыкальный, литературный и исторический материал таким образом, чтобы он имел художественное воздействие на учащихся; использовать разные виды искусств и знаний для более глубокого эмоционального восприятия музыкального произведения; использовать межпредметные связи для осознания того, что искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни;   ­ помочь   учащимся   определить   «родственные»   средства   выразительности   в музыкальных и литературных произведениях: интонацию, ритм, образ, настроение, контраст, симметрию, оттенки и т. д.; не перегружать ребенка сухими фактами; учитывать возрастные особенности учащихся. изучен опыт учителей­предметников основной ступени общего образования и выявлено, что наиболее часто используемой на уроках литературы и истории является  технология развития критического мышления на основе чтения и письма. Остановимся на  тех приемах, которые успешно применяются  на уроках музыки. Составление   кластера   (паутинки)   для   актуализации   знаний   обучающихся   и осмысления содержания. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: –   не   бояться   записывать   все,   что   приходит   на   ум.   Давать   волю   воображению   и интуиции; – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; –   постараться   построить   как   можно   больше   связей.   Не   следовать   по   заранее определенному плану. После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои   ощущения   –   им   было   легче   подобрать   те   средства   выразительности   музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы. И затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:  Выявление/закрепление знаний о музыке и поиск аргумента на основе цитат На доске вывешивается цитата, связанная с темой урока. Перед тем как зачитать цитату, учитель предлагает учащимся внимательно расслушать, как её прочитает учитель (ученики вслушиваются в интонацию, разговорный темп, взаимосвязь слов). Затем, каждый ученик выбирает одно ключевое слово, которое, по их мнению, помогает определить смысл этой цитаты, произнеся это слово в уме. К примеру, в цитате румынского композитора Жеорже Энеску  ­  “Музыка  зарождается  в  сердце  и  тоже  к сердцу  обращается”,  учащиеся произносят   в   уме   выбранное   ключевое   слово,   одновременно   с   озвучиванием   цитаты учителем. При повторном чтении цитаты, предлагается каждому ученику произнести вслух своё слово. Таким образом, слова ­ “музыка”, “зарождается”, “сердце”, “обращается” могут быть произнесены одновременно несколькими учениками из всего класса. Синквейн (от французского « cing» – пять).  Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн   может  быть предложен,  как  индивидуальное  самостоятельное  задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:    инструмента для синтезирования сложной информации;  способа оценки понятийного багажа учащихся;  средства развития творческой выразительности.  Составление партитуры музыкального произведения Для целостного восприятия музыкального произведения зачастую на уроке учителя анализируют характер движения мелодии, темпа. Обучающимся легче выразить характер движения   мелодии   жестом   руки   в   пространстве.   Можно   создавать   “орнаменты”   в пространстве, которые выражают песенную, танцевальную или маршевую интонации. Групповая   дискуссия  (от   лат.   –   исследование,   разбор,   обсуждение   какого­либо вопроса)Учащимся   предлагается   поделиться   друг   с   другом   знаниями,   соображениями, доводами. В   требованиях   к   уровню   образовательной   подготовки   обучающихся   в   аспекте  способными   к   использованию музыкального   образования   они   должны   быть приобретенных   знаний   и   умений   в   практической   деятельности   и   повседневной жизни, а именно для:    певческого   и   инструментального   музицирования   дома,   в   кругу   друзей   и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; слушания музыкальных произведений разнообразных жанров, стилей и форм; размышления   о   музыке   и   е   анализа,   выражения   собственной   позиции относительно прослушанной музыки;  музыкального самообразования, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий. Практико­ориентированный компонент межпредметных связей музыкального и литературно­исторического образования  реализуется как во время занятий, так и во внеурочное время. В частности на занятиях практикуются следующие формы организации деятельности   обучающихся,   требующие   от   обучающихся   овладения   определенными умениями и навыками на предметах литературно­исторического содержания:  подготовка сообщений по теме урока о литературных авторах и произведениях или исторических событий, связанных с эпохой создания или содержанием музыкального произведения,  написание эссе, рецензий, отзывов,  создание   литературно­исторических   музыкальных   композиций, поэтических поздравительных открыток и т.п.).   музыкально­   Особенно   любимы   подросткам   такие   формы   внеурочной   деятельности   как праздники,   месячники,   фестивали,   конкурсы,   смотры,   викторины,   интеллектуально­ творческий   марафон   и   т.п.,   где   наиболее   полно   может   раскрыться   их   творческий потенциал, умения и способности. В основе определения показателей эффективности реализации межпредметных связей   музыкального   и   литературно­исторческого   школьного   образования  лежит понимание   музыкальной   культуры   в   аспекте   компетентностного   подхода,   т.е.   два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции. Исходя   из   этого   показателями   эффективности   педагогической   деятельности являются:  качество   освоения   обучающимися   музыкальными   знаниями  определяется   по результатам успеваемости; уровень   овладения   обучающимися   умениями,   составляющими   музыкальную компетенцию,  определяется на основе наблюдения за деятельностью обучающихся и выполнении контрольных заданий; уровень   развития   креативности   обучающихся  определяется   на   основе   анкеты (приложение 4); активность   и   результативность   участия   обучающихся   в   музыкальных мероприятиях     Результаты   педагогического   наблюдения,   контрольных   заданий,   анкетирования, статистики позволяют сделать вывод: Применение межпредметных связей музыкального образования с предметами литературно­исторического   содержания   способствует   развитию   музыкальной культуры   обучающихся   через   обеспечение   более   глубокого   эмоционального восприятия   музыкального   произведении   и   осознания   того,   что   искусства рождаются не на пустом месте, а возникают из реальной жизни.

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)

Сценарий урока "Жизненный и творческий путь М. И. Глинки" (5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018