Сухомлинский и современность
Оценка 4.9

Сухомлинский и современность

Оценка 4.9
docx
24.05.2020
Сухомлинский и современность
СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ.docx

СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация

Автором сравниваются современные  подходы и подходы В. А. Сухомлинского к методическому сопровождению процесса совершенствования профессионального мастерства учителя и приводится доказательная база необходимости постоянного профессионального роста как показателя истинного мастерства учителя.

Ключевые слова: мастерство учителя, профессиональный рост, передовой педагогический опыт, продуктивное самообразование.

 

Учитель живет, пока учится – аксиома педагогического труда.

 Учится!.. Однако не секрет, что уже через несколько лет работы многие молодые  специалисты  малоинтересны не только ученикам, но и коллегам, окружающим. Спокойно двигаясь по накатанной дорожке, используя привычные приемы и «проверенные» методики, опираясь на «однажды и навсегда» составленные планы, они являют собой пример профессиональной «незыблемости» и «постоянства». Хорошо, если речь идет только о профессиональном выгорании: утрате веры в свои силы, неумении организовать труд, отсутствии умений учиться и моделировать процесс самообразования. Тогда все поправимо, но нет, и может быть речи об учителе, не  стремящемся  к этому.

Цель статьи: сопоставить и дать оценку актуальности рассматриваемой проблемы, акцентировать внимание на абсолютном единстве требований современности и методологии В. А. Сухомлинского в вопросах роста и развития профессионализма и компетентности педагогов.

 «Фундамент, на котором стоит школа и строится всё, что делается в школе, – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, интеллектуальный рост каждого учителя … Интеллектуальный рост, постоянное обогащение,  обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний – это вопрос жизни учителей», –  утверждает 

В. А. Сухомлинский в книге «Павлышская средняя школа» [4, с. 53]

Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей он сам и его жизнедеятельность яркий пример постоянного и неуклонного личностного роста, всестороннего саморазвития и самообразования.

В контексте рассматриваемой проблемы творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап процесса развития отечественной педагогической мысли,  и в частности,  в вопросах формирования творческого потенциала и продуктивного самосовершенствования учителя.

Методология деятельности школы по Сухомлинскому, система работы  с коллективом учителей является актуальной и значимой в  условиях требований, выдвигаемых обновленными Государственными образовательными стандартами ДНР всех ступеней обучения, особенно с точки зрения  повышения учителем   своего  профессионального уровня инновационного содержания  собственного методического инструментария.

         Обоснованием актуальности рассматриваемой проблемы можно считать тот факт, что в современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.  

Важным условием введения ГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

«Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой»,  – замечает учитель-новатор, директор-экспериментатор В. А. Сухомлинский. [4, с. 76]

Согласно положениям Стандартов, педагогу необходимо осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.                                                                                                                                       

На основе анализа исследований, документов, практической деятельности В. А. Сухомлинского и современности  в контексте темы можно говорить о модели профессионального роста и саморазвития педагога,                                                                                                                                                                                  состоящей из 4 ступеней (см. Табл. 1) и соответствующих компетентностных уровней:

Ступени профессионального роста

Советы В. А. Сухомлинского

I ступень «Поиск своей позиции». Осознание педагогом, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

Компетентностный уровень:

1.   Педагогическая умелость, предусматривающая наличие умений:

·                   управлять своим поведением;

·                    взаимодействовать с ребёнком.

2.   Педагогическое мастерство синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса, в котором можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

·                   мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;

·                   мастерство убеждения;

·                   мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

·                    мастерство владения педагогической техникой.

На данном уровне педагог может находиться не один год.

«Без чтения, без духовной жизни учителя среди книг теряют смысл все мероприятия по повышению его педагогической квалификации» [4, с. 77]

 

«Знания становятся прочными только тогда, когда они благодаря умелой работе педагога постоянно развиваются и обогащаются». [4,

с. 606]

«Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредотачивает внимание на какой-то стороне педагогического процесса, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу»  [4, с. 76]

II ступень   «Профессиональный рост». Овладение педагогической техникой, продуктивное и интенсивное самообразование, создание портфолио достижений и обобщение педагогического опыта.

Компетентностный уровень:

1.   Педагогическая техника совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­ления. Индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методического инструментария преподавания учителей. Характерные признаки:

·                   умение руководить своим поведением;

·                   умение повлиять на личность и коллектив.

2.   Обобщение педагогического опыта (на уровне образовательного учреждения).

«Так начинается высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами педагогического исследования. » [4, с. 77]

«Учитель сможет заимствовать опыт только при том условии, если чтение стало для него важнейшей духовной потребностью, если у него есть не только книги, но и время для чтения книг». [4, с. 78]

III ступень «Критический анализ способов решения педагогических задач». Внешний и внутренний

профессиональный диалог.

Компетентностный уровень:

1.                 Готовность (психологическая, теоретическая и практическая) к инновациям.

2.                  Педагогическое творчество

способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и технологии. Авторские инновации.

3.                 Повышение квалификационного уровня.

 Аттестация на первую и высшую квалификационную категорию.

4.                 Обобщение и распространение педагогического опыта (на муниципальном уровне).

 

«Педагогическая идея – это, образно говоря, воздух, на котором парят крылья педагогического мастерства. Творческий труд в нашем сложном и многогранном деле начинается там, где загорается искра живой, трепетной мысли, ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь»[4, с. 426]

«Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым. .. В своей основе педагогический труд - настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию». [4, с. 496]

«Между качеством конкретного урока… и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь» [4, с. 608]

«Самое главное …  –  раскрыть пред учителем зависимость результатов его деятельности от результатов его знаний, культуры, от того, что он читает, как учится, как обогащает свои знания» [4, с. 76]

IV ступень «Готовность к созданию авторской педагогической технологии». Авторский стиль, эксперимент и научный поиск в педагогической деятельности. 

Компетентностный уровень:

1.                 Персоналтехнологии и их апробация.

2.                 Получение педагогических званий и наград.

3.                 Обобщение и распространение педагогического опыта (на региональном и т.п. уровнях).

 

«Совершенствование педагогического мастерства – это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной вашей культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа». [2, с. 560]

Самый опытный педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом, так как если нет движения вперёд, неизбежно начинается отставание. [2, с. 562]

      Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом  поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». 

 

Литература

1.            Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.

2.            Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. 

    – 701 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3.            Макаренко А. С. Методика организации воспитат. процесса. Пед. соч. в

8 тт., т. 1, 5. – М.: Педагогика, 1983. – 920 с.

4.   Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 - ти т./ Редкол.:   

     Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1980. – Т 4. 670 с.

5.   Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т./ Редкол.:  

     Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1979. – Т 2. 718с.

6.  Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Совет. школа, 1988. – 272с.

 


 

СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей – он сам и его жизнедеятельность яркий пример постоянного и неуклонного личностного роста,…

Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей – он сам и его жизнедеятельность яркий пример постоянного и неуклонного личностного роста,…

В. А. Сухомлинский. [4, с. 76]

В. А. Сухомлинский. [4, с. 76]

Педагогическое мастерство – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса, в котором можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: · мастерство организации…

Педагогическое мастерство – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса, в котором можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: · мастерство организации…

Индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методического инструментария преподавания учителей

Индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методического инструментария преподавания учителей

III ступень «Критический анализ способов решения педагогических задач»

III ступень «Критический анализ способов решения педагогических задач»

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020