Сухомлинский и современность

  • docx
  • 24.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ.docx

СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

Аннотация

Автором сравниваются современные  подходы и подходы В. А. Сухомлинского к методическому сопровождению процесса совершенствования профессионального мастерства учителя и приводится доказательная база необходимости постоянного профессионального роста как показателя истинного мастерства учителя.

Ключевые слова: мастерство учителя, профессиональный рост, передовой педагогический опыт, продуктивное самообразование.

 

Учитель живет, пока учится – аксиома педагогического труда.

 Учится!.. Однако не секрет, что уже через несколько лет работы многие молодые  специалисты  малоинтересны не только ученикам, но и коллегам, окружающим. Спокойно двигаясь по накатанной дорожке, используя привычные приемы и «проверенные» методики, опираясь на «однажды и навсегда» составленные планы, они являют собой пример профессиональной «незыблемости» и «постоянства». Хорошо, если речь идет только о профессиональном выгорании: утрате веры в свои силы, неумении организовать труд, отсутствии умений учиться и моделировать процесс самообразования. Тогда все поправимо, но нет, и может быть речи об учителе, не  стремящемся  к этому.

Цель статьи: сопоставить и дать оценку актуальности рассматриваемой проблемы, акцентировать внимание на абсолютном единстве требований современности и методологии В. А. Сухомлинского в вопросах роста и развития профессионализма и компетентности педагогов.

 «Фундамент, на котором стоит школа и строится всё, что делается в школе, – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, интеллектуальный рост каждого учителя … Интеллектуальный рост, постоянное обогащение,  обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний – это вопрос жизни учителей», –  утверждает 

В. А. Сухомлинский в книге «Павлышская средняя школа» [4, с. 53]

Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей он сам и его жизнедеятельность яркий пример постоянного и неуклонного личностного роста, всестороннего саморазвития и самообразования.

В контексте рассматриваемой проблемы творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап процесса развития отечественной педагогической мысли,  и в частности,  в вопросах формирования творческого потенциала и продуктивного самосовершенствования учителя.

Методология деятельности школы по Сухомлинскому, система работы  с коллективом учителей является актуальной и значимой в  условиях требований, выдвигаемых обновленными Государственными образовательными стандартами ДНР всех ступеней обучения, особенно с точки зрения  повышения учителем   своего  профессионального уровня инновационного содержания  собственного методического инструментария.

         Обоснованием актуальности рассматриваемой проблемы можно считать тот факт, что в современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.  

Важным условием введения ГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

«Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой»,  – замечает учитель-новатор, директор-экспериментатор В. А. Сухомлинский. [4, с. 76]

Согласно положениям Стандартов, педагогу необходимо осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.                                                                                                                                       

На основе анализа исследований, документов, практической деятельности В. А. Сухомлинского и современности  в контексте темы можно говорить о модели профессионального роста и саморазвития педагога,                                                                                                                                                                                  состоящей из 4 ступеней (см. Табл. 1) и соответствующих компетентностных уровней:

Ступени профессионального роста

Советы В. А. Сухомлинского

I ступень «Поиск своей позиции». Осознание педагогом, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

Компетентностный уровень:

1.   Педагогическая умелость, предусматривающая наличие умений:

·                   управлять своим поведением;

·                    взаимодействовать с ребёнком.

2.   Педагогическое мастерство синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса, в котором можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

·                   мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;

·                   мастерство убеждения;

·                   мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

·                    мастерство владения педагогической техникой.

На данном уровне педагог может находиться не один год.

«Без чтения, без духовной жизни учителя среди книг теряют смысл все мероприятия по повышению его педагогической квалификации» [4, с. 77]

 

«Знания становятся прочными только тогда, когда они благодаря умелой работе педагога постоянно развиваются и обогащаются». [4,

с. 606]

«Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредотачивает внимание на какой-то стороне педагогического процесса, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу»  [4, с. 76]

II ступень   «Профессиональный рост». Овладение педагогической техникой, продуктивное и интенсивное самообразование, создание портфолио достижений и обобщение педагогического опыта.

Компетентностный уровень:

1.   Педагогическая техника совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­ления. Индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методического инструментария преподавания учителей. Характерные признаки:

·                   умение руководить своим поведением;

·                   умение повлиять на личность и коллектив.

2.   Обобщение педагогического опыта (на уровне образовательного учреждения).

«Так начинается высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами педагогического исследования. » [4, с. 77]

«Учитель сможет заимствовать опыт только при том условии, если чтение стало для него важнейшей духовной потребностью, если у него есть не только книги, но и время для чтения книг». [4, с. 78]

III ступень «Критический анализ способов решения педагогических задач». Внешний и внутренний

профессиональный диалог.

Компетентностный уровень:

1.                 Готовность (психологическая, теоретическая и практическая) к инновациям.

2.                  Педагогическое творчество

способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и технологии. Авторские инновации.

3.                 Повышение квалификационного уровня.

 Аттестация на первую и высшую квалификационную категорию.

4.                 Обобщение и распространение педагогического опыта (на муниципальном уровне).

 

«Педагогическая идея – это, образно говоря, воздух, на котором парят крылья педагогического мастерства. Творческий труд в нашем сложном и многогранном деле начинается там, где загорается искра живой, трепетной мысли, ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь»[4, с. 426]

«Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым. .. В своей основе педагогический труд - настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию». [4, с. 496]

«Между качеством конкретного урока… и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь» [4, с. 608]

«Самое главное …  –  раскрыть пред учителем зависимость результатов его деятельности от результатов его знаний, культуры, от того, что он читает, как учится, как обогащает свои знания» [4, с. 76]

IV ступень «Готовность к созданию авторской педагогической технологии». Авторский стиль, эксперимент и научный поиск в педагогической деятельности. 

Компетентностный уровень:

1.                 Персоналтехнологии и их апробация.

2.                 Получение педагогических званий и наград.

3.                 Обобщение и распространение педагогического опыта (на региональном и т.п. уровнях).

 

«Совершенствование педагогического мастерства – это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной вашей культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа». [2, с. 560]

Самый опытный педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом, так как если нет движения вперёд, неизбежно начинается отставание. [2, с. 562]

      Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом  поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». 

 

Литература

1.            Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.

2.            Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. 

    – 701 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3.            Макаренко А. С. Методика организации воспитат. процесса. Пед. соч. в

8 тт., т. 1, 5. – М.: Педагогика, 1983. – 920 с.

4.   Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 - ти т./ Редкол.:   

     Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1980. – Т 4. 670 с.

5.   Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т./ Редкол.:  

     Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1979. – Т 2. 718с.

6.  Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Совет. школа, 1988. – 272с.