СУХОМЛИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Аннотация
Автором сравниваются современные подходы и подходы В. А. Сухомлинского к методическому сопровождению процесса совершенствования профессионального мастерства учителя и приводится доказательная база необходимости постоянного профессионального роста как показателя истинного мастерства учителя.
Ключевые слова: мастерство учителя, профессиональный рост, передовой педагогический опыт, продуктивное самообразование.
Учитель живет, пока учится – аксиома педагогического труда.
Учится!.. Однако не секрет, что уже через несколько лет работы многие молодые специалисты малоинтересны не только ученикам, но и коллегам, окружающим. Спокойно двигаясь по накатанной дорожке, используя привычные приемы и «проверенные» методики, опираясь на «однажды и навсегда» составленные планы, они являют собой пример профессиональной «незыблемости» и «постоянства». Хорошо, если речь идет только о профессиональном выгорании: утрате веры в свои силы, неумении организовать труд, отсутствии умений учиться и моделировать процесс самообразования. Тогда все поправимо, но нет, и может быть речи об учителе, не стремящемся к этому.
Цель статьи: сопоставить и дать оценку актуальности рассматриваемой проблемы, акцентировать внимание на абсолютном единстве требований современности и методологии В. А. Сухомлинского в вопросах роста и развития профессионализма и компетентности педагогов.
«Фундамент, на котором стоит школа и строится всё, что делается в школе, – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, интеллектуальный рост каждого учителя … Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний – это вопрос жизни учителей», – утверждает
В. А. Сухомлинский в книге «Павлышская средняя школа» [4, с. 53]
Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей – он сам и его жизнедеятельность яркий пример постоянного и неуклонного личностного роста, всестороннего саморазвития и самообразования.
В контексте рассматриваемой проблемы творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап процесса развития отечественной педагогической мысли, и в частности, в вопросах формирования творческого потенциала и продуктивного самосовершенствования учителя.
Методология деятельности школы по Сухомлинскому, система работы с коллективом учителей является актуальной и значимой в условиях требований, выдвигаемых обновленными Государственными образовательными стандартами ДНР всех ступеней обучения, особенно с точки зрения повышения учителем своего профессионального уровня инновационного содержания собственного методического инструментария.
Обоснованием актуальности рассматриваемой проблемы можно считать тот факт, что в современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Важным условием введения ГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.
«Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой», – замечает учитель-новатор, директор-экспериментатор В. А. Сухомлинский. [4, с. 76]
Согласно положениям Стандартов, педагогу необходимо осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
На основе анализа исследований, документов, практической деятельности В. А. Сухомлинского и современности в контексте темы можно говорить о модели профессионального роста и саморазвития педагога, состоящей из 4 ступеней (см. Табл. 1) и соответствующих компетентностных уровней:
Ступени профессионального роста |
Советы В. А. Сухомлинского |
I ступень «Поиск своей позиции». Осознание педагогом, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений. Компетентностный уровень: 1. Педагогическая умелость, предусматривающая наличие умений: · управлять своим поведением; · взаимодействовать с ребёнком. 2. Педагогическое мастерство –синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса, в котором можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: · мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей; · мастерство убеждения; · мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; · мастерство владения педагогической техникой. На данном уровне педагог может находиться не один год. |
«Без чтения, без духовной жизни учителя среди книг теряют смысл все мероприятия по повышению его педагогической квалификации» [4, с. 77]
«Знания становятся прочными только тогда, когда они благодаря умелой работе педагога постоянно развиваются и обогащаются». [4, с. 606] «Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредотачивает внимание на какой-то стороне педагогического процесса, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу» [4, с. 76] |
II ступень «Профессиональный рост». Овладение педагогической техникой, продуктивное и интенсивное самообразование, создание портфолио достижений и обобщение педагогического опыта. Компетентностный уровень: 1. Педагогическая техника – совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Индивидуальная педагогическая техника определяет различие методического инструментария преподавания учителей. Характерные признаки: · умение руководить своим поведением; · умение повлиять на личность и коллектив. 2. Обобщение педагогического опыта (на уровне образовательного учреждения). |
«Так начинается высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами педагогического исследования. » [4, с. 77] «Учитель сможет заимствовать опыт только при том условии, если чтение стало для него важнейшей духовной потребностью, если у него есть не только книги, но и время для чтения книг». [4, с. 78] |
III ступень «Критический анализ способов решения педагогических задач». Внешний и внутренний профессиональный диалог. Компетентностный уровень: 1. Готовность (психологическая, теоретическая и практическая) к инновациям. 2. Педагогическое творчество – способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и технологии. Авторские инновации. 3. Повышение квалификационного уровня. Аттестация на первую и высшую квалификационную категорию. 4. Обобщение и распространение педагогического опыта (на муниципальном уровне).
|
«Педагогическая идея – это, образно говоря, воздух, на котором парят крылья педагогического мастерства. Творческий труд в нашем сложном и многогранном деле начинается там, где загорается искра живой, трепетной мысли, ищущей ответ на вопрос, который выдвигает жизнь»[4, с. 426] «Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым. .. В своей основе педагогический труд - настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию». [4, с. 496] «Между качеством конкретного урока… и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь» [4, с. 608] «Самое главное … – раскрыть пред учителем зависимость результатов его деятельности от результатов его знаний, культуры, от того, что он читает, как учится, как обогащает свои знания» [4, с. 76] |
IV ступень «Готовность к созданию авторской педагогической технологии». Авторский стиль, эксперимент и научный поиск в педагогической деятельности. Компетентностный уровень: 1. Персоналтехнологии и их апробация. 2. Получение педагогических званий и наград. 3. Обобщение и распространение педагогического опыта (на региональном и т.п. уровнях).
|
«Совершенствование педагогического мастерства – это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной вашей культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа». [2, с. 560] Самый опытный педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом, так как если нет движения вперёд, неизбежно начинается отставание. [2, с. 562] |
Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Литература
1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011.
– 701 с. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Макаренко А. С. Методика организации воспитат. процесса. Пед. соч. в
8 тт., т. 1, 5. – М.: Педагогика, 1983. – 920 с.
4. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 - ти т./ Редкол.:
Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1980. – Т 4. 670 с.
5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т./ Редкол.:
Дзеверин А. Г. ( пред.) и др. – К.: Совет. школа, 1979. – Т 2. 718с.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Совет. школа, 1988. – 272с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.