Сущность и содержание оперативного управления. Диспетчерская служба.

  • docx
  • 08.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002284.docx

Сущность и содержание оперативного управления. Диспетчерская служба.

В процессе управления сельскохозяйственным производством возникает множество ситуаций технического, технологического, организационного характера, отличающихся по значению, специфике, сложности. Их повседневное решение и входит в содержание оперативного управления, поэтому оперативное управление, в конечном счете, обеспечивает достижение основных целей организации.

Оперативность – это способность четко и быстро выполнять намеченные задания. Оперативное управление призвано решать следующие задачи:

·          составление и доведение плановых заданий до производственных подразделений и отдельных исполнителей;

·          инструктаж исполнителей и расстановку их по рабочим местам;

·          оперативный контроль, учет и проверка исполнения заданий с оценкой их качества;

·          своевременное устранение неполадок на производстве;

·          проведение оперативных нарядов, совещаний и др. мероприятий.

Оперативное управление предполагает организацию и согласование деятельности руководителей хозяйства, специалистов и исполнителей за счет принятия грамотных решений, быстрого доведения их до исполнителей и обеспечение их точного выполнения. Оперативное управление производством является непосредственным продолжением частных функций технического и технологического характера, получая от их работников нормативные данные, на базе которых должно осуществляться производство сельскохозяйственной продукции.

Экономическая служба хозяйства определяет цель, хозяйственные результаты и допустимый объем затрат и ресурсов, в котором должно осуществляться производство, а оперативное управление должно организовывать выпуск продукции, не выходя за рамки имеющихся ресурсов.

Наглядным средством отображения деятельности службы оперативного управления являются различные графики (оргограммы, диаграммы, топограммы и др.).

Оперативное управление на производстве осуществляют, прежде всего, линейные руководители с помощью рядовых специалистов и исполнителей.

Основные требования к системе оперативного управления:

·          четкость, простота построения;

·          обеспечение управления достаточной информацией;

·          регламентирование функций оперативного управления – планирования, организации, мотивации, контроля;

·          своевременное принятие управленческого решения и обеспечение его точного выполнения.

 

Под диспетчерской службой понимается централизованная фор­ма оперативного управления на основе применения технических средств связи, сбора информации, ее обработки и осуществления оперативного контроля и регулирования сельскохозяйственного про­изводства.

Диспетчерская служба характеризуется наличием следующих элементов: диспетчерским персоналом центрального диспетчер­ского пункта, диспетчерских постов в бригадах и фермах; комплек­сом технических средств управления (внутрипроизводственная ра­дио- и телефонная связь, технологическая и документальная связь, средства наглядного отображения информации); применяемыми методами централизованного оперативного управления.

Диспетчерская служба выполняет следующие оперативные функции:

·          Оперативный анализ позволяет определить степень выполнения плана, установить причины отклонений и разработать способ решения проблемы.

·          С помощью оперативного планирования вырабатываются цели развития производства и социальной формы (месячные, декадные, суточные – подразделениям и отдельным работникам).

·          В задачу оперативной организации управления входит: распределение должностных полномочий по решению проблем; расстановка трудовых ресурсов и обеспечение их техническими средствами; обеспечение подразделения и отдельных исполнителей постоянной связью с руководителями и специалистами, для создания устойчивого, гибкого и адаптивного механизма управления.

·          В функцию учета и контроля входит задача по обеспечению руководителей и специалистов предприятия релевантной информацией (для своевременного принятия управленческих решений), на основе сбора обработки и анализа поступающих сведений оперативного характера. Это позволяет контролировать и своевременно реагировать на ход выполнения оперативных планов, проверки технического состояния машинно-тракторного парка, санитарно-гигиенических, социальных и других условий.

Деятельность диспетчерской службы регламентируется положением о диспетчерской службе и распорядком дня диспетчерской службы.

Объектом диспетчерской службы являются: производственные подразделения; перерабатывающие и подсобные подразделения; транспортные средства руководителей и специалистов, мобильные средства.

Диспетчерская служба создается для выполнения следующих основных видов работ:

В области информационного обеспечения:

- сбор, хранение и обработка текущей оперативной информации о ходе производствен­ных процессов во всех подразделениях хозяйства и представление соответствующих данных руководителям колхоза, главным специалистам хозяйства;

- осуществление двухсторонней оперативной связи руководителей и главных специалистов хозяйства друг с другом, а также с руководителями и специалистами внутрихозяйственных производственных подразделений;

- передача всей командной информации, исходящей от руково­дителей, в первичные производственные подразделения;

- сбор различных запросов и заявок, поступающих из структур­ных подразделений и адресованных руководителям хозяйства, а также руководителям отдельных функциональных  подразделений;

- проведение диспетчерских совещаний по специально разработанному графику.

В области учета и контроля:

- контроль за выполнением всеми внутрихозяйственными подразделениями указаний и распоряжений руководителей хозяйства;

- контроль за выполнением рабочих планов, утвержденных все­ми структурными подразделениями хозяйства, в том числе по та­ким параметрам, как сроки и объем намеченных работ; сдача продукции государству;

- контроль за своевременным выполнением всеми функциональ­ными службами и различными внутрихозяйственными подразделе­ниями хозяйства запросов и заявок, переданных им из дис­петчерской службы;

- контроль за работой машинно-тракторного парка.

В области оперативного распорядительства - осуществляет опе­ративное управление производством, координирует хозяйственную деятельность всех структурных подразделений хозяйства; устраняет отклонения, возникающие в производственной деятельности.

В области организации и обслуживания производства:

- органи­зует и проводит силами специальных звеньев (бригад и звеньев мастеров-наладчиков) своевременное техническое обслуживание и аварийный ремонт сельскохозяйственных машин и механизмов;

- собирает заявки и контролирует внутрихозяйственное матери­ально-техническое снабжение всех структурных подразделений, в том числе топливом и смазочными материалами, запасными частями и т. п. на основе соответствующих планов, разрабатываемых функциональными службами совместно с руководителями первичных структурных подразделений;

- организует централизованные внутрихозяйственные транспорт­ные перевозки грузов и людей в соответствии с разработанными планами, а также заинтересованных структурных подразделений.

Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. Наиболее эффективна диспетчерская служба в тех хозяйствах, где главный диспетчер является заместителем директора по оперативному управлению.

В результате функционирования диспетчерской службы другие функциональные и линейные службы управления получают воз­можность решать задачи, связанные с долгосрочными перспекти­вами развития хозяйства, заниматься решением таких кардиналь­ных проблем, как совершенствование техники и технологии произ­водства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта.

Для решения вопросов оперативного управления аппарат дис­петчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от пла­на и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению об­наруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат, поми­мо знания сельскохозяйственного производства, должен обладать способностью к прогнозу и анализу, соединенными с умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся произ­водственной обстановке.

Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ.

В крупных сельскохозяйственных предприятиях оперативное уп­равление осуществляется через центральный диспетчерский пункт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделе­ниях. В средних и небольших хозяйствах оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах.

Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (стар­ший) диспетчер, выполняющий функции заместителя председателя колхоза по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйствен­ным производством. Главному диспетчеру подчиняются по опера­тивным вопросам все руководители подразделений основного и об­служивающего производства.

Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвы­чайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы по­казала, что ему приходится решать вопросы, требующие самых разнообразных знаний.

Непосредственным помощником главного (старшего) диспетче­ра по оперативному управлению является диспетчер-оператор, обес­печивающий своевременное поступление, прием и обработку опера­тивной информации о ходе производственного процесса, подготов­ку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих  организаций.

В напряженные периоды сельскохозяйственных работ в штат диспетчерской службы вводится должность временного диспетчера-оператора для дежурства на диспетчерском пункте. Техник-ра­дист осуществляет техническое обслуживание средств связи и несет ответственность за их исправность.

Обязанности диспетчеров-информаторов в хозяйствах возлага­ются по совместительству на бригадиров растениеводческих бригад, учетчиков молочно-товарных ферм, заведующих фермами, учетчиков тракторных бригад и автопарка, бригадира строитель­ной бригады, начальников вспомогательных цехов.

Решающим фактором, обеспечивающим эффективность функци­онирования диспетчерской службы, является четко регламентиро­ванная деятельность ее работников на основе разработанных фун­кциональных прав и обязанностей.

Для достижения наибольшей эффективности работы диспет­черской службы все работники обязаны придерживаться правил обмена служебной информацией, пользоваться средствами диспет­черской связи и требованиями техники безопасности, своевремен­но информировать диспетчерскую службу о результатах исполнения распоряжений, регламентированных сроками.

При разработке рациональной организации работы диспетчер­ской службы нужно стремиться к обеспечению производственных процессов по всем видам работ. Большое значение при этом имеют регламентация работы диспетчерской службы, порядок использова­ния технических средств диспетчерской связи и сроки представле­ния оперативной информации.

Организация и порядок работы диспетчерской службы в кон­кретном хозяйстве определяются соответствующими документами. Для регламентации работы диспетчерской службы хозяйство дол­жно иметь:

1. Положение о диспетчерской службе, в котором отражены задачи диспетчерской службы и ее место в структуре управления, штаты и должностные инструкции работников, организация диспетчерского учета, назначение и порядок заполнения форм диспетчерского учета, графики выхода на связь информаторов отделений, порядок организации и проведения диспетчерских совещаний и т. д.

2. Распорядок дня работы диспетчерской службы, где определено по часам время: приема информации от производственных участков, обработки поступающей информации и проведения диспетчерских совещаний.

Распорядок рабочего дня диспетчерской службы зависит от напряженности работы в хозяйстве и составляется на летний и зим­ний периоды.

Эффективность диспетчерской службы во многом определяется четкой организацией ее работы. Важное значение при этом име­ют диспетчерское совещание и диспетчерский наряд.

В практике сложилась определенная система проведения дис­петчерских совещаний.

Технология проведения диспетчерского совещания. Проводится раз в неделю с 17 до 18 часов. Присутствуют: руководитель хозяйства, главный диспетчер, а также в зависимости от повестки дня глав­ные и старшие специалисты.

1. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения рабочих пла­нов (заданий) за прошедшую неделю. Отмечаются процент вы­полнения плана работ и наиболее крупные недостатки в органи­зации труда, технологии и использовании техники (10-12 мин.).

2. Отчеты управляющих отделениями, прораба и заведующего мастерскими о проделанной за неделю работе (только о недостат­ках, недоработках и невыполнениях) – 2-3 мин. на каждого.

3. Доклады главных специалистов (по 5-8 мин.), которые дол­жны состоять из трех частей: анализ хода работ за прошедшую неделю с выявлением недостатков и их причин; предложения по ус­транению недостатков; проекты рабочих планов, предварительно составленных совместно с управляющими по каждому отделению.

4. Замечания по рабочим планам (до 10 мин.).

5. Заключение руководителя или его заместителя по производству (до 10 мин.).

Технология проведения диспетчерского наряда. Проводится еже­дневно с 18 до 18 часов 30 мин. Присутствуют: на центральном диспет­черском пункте - руководитель хозяйства, главный диспетчер, гла­вные специалисты; на диспетчерском пункте отделений - управля­ющий, специалисты отделений, бригадиры и заведующие фермами.

1. Перекличка присутствующих.

2. Рапорт главного диспетчера о ходе выполнения заданий за прошедший день. Отмечаются процент выполнения плана и причи­ны простоев людей и техники в отделениях, указываются винов­ники (5-6 мин.).

3. Короткие доклады (2-3 мин.) главного агронома, главного инженера и главного зоотехника о нарушениях технологии и ис­пользовании техники. По желанию предоставляется слово и дру­гим специалистам.

4. Управляющие отделениями дают объяснение по допущенным срывам, простоям, выполненным заданиям. Они предлагают про­ект плана работ по отделению на следующий день, но только в том случае, если считают по какой-то причине необходимым от­клониться от рабочего плана на неделю (2-3 мин.).

5. Главный диспетчер распределяет автомобили и другую тех­нику, которая находится у него в распоряжении (по предваритель­но полученным из отделений заявкам) – 1-2 мин.

6. Заключение руководителя хозяйства – 3-4 мин.

Проведение диспетчерского совещания и диспетчерского наряда повышает эффективность оперативного управления, способствует повышению конкретности руководства и дисциплинирует работни­ков.

На уровне района и области в состав диспетчерских объектов, кроме сельскохозяйственных предприятий, включаются все взаимосвязанные с сельским хозяйством организации. Это позволяет более оперативно решать многие во­просы, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, снабжением и обслуживанием сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, создание областных и районных диспетчерских систем и соединение их с вычислительными центрами позволяют осуще­ствить постепенный переход к автоматизированным системам уп­равления (АСУ).