Свобода и ответственность
Оценка 4.6

Свобода и ответственность

Оценка 4.6
Аудио +1
docx
естествознание
3 кл—4 кл
13.02.2018
Свобода и ответственность
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
Свобода и ответственность.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение ­ средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Открытый урок по предмету: ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ  МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 класс Тема: Свобода и ответственность  Выполнила:  учитель  высшей квалификационной категории Сергиенко Марина Петровна 2016 ­ 2017 учебный год Технологическая карта урока № 11 по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»   Учитель Предмет Сергиенко Марина Петровна ОРКСЭ. Основы светской этики Тема урока Свобода и ответственность Школа  Класс МОУ­СОШ №4 г. Маркса 4 «б» Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Понимание взаимосвязи  свободы и ответственности, форм ответственности и  осознанного выбора. Уточнить смысл понятий  «свобода», «выбор»,  «ответственность» П. Развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с  учебным заданием. Устанавливать причинно­следственные связи  между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор. Р. Формирование умения оценивать формы поведения во  взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. К. Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы;  формирование готовности слушать собеседника, вести диалог,  признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою собственную позицию. Развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах. Развитие умения оценивать своё поведение,  нести ответственность за свои поступки. Формирование уважительного отношения к  интересам, ценностям, свободе других людей. Цель урока Основные понятия,  изучаемые на уроке Средства ИКТ,  используемые на уроке Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия  свободного выбора,  поступка. Свобода, ответственность, последствия. Мультимидийный проектор, экран, ноутбук. Ресурсы,  используемые на  уроке (информационные,  литературные, искусство)  Эпиграф Татьяны Ярошевич,     определение Шарля Луи де Секонде де Монтескьё,                                                      пословица  «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!».  Организационная структура урока Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД Длительность  этапа 6 минут Эмоциональный настрой на урок.   Проверка готовности к уроку.    ­ Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки… Вы стоите,  широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу,  подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете  легкость, свободу и желание  познавать мир. Сегодня на нашем уроке присутствуют много гостей. Давайте молча пошлём им импульсы  доброжелательности. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость  общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть...                                             Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать...                                          Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты...              Татьяна Ярошевич Вопросы: ­ Как вы понимаете эти слова?                                                                                                     Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?                                Попробуйте сформулировать тему урока. Учитель открывает тему: Свобода и ответственность. Запишите в тетрадях тему урока.   Обратите внимание, у  вас на столах есть оценочные листы работы на уроке.                  Заполняйте их в ходе урока.                                                                                                             Новая тема. Вводная беседа с учащимися.                                                                        Волевая саморегуляция, принятие и  сохранение учебной задачи (Р) Извлечение необходимой  информации из текстов (П) Осознанное построение речевых  высказываний, высказывания своего  собственного мнения (К) Планирование учебного Поднимите руку, кто хочет быть свободным? А что значит быть свободным? Вспомните,  что такое свобода? На прошлом уроке мы говорили об этом. сорудничества с учителем (К) Свобода ­ способность человека действовать в соответствии со своими интересами и  целями, осуществлять выбор.                                                                                                Свобода ­ это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы  и общества.                                                                                                                                         Шарль Луи де Секонде де Монтескье ­ французский писатель, правовед и философ дал  такое определение: Свобода – это право делать всё,  что не запрещено законом. Как вы понимаете его слова?  Осознанное построение речевого  высказывания в устной форме (П)  Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех,  кто находится рядом с нами. Узнаете, какую ответственность несут люди, даже будучи  свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли  ответственность с необходимостью и умением человека сделать правильный и свободный  выбор»? Проверка домашнего задания. Вам предлагалось вспомнить героев из сказок, перед  которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры. Как поступили герои в  разных ситуациях?  Как бы поступили вы?  Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД Длительность  этапа 14 минут Работа с литературным текстом по ролям (ПРИТЧА). Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. Идёт дальше и  думает: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелёк вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — удивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, Осознанное построение речевого  высказывания в устной форме (П) если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и видит: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель­то стал  легким­прелегким!  Испугался,  раскрыл  его, глядь  —  а  там всего  одна копейка лежит, одна­одинешенька… ­   Как   вы   думаете,   почему   исчезли   деньги?   Правильно   ли   думал   парень?   Как   бы   вы поступили на его месте? Работа с учебником  ­ Найдите в тексте учебника определение, что такое ответственность.  (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор) Принятие и сохранение учебной  задачи (Р) ­ Попробуйте объяснить смысл слова «ответственность».   Что   вы   представляете,   когда   слышите   слово   «ответственность»? ­ Как оно для вас выглядит?    Какие мысли у вас возникают в связи с ним?   Запишите в тетрадях определение, что такое ответственность.  Работа в парах.                                                                                                                       Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения  (вслух).    Приведите свои примеры. 1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного  выбора.                                                                                                                                               2.  Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)                                         3. Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий. Фронтальная работа.                                                                                                                      Прочитайте стр. 25, 1 абзац.  ­ Что такое внутренняя обязанность человека?                            Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?                                     Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и  структурирование, анализ и  объяснение понятий (П) Развитие навыков сотрудничества в  процессе групповой работы, умение  участвовать в коллективном  обсуждении, учитывать мнения  других, корректно отстаивать свое  мнение (К) Прочитайте. Стр. 25, 2 абзац. Этап 3. Практикум Длительность  этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД 10 минут Групповая работа.      Таблица  «Отношения ответственности» Умение работать в паре, развитие  навыков сотрудничества;  формирование готовности слушать  собеседника, вести диалог,  признавать возможность  существования различных точек  зрения и права каждого иметь свою  собственную позицию (К) Кто отвечает? Люди: человек, родители, дети, учителя и др. Перед кем отвечает? Перед природой, обществом, друг перед другом. За что отвечает? За решения, поступки и действия Определите отношения  ответственности и заполните таблицу.                         Прокомментируйте свои записи. Каждая группа отвечает, другие комментируют,  соглашаются.  Какой можно сделать вывод?                                                                                  Вывод:   Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое  положение человек занимает в обществе.  Родители несут ответственность за детей, а дети  за порученные им дела.   Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.   Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень  близко понятию заботы.  Физкультминутка.  Игра «Могу и делаю». Встаньте. Отвечать на вопросы дружно. А если не согласны с ответом, то хлопайте в ладоши.  Вопросы: ­Умеешь ли ты одеваться сам?                       ­ Одеваешься ли ты сам всегда?                            ­Умеешь ли ты благодарить,                          ­ Говоришь ли ты спасибо                                       и говорить спасибо?                                             когда это необходимо?                                      ­ Умеешь ли ты убирать свои вещи?             ­ Ты убираешь игрушки сам?                                   ­ Умеешь ли ты кричать?                               ­ Кричал ли ты сегодня в школе?                            ­ Умеешь ли ты  толкаться и                           ­ Делал ли ты это сегодня? Длительность  этапа 10 минут дразнить своих товарищей?                                                                                                              ­  Умеешь ли ты лениться?                             ­ Ленился ли ты вчера на уроках?                          ­ Умеешь ли ты ухаживать за                         ­ Делает ли это за тебя мама?                   своими домашними питомцами?                                                                                                            На  примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю»?  Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД Как может пословица  «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!» быть связана с темой  сегодняшнего урока?                                                                                                                         ­ Любой поступок влечет за собой какие­либо последствия. Давайте разберём несколько  ситуаций. Прочитайте текст, обсудите в группах и выскажите свои аргументы. 1­я ситуация. Костя  решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и  просил   Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия поступка Кости? 2­я ситуация. Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и  не предупредила  родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Родители сильно  волновались. 3­я ситуация. Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается  тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за  ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально  опасен для вас. Как вы поступите? 4­я ситуация. Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Какими могут Формулировка выводов на основе  анализа ситуаций (П) Устанавливать причинно­ следственные связи между свободой выбора человека и  ответственностью за свой выбор (П) Формирование умения оценивать  формы поведения во  взаимоотношениях с  одноклассниками, друзьями,  взрослыми (Р) Длительность  этапа 4 минуты быть последствия поступка для мальчиков? Вывод:  Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей. Свобода без ответственности ­ это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что  он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на  других.    Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей. Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД Групповая рефлексия (К) Наш урок подходит к концу.   Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке:                                          Сегодня я узнал…                                                                                                                 Было трудно…                                                                                                                       Я понял, что…                                                                                                                       Урок дал мне для жизни…                                                                                                   Мне захотелось… Ребята, завершите заполнение ваших самооценочных листов и в конце урока  передайте учителю. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов,  находящихся на ваших столах. Обратите внимание на их значение.   Зелёный – было интересно, всё понял, работал хорошо.                                                  Жёлтый – что­то не понял, остались вопросы.                                                                   Красный – было не интересно, скучно,  ничего не понял.                                                  Можете нарисовать такой смайлик в своей тетради.                                                         Спасибо, ребята, за активную работу на уроке.                                                                 Домашнее  задание               1 минуты Дифференцированное домашнее задание:                                                                                                                                                         Прочитать  сказку Антуана де Экзюпери “Маленький принц” и  обсудить вместе с родителями: «Как научиться быть  ответственным?» Определите отношения  ответственности и заполните таблицу Приложение 1 Перед кем отвечает? За что отвечает? Кто?  Родители Учителя  Дети  Ученики  Люди  Друг  Человек Приложение 2 1  ситуация Костя  решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и   просил  Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия  поступка Кости? __________________________________________________________________ 2  ситуация Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и  не  предупредила родителей. Когда она пришла домой,  было уже совсем темно.  Родители сильно волновались. __________________________________________________________________ 3  ситуация Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы  пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что  готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите? __________________________________________________________________ 4  ситуация Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.  Какими могут быть последствия поступка для мальчиков? Приложение 3 Лист самооценки для определения уровня вовлечённости и участия в  групповой работе на уроке.                                                                                        Ф.И. __________________________________________4___ класс  Всегда Иногда Никогда  В ходе урока я... Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018