"Своя игра" на уроках истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Своя игра" на уроках истории Эту форму занятий можно использовать как на повторительно-обобщающем уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень детей. Я использую эту форму работы в разных классах, при изучении как зарубежной, так и отечественной истории. При проведении мероприятия необходимо сформировать 3 команды, каждая выбирает капитана, у которого есть привилегия выбирать тему и вопрос, ответ дается командой, а капитан фиксирует в своей карточке, кто ответил и какие баллы заработал.
Иконка файла материала Своя игра на уроках истории.doc
"Своя игра" на уроках истории Эту форму занятий можно использовать как на повторительно­обобщающем уроке, так и  во внеурочной работе по истории.  Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень детей. Я использую эту форму  работы в разных классах, при изучении как зарубежной, так и отечественной истории. При проведении мероприятия  необходимо сформировать 3 команды, каждая выбирает капитана, у которого есть привилегия выбирать тему и вопрос, ответ  дается командой, а капитан фиксирует в своей карточке, кто ответил и какие баллы заработал. Например: Команда « …..» Капитан__________ № п/п Ф.И. участника Заработанные баллы 1. 2. 3. 4.                 Команды выбирают и отвечают на вопросы по очереди. Подсчет общей суммы баллов по каждой команде ведет помощник  учителя (назначает учитель), а сам он на уроке присутствует в роли ведущего. По окончании урока карточки команды сдаются учителю, а он выставляет оценки за работу на уроке: наиболее успешные получают «5», «4» в зависимости от состояния  личного счета, а остальные «3». Количество и формулировка вопросов в туре может варьироваться в зависимости от  особенностей класса, можно установить таймер – 10­15 минут на тур, игра должна вестись мобильно, непринужденно, иначе  теряется интерес и дети быстро устают. При проведении данного занятия можно использовать как компьютерные технологии  (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать. «Древняя Греция» 1 тур Великие ученые География Афины Военное дело Кто это сказал? 2 тур 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 Города Администрация Александр  Македонский Олимпийские игры Архитектура Акрополя 3 тур 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 Древняя Спарта Греческие колонии Крылатые выражения Религия 1 тур 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50 10­20­30­40­50Великие ученые 10 ­ Именно этого грека называют отцом истории (Геродот) 20 ­ В честь этого врача современные медики дают клятву, носящую его имя (Гиппократ) 30 ­ Этот ученый написал книгу об идеальном государстве и преподавал ученикам  в садах Академии (Платон) 40 ­ Он был учеником Платона и учителем Александра Македонского, основал свою школу – Ликей  (Аристотель) 50 ­ Этот ученый, будучи несправедливо обвинен, выпил чашу с ядом, но его мысли живут до сих пор: «Я ем для того, чтобы  жить, а не живу для того, чтобы есть», «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) География 10­ Так называется полуостров, где находились государства Древней Греции (Балканский) 20­ На эти три части была разделена Древняя Греция (Северная, Южная, Средняя) 30­ Греки говорили: «Они нас разъединяют, а оно объединяет». О чем это они? (Горы и море) 40­ Так называется остров, на котором жил легендарный Минотавр (Крит) 50­ Именно здесь была расположена легендарная древняя Троя (полуостров Малая Азия) Афины 10 ­ Так назывался полуостров, на котором расположены Афины (Аттика) 20 ­ Так называли управление Афинским полисом (демократия) 30 ­ Именно он отменил долговое рабство в Афинах (Солон) 40 ­ Так называли знатных людей Афин в отличие от простого населения (аристократы) 50 ­ Раз в год проводился этот суд­голосование, по результатам которого мог отправиться в изгнание любой гражданин Афин  (остракизм) Военное дело 10 ­ Так называли строй греческих воинов (фаланга) 20 ­ Так называли военные корабли греков (триеры) 30 ­ О каком сражении идет речь? «Путник, поведай нашим гражданам в Лакедемоне: Честно исполнив закон, здесь мы костьми полегли» (Фермопильское) 40 ­ Самое знаменитое морское сражение времен греко­персидских войн (Саламинское) 50 ­ В этом сражении участвовало всего 11 тысяч греков против 30 тысяч персов, всего два греческих полиса  Афины и  Платеи прислали своих воинов, но победа была на стороне греков. (Марафонское) Кто это сказал? 10 ­ Радуйтесь, мы победили! (афинский воин) 20 ­ Наш владыка требует себе земли и воды! (персидские послы)  30 ­ Тебе надо искать другое царство, мое слишком мало для тебя (Филипп Македонский) 40 ­ Я буду сражаться за моих богов и мой очаг, и оставлю после себя Отечество не ослабевшим, но более могучим! (клятва  афинского воина) 50 ­ Судьба Эллады в твоих руках! (Фемистокл) 2 тур Города 10 ­ Так называли независимый город­государство в Древней Греции (полис) 20 ­ Этот город Гомер назвал «златообильными» (Микены)  30 ­ У этого города было и второе название, но часто он упоминается под первым, с которым связана и война и поэма.  Назовите оба названия (Троя­Илион) 40 ­ Этот город находился на перешейке между Средней и Южной Грецией, славился ремеслом и торговлей (Коринф) 50 ­ Этот город был столицей Македонии (Пелла) Администрация 10 ­ Так называли правителя Афин и военачальника, которого можно было избирать неоднократно (стратег) 20 ­ Должностное лицо в Афинах, им был и Драконт и Солон (Архонт) 30 ­ Совет Афин состоял именно из такого числа граждан (500) 40 ­ Так называли совет старейшин (ареопаг) 50 ­ Если единоличный правитель наследовал власть, то древние греки называли его царем, а если захватывал, то называли  именно так. (тиран)Александр Македонский 10 ­ Отчества в те далекие времена Александру Македонскому не полагалось, а в наше время оно звучало бы именно так.  (Александр Филиппович Македонский) 20 ­ По свидетельству Плутарха Александр Македонский еженощно клал под подушку  два предмета, одним из них был меч, а  вот что было вторым? (поэма Гомера «Илиада») 30 ­ Именно так звали коня, укрощенного Александром Македонским (Буцефал) 40 ­ Назовите имя матери Александра Македонского (Олимпиада) 50 ­ Именно ему хотел передать власть умирающий царь Александр (Достойнейшему) Олимпийские игры 10 ­ Эту дату древние греки приняли за начало летоисчисления. ( Первые Олимпийские игры ­ 776 г. до н.э.) 20 ­ Каково происхождение слова «стадион»? (от слова «стадий» ­ длины дорожки, равнявшаяся 600 ступням, поставленным  так, чтобы пальцы одной ноги касались пятки другой) 30 ­ Марафонская дистанция была включена в Олимпийские игры в честь победы в Марафонской битве и до сих пор не  изменена. Каково её расстояние? (42 км. 192 м. – расстояние от Марафонского поля до Афин) 40 ­ Перечислите главные состязания Олимпийских игр (бег на короткие и длинные дистанции, борьба, метание копья и диска, гонки на колесницах, прыжки, кулачный бой)  50 ­ Олимпийцами греки называли богов, а победителей Олимпийских игр они называли так (олимпиониками) Архитектура Акрополя 10 ­ Само название этого храма свидетельствует, что он посвящен деве (Парфенон)  20 ­ Он был создателем одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского – и архитектурного ансамбля Акрополя. (Фидий) 30 ­ Этот храм был построен на месте спора Афины и Посейдона (Эрехтейон) 40 ­ Храм Афины­ Ники был построен в честь победы над персами. Статуя Ники в нем отличается от всех других изображений богини. Чем? (У неё нет крыльев, чтобы победа не улетела) 50 ­ Колонны есть дорические, ионические, коринфские, а вот колонны Эрехтейона не относятся ни к тем, ни к другим, ни к  третьим. Какие они? (фигуры девушек – кариатиды) 3 тур Древняя Спарта 10 ­ В этой области Балканского полуострова находилась Древняя Спарта, от  этого же пошло название речи спартанцев.  (Лаконика) 20 ­  Так спартанцы называли своих рабов (илоты) 30 ­ Эти слова спартанки уходящему в бой сыну уже много веков звучат на разных языках, что это Зв слова и что они  означают? ( «Со щитом или на щите!», т.е вернись с победой или умри со славой) 40 ­ Именно он считался основателем спартанского государства и его законодателем (Ликург) 50 ­ Наличие этого могло освободить спартанца от всех существовавших повинностей (5 сыновей) Греческие колонии 10 ­ Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря как лягушки вокруг болота, а вот о каком море идет  речь? (Средиземное) 20 ­ Как колонисты называли покинутый ими полис? (метрополия) 30 ­ Себя греки называли именно так, вот все остальные народы одним словом. Назовите эти слова (эллины и варвары) 40 ­ Сначала греки называли Черное море Понт Аксенский, а потом Эвксинский, в чем разница между этими названиями?  (море негостеприимное ­ гостеприимное) 50 ­ Именно этот город называли своей матерью 75 колоний. (Милеет) Крылатые выражения 10 ­ Это яблоко с надписью «Прекраснейшей» не только поссорило трех богинь, но и послужило причиной долгой войны. До  сих пор причину ссоры называют именно так. («Яблоко раздора») 20 ­ Это выражение означает что­то, помогающее в очень сложном, запутанном деле. («Нить Ариадны») 30 ­ Это выражение означает «решить сложную запутанную задачу, проблему одним махом». («Разрубить Гордиев узел») 40 ­ Когда говорят о каком­то слабом, уязвимом месте, употребляют именно это. («Ахиллесова пята») 50 ­ «Помните о коварстве врага!», а как по­другому? («Бойтесь данайцев, дары приносящих») Религия10 ­ Она стала победительницей первого конкурса красоты, известного историкам. (Афродита) 20 ­ Именно эту греческую богиню должны больше всего бояться преступники. (Фемида) 30 ­ Древние греки верили, что именно он принес огонь человечеству и в память о нем люди стали носить кольца с камнями.  (Прометей) 40 ­ Эта супруга Одиссея вот уже много веков остается символом супружеской верности. (Пенелопа) 50 ­ Он был покрыт шерстью, рогат, козлоног и с бородой, появившись на свет он до смерти перепугал мать и с тех пор  полюбил наводить на людей беспричинный страх, даже ужас, который с тех пор носит его имя. Каково оно? (Пан) Культура 10 ­ 7 городов древности спорили за честь называться его родиной, часто его называли просто «Поэт», мы же его знаем как…  (Гомер) 20 ­ Это серьезное произведение переводится с древнегреческого несерьезно «песнь козлов». (трагедия) 30 ­ Эта исполинская статуя, одно из семи чудес света, дала собственное имя  любому сооружению или живому существу,  поражающему своими размерами. (Колосс Родосский) 40 ­ Именно это добавили древние греки в письменность финикийцев. (гласные буквы) 50 ­ Это абсолютно мирное в сегодняшнем русском языке слово, у древних греков обозначало «ровные шеренги воинов».  (Стихи) «Древний Рим» 1 тур Императоры Армия Религия Крылатые выражения Даты 2 тур Женщины Крылатые выражения Администрация Пунические войны Архитектура 10­ ۝ ­20­ 30 10­20­30  10­ ۝ ­20­ 30 10­20­30 10­20­30 10­20­30 10­20­30­ ۝ ­ 10­20­30 10­20­30 10­20­30­ ۝ ­ 3 тур Кто это  сказал? Рабы Города Рим Литература 1 тур Императоры 10­ ۝ ­20­ ۝ ­30­ ۝ ­ 10­20­30­ ۝ ­ 10­20­30 10­20­30­ ۝ ­ 10­20­30 10 ­ Этот человек не был императором, но у него была сильная единоличная власть, именно от него пошло название такой  власти «царская» ( Цезарь) ­ ۝ ­ Кот в мешке 20: Этот бог, по легенде, был отцом Ромула и Рема. (Марс)20 ­ Этот император отличался поэтическим талантом и любовью к театру, но прославился совершенно другим. (Нерон) 30 ­ Этот человек стал первым пожизненным императором (Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) Армия 10 ­ Именно это было основной единицей римского войска (Легион) 20 ­ Так называли опытного солдата. (ветеран) 30 ­ Что входило в вооружение римского легионера? (копье, меч, щит) Религия 10 ­ Этого бога называли «двуликий» (Янус) ­ ۝ ­ Кот в мешке 20: Этот человек был признан лучшим императором, при нем были сделаны последние завоевания, а в Риме  поставлена колонна. (Траян) 20 ­ Мать Ромула и Рема была жрицей этой богини. (Весты) 30 ­ Эта богиня счастья и удачи, защитница женщин. (Фортуна) Крылатые выражения 10 ­ Этим принципом руководствовались римляне, когда завоевывали другие народы. («Разделяй и властвуй») 20 ­ Это выражение произносят, когда хотят подчеркнуть свою особую настойчивость. («А ещё я считаю, что Карфаген  должен быть разрушен!») 30 ­ Это выражение произносят, когда победа досталась ценой огромных потерь и приведет к потере войска. («Пиррова  победа») Даты 10 ­ Эта дата считается датой основания Рима и началом летоисчисления римлян. (21 апреля 753 г. до н.э.) 20 ­ В этот год империя была разделена на Западную и Восточную. (335 г. н.э) 30 ­ В этот год пала Западная Римская империя и, как считают, кончилась история Древнего мира. (476 г. н.э.) 2 тур Женщины 10 ­ Эта женщина была женой Антония и царицей Египта, покончила с собой, когда римляне завоевали её страну. (Клеопатра) 20 ­ Эта женщина гордилась своими сыновьями и когда её жалели по поводу их смерти, сказала такие слова: «Я никогда не  назову себя несчастной, ведь я родила…!» (Корнелия Гракх) 30 ­ Так называли замужнюю женщину. (матрона) Крылатые выражения 10 ­ Эта фраза звучит, когда предает близкий друг или соратник. («И ты, Брут?!») 20 ­ Эта фраза означает легкую победу. («Пришел, увидел, победил») ­ ۝ ­ Кот в мешке 30: Расскажите как римляне строили свои дороги. (Сначала насыпали «подушку» из песка и гравия, а  затем мостили каменными плитами, по бокам делали кюветы для стока воды) 30 ­ Эта фраза означает бесповоротное решение, сделать решающий шаг, отдавшись на волю богов. («Жребий брошен») Администрация 10 ­Этих должностных лиц было двое, их избирали на один год, они руководили всеми делами государства и командовали  армией. (Консулы) 20 ­ Эту должность сначала могли занимать только плебеи, этот человек владел правом «вето» и избирался на один  год. (народный трибун) 30 ­ Так называли правителя, пользующегося неограниченной властью. (диктатор) Пунические войны 10 ­ Именно столько было Пунических войн. (Три) 20 ­ Этот человек стал главным героем Второй Пунической войны (Ганнибал) 30 ­ Из­за этого острова разгорелась Первая Пуническая война. (Сицилия) Архитектура 10 ­ Эти сооружения римлян дошли до нашей эпохи и строятся до сих пор. (Дороги, виадуки, акведуки) 20 ­ Этот материал для строительства изобрели римляне. (бетон)­ ۝ ­ Кот в мешке 30: Это выражение означает бесповоротное решение, решительный поступок. («Перейти Рубикон»)   30 ­ Это свое изобретение римляне повсеместно использовали в строительстве. (Арка) 3 тур Кто это сказал? 10 ­ А нам не поставили памятник за совершённый подвиг, но наши заслуги перед Римом огромны. Только благодаря нам  город не был захвачен, разрушен и ограблен варварами!» (Гуси) 20 ­ «Снимем тяжкую заботу с плеч римлян, которые никак не могут дождаться смерти ненавистного им старика». (Ганнибал) ­ ۝ ­ Кот в мешке 30: Между названием этого цветка и названием  этих рабов есть прямая связь. Что это за цветок? (меч  «гладиус»­ раб гладиатор ­ листья цветка ­ название «Гладиолус») 30 ­ «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался за Рим нет ничего, кроме воздуха и света» (Тиберий Гракх) Рабы 10 ­ Так называли специально обученных для битвы на смерть рабов. (гладиаторы) 20 ­ Этот человек встал во главе самого мощного восстания рабов в Древнем Риме. (Спартак) ­ ۝ ­ Кот в мешке 30: Кто это сказал: «А вы подумали, как поведут себя солдаты Цезаря?» (Антоний) 30 ­ Так называли раба, отпущенного на свободу хозяином. (вольноотпущенник) Города ­ ۝ ­ Кот в мешке 10: Кто это сказал: «Моих собратьев преследуют и истребляют, а римляне поставили мне памятник на  Капитолийском холме. Если бы не я, то сам Рим не был бы основан.  Ведь статую, да еще в центре города просто так, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе, тем и горжусь!» (волчица) 10 ­ Константин переименовал этот город, но все же древнее название, данное ему ещё греками, не забылось и его именем  назвали целую империю. (Византий) ­ ۝ ­ Кот в мешке 20: Кто это сказал: «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать жизнью на потеху  римлянам!» (Спартак) 20 ­ Этот греческий город поднял восстание и был разрушен в тот же год, что и Карфаген. (Коринф) 30 ­ Рабы гладиаторской школы из этого города подняли восстание и укрылись на Везувие. Что это за город? (Капуя) Рим 10 ­ Именно такое количество холмов насчитали древние римляне в своем городе. (Семь) 20 ­ Так называли главную площадь Рима. (Форум) ­ ۝ ­ Кот в мешке 30: Вот этого никак нельзя было найти на улицах Рима. (название улицы и номер дома) 30 ­ Так называли самый большой амфитеатр в Римской империи. (Колизей) Литература 10 ­ Эту поэму создавал Нерон, глядя на пожар Рима. (поэма о сожжении Трои) 20 ­ Самый знаменитый поэт древнего Рима, создавший «Энеиду». (Вергилий) 30 ­ Крупный римский историк, автор книг «История» и «Анналы». (Тацит) Литература 1. Драхлер А.Б. Всеобщая история. М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2002. (Вопросы к олимпиаде). 2. КамышановаЗ.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: «Академия  развития», 1998 г.