Связь семьи и школы в формировании у школьников чувства гражданственности и патриотизма
Оценка 4.9
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.04.2018
Данный текст материала посвящён связи семьи и школы. Может использоваться как выступление на совещании или семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей. тема которого непосредственным образом связана с гражданственностью и патриотизмом. В тексте сказано. что первые уроки гражданственности дети получают в семье. а важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения.Текст материала посвящён связи семьи и школы. Может использоваться как выступление на совещании или семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. классных руководителей.
доклад.docx
Связь семьи и школы в формировании у школьников
чувства гражданственности и патриотизма
“Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?”
Д.С.Лихачёв
Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите Родины.
Современная история России показывает, что только активная
гражданская позиция является необходимым условием становления
полноценного гражданского общества и демократического правового
государства.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и
патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего
поколения.
Необходимостью сохранения прочности государства объясняется
особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и
гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой
российского гражданского общества должны стать признание
полиэтнического,
поликультурного построения государственности и
формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой
национальной политики.
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века,
определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются
изменениями в социальноэкономической, политической и духовной сферах
общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал
российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов
формирования патриотизма.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до
самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм
выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека,
выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах
поведения. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время.
Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из
главных факторов повышения качества образования, максимального его
приближения к требованиям времени. На всех этапах школьной жизни важно
взаимодействие семьи и школы.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация
подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в
семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и
школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним –
важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность
нравственно свободная.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация
подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в
семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком
в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными
во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются
как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются
привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье,
какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими
вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети
восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических
чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение,
нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и,
прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и
патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве
гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать
на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её
заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную
культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной,
нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел
важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания
у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется
единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью
воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания
гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем
народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями,
стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это
чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её
безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит
подготовить растущего человека к участию в решении текущих и
перспективных задач нашего государства, к управлению его делами,
защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной
деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств.
Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь.
Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями,
школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это
высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по
отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных
форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.
Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является
следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей
полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти
много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование,
посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной
деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и
детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и
дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и
младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей
с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство
красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки
для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и
устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате
помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек,
дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором
социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей –
специфическая форма передачи социального наследования, нравственно
эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время
привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь
целесообразно обратить внимание на специфику детскородительских
отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С
одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на
свет);
уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель
социальных норм);
возможности детей получить физическую защиту, моральную
поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель,
наставник);
возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым,
несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей
матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы
о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и
страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь
функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой
патриотический долг.
Наиболее полноценное общественное воспитание в настоящее время –
школьносемейное воспитание.
Семья с существующими в ней
взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни –
важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и
в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он
может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
Влияние на воспитание в школьнике Гражданина оказывает и социальная
среда, в которой он постоянно находится. Окружение школы (предприятия,
памятники истории и культуры, театры) должно “работать” на воспитание в
ребятах гражданственности. Но всётаки главной воспитательной силой
остаётся школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический
процесс, главное лицо которого учитель. Он определяет цели и задачи
воспитания школьника, направленные на нравственное и гражданское
становление подрастающего поколения,
предполагающие умение
ориентироваться в информационном пространстве, адекватно оценивать себя
в окружающем мире, делать объективные суждения и умозаключения,
двигаться от созерцания к практическим поступкам. Началом такому
развитию является умение не только смотреть, но и видеть; не только
слушать, но и слышать; вступать в диалог и анализировать. Основой такого
развития является внимание и любовь к близким, друзьям, своему дому и
Родине.
Связь семьи и школы в формировании у школьников чувства гражданственности и патриотизма
Связь семьи и школы в формировании у школьников чувства гражданственности и патриотизма
Связь семьи и школы в формировании у школьников чувства гражданственности и патриотизма
Связь семьи и школы в формировании у школьников чувства гражданственности и патриотизма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.