Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 95.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
1. Постановка проблемного вопроса.
– О М. Пришвине говорят: писательгеограф, писательохотник, писатель
натуралист, писательпутешественник, писательБерендей (то есть сказочник).
Кто же Пришвин в первую очередь: географ, путешественник, охотник,
натуралист, Берендей или писатель?
2. Работа с фрагментами из дневников Пришвина.
(Задание III.3 к уроку 94 в тетради.)
– Подчеркните самое главное (ключик к рассказам) в размышлениях М.
Пришвина: «Чудесно наше искусство слова, и нет ничего, помоему, прекраснее,
как работать в лесу, гденибудь сидя на пне. Теперь у меня в лесу уже многие
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
пни насижены, и собака моя Жулька, добежав впереди меня до знакомого пня,
останавливается и ждёт, и я её понимаю:
– Дальше пойдём, – спрашивает она меня, – или тут будем писать?».
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
Представление критической статьи С. Маршака «Сила жизни».
Эта статья – ответ С.Я. Маршака на наш вопрос.
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение статьи Маршака.
– Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым
художником.)
– Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании
Пришвина…»)
2) Выделение основных тезисов статьи.
– Перечитайте статью, выделите самые главные мысли (обсуждение
предложенных вариантов о Пришвинеписателе).
– Запишите их кратко (задание III.4 в тетради).
а) Сила жизни превращает затеи натуралиста в лирику, поэзию.
б) Пришвин нашёл свою форму выражения мыслей и чувств.
в) В его книгах необычно сочетаются точные наблюдения над жизнью природы с
поэтической выдумкой, воображением.
г) До последних дней он сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и
жадность к новому.
д) Умел находить новое во всём, что его окружало.
е) В его книгах не повторялись ни описания природы, ни люди.
ё) Язык в книгах Пришвина причудлив, богат и одухотворён, насыщен
© ООО «Баласс», 2015
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2народными словами и присловьями.
ж) Чтение книг Пришвина – это встречи с молодым и всегда живым Пришвиным.
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»?
– В чём источник этой «силы жизни» Пришвина?
– За что ценил Маршак книги Пришвина?
2) Задание в тетради III.5.
– Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество».
Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания:
«Природа явилась нам как родина, и родинамать обратилась в отечество.
Я стою и расту – я … (растение).
Я стою, и расту, и хожу – я … (животное).
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)».
3) Творческое задание.
Самостоятельно проиллюстрировать один из тезисов статьи Маршака на
примерах из любого рассказа, очерка Пришвина (тексты прочитаны дома).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Чтение рассказов М. Пришвина по выбору учащихся.
© ООО «Баласс», 2015
3© ООО «Баласс», 2015
4