Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 3 классе на тем «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 3 классе
Содержание:
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов.
Сюжеты и герои.
Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему
«Там русский дух... там Русью пахнет!»
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 3 классе
Содержание:
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке
отечественных композиторов.
Сюжеты и герои.
Эпические произведения искусства: характерные типологические
особенности.
Музыкальный материал:
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);
В. Гаранин. Былина «Илья Муромец» (слушание);
Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии
фольклора.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
Расскажу я вам, ребята, о давнихдавних временах. Ещё и городов на
раздольной русской земле не было, только степи бескрайние, леса дремучие
да озёра и реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы видимо
невидимо. Но в болотах и озёрах, сказывают, водилась и другая живность,
например, водяной или русалки.А в лесах не только зверьё бродило, но и леший ходилпоскрипывал. Об этом
говорят древние сказания далёких предков славян. Передавали они свои
рассказы из поколения в поколение устно: так те и до нас дошли.
Много было древних славянских поселений на Руси, и назывались они все по
разному. Вспоминают, жили когдато племена антов, россов (отсюда и
название: Русь); позже появились поляне, древляне, северяне, вятичи,
волыняне, бужане... Большой и трудный путь прошла матушкаРусь с тех
давних времён. И печенеги с половцами разоряли её, и шведы с немцами
нападали с севера, и 200 лет под игом татарским томился народ русский. Но
выстоял! Силён, знать, духом оказался.
А ещё русские люди всегда своим трудолюбием славились. Землюматушку
пахали, рыбу ловили, в лесах охотились. Красоту родного края ценили и сами
старались красоту создавать. То ложечка расписная, то чаша затейливая, то
игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А костюмы какие
носили! Глядеть не наглядеться на узоры, тканые да вышитые! Ну а уж про
сказки, песни да игры и говорить нечего чистый родник воды живой. Именно
так называют порой народное творчество.
Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и
означает вот что: фольк народное, лор знание или мудрость. И
действительно, русский фольклор воистину неиссякаемый источник красоты
и мудрости! Композитор М. Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а
мы, композиторы, только аранжируем (аранжируем изменяем, излагаем) её».
Если в календарных обрядовых песнях, в плясовых и хороводных мы сами
являемся участниками действия, то в старинных былинах обязательно есть
тот, кто нам рассказывает, a мы всего лишь внимательно слушаем. Эпос так
называют эти старинные предания. Эпические песнисказания о давно
прошедших временах, иногда с элементами фантастики. Свой эпос есть у
каждого народа (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о
нибелунгах, французские песни о Роланде...).
Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая, распевная речь неторопливо
повествует о прославленных богатырях времён Киевской Руси: о Вольге и
Микуле, о славном Илье Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.
Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья Муромец».Главный герой картины – сказитель Баян – находится не по центру. Художник
Виктор Васнецов показывает нам, что главное не то, как выглядит Баян, а что
он рассказывает. По этой же причине большинство собравшихся не смотрит на
старца с гуслями, а погружено в свои мысли.
Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца, будто вторят его
рассказу о великих сражениях и героизме русского народа. Лица слушателей,
серьёзные и напряжённые, наводят на мысль, что повествуемое слепым
Баяном вызывает у них чувство решимости. Возможно, скоро предстоит
сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси, настраивает
всех на победу.
Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить
своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. А потому защита
родной земли – это обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется
её красотой.
Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в древности были
сложены песни – былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они
относятся к произведениям народного творчества.
«Богатырская» тема представлена в музыке русского
композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту
музыку, испытываешь ощущение силы, бодрости, света, мысленно
представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы
весь образ далёких веков.
Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные картины
художников. Перед вами картина, которую написал замечательный русский
художник Виктор Васнецов. Художник никогда не видел богатырей. Они
жили намного раньше художника. Но он слушал, что поёт и рассказывает про
богатырей народ, и представил их себе, вообразил их. И теперь для нас
богатыри именно такие, как на картине В. Васнецова.
Остановились в чистом поле три богатыря. Посредине на вороном коне –
Илья Муромец, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуется во всём его
облике. Он зорко смотрит вдаль изпод ладони. В одной руке копьё, в другой
– тяжёлая палица. Стоит под ним конь, слегка потряхивая бубенчиками под
чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Крестьянский
сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому, что любилсвою землю, свой народ.
Слева на белом коне – Добрыня Никитич представителен и величав. Он
достаёт булатный меч. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него
булатный, а взглядто у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь
стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой руке у него лук, а по правую руку
гусельки яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать умеет. Лукава усмешка на
его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее.
Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать
травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь
глаза косит да тугой лук держит наготове.
Три богатыря стоят на широкой равнине. Вдали темнеют холмы родной земли.
Чутко вслушиваются богатыри: не видать ли врага, не обижают ли кого?
В небе клубятся белые тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи,
гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой
леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но
весь облик богатырей говорит о надёжности защитников Русской земли.
Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть.
Все стороны своей жизни отразил русский народ в сказках, песнях, былинах.
И живут они долго много веков. Собирают их, изучают и чтут как самое
дорогое сокровище, как память о прошлом. А что же может быть дороже
памяти? Как устоит дерево без корней? Но ведь и правда, искусство похоже
на большое дерево. Корни его это народное творчество. Ветви искусство
композиторское: сколько талантов расцветает на ветвях этого необычного
дерева! По стволу же бегут те живительные соки, которые и питают таланты.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/tamrusskiyduhtamrusyu
pahnet