«Там русский дух... там Русью пахнет!»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 3 классе на тем «Там русский дух... там Русью пахнет!» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева в 3 классе Содержание: Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему                                 «Там русский дух... там Русью пахнет!» Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в   3   классе  Содержание: Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке  отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические  особенности. Музыкальный материал: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); В. Гаранин. Былина «Илья Муромец» (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение). Характеристика видов деятельности: Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии  фольклора. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Расскажу я вам, ребята, о давних­давних временах. Ещё и городов на  раздольной русской земле не было, только степи бескрайние, леса дремучие  да озёра и реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы ­ видимо­ невидимо. Но в болотах и озёрах, сказывают, водилась и другая живность,  например, водяной или русалки.А в лесах не только зверьё бродило, но и леший ходил­поскрипывал. Об этом  говорят древние сказания далёких предков ­ славян. Передавали они свои  рассказы из поколения в поколение устно: так те и до нас дошли. Много было древних славянских поселений на Руси, и назывались они все по­ разному. Вспоминают, жили когда­то племена антов, россов (отсюда и  название: Русь); позже появились поляне, древляне, северяне, вятичи,  волыняне, бужане... Большой и трудный путь прошла матушка­Русь с тех  давних времён. И печенеги с половцами разоряли её, и шведы с немцами  нападали с севера, и 200 лет под игом татарским томился народ русский. Но  выстоял! Силён, знать, духом оказался. А ещё русские люди всегда своим трудолюбием славились. Землю­матушку  пахали, рыбу ловили, в лесах охотились. Красоту родного края ценили и сами  старались красоту создавать. То ложечка расписная, то чаша затейливая, то  игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А костюмы какие  носили! Глядеть ­ не наглядеться на узоры, тканые да вышитые! Ну а уж про  сказки, песни да игры и говорить нечего ­ чистый родник воды живой. Именно  так называют порой народное творчество. Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и  означает вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание или мудрость. И  действительно, русский фольклор ­ воистину неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор М. Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем (аранжируем ­ изменяем, излагаем) её». Если в календарных обрядовых песнях, в плясовых и хороводных мы сами  являемся участниками действия, то в старинных былинах обязательно есть  тот, кто нам рассказывает, a мы всего лишь внимательно слушаем. Эпос  так  называют эти старинные предания. Эпические песни­сказания о давно  прошедших временах, иногда с элементами фантастики. Свой эпос есть у  каждого народа (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о  нибелунгах, французские песни о Роланде...). Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая, распевная речь неторопливо  повествует о прославленных богатырях времён Киевской Руси: о Вольге и  Микуле, о славном Илье Mypoмцe, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья Муромец».Главный герой картины – сказитель Баян – находится не по центру. Художник Виктор Васнецов показывает нам, что главное не то, как выглядит Баян, а что  он рассказывает. По этой же причине большинство собравшихся не смотрит на старца с гуслями, а погружено в свои мысли. Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца, будто вторят его  рассказу о великих сражениях и героизме русского народа. Лица слушателей,  серьёзные и напряжённые, наводят на мысль, что повествуемое слепым  Баяном вызывает у них чувство решимости. Возможно, скоро предстоит  сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси, настраивает  всех на победу. Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить  своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. А потому защита  родной земли – это обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в древности были  сложены песни – былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они  относятся к произведениям народного творчества.  «Богатырская» тема представлена в музыке русского  композитора Александра Порфирьевича Бородина. Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту  музыку, испытываешь ощущение силы, бодрости, света, мысленно  представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы ­ весь образ далёких веков. Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные картины  художников. Перед вами картина, которую написал замечательный русский  художник Виктор Васнецов. Художник никогда не видел богатырей. Они  жили намного раньше художника. Но он слушал, что поёт и рассказывает про  богатырей народ, ­ и представил их себе, вообразил их. И теперь для нас  богатыри именно такие, как на картине В. Васнецова. Остановились в чистом поле три богатыря. Посредине на вороном коне –  Илья Муромец, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуется во всём его  облике. Он зорко смотрит вдаль из­под ладони. В одной руке копьё, в другой  – тяжёлая палица. Стоит под ним конь, слегка потряхивая бубенчиками под  чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Крестьянский  сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому, что любилсвою землю, свой народ. Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­ представителен и величав. Он  достаёт булатный меч. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него  булатный, а взгляд­то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь  стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой руке у него лук, а по правую руку  гусельки яровчатые. Алёша и песни петь, и воевать умеет. Лукава усмешка на  его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее.  Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать  травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь  глаза косит да тугой лук держит наготове. Три богатыря стоят на широкой равнине. Вдали темнеют холмы родной земли. Чутко вслушиваются богатыри: не видать ли врага, не обижают ли кого? В небе клубятся белые тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи,  гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой  леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но  весь облик богатырей говорит о надёжности защитников Русской земли. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Все стороны своей жизни отразил русский народ в сказках, песнях, былинах.  И живут они долго ­ много веков. Собирают их, изучают и чтут как самое  дорогое сокровище, как память о прошлом. А что же может быть дороже  памяти? Как устоит дерево без корней? Но ведь и правда, искусство похоже  на большое дерево. Корни его ­ это народное творчество. Ветви ­ искусство  композиторское: сколько талантов расцветает на ветвях этого необычного  дерева! По стволу же бегут те живительные соки, которые и питают таланты. Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/tam­russkiy­duh­tam­rusyu­ pahnet