Танцевальная (концертная) программа
детского хореографического коллектива
по итогам реализации четырехгодичной образовательной программы «Ритмика и танец»
Возраст: 6 - 10 лет
Срок реализации: четвертая четверть учебного года
Автор - составитель: Леонтьева И.А.
Структура танцевальной программы
1 Пояснительная записка 2
1.1 Характеристика программы 2
1.2 Срок реализации программы 4
1.3 Форма проведения занятий 4
1.4 Цели и задачи подготовки танцевальной программы 5
1.5 Методы обучения 5
1.6 Материально-техническое обеспечение подготовки и реализации танцевальной программы 6
2 Требования к учащимся и методическое обеспечение подготовки концертных номеров 6
2.1 Требования к учащимся 6
2.2 Методические рекомендации по подготовке концертных номеров и танцевальной программы 8
3 Танцевальная программа ко Дню последнего школьного звонка 9
4 Список рекомендуемой методической литературы 12
Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своем проявлении. От того, как он отдыхает, во многом зависит его самочувствие, здоровье, работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие на характер отдыха, способы использования свободного времени, на вкусы и потребности каждого человека, их эстетические запросы. Поэтому в числе важных элементов досуга существенное место должны занимать активные формы отдыха и художественное творчество. Занятия танцевальным искусством сочетают в себе и творчество, и физическую активность, и эмоциональность, и эстетическое чувство.
Основой существования и развития любительского детского хореографического коллектива служит учебно-творческая и воспитательная деятельность. Гармоничное сочетание исполнительских, общепедагогических, художественно-творческих аспектов в организации воспитательной работы в детском коллективе обеспечивает высокое техническое исполнительское мастерство, духовное и эстетическое развитие участников коллектива.
Основная задача танцевального творчества заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации эмоционально и эстетически окрашенных активных форм отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Реализация художественного творчества сегодня активно происходит в деятельности детских танцевальных коллективов. Детям нравится танцевать под музыку разнообразные танцы ― народные, классические, эстрадные. Другой, конечной, целью деятельности детского хореографического коллектива является создание танцевальных номеров, как законченных танцевальных произведений, и участие в конкурсах, концертах и других публичных мероприятиях.
Танцы детского хореографического коллектива по жанровому признаку делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты, тематические танцы, танцы, объединенные в циклы, а также танцевальные программы. Репертуар коллектива постоянно пополняется танцами, разнообразными по стилю, характеру, лексике и манере исполнения. Это позволило разработать и реализовать танцевальную (концертную) программу для разновозрастного детского хореографического коллектива.
Программа подготовки концертных номеров и танцевальной (концертной) программы, как сюжетного мероприятия (театрализованной танцевальной программы) разработана с учетом многолетнего педагогического опыта педагогов дополнительного образования в начальных классах общеобразовательного учреждения г. Челябинска, программ других педагогов дополнительного образования, размещенных в открытых источниках, и в соответствии с Федеральными образовательными стандартами дополнительного образования по хореографии и Федеральными государственными требованиями к минимуму, содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ в области хореографического искусства.
Участие в процессе подготовки концертных номеров и театрализованных концертных программ формирует у детей младшего школьного возраста исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, активизирует физические, интеллектуальные и эмоциональные задатки детей, заложенные в каждом из них, формирует и развивает творческие способности, позволяет реализовывать их в соответствующем репертуаре по итогам определенных периодов обучения.
Подготовка концертных номеров и театрализованного концертного выступления детского хореографического коллектива неразрывно связана с реализацией Образовательной программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста «Ритмика и танец».
На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на занятиях (в форме урока) по дисциплине «Ритмика и танец».
При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства, просмотр видеоматериала, кинофильмов, прослушивание музыкального материи и т.д., которые могут служить примером в подготовке концертных номеров и театрализованного концертного выступления. Необходимо знакомить учащихся с примерами творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, с лучшими спектаклями, концертными программами и отдельными номерами известных хореографических коллективов, посещать концерты и конкурсы профессиональных и любительских коллективов, выставки, музеи с последующим обсуждением и анализом.
Каждый танец в танцевальной программе представляет собой маленький спектакль. В этой танцевальной программе сплелись воедино различные танцевальные течения, что обусловлено содержанием Образовательной программы за разные годы обучения – в танцевальной программе представлены участники коллектива от одногодичного до четырехлетнего периода обучения. Представленная программа является авторской танцевальной программой для педагогов дополнительного образования.
Срок освоения танцевальной программы для детей младшего школьного возраста, обучающихся по дополнительной общеразвивающей Образовательной программе «Ритмика и танце» 1-го, 2-го, 3-го и 4-го года обучения в возрасте от 6–7 до 10 лет, два месяца.
Форма проведения занятий ― урочная.
Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия групповые: от 8 до 15 человек.
Групповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности, умение работать в паре и в коллективе.
Цели:
― участие в концертной программе,
― выявление одаренных в области хореографического искусства детей.
Задачи:
― развитие танцевальности, чувства позы, умение правильно распределять сценическую площадку;
― развитие музыкальности, координации движений;
― развитие двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
― приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
― стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;
― формирование умения преодолевать технические трудности при исполнении сложных комбинаций;
― формирование умения преодолевать психологические трудности, страх публичного выступления в процессе исполнении;
― формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
― метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
― репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
―эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
― метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
― метод активного обучения (самоанализ ребенка);
― аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
― эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные залы для занятий должны быть оборудованы балетными станками, зеркалами размером 7м×2м. Необходимо наличие музыкального инструмента и/или аудио аппаратуры.
Необходимо наличие концертного зала и фонотеки.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы «Ритмика и танец», который определяется формированием комплекса общих и специальных знаний, умений и навыков:
― умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
― умение работы в танцевальном коллективе;
― умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
― умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции,
― навыки участия в репетиционной работе.
Настоящая танцевальная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Количество и характер музыкальных хореографических постановок, рекомендуемых для изучения и исполнения на концерте, выбрано, исходя из требований к Образовательной программе «Ритмика и танец».
В конце года проводится аттестация в виде концерта.
1 год обучения
Приобретенные навыка и умения:
― танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую площадку,
― умение исполнять движения и небольшие вариации русских народных танцев.
2 год обучения
Приобретенные навыка и умения:
― танцевальные движения и их разнообразных вариации, направленные на улучшение памяти и сообразительности,
― умение сосредотачиваться, необходимое в хореографических постановках,
― умение исполнять движения и небольшие вариации классических танцев.
3 год обучения
Приобретенные навыка и умения:
― усложненные движения, их соединение между собой,
― умение перейти от одного движения к другому,
― умение исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира.
4 год обучения
Приобретенные навыка и умения:
― навыков, помогающие создавать танцевальные образы,
― исполнение танцев и объяснение смысла исполняемых номеров,
― знание и понимание образного содержания исполняемой композиции,
― умение исполнения учащимися вариаций танцев народов мира, классических и эстрадных танцев.
Подготовка концертных номеров и танцевальной программы предполагает примерный репертуар хореографических постановок.
Отбор танцев из общего репертуара проводится в соответствии с образовательной программой дополнительного образования общеобразовательного учреждения; конкретная танцевальная (концертная) программа представлена совокупностью танцевальных номеров, составляющих основу репертуара данного учреждения и подобранных для театрализованного концерта.
Занятия на каждом году обучения, предшествующие концертному выступлению, строятся по следующей схеме:
― вводное слово преподавателя. Перед разучиванием нового танца и его закреплением преподаватель сообщает о нем некоторые сведения: история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета ― дается информация о времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи;
― слушание музыки и ее анализ. Преподаватель предлагает прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.;
― разучивание и закрепление элементов танца, поз, переходов и рисунка танца. При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем движения постепенно усложняются, приближаясь к законченной форме. Когда основные движения, позы, рисунок изучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы предлагаем вашему вниманию небольшой концерт, посвященный Дню последнего школьного звонка, в котором принимают участие дети коллектива ритмики и танца. Это учащиеся начальных классов нашей школы. В программе концерта представлены народные и классические, старинные и современные танцы. Пожалуйста, будьте внимательными и добрыми зрителями.
Зал сегодня не вмещает
Всех собравшихся гостей,
Мы концерт наш начинаем,
Так встречайте поскорей!
Аплодирует весь зал –
Он таких артистов ждал!
1. Выход – «Хлопайте в ладоши» (песня Е. Зарицкой)
(Дети рассаживаются по местам; занавес открывается, за ним стоят дети на исходной позиции первого танца)
2. «Мани – Вани» – музыкально-спортивная композиция с ведрами и коромыслами, русский стилизованный танец («Московская кадриль»).
Танцев много на планете,
Это знают наши дети,
А станцуем мы для вас
Новый танец в стиле «джаз»!
3. «Танец с тростью и шляпой» (Вальс И. Штрауса «Голубой Дунай»)
Ручкой вверх и ручкой вниз,
Начинаем экзерсис,
Танец плавный исполняем
И цветочки раскрываем.
4. «Танец с цветами» (Хореографическая композиция на музыку Поля Мориа).
Чтоб на концерте не скучать,
Предлагаем поиграть:
Артистам – на ложках,
Гостям – на ладошках!
5. «Танец с ложками» (Полька С. Лысенко)
Поговорим, друзья, про осень.
Я знаю, что сейчас весна,
Но осень краскою печали
Наполнит танец наш до дна.
Добавит нежности и грусти,
Хоть солнца луч скользнет во тьме,
Тебя мы, осень, в гости пустим
И танцем вспомним о тебе.
6. «Осенний танец с шарфиками» (на музыку Ребикова)
Девчонки веер в руки взяли
И превратились сразу в дам,
А мальчишки – в кавалеров,
Шаг направо, шаг налево…
Старинный танец дарим вам!
7. «Салонный танец с веерами» («Вариации» Ф. Кулау)
Не устанем мы нисколько,
Хоть пропляшем целый час!
И любимый танец «Польку»
Здесь исполним мы для вас!
8. «Финская полька» («Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной»)
Скок-скок-перескок,
Повороты снова…
Со скакалкою всегда
Мы плясать готовы!
9. «Прыгалки – скакалки» (Спортивная композиция со скакалкой)
Танцев – иностранцев
Встречали мы в пути,
Но лучше русских танцев,
На свете не найти!
10. «Топни ножка моя» («Танцевальная ритмика» Т. И. Суворовой)
Четкие ритмы испанские
Или латиноамериканские
Вас равнодушными не оставят –
Поднимут настрой,
Танцевать всех заставят!
11. «Веселые маракасы» (музыкальное сопровождение «Тико-тико»)
От веселых ритмов
Никуда не деться!
Ритмы современные –
Это ритмы детства!
12. «Танец малышек – почемучек» (Песня К. Орбакайте «Губки бантиком»)
На свете существует много танцев
У русских, итальянцев, мексиканцев,
Но есть один танец и впрямь уникальный,
Танец цыганский национальный,
«Цыганочку» любят во всем белом свете,
Сегодня станцуют её наши дети!
13. «Цыганочка» (народная танцевальная мелодия)
Ведущий: Наш концерт подошел к концу. Спасибо, что вы были с нами и тепло принимали наших артистов. В концерте принимали участие учащиеся первых вторых, третьих и четвертых классов –детский хореографический коллектив «Звездочки».
14. Последнее приветствие, прощальный поклон, призы участникам.
1. Бриске, И.Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе: учеб. пособие / И.Э. Бриске. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― Челябинск, 2013. ― 180 с.
2. Громова, Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением / Е.Н. Громова. ― СПб.: Лань; Планета музыки, 2010. ― 400 с.
3. Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. ― М.: Искусство, 1981. ― 269 с.
4. Скрипина, Н.В. Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике: учебное пособие / Н.В. Скрипина. ― 2-е изд., испр. и доп. ― Челябинск, 2013. ― 102 с., ил.
5. Ткаченко, Т.С. Народные танцы / Т.С. Ткаченко. ― М.: Искусство, 1975. ― 352 с.
6. Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы / Т.А. Устинова. ― М.: Искусство, 1996. ― 592 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.