Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Гармония»
г.Волжского Волгоградской области»
«ТЕАТР КУКОЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
программа курса дополнительного образования
детей 7-10 лет
срок реализации 1 и более лет
Разработчик: Корсун И.В.,
Преподаватель высшей квалификационной категории
Г.Волжский
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы курса «Театр кукол в начальной школе»:
· по содержанию является художественно-эстетической;
· по функциональному предназначению – общекультурной;
· по форме организации – групповой;
· по времени реализации - 1 и более лет.
Новизна программы состоит в том, что данная программа базируется на комплексном подходе к постижению мира искусства, суть которого заключается в их интеграции в контексте каждой темы.
Программа является частью образовательной программы «Азбука творческого саморазвития в театре кукол» и является первым этапом обучения. Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.
Актуальность.
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры речи, поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на занятиях в театре кукол всем классом (в рамках новых образовательных стандартов). Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение (а затем в творческую работу).
Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.
«Театр кукол» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует ту же цель, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Цель:
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
Задачи:
· способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого обучающегося, опираясь на синтетическую природу театрального искусства;
· помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
· привить интерес к художественной культуре и дать первичные сведения о ней, через занятия в театре кукол;
· научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
· воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.
Специфическая особенность курса «Театр кукол в начальной школе» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, а в театре кукол особенно. И вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к образовательной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Театр кукол в этом является хорошим помощником.
Срок реализации.
Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе - 2 академических часа в неделю (1 раз 2 часа или 2 раза по 1 часу).
В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику каждому обучающемуся (приложение №1 «Диагностика творческого развития»).
Формы занятий.
Одной из идей программы по курсу «Театр кукол в начальной школе» является постепенное усложнение материала от игр через импровизацию к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.
Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в дополнительном образовании не один десяток лет.
Большая роль, в формировании художественных способностей обучающихся отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств, психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность обучающегося – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственности, смелости.
Основное время на занятиях отводится на театральные игры, тренинги, этюды, импровизации и другие методы творческой деятельности и поисковой работы. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями обучающихся начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания. Часто представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный результат.
На 2- м году обучения обучающиеся включаются в работу существующих в театре технических мастерских: цеха по изготовлению декорации и реквизита; костюмерного цеха и т.д.. Где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят; работают с подручным материалом по изготовлению бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол, марионеток и т.д..
Особенностью работы с «тетрадями» и методическими пособиями на этом этапе является то, что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и, отталкиваясь от конкретного содержания, сам творит каждое занятие. Здесь может быть предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, сочинение, вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но педагог сам конструирует свое занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся детей на определенном этапе.
Наряду с занятиями в театре кукол обязательным является посещение театров (один раз в четверть) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с педагогом в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Занятия проводятся в специальном театральном зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра и постановки спектакля. Доверительная атмосфера создается, в рабочем полукруге, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.
Занятия в театре кукол отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих обучающихся, учитывать их особенности.
СОДЕРЖАНИЕ
1-й год обучения: знакомство с работой актера и режиссера в театре.
2-й год обучения: театральные мастерские:
l-е полугодие - в мастерской художника;
2-е полугодие - музыка в театре.
3-й год обучения: театральный спектакль.
l-е полугодие – литературная часть в спектакле;
2-е полугодие – (спектакль как объединение работы всех творческих мастерских).
На каждом занятии в той или иной форме
присутствуют компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех
театральных цехов произойдет в последнем полугодии 3 года обучения, в работе
над сценической историей или спектаклем.
Учебно-тематический план 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
∑ |
||
1 |
Введение в программу |
1 |
- |
1 |
2 |
Происхождение куклы. Куклы разных стран. Виды кукол. |
2 |
|
2 |
3 |
Что может быть куклой. |
2 |
- |
2 |
4 |
Перчаточная кукла. |
|
|
36 |
4.1 |
Основные положения куклы |
1 |
3 |
4 |
4.2 |
Характер и образ. |
1 |
4 |
5 |
4.3 |
Вождение куклы. |
1 |
4 |
5 |
4.4 |
Этюды на ширме. |
2 |
20 |
22 |
5 |
Актерское мастерство. |
|
|
20 |
5.1 |
Гимнастика для рук. |
1 |
3 |
4 |
5.2 |
Актерский тренинг. |
1 |
15 |
16 |
6 |
Сценическая речь. |
|
|
9 |
6.1 |
Артикуляционная гимнастика. |
1 |
3 |
4 |
6.2 |
Чистоговорки. |
1 |
2 |
3 |
6.3 |
Фонационное дыхание. |
1 |
1 |
2 |
7. |
Итоговая (промежуточная) аттестация |
|
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
15 |
57 |
|
|
ВСЕГО: |
|
|
72 |
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы обучающихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение у обучающихся их природной органики.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.
Цели:
Задачи:
- в развитии:
- в обучении:
- в воспитании:
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- понятия: “этюд”, “оценка”, “оправданное молчание”, “реквизит”, “сценическое событие”, “декорации”, “предлагаемые обстоятельства”;
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
- 3-5 упражнений психофизического тренинга;
- 3-5- новых скороговорок на проблемные звуки;
- 5-10 упражнений речевого тренинга.
Уметь:
- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;
- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;
- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;
- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;
- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;
- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.
Формы и виды подведения итогов.
Работа в объединении направлена на результат, основным видом подведения итогов на всех этапах и всех годах обучения являются: mini-концерты, выставки (эскизов, декораций, кукол и т.п.), спектакли, а так же отзывы родителей и специалистов, работающих с данными детьми.
приложение
Полугодие/ФИ |
восприятие |
мастерство |
сцен.речь |
музыка,движ. |
творчество |
прим |
||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Иванов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петров… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
восприятие |
Основные показатели творческого развития: - эмоциональная отзывчивость на творчество; - определение жанра; - осознанное восприятие формы произведения искусства (музыка, живопись, театр и т.д.); - умение соотнести содержание произведения с его эмоционально-образным виденьем. |
|||||||||||||||
мастерство |
- способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере; - умение самостоятельно выбирать способ оригинальных действий, средства выразительности для передачи игрового образа: (походка, жест, мимика и т.д.) не подражая, друг другу; - способность подобрать куклу необходимой системы для передачи найденного образа, найти её выразительные, пластические возможности; - способность работать в заданном ритме, предлагаемых обстоятельствах; - способность к партнёрской работе. |
|||||||||||||||
сцен.речь |
- способность найти голосовую окраску выбранного образа; - способность найти нужную интонацию, логику речи героя; - способность запоминать текстовый материал; - способность, проговаривая каждый звук произносить чистоговорки в заданном ритме. |
|||||||||||||||
музыка, движение |
- пение естественным звуком; - отражение языка музыки в движении; - способность слышать динамические и темповые изменения в музыке, менять в соответствии с этим движения; - способность эмоционально откликаться на данный вид деятельности4 - способность выразительно и ритмично двигаться (как самому, так и в кукле); - способность самостоятельно подбирать движения на музыку, импровизировать в свободной теме. |
|||||||||||||||
творчество |
- способность к сочинительству самостоятельному и на заданные темы; - способность воспроизвести в графике образ; - способность к самостоятельной работе над этюдом, образом; - способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации (методика В.Кудрявцева «Солнце в комнате»); - способность видеть целое в частях, деталях; - способность творческого общения; - способность развивать познавательные интересы; - способность к осознанию собственного «я»; - способность к самостоятельности суждений и действий; - способность к творческому воображению, вниманию. |
|||||||||||||||
|
Форма организованной деятельности (примерный перечень) 1. Комплексное занятие: «Тёплые и холодные тона в разных видах искусства». 2. Доминантные занятия: «Театр – фантазия – творчество». 3. Жанры и виды… Условные обозначения. высокий уровень (красный) средний уровень (зеленый) слабый уровень (синий) критический уровень (черный) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.