"ТЕАТР КУКОЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".дополнительная образовательная программа
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

"ТЕАТР КУКОЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".дополнительная образовательная программа

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
docx
искусство +1
1 кл—4 кл
15.01.2020
ДОП "Театр кукол в начальной школе".. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры речи, поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на занятиях в театре кукол всем классом (в рамках новых образовательных стандартов).

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ДОП театр кукол в начальной школе.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств «Гармония»

 г.Волжского Волгоградской области»

 

 

 

 

 

 

 

«ТЕАТР КУКОЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

программа курса  дополнительного образования

детей 7-10 лет

срок реализации 1 и более лет

 

 

                                                                                   Разработчик:  Корсун И.В.,

Преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Волжский

2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Загнутый угол: Кукольный театр –
искусство
и средство воспитания

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы  курса «Театр кукол  в начальной школе»:

·           по содержанию является художественно-эстетической;

·           по функциональному предназначению – общекультурной;

·           по форме организации – групповой;

·           по времени реализации - 1 и более лет.

Новизна  программы состоит в том, что данная программа базируется на комплексном подходе к постижению мира искусства, суть которого  заключается в их интеграции  в контексте каждой темы.

Программа является частью образовательной программы «Азбука творческого саморазвития в театре кукол» и является первым этапом обучения. Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.

Актуальность.

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры речи, поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на занятиях в театре кукол всем классом (в рамках новых образовательных стандартов). Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение (а затем в творческую работу).

Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

«Театр кукол» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует ту же цель, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100». 

Цель:

Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Задачи:

·         способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого обучающегося, опираясь на синтетическую природу театрального искусства;

·         помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

·         привить интерес к  художественной культуре и дать первичные сведения о ней,  через занятия в театре кукол;

·         научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

·         воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.

 

Специфическая особенность курса «Театр кукол в начальной школе» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, а в театре кукол особенно. И  вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к образовательной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Театр кукол в этом является хорошим помощником.

 

Срок реализации.

Курс рассчитан на три года обучения в начальной школе - 2 академических часа в неделю (1 раз 2 часа или 2 раза по 1 часу).

В конце каждого полугодия педагог дает качественную характеристику каждому обучающемуся (приложение №1 «Диагностика творческого развития»).

 

Формы занятий.

Одной из идей программы по курсу «Театр кукол в начальной школе» является постепенное усложнение материала от игр через импровизацию к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.

Одни задания, представленные в программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на собственном опыте педагога, работающего в дополнительном образовании не один десяток лет.

Большая роль, в формировании художественных способностей обучающихся отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств, психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность обучающегося – обязательное условие успеха выполнения задания.  Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственности, смелости.

 Основное  время на занятиях отводится на театральные игры, тренинги, этюды, импровизации и другие методы творческой деятельности  и поисковой работы. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями обучающихся начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания. Часто представленные задания вариативны, одно и то же задание можно выполнять по-разному и при этом получать правильный результат.

На 2- м году обучения  обучающиеся  включаются в работу существующих в театре технических мастерских: цеха по изготовлению декорации и реквизита;  костюмерного цеха и т.д..  Где они не просто смотрят или слушают,  но сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят; работают с подручным материалом по изготовлению бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол, марионеток и  т.д..

Особенностью работы с «тетрадями» и методическими пособиями на этом этапе  является то, что педагог ориентируется и на собственный вкус, личные пристрастия и, отталкиваясь от конкретного содержания, сам творит каждое занятие.  Здесь может быть предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, сочинение, вырезание, составление композиций, мозаики, склеивание, изготовление бутафории, игрушек, масок, декорации и т.д. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но педагог сам конструирует свое занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся детей  на определенном этапе.

 Наряду с занятиями в театре кукол  обязательным является посещение театров (один раз в четверть) и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с педагогом в театр, а семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей. Для каждой группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться и включать в себя премьеры, гастрольные и фестивальные спектакли.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.

 

Занятия проводятся в специальном театральном зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра и постановки спектакля. Доверительная атмосфера создается, в рабочем полукруге, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.

Занятия в театре кукол  отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих обучающихся, учитывать их особенности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1-й год обучения: знакомство с работой актера и режиссера в театре.

2-й год обучения: театральные мастерские:

l-е полугодие - в мастерской художника;

2-е полугодие - музыка в театре.

3-й год обучения: театральный спектакль.

l-е полугодие литературная часть в спектакле;

2-е полугодие – (спектакль как объединение работы всех творческих  мастерских).

    На каждом занятии в той или иной форме присутствуют компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдет в последнем полугодии 3 года обучения, в работе над сценической историей или спектаклем.

Учебно-тематический план 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

1

Введение в программу

1

-

1

2

Происхождение куклы. Куклы  разных стран. Виды кукол.

2

 

2

3

Что может быть куклой.

2

-

2

4

Перчаточная кукла.

 

 

36

4.1

Основные положения куклы

1

3

4

4.2

Характер и образ.

1

4

5

 4.3

Вождение куклы.

1

4

5

4.4

Этюды на ширме.

2

20

22

5

Актерское мастерство.

 

 

20

5.1

Гимнастика для рук.

1

3

4

5.2

Актерский тренинг.

1

15

16

6

Сценическая речь.

 

 

9

6.1

Артикуляционная гимнастика.

1

3

4

6.2

Чистоговорки.

1

2

3

6.3

Фонационное дыхание.

1

1

2

7.

Итоговая (промежуточная) аттестация

 

2

2

 

ИТОГО:

15

57

 

 

ВСЕГО:

 

 

72

 


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы обучающихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение у обучающихся их природной органики.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.

Цели:

  • развитие изначальной природной одарённости обучающихся;
  • обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;
  • воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи:

- в развитии:

  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

- в обучении:

  • научить основам психофизического тренинга;
  • научить основам верного дыхания;
  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

- в воспитании:

  • воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других обучающихся;
  • привить бережное отношение к театральному реквизиту, репетиционному помещению.

 

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

 

Знать:

- понятия: “этюд”, “оценка”, “оправданное  молчание”, “реквизит”, “сценическое событие”, “декорации”, “предлагаемые обстоятельства”;

- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

- 3-5 упражнений психофизического тренинга;

- 3-5- новых скороговорок на проблемные звуки;

- 5-10 упражнений речевого тренинга.

Уметь:

- построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;

- целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

- создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

- участвовать в воплощении пластического образа в этюде;

- подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;

- построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

 

Формы и виды подведения итогов.

 

Работа в объединении направлена на результат, основным видом подведения итогов на всех этапах и всех годах обучения являются: mini-концерты, выставки (эскизов, декораций, кукол и т.п.),  спектакли, а так же отзывы родителей и специалистов, работающих с данными детьми.

приложение

Полугодие/ФИ

восприятие

мастерство

сцен.речь

музыка,движ.

творчество

прим

 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петров…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восприятие

Основные показатели творческого развития:

- эмоциональная отзывчивость на творчество;

- определение жанра;

- осознанное восприятие формы произведения искусства (музыка, живопись, театр и т.д.);

- умение соотнести содержание произведения с его эмоционально-образным виденьем.

мастерство

- способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере;

- умение самостоятельно выбирать способ оригинальных действий, средства выразительности для передачи игрового образа: (походка, жест, мимика и т.д.) не подражая, друг другу;

- способность подобрать куклу необходимой системы для передачи найденного образа, найти её выразительные, пластические возможности;

- способность работать в заданном ритме, предлагаемых обстоятельствах;

- способность к партнёрской работе.

сцен.речь

- способность найти голосовую окраску выбранного образа;

- способность найти нужную интонацию, логику речи героя;

- способность запоминать текстовый материал;

- способность, проговаривая каждый звук произносить чистоговорки в заданном ритме.

музыка, движение

- пение естественным звуком;

- отражение языка музыки в движении;

- способность слышать динамические и темповые изменения в музыке, менять в соответствии с этим движения;

- способность эмоционально откликаться на данный вид деятельности4

- способность выразительно и ритмично двигаться (как самому, так и в кукле);

- способность самостоятельно подбирать движения на музыку, импровизировать в свободной теме.

творчество

- способность к сочинительству самостоятельному и на заданные темы;

- способность воспроизвести в графике образ;

- способность к самостоятельной работе над этюдом, образом;

- способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации (методика В.Кудрявцева «Солнце в комнате»);

- способность видеть целое в частях, деталях;

- способность творческого общения;

- способность развивать познавательные интересы;

- способность к осознанию собственного «я»;

- способность к самостоятельности суждений и действий;

- способность к творческому воображению, вниманию.

 

 

Форма организованной деятельности (примерный перечень)

1.      Комплексное занятие: «Тёплые и холодные тона в разных видах искусства».

2.      Доминантные занятия: «Театр – фантазия – творчество».

3.      Жанры и виды…

Условные обозначения.

      высокий уровень (красный)

                                 средний уровень (зеленый)

                                 слабый уровень (синий)

                   критический уровень (черный)

 

скачать по прямой ссылке