Театр оперы и балета
Оценка 4.6

Театр оперы и балета

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл—3 кл
23.02.2020
Театр оперы и балета
Большой! Бал правят опера, балет, Оркестр прекрасный, занавес и сцена, Солисты, музыка, певцы, кардебалет. Здесь всё весомо, дорого, бесценно. В глазах находят восхищенный отклик Муз сочетания, колонн, теней, огней. Фасад волшебный. И красивый портик. Парят легко квадрига, с лирою Орфей. А.Булгаков
театр оперы и балета.doc

 

 

                                                                       Липецкий Институт Развития Образования

 

 

           Курсы повышения квалификации учителей музыки

«Теория и практика преподавания музыки в условиях введения ФГОС»

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

                         «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра»

                                        Технологическая карта урока музыки

 

 

 

                                                       Выпускная работа учителя музыки Гимназии № 12 г.Липецка

                                                                                                           Водопьяновой Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Липецк - 2013

 

 

                                                                                       

 

Урок «Музыка» 2класс разработан в рамках программы начального  образования по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, утверждена и рекомендована Министерством образования РФ.  

Место данного урока в системе указанной программы: 2 класс, 3четверть.

 

Цель урока:

 Продолжение знакомства учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);

Формирование понимания учащимся роль дирижёра в создании музыкального спектакля;

Развитие творческие способности учащихся; умения вызывать эмоциональный отклик на музыку из опер и балетов; воспитание  у детей культуры слушателя музыкально – сценических произведений.

 

Планируемые результаты:

Формирование начальных знаний о различии оперы и балета;

Создание терминологического словаря по теме;

Знакомство с наиболее известными театрами мира, балетными и оперными спектаклями.

 

Планируемые результаты урока:

 

Предметные:

Сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации.

Уметь объяснить термины: увертюра, ария, хор, солисты, ансамбль.

 Пуанты, пачка, па- де-де, кордебалет.

 

Метапредметные:

Работать с разными видами информации об опере и балете, знаменитых театрах и спектаклях и ориентироваться в ней.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные фрагменты, сопоставлять и обобщать.

 

УУД:

Личностные:

Осознавать необходимость приобщения к мировому музыкальному сценическому искусству

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке музыки.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Учиться выражать свое мнение

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов.

Самостоятельно решать задачи, ребусы, кроссворды, используя свои знания о музыкальном театре

Контролировать свою деятельность по

 

Познавательные: Работать с разными видами информации  по теме «Музыкальный театр»
и ориентироваться в ней. Отбирать в учебном тексте сведения об опере и балете, их различиях и особенностях.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при парной, групповой и коллективной работе; Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли; построение полного ответа

 

 

 

                                                        Ход урока

Этап урока

Содержание

учебного

материала

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный

момент

 

 

 

Звучит хор «Семеро козлят»

 

 

 

Музыкальное приветствие

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

 

 

 

Отвечают на музыкальное приветствие.

Поправляют осанку.

 

 

 

 

Актуали

зация знаний

 

 

 

- Повторение изученного  с целью применения знаний в работе с новым материалом.

 

 

 

 

 

 

П .И. Чайковский

«Танец маленьких лебедей», финал балета « Щелкунчик»

 

 

 

Хор «Семеро козлят»

 

 

 

- Вступительная беседа:

- Узнали ли вы музыку, под которую вошли в класс? Где вы её слышали?

-Правильно, на прошлом уроке мы начали знакомство со спектаклями, которые можно увидеть в музыкальном театре. Мы побывали в детском  музыкальном театре.

 - Вспомните, какие спектакли показывают в детском музыкальном театре?

- Послушайте и узнайте  фрагменты из детских музыкальных спектаклей.

 

 

- Игра «Мы – актёры». Выразительно исполним хор «Семеро козлят» с движениями.

 

 

 

 

- Отвечают на вопросы учителя:

- Эта музыка из оперы «Волк и семеро козлят». Её можно услышать в детском музыкальном театре.

- Там показывают оперы и балеты.

 

- Ответы на вопросы учителя.

 

П .И .Чайковский

«Танец маленьких лебедей», финал балета « Щелкунчик»

 

 

 

- Выразительно исполняют хор «Семеро козлят», показывая движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, вспомните, какой спектакль называется оперой? Какой спектакль называется балетом?

- Чем опера отличается от балета? А что их объединяет?

 

 

-  Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- В операх актёры только поют, а в балетах – только танцуют.

- Оперы и балеты – это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.

 

Основная часть

Восприятие музыки, исполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного

 материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урок

 

 

Организационный

момент

 

 

Изучение нового материала;

Осмысление учащимися особенностей музыкально-сценических жанров: оперы и балета.

- осознание учащимися роли дирижёра в создании музыкального спектакля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оперы Н.А .Римского -Корсакова «Садко» и «Снегурочка»

 

 

Балеты «Спящая красавица»

 П.И. Чайковского и «Золушка»

С.С. Прокофьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление и обобщение изученного на уроке

Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся по осмыслению особенностей музыкально-сценических жанров (опера, балет) и значимости роли дирижёра в создании музыкальных спектаклей.

 

Учитель: Итак, Сегодня мы побываем во взрослом музыкальном театре и узнаем, какие спектакли можно увидеть в нём. Тема нашего урока: «Театр оперы и балета».

- Поближе поможет нам узнать театр небольшая видео экскурсия.  Большой театр оперы и балета находится в городе Москве. Посмотрите,  как выглядит здание большого театра и балета,  и скажите, какие спектакли показывают в этом театре.

 - Послушайте и посмотрите Подумайте, к какому виду музыкальных спектаклей можно отнести? Почему? Докажите это.

- Это афиши оперы Н.А .Римского -Корсакова «Садко» и «Снегурочка»

 

- Послушайте и посмотрите на оставшиеся афиши. Подумайте, к какому жанру можно его отнести? Почему? Докажите это.

 

- Этот фрагмент прозвучал из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского и «Золушка» С.С. Прокофьева

 

 

В каждом театре оперы и балета есть оркестр, которым руководит дирижер. Какова его роль?

- Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов.

- Посмотрите на выражение лица дирижёра и его жест и подумайте, какой музыкой, услышанной сегодня на уроке, дирижирует он?

 

- А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем дирижировать это произведение.

- Вы дирижировали под музыку «Марш»

 С .С. Прокофьева.

 

- А теперь, послушайте ещё один фрагмент из другого  произведения

 С .С Прокофьева, подумайте и назовите этот спектакль. Самым внимательным слушателям музыка подскажет это.

 

-Поиграем в  игру

 «Мы – художники».

Сравнение звуковой и цветовой палитры музыкального и живописного произведения. Развитие творческой фантазии, воображения.

 

 

 

 

 

- Узнайте по музыкальному вступлению и  назовите песню о сказках, известную вам.

- Разучим песню «Сказки гуляют по свету» до конца.

 

- Выразительно исполним эту песню («как на концерте»). Поможет исполнить песню нам поможет дирижёр.

 

- Подумайте, можно ли эту песню назвать оперой. Почему?

 

 

Учитель организует деятельность учащихся по осмыслению и обобщению полученной информации о музыкально-сценических жанрах, по формированию собственного отношения к изученному.

 

 

- Где побывали мы сегодня?

- Что нового узнали на уроке?

- А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?

 

 

 

 

- Как вы думаете, почему палочку дирижёра называют волшебной?

 

Учитель: Вы сегодня были воспитанными учениками, внимательными слушателями, побывали в роли исполнителей, дирижёров, художников. - Что вам особенно понравилось на уроке?

 Музыкальное прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент и

отвечают на вопросы учителя:

- В Большом театре показывают оперы и балеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя:

- Этот фрагмент из оперы, так как актёры в этом спектакле поют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя:

- Этот фрагмент из балета, так как все актёры в этом спектакле только танцуют.

 

 

- По выражению лица и жесту дирижёра, можем предположить, что он дирижирует музыкой из балета «Спящая красавица».

 Учащиеся слушают,  определяют характер музыки и дирижируют.

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают, думают, находят доказательства своему ответу в музыке, показывают движениями рук характер музыки.

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя:

- Музыка по характеру танцевальная, значит это из балета. А название балета подсказал бой часов (часы пробили 12 раз), как в сказке «Золушка» на балу  в полночь, значит, этот спектакль называется «Золушка».

 

Учащиеся слушают музыку и соотносят характер музыки с цветом. Передают цветом развитие музыки, подбирают к каждой части слова, соответствующие характеру звучания музыки.

 

 

 

 

 

Исполнение песни

«Сказки гуляют по свету»

.

 

Дети исполняют песню, выбранный из учащихся дирижёр руководит исполнением

 

 

Ответы на вопросы учителя:

- Эту песню нельзя назвать оперой, так как опера – это целый спектакль, который можно увидеть в музыкальном театре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя:

- В воображаемом театре оперы и балета. Узнали что такое афиша, дирижер, пуанты, па- де-де…

- Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.

 

 

 

- Палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов  играют музыканты.

Ответы учащихся…

-В создании оперы нужны композитор, режиссёр, актёры, художник, музыканты, дирижёр.

Музыкальное прощание.

 


Липецкий Институт Развития Образования

Липецкий Институт Развития Образования

Урок «Музыка» 2класс разработан в рамках программы начального образования по программе «Музыка»

Урок «Музыка» 2класс разработан в рамках программы начального образования по программе «Музыка»

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Итак, вспомните, какой спектакль называется оперой?

Итак, вспомните, какой спектакль называется оперой?

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Рефлексия

Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020