Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей
Оценка 4.6

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Оценка 4.6
Документация
docx
искусство
Детсад
13.05.2018
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. И очень важно их развивать с самого раннего возраста. Одним из способов развития творчества является театрализованная деятельность.
тетрализованная деятельность.docx
«Театр­это волшебный край, в котором ребёнок радуется,  играя, а в игре он познаёт мир!» Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый   ребенок   имеет   свои   таланты.   Важно   бережно   и   уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять  это  делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории».   Вступая   в   мир   игры,   мы   многому   можем   научиться   сами   и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир   ребёнка   вливается   живительный   поток   представлений,   понятий   об окружающем   мире.   Игра   –   это   искра,   зажигающая   огонёк   пытливости   и любознательности» (В. А. Сухомлинский)   И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал   мысль   о   том,   что   каждому   ребенку   свойственно   стремление   к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из   спектакля   –   игру?   Путь   один   –   создание   условий   для   театральной деятельности детей в детском саду. Театральная   деятельность  –   это   самый   распространенный   вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе   атмосферу   свободного   выражения   чувств   и   мыслей,   разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Актуальность Нашему   обществу   необходим   человек   такого   качества,   который   бы смело,   мог   входить   в   современную   ситуацию,   умел   владеть   проблемой творчески,   без   предварительной   подготовки,   имел   мужество   пробовать   и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованные   игры   позволяют   решать   многие   педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного,   художественно   —   эстетического   воспитания,   развитию музыкальных и творческих способностей. Художественно­эстетическое   воспитание   занимает   одно   из   ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно­ эстетического   воспитания   является   формирование   у   детей   творческих способностей.   Богатейшим   полем   для   решения   данной   задачи   является театрализованная деятельность. Театральный уголок «В гостях у сказки» Я работаю воспитателем в средней  группе МАДОУ ЦРР детский сад № 39 В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую­нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно­развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной  деятельности  я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би­ба­бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме   того,  периодически  обновляла   материал,  ориентируясь   на  интересы разных   детей.   Это   создало   условия   для   персонифицированного   общения   с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра  возможностей  для моделирования, поиска и экспериментирования,   в   зоне   театрализованной   деятельности   я   разместила разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженая. Учитывая   полоролевые   особенности   детей,   в   зоне   театрализованной деятельности   были   размещены   оборудование   и   материалы,   отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. Театрализованные   занятия   выполняют   одновременно   познавательную, воспитательную   и   развивающие   функции.   Поэтому   через   их   содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей: ­ развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; ­ созданию атмосферы творчества; ­ социально – эмоциональному развитию детей. Содержание   моих   занятий   являлось   не  только   знакомство   с  текстом какого­либо   литературного   произведения   или   сказки,   но   и   с   жестами, мимикой,   движениями,   костюмами.   Важнейшим   методическим   принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При   чтении   или   рассказывании   чего­либо   я   пыталась   выразить искренность   и   неподдельность   своих   чувств   к   прочитанному   или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать  свои оценки, отношения.   Наоборот,   предоставляла   детям   возможность   высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой,   чтобы   ребёнок   боялся   выйти   на   «сцену».   Поэтому,   предлагая ребёнку   «сыграть»   или   «показать»   что­либо,   я   исходила   из   реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений. Для   снятия   мышечного   напряжения   я   использовала   следующие упражнения:   «Поздоровайтесь   друг   с   другом   за   обе   руки   поочерёдно», «Найди   взглядом   своего   товарища»,   «Не   перепутайте   движения»;   игры: «Капуста», «Перестройся по росту». Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик   –   пальчик,   где   ты   был?»,   «Барабанщики»,   «Солдаты»,   «Мы   – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную   гимнастику:   «Мама   шинкует   капусту»,   «Жало   змеи», «Ставим   укольчики»,   «Лошадка»,   «Чистим   зубки»,   «Заводим   мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми»,   «принеси»,   «помоги»,   «здравствуй»   (приветливо,   небрежно, просящее,  требовательно).  Привлекала   внимание  детей  к   тому,  как   можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала   задания   –   упражнения   «Разные   настроения»,   «Я   радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для  развития дикции  я использовала  скороговорки, игры «Подскажи словечко».   С   целью   развития   воображения,   мышления,   памяти   предлагала детям закончить «Короткие истории» например: 1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы? 2. Мальчик говорит себе тихо­тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться? 3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей? Для   более   яркого   создания   образа   детям   необходимо   владеть выразительными   пластикой   и   мимикой.   Для   развития   пластической выразительности я предлагала детям: 1.   Пройти   по   камешкам   через   ручей   от   лица   любого   персонажа   (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору. 2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). 3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по­разному. При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно   нравились   детям   упражнения   для   развития   выразительной мимики: 1. Солёный чай. 2. Ем лимон. 3. Сердитый дедушка. 4. Лампочка потухла, зажглась. 5. Грязная бумажка. 6. Тепло – холодно. 7. Рассердились на драчуна. 8. Обиделись. 9. Мне грустно. 10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу. А   так   же   я   предлагала   детям   разыграть   маленькие   сценки,   где необходимо   подчеркнуть   особенности   ситуации   мимикой.   Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя. Развитию   творческой   активности   детей   способствовали   не   только занятия   по   театрализованной   деятельности,  но   и   индивидуальная   работа   с каждым ребёнком. Свои занятия я строила по схеме: ­ введение в тему, создание эмоционального настроения; ­   театрализованная   деятельность   (в   разных   формах),   где   воспитатель   и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; ­ эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась   так   организовать   театрализованную   деятельность   детей,   чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой­то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы: ­ выбор детьми роли по желанию; ­ назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; ­ распределение ролей по карточкам; ­ проигрывание ролей в парах. Дети   всегда   готовы   играть   сказки.   Это   их   способ   познания   мира.   В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная   деятельность   позволяет   формировать   опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность.   В   результате   ребёнок   познаёт   мир   умом   и   сердцем   и выражает   своё   отношение   к   добру   и   злу.   Любимые   герои   становятся образцами для подражания. Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план: I. 1. Чтение сказки.    2. Беседа по содержанию. II. 1. Рассказывание сказки по ролям.     2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки III. 1. Работа с артистами:                а) выразительное чтение; б) игровые движения;                в) мимика.     2. Индивидуальная работа по ролям.     3. Закрепление. IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.      2. Закрепление. V. Генеральная репетиция. VI. Премьера. Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально ­ чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для   них   я   проводила   консультации,   давала   советы   рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики,   развитие   речи,   интонационной   выразительности,   воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций). Основы   драматизации   и   актёрского   мастерства   закреплялись   и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. Результат проделанной работы: 1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности. 2.   Усовершенствовались   исполнительские   умения   детей   в   создании художественного образа. 3. Расширились представления детей об окружающей действительности. 4. Обогатился и активизировался словарь детей. 5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи. 6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей. 7.   Усовершенствовалось   умение   детей   правильно   оценивать   свои   и   чужие поступки. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и   выражать своё.  Рекомендации родителям: 1.   Чтение   произведений   художественной   литературы,   устного   народного творчества. 2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений. 3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам. 4.   Предлагать   детям   задания,   игры,   упражнения   на   развитие   памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов. 5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу. 6. Посещение театров. 7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Библиография 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г. 2.   Ильев   В.   А.   Технология   театральной   педагогики   в   формировании   и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект­пресс,1993г. 3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ ­ Сфера, 2003г. 4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г. 5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ ­ Сфера, 2003г. 6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г. 7. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г. 8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д. «Воспитание дошкольника». 9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г. 10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г. 11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г. 12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г. 13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г. 14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018