В настоящее время в педагогической деятельности всё большее значение приобретает создание оптимальных условий для воспитания и развития детей с различными индивидуально - психологическими особенностями, усиление внимания к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удаётся реализовать его в полной мере.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что ребёнок чуть позднее начал говорить, ходить самостоятельно и действовать с предметами, что задерживает его речевое развитие.
Детей характеризует повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития должны осуществляться как можно раньше, тогда такая работа наиболее продуктивна. Составить полное представление о детях с ЗПР в период дошкольного детства крайне сложно. Причины - малая изученность ведущего вида деятельности, особенности его формирования, специфики протекания. Одним из аспектов проблемы развития личности ребёнка дошкольного возраста является формирование воображения. Этот процесс непрерывно связан с реализацией творческого потенциала ребёнка. Общеизвестно, что именно в период от пяти до шести лет идёт закладка и интенсивное развитие всех познавательных процессов, но особое внимание следует уделять развитию воображения.
Зарубежные исследователи, В.Штерн и другие рассматривали воображение дошкольника, как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. Отечественные психологи, П.Выгодский, В.Давыдов, Д.Эльконин и др. признавали, что в основе творчества лежат процессы воображения и мышления, а его результатом является создание новой продукции.
После длительных наблюдений за детьми с ограниченными возможностями здоровья, считаю одним из самых эффективных средств развития элементов воображения театрализованную игровую деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Театрализованные игры развивают творческую самостоятельную деятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения рук, позу, мимику, речевую интонацию и жест.
В целях погружения ребёнка в мир театра в условиях детского сада, была сделана сцена, различные ширмы и декорации для разных видов театра, сшиты театральные костюмы, куклы разных систем, различные атрибуты: головные уборы, детские парики, бутафорские принадлежности. Для организации театрализованных игр используем фланелеграф и демонстрационный стол, мелкий наглядный и плоскостной материал (персонажи знакомых сказок, ёлочки, деревья, кубики с изображением дома, школы и т.д.)
Видя, что у детей неподдельный интерес к театрализованным играм, были разработаны и предложены к совместному проведению с детьми театрально-игровые занятия, где основным принципом построения занятия является тесная связь слова, движений и музыки. Воспитатели закрепляют приобретённые знания на музыкальных занятиях, интегрируют цели, содержание музыкально - театрализованной деятельности в повседневную жизнь детей, содержание других занятий, а также режимные моменты.
Результатом такой работы являются праздники, развлечения, занятия по театрализованной деятельности.
Интегрированное театрализованно – игровое занятие для детей с особенностями в развитии (задержка психического развития)
Михалина Н.Ф., Полтавцева В.Н.
Цели: пробуждать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, создать необходимые условия для её проведения, развивать элементы воображения, побуждая детей к игровым действиям, развивать выразительность движений в работе над сказочными образами, развивать мелкую моторику рук, учить действовать в хороводе, танце самостоятельно, подпевать слоги и слова.
Оборудование: куклы би-ба-бо из сказки «Теремок», домик с окошками и ставнями в виде теремка, ширма, кубики большого размера, шапочка Медведя, самовар, сушки, калачи, цветы; природный материал: косточки, горох, фасоль, заготовка для выполнения картины из природного материала; ёмкость с песком, влажные салфетки; силуэты шапочек из бумаги, гуашь, тычки.
Звучит весёлая народная музыка. Дети входят в музыкальный зал:
Воспитатель:
Ехали мы, ехали
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенёчкам.
В ямку бух,
Раздавили сорок мух!
(удивляются, разводят руки в стороны).
К вам приехали сюда
Вы нам рады?
Муз.руководитель:
Рада очень да, да, да!
Вы присядьте все сюда (стулья полукругом, дети садятся).
А теперь глаза закроем
Сказку в гости позовём.
(Звучит «Сказочка» музыка Лядова)
Ребята, вы прослушали музыкальную пьесу, которая так и называется «Сказочка». Какая спокойная и выразительная мелодия!
А теперь скажите дружно: «Раз, два, три – сказка в гости приходи! Из-за ширмы появляется мышка (кукла би-ба-бо).
Мышка (воспитатель):
Как мне мышке не тужить, если жить мне негде?
Негде чая мне попить и поспать мне негде (дети складывают руки под щёку),
В стужу мёрзну на снегу (обхватывают себя руками и дрожат, словно замёрзли),
Летом очень жарко (вытирают воображаемый пот),
Осень льёт на меня дождь.
Вам меня не жалко? (разводят руки в стороны).
Муз. руководитель:
Тук-тук, тук-тук застучал молоток (кулачки друг об друга)
Будем строить новый дом:
С высоким крыльцом (поднимают руки вверх)
С оконцами большими (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую - окно),
Со ставнями резными (разводят руки в стороны),
Тук-тук, тук- тук, замолчал молоток,
Вот готов и новый дом. (Дети из кубиков выстраивают дом на ковре).
Будет мышка жить в нём.
Муз.руководитель: Обрадовалась мышка и заулыбалась, и вы тоже улыбнитесь мышке (упражнение «Улыбка»).
На кубики выставляется домик с окошечками и ставнями в виде теремка.
Дети поют:
Стоит в поле теремок, теремок
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Стоит терем – он пустой, он пустой.
Дым не вьётся над трубой, над трубой.
Потом продолжается игра « Теремок» во время которой куклы би-ба-бо выставляются рядом с теремком.)
Я – лягушка-попрыгушка, впусти меня в теремок.
Плавать я умею быстро, ква-ква- квакать я могу.
А ещё тебе, я мышка, картину подарю.
(коллективная работа из природного материала).
Мышка:
Вместе веселее, заходи быстрее!
Воспитатель:
Мимо зайка пробегал, теремок он увидал.
Зайка: Тук-тук, тук- тук, не пугайтесь! Это зайка.
Серый зайка-побегайка.
В теремок меня пустите, сладким чаем угостите.
Посажу вам огород, выращу капусту и морковку, и горох (загибать пальцы) – урожай будет неплох.
Мышка :
Вместе веселее, заходи быстрее!
Воспитатель: Давайте поможем зайке (посадить горох в песок)!
Мимо лисонька бежала, теремочек увидала.
Лиса:
Тук-тук-тук, открывайте двери!
Я - красавица Лиса!
Хозяйка я хорошая, красивая, пригожая.
Шить умею и вязать, я вам шапки подарю (тычками нарисовать узоры на заготовках из бумаги).
Мышка:
Вместе веселее, заходи быстрее!
Воспитатель:
Мимо волк пробегал, теремок он увидал.
Волк: Тук- тук- тук, открывайте двери!
Я - волк, совсем не страшный, не злой и не опасный.
Я – ласковый, хороший, очень милый и пригожий.
Люблю читать я сказки и песни детям петь, и на дудочке дудеть
(Играет на дудочке, дети выполняют упражнение «Дудочка»).
Мышка: Вместе веселее, заходи быстрее!
Медведь: (в костюме выходит ребёнок):
Ай, да терем - теремок! Тук- тук- тук
В теремочке - печь,
В печи – горшок, в горшке - опара.
Пеки калачи с пылу, с жару.
Упражнение «Бай, качи, качи….» с пением рус.нар. мелодии и инсценированием.
Воспитатель:
Мышка сушек насушила,
Мышка деток пригласила.
Медведь:
За ваше угощение – сорок одно почтение! (кланяется).
Мы ведём хоровод, (дети держатся за руки и идут по кругу)
Держимся за ложки.
Веселись весь народ (выставить ногу на пятку)
Не жалей сапожки.
Мы ведём хоровод, держимся за ложки.
Ложка вдруг плясать пойдёт (ритмично похлопать ложкой по ладошке)
Мы ведём хоровод, держимся за ложки.
Чайник наш в пляс пойдёт (руки на поясе, кружатся)
Мы ведём хоровод, держимся за ложки.
Покружись веселей. Топайте, сапожки. (притопывать одной ногой).
Воспитатель:
Мы играли, мы плясали,
Улыбались и скакали.
К самовару мы подойдём –
В чашечки чайку нальём.
Чашки в руки мы возьмём,
По дорожке мы пойдём. (Идти по заранее приготовленной дорожке, обозначенной шнурами).
Ты подуй на чаёк – дам тебе я пирожок. (упражнение на дыхание).
Воспитатель: Чай остыл? Нет? Ещё подуйте.
Дети пьют чай из самовара с сушками и калачами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.