1-2 урок, 10 класс – теория
Учитель: Брух Т.В.
Дата _________________
Тема урока: «Техника безопасности. Организация рабочего места.
Информатика и информация. Информационные процессы».
Цель урока:
образовательная:
- познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете ВТ. составить представление о понятии «информационный процесс»;
- рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;
- научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;
- научится выполнять действия, выполняемые над информацией.
воспитательная:
- воспитывает у учащихся умение и навыки.
- воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
развивающая:
- развить правильное поведение в кабинете ВТ.
- развитие навыков работы с клавиатурой;
- развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);
- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);
- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие
2. Объяснение новой темы Указания по проведению обучения и инструктирования учащихся по безопасности труда
1.Основное положение Перед использованием вычислительной техники в учебном процессе, все учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами поведения в аварийных ситуациях, приемами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и упражнениями по снятию зрительного напряжения и утомления. После проведения инструктажа учащиеся должны получить зачет по знанию техники безопасности, о чем производится регистрация в журнале соответствующей формы. Требования по охране труда при проведении занятий в кабинетах вычислительной техники, которые должны знать учащиеся, включают в себя правила по технике безопасности, правила поведения в компьютерном классе, приемы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током, упражнения но снятию зрительного напряжения и общего утомления. 2. Правила техники безопасности Общие требования безопасности
Требования безопасности перед началом работы на ПК
Требования безопасности во время работы на ПК
Требования безопасности в аварийных случаях
Требования безопасности по окончании работы на ПК
|
|
Оказание помощи при поражении электрическим током
Оказание помощи при ожогах
Оказание помощи при обмороке
Оказание помощи при остановке дыхания
3. Закрепление материала.
Задание 1. Закрасьте зеленым цветом то, что делать МОЖНО, и красным то, чего делать НЕЛЬЗЯ.
Входить в кабинет информатики без разрешения учителя. |
Заходить в компьютерный класс спокойно. Занимать свое рабочее место. |
Находиться в кабинете информатики в верхней одежде. |
Убедиться в отсутствии видимых неисправностей компьютера. |
Толкаться в дверях при входе в компьютерный класс. |
При обнаружении видимых неисправностей компьютера сообщить учителю. |
Трогать разъемы соединительных проводов. |
Приступать к работе на компьютере только после разрешения учителя. |
Прикасаться к проводам питания. |
Приносить в класс компакт-диски и дискеты с других компьютеров. |
Пытаться самостоятельно устранить обнаруженную неисправность компьютера. |
Включать игры или другие программы, не относящиеся к уроку. |
Работать на компьютере грязными руками. |
Нажимать на клавиши мягко, без особых ударов. |
Прикасаться к экрану и задней стенке монитора. |
Нажимать клавиши клавиатуры только при включенном напряжении. |
Работать на компьютере во влажной одежде или с мокрыми руками. |
Расстояние от глаз до экрана монитор должно быть 60-70 сантиметров. |
Класть вещи на составные части компьютера. |
По окончании работы привести рабочее место в порядок. |
Удалять папки и файлы без разрешения учителя. |
Задания 2. Установите порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током, соединив их последовательно.
9.Отправить пострадавшего к врачу (или пригласить врача). |
8.При
повреждении кожных покровов обработать это место зеленкой или спиртом,
наложить стерильную |
5.Обратить
внимание на дыхание и |
|
1.Быстро |
|||
4.Освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности.
|
6.В случае остановки дыхания, начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание |
||
2.Надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой тканью. |
3.Встать на резиновый коврик или на сухую доску. |
||
7. При ослаблении сердечной деятельности и дыхания обеспечить доступ свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт и дать 25 капель кордиамина. Похлопать по щекам.
|
Задание 3. Тест по технике безопасности
1. Чем грозит нарушение техники безопасности?
1) ударом электрического тока
2) поломкой оборудования
3) всем вышеперечисленным
2. Какую часть монитора не стоит трогать?
1) экран монитора
2) тыльную часть монитора
3) монитор в целом
3. Что нужно делать, если ты обнаружил сбой в работе компьютера?
1) попытаться исправить его самостоятельно
2) привлечь друзей на помощь
3) сообщить учителю
4. Печатать на клавиатуре нужно
1) чистыми и сухими руками
2) мокрыми руками
3) грязными руками
5. Какое положение ног оптимально для сидячей работы за компьютером?
1) стоящие на полу рядом друг с другом
2) вытянутые под столом
3) подогнутые под себя
6. Какое расстояние должно быть между туловищем и компьютерным столом?
1) 5-6 см
2) 15-16 см
3) 25-26 см
7. При работе локти должны
1) быть на столе
2) быть прижаты к туловищу
3) слегка касаться туловища
8. Чтобы снять напряжение с глаз, стоит отрываться от монитора и смотреть
1) на свой стол
2) на соседний стол
3) вдаль
9. Давать глазам отдых нужно каждые
1) 5 минут
2) 25 минут
3) 45 минут
10. К устройствам вывода информации не относятся
1) акустические колонки
2) монитор
3) клавиатура
Ответы на тест по информатике
Техника безопасности и организация рабочего места
1-3
2-3
3-3
4-1
5-1
6-2
7-3
8-3
9-1
10-3
4. Вторая часть урока. Информатика и информация. Информационные процессы.
Задает вопросы ученикам о понимании понятия «Информация»:
1. Как Вы понимаете понятие «Информация»?
2. С помощью чего человек получает информацию?
3. На какие виды делится информация по способу восприятия?
4. Какими свойствами может обладать информация?
Итак, как связаны два понятия «информатика» и «информация»?
Смотри презентацию. Работа с презентацией.
5. Практическая часть.
Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:
Игра 1. Испорченный телефон:
Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:
1. шепотом на ушко, (остальные не слышат);
2. жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
3. знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Обсудите ситуацию потери и искажения информации.
Игра 2. «Объяснялки»:
Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.
Обсудите разнообразие
представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у
отправителя и получателя.
Игра 3. «Давай договоримся»:
Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, где необходимо назначить встречу).
Обсудите, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.
Игра 4. Разгадайте кроссворд.
4 |
||||||||||||
1И |
||||||||||||
Н |
||||||||||||
Ф |
5 |
|||||||||||
2 |
О |
|||||||||||
Р |
||||||||||||
М |
||||||||||||
3 |
А |
|||||||||||
Ц |
6 |
|||||||||||
И |
||||||||||||
Я |
1. Тот, от кого мы получаем информацию (источник).
2. Определенный знак, с помощью которого представлена информация (код).
3. Орган, с помощью которого человек получает зрительную информацию (глаз)
4. Универсальное устройство обработки информации (компьютер).
5. Тот, кому передается информация (приемник).
6. Действие над информацией, которое осуществляется при заучивании стихотворения (хранение).
6. Домашние задание
1. Выучить общие требования техники безопасности
2. Составьте свой ребус.
3. Придумайте свою систему кодирования информации и зашифруйте с ее помощью пословицу.
7. Поведение итогов
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.