Технологическая карта
учебного занятия
по учебному предмету
«Человек и мир».
3 «в» класс
Тема. Ветер – хозяин погоды.
Цель: к концу урока учащиеся будут уметь определять, что такое «ветер»; знать, как он образуется; определять его положительную и отрицательную роль в жизни людей; какой прибор измеряет направление ветра;
создавать условия для развития внимания, логического мышления, содействовать развитию кругозора учащихся. |
Задачи: 1. Формировать представление о том, что такое «ветер»; как он образуется; какую роль играет в жизни людей; при помощи какого прибора измеряется направление ветра. 2. Развивать умение наблюдать, делать выводы и обобщать; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Развивать умение сотрудничать; адекватно оценивать свою деятельность. |
|||||||||||||||||||
Оборудование: сюжетные картинки; карточки с буквами (ф,л,ю,г,е,р); материал для экспериментов. |
||||||||||||||||||||
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя-дефектолога |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
1. |
Организационно-мотивационный |
-Ребята! Приветствую вас на уроке… А на каком уроке? - Что мы изучаем на данном уроке? - А сегодня вы готовы и дальше узнать что-нибудь новое? -Тогда давайте настроимся на урок и повторим за мной: · У меня всё получится! · Я уже многое знаю! · Я справлюсь со всеми заданиями! - Начнём урок с оформления «Календаря природы». |
- Человек и мир.
- Окружающий мир, себя. -Да.
Учащиеся повторяют.
Учащиеся оформляют календарь : день недели, число, месяц, облачность, ветер, осадки, температура воздуха, часть суток. Один из учащихся обобщает. |
|||||||||||||||||
2. |
Проверка домашнего задания |
Необходимо ответить на вопросы: -Что такое «температура»? -Какими словами люди обозначают изменение температуры? -Чем измеряют температуру? -Какие бывают термометры? Температуру чего они измеряют? -Как определить температуру, которую показывает термометр? |
Ответы учащихся. |
|||||||||||||||||
3. |
Сообщение темы и цели урока |
-Сегодня на уроке будем изучать интересную тему. А вот что это за тема, вы скажете сами. Для этого вам надо отгадать загадку: Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой? На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл с листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (ветер). -Верно! Мы познакомимся с таким явлением природы, как ветер. Узнаем, как он образуется и какую роль играет в жизни людей. |
Учащиеся слушают загадку.
Ответы учащихся. |
|||||||||||||||||
4. |
Работа над темой урока |
-Давайте поразмышляем. Как вы думаете, что такое ветер? Откуда он берётся? Можем мы его увидеть? -Помашите ладошкой себе в лицо. Что чувствуете? А откуда он взялся? -А на улице кто создаёт ветер? Хотите это узнать? Для этого откройте учебник на с.42 и прочитайте первый и второй абзац. -Что нагревает воздух? -Куда поднимается нагретый воздух? -А на его место, какой воздух опускается? -Как люди говорят о движении воздуха?
- Покажем руками это движение.
- Как вы думаете, где у нас в классе воздух будет тёплым? А где прохладным? Где он будет подниматься вверх? А давайте проверим, так ли это. Возьмите спиральки за ниточку и подержите над батареей. Что происходит? Почему? А проверьте над партой? Вертится спиралька? Почему?
-Запишем вывод: ветер – это движение воздуха.
-Давайте выполним схему образования ветра.
-Возьмите свои карточки и положите их в раскладку куба. -Ветер может дуть с разных направлений. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Назовите стороны горизонта. -Как называется ветер, который дует с севера (юга, запада, востока)?
- А как можно узнать направление ветра?
-А ещё люди придумали специальный прибор. Как он называется, вы сможете узнать, когда разложите карточки с буквами в правильной последовательности. Подсказкой являются числа с обратной стороны карточек.
2 4 1 3 6 5 -Верно, это флюгер! Давайте рассмотрим картинки с видами флюгера. Кто из вас видел настоящий флюгер? Как вы думаете, как он работает? Куда указывает стрелка флюгера? -Возьмите карточки с видами флюгера и разместите в раскладке куба.
|
Варианты ответов учащихся.
-Мы сами его сделали. Ответы учащихся.
Читают вслух по одному абзацу каждый.
Ответы учащихся.
Выполняют движение руками вместе с учителем.
Учащиеся отвечают и проводят опыт.
Один учащийся выполняет запись.
Второй учащийся выполняет схему.
Учащиеся вставляют карточки в раскладку.
Учащиеся называют стороны горизонта.
Северный, южный, западный, восточный.
По флажкам, по дыму из труб, по деревьям.
Каждый учащийся составляют слово «флюгер»
Ответы учащихся.
Учащиеся размещают карточки в раскладке.
|
|||||||||||||||||
5. |
Физминутка |
-А сейчас давайте немного отдохнём и выполним разминку «Ветер дует». |
Учащиеся выполняют движения с проговариванием слов. |
|||||||||||||||||
|
|
-Каким был ветер в нашей разминке, одинаковым или разным по силе? Прочитайте в учебнике на с. 43 первое предложение. Каким ещё бывает ветер? - Скажите, как можно назвать слабое, умеренное и сильное движение воздуха такими словами, чтобы они были однокоренными? Запишите эти слова на карточке. -Прочитайте второе предложение. Что означает слово «разрушительный»? Прочитайте определение в учебнике. -А как называют ветры разрушительной силы? Какой вред они приносят? Ответьте, опираясь на рисунки в учебнике и на парте. - Разместите картинку в раскладке куба.
-Запишите названия этих ветров в карточку. - Разместите карточку в раскладке куба.
-На радость людям, ветры такой разрушительной силы бывают редко. Чаще всего ветер бывает помощником. Прочитайте об этом на с. 42 последний абзац. -Глядя на картинки, расскажите о пользе ветра. - Разместите картинки в раскладке.
|
Учащиеся читают вслух первое предложение на с. 43.
Учащиеся отвечают: ветерок, ветер, ветрище. Один учащийся производит запись слов.
Учащиеся отвечают, читают.
Учащиеся читают, дают ответы, размещают картинку с изображением разрушений, нанесёнными ветром.
Второй учащийся производит запись слов: ураган, буря.
Учащиеся читают вслух по очереди.
Рассматривают сюжетные картинки: Отвечают, кладут в раскладку куба. |
|||||||||||||||||
6. |
Применение изученного материала. Эксперимент |
-Ребята, хотите проверить всё то, о чём мы сегодня говорили? Вы сейчас сами станете ветром. Сначала слабым, затем умеренным, а потом сильным. -Возьмите планшеты и попробуйте разогнать тучи. Сначала дуйте слабо. Смогли разогнать тучи? А теперь дуйте сильно. Что вы увидели? Какой ветер смог разогнать тучи? -Сейчас возьмите и подуйте на вертушку? Когда лопасти вращаются быстрее? В каком случае энергии выработается больше? Что случится, если подуть на лопасти со всей силы? - Встаньте из-за парт. Возьмите парусники и подуйте в паруса сначала слабо, потом сильнее, и очень сильно. -в каких случаях парусник двигался нормально? А что случилось, когда подули очень сильно?
-Делаем вывод. Ветер какой силы приносит пользу? А какой ветер опасен? |
Ответы учащихся.
Дуют на тучи сначала слабо, потом умеренно, а затем сильно. Видят солнце.
Учащиеся дуют сначала слабо, потом умеренно, а затем сильнее.
Дают ответы.
Учащиеся делают вывод. |
|||||||||||||||||
7. |
Итог урока |
-Давайте подведём итог тому, что мы узнали на уроке. Для этого подойдите к раскладке куба. Рассмотрите то, что вы раскладывали и вспомните, о чём мы говорили. - А сейчас ответьте на вопросы, опираясь на раскладку. -Что такое ветер? -Как он образуется? -Как люди говорят о движении воздуха? -Каким прибором отмечают направление ветра? -Какой силы бывает ветер? -Какую пользу приносит ветер? -Какой вред причиняет? -Какими однокоренными словами можно назвать движение воздуха? -Как называют ветра разрушительной силы? |
Учащиеся дают ответы. |
|||||||||||||||||
8. |
Рефлексия |
-Ребята, какие задания вам понравились? -Что больше всего запомнилось? -О чём вы захотите рассказать или показать своим друзьям, родителям? |
Ответы учащихся. |
|||||||||||||||||
9. |
Домашнее задание |
В учебнике на с. 42- 44 прочитать текст, ответить на вопросы. На с. 44 даны задания. Проведите эксперименты. На следующем занятии расскажете о своих наблюдениях. |
Учащиеся записывают задание в дневники. |
|||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.