Технологическая карта интегрированного урока (физическая культура + окружающий мир)
3 класс
Тема «Игра – путешествие по станциям Здоровья»
ХХХХХХХХХХ.
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 1
г. Мичуринска Тамбовской области
Технологическая карта урока по физической культуре, 3 класс
Учитель: |
ХХХХХХХХХХХХХХХХ |
Предмет, класс: |
Физическая культура, окружающий мир, 3 класс |
УМК: |
Школа России |
Тема: |
Игра – путешествие по станциям здоровья |
Тип урока: |
Интегрированный |
Цель урока: |
Формирование устойчивой мотивации к соблюдению правил ЗОЖ. Развитие физических способностей детей, отработка группового взаимодействия ребят для достижения общезначимого результата. |
Задачи урока: |
Образовательные: 1) Создать условия для обобщения знаний учащихся о здоровом образе жизни; 2) Формировать навыки по выполнению упражнений для укрепления свода стопы и улучшению осанки; 3) Способствовать развитию основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости. Развивающие: 1) Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям; 2) Формировать умение обучающихся взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности. Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой; 2) Воспитывать выдержку, чувство товарищества и взаимовыручки; 3) Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие, и упорство в достижение поставленной цели. |
Основные термины и понятия темы: |
Основные двигательные качества, упражнения, эстафета, составляющие ЗОЖ (режим дня, закаливание, двигательный режим, рациональное питание, личная гигиена). |
Планируемые результаты: - предметные - личностные - метапредметные |
Предметные: Знать: основные двигательные качества человека (выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость). Связь физической подготовки с развитием двигательных качеств и основных систем организма. Правила ЗОЖ и его составляющие. Уметь: выполнять упражнения на развитие основных физических качеств, формулировать проблему и находить правильные ответы на поставленные вопросы. Личностные: Уметь: творчески применять приобретённый двигательный опыт при решении практических задач. Метапредметные: Уметь: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Уметь: слушать и понимать речь других людей, формулировать свои мысли. Уметь: ориентироваться в системе знаний в области физической культуры, уметь использовать различные способы поиска информации. |
Организация пространства, формы работы: |
Спортивный зал; Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Межпредметные связи: |
Физическая культура, окружающий мир |
Методы и формы обучения: |
Словесный, практический, наглядный, игровой. |
Технологии |
Здоровьесберегающие, ИКТ, игровая |
Оборудование: |
Конусы, гимнастические палки, гимнастические обручи, карточки «Режим дня», самокаты, полотенце, карточки с изображением упражнений, рюкзаки, предметы личной гигиены, корзины, продукты питания, компьютер, диски с музыкой и видео, магнитная доска, магниты, мел, протокол эстафет, свисток. |
Части урока
|
№ п/п
|
Этапы урока |
Частная задача |
Методы, средства, формы организации, результат, методы контроля и оценивания |
УУД (универсальные учебные действия) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
I. Вводно-подготовительная часть – 15 минут |
1. |
Организационный момент |
||||
1.1 |
Команда для построения учащихся. - Класс, равняйсь, смирно! Вольно! - Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите физкультуру? - А зачем необходимо заниматься физической культурой? - А, что такое здоровье? - На каком ещё уроке вы вели разговор о здоровье? - Здоровые люди нужны везде. В настоящее время, всюду нужны конкуренто-способные люди. - Что такое конкуренция? (Выявить, кто лучше). - Одним из условий быть конкуренто-способным является здоровье: на работу принимают только здоровых людей. - Так, что же нужно делать, чтобы быть здоровым? - Правильно, чтобы быть здоровым, необходимо уметь заботиться о своём здоровье самим. - И сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по станциям Здоровья, чтобы закрепить ранее изученные знания, умения и навыки, и использовать их в течение всей жизни для укрепления своего здоровья. |
Учащиеся выполняют распоряжения учителя
Активное участие в диалоге с учителем.
Отвечают на поставленный вопрос. |
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.
Акцентировать внимание на тему здоровье.
|
Методы: словесный (распоряжения, команды, указания);
Форма – фронтальная;
Контроль – наличие спортивной формы, количество присутствующих.
|
Регулятивные: умение выполнять команды, слушать учителя
|
|
1.2 |
Постановка проблемы: - В конце урока вы должны будете составить список рекомендаций для укрепления и сохранения здоровья.
|
Активное участие в диалоге с учителем.
|
Активизация мыслительной деятельности учащихся над проблемой |
Методы: словесный
Форма организации: фронтальная
Контроль – ответы на вопросы, участие в обсуждении. |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
|
2 2. |
Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока. |
|||||
2.1 |
Формулирование темы, цели, учебных задач урока. Поиск путей решения. - Сегодня у нас необычный урок – урок - путешествие по страницам Здоровья. На каждой станции вы узнаете и научитесь выполнять правила ЗОЖ. - Но к путешествию нужно основательно подготовиться. Для этого, я предлагаю вам выполнить разминку. |
Восприятие объяснения учителя |
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей на уроке деятельности. Обеспечить предельную конкретность задач урока, доступность понимания их формулировок. |
Методы: словесный, наглядный
Форма организации: фронтальная
|
Коммуникативные: умение воспринимать объяснения учителя |
|
2.2 |
- Класс, направо! - Вставайте на волшебную дорожку Здоровья и в путь.
- Солнечным погожим днём Мы с друзьями в путешествие пойдем. На дорожку встали, бодро зашагали Узкий мостик впереди – на носочках проходи
Мы на пяточках пойдем, каблучки не обобьем Чтоб в пещеру гнома влезть, низко мы должны присесть Сзади камушек упал, нас немного напугал Здесь куда не бросишь взгляд, камни на тропе лежат Позади тяжелый путь. Мы должны передохнуть. По пещере мы шагаем, тишину не нарушаем.
|
Выполняют ОРУ в движении:
Ходьба на месте Ходьба по кругу
Упражнения для укрепления свода стопы: ходьба на носках, руки в стороны Ходьба на пятках
Ходьба в полуприседе
Бег в медленном темпе Бег приставными шагами правым и левым боком
Ходьба по кругу
Перестроение из одной колонны, в колонну по три в движении |
Содействовать активизации внимания и организованности учащихся. Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу.
Обратить внимание на необходимость самоконтроля за техникой бега и бегового шага.
Ориентировать учащихся в процессе размыкания на дистанцию и интервал в 3 шага |
Методы: словесный, наглядный, упражнения
Форма организации: фронтальная
Результат: эффективное выполнение разминки. ЧСС и внешние показатели соответствуют норме
Контроль: наблюдение. |
Личностные: умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока |
|
|
2.3 |
ОРУ с гимнастической палкой на коррекцию осанки и свода стопы под музыкальное сопровождение |
Выполняют ОРУ с гимнастической палкой на коррекцию осанки Приложение 1 |
Обратить внимание на сохранение правильной осанки.
|
Познавательные: ориентирование в разнообразии способов выполнения ОРУ |
|
II. Основная часть |
3 |
Совершенствование двигательных действий |
||||
|
Применение знаний на практике. - Каждый из вас хочет быть здоровым и никогда не болеть. - Сегодня мы с вами должны будем узнать, что же за помощники сохраняют наше здоровье, делают его крепче. - Как вы думаете, что же стоит на первом месте в сохранении нашего здоровья?
|
Восприятие объяснения учителя
Диалог с учителем.
|
Активизация мыслительной деятельности.
|
Методы: словесный Форма организации: фронтальная
Результат: Умение вести диалог |
Коммуникативные: умение воспринимать объяснения учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
|
3.1 |
Станция « Режим дня» – Каким был день у вас до школы? – Теперь вы пришли в школу. Как теперь вы строите свой день? – Чем похожи между собой дни ребят? Чем отличаются? – Как называется такой распорядок? Историческая справка: что такое режим дня? Режим дня - это правильное распределение времени, на основные жизненные потребности человека. Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге и своим здоровьем. – Каким же должен быть режим дня школьника? |
Восприятие объяснения учителя. Диалог с учителем.
|
Активизация мыслительной деятельности.
|
Методы: словесный Форма организации: фронтальная
Результат: составление режима дня для школьника |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
|
|
|
Станция - «Режим дня» Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим! - А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и часы. Поэтому давайте составим вместе с вами распорядок дня и будем его выполнять. Распорядок дня мы будем составлять в процессе выполнения спортивной эстафеты. |
Команды строятся на линии старта.
Выполнение спортивной эстафеты с обручами. Приложение 2 |
Напомнить о технике безопасности во время эстафет.
Формировать практический опыт коллективных отношений
Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге
|
Методы: словесный, наглядный, упражнения
Форма организации: индивидуальная, групповая
Метод контроля: практическое выполнение упражнений, эстафет
Результат: умение стабильно выполнять двигательные действия, умение устранять грубые ошибки, победа в эстафетах |
Личностные: умение добросовестно выполнять учебные задания Регулятивные: умение контролировать и оценивать результат собственной деятельности, умение добросовестно выполнять учебные задания. Умение соотносить реальный результат с нормой посредством оценивания своего товарища. Коммуникативные: умение взаимодействовать при достижении общих целей в процессе совместной деятельности. |
|
3.2 |
Станция «Закаливание» – Давайте вспомним поговорку, в которой есть такие слова. – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». - Почему так говорят? – Для чего человеку нужно быть закалённым? - Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определённых правил. Вспомним два самых важных правила закаливания. Первое – закаливание следует проводить систематически. Второе – постепенность. Старайтесь больше быть на свежем воздухе. Играйте в подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья. |
Диалог с учителем.
Спортивная эстафета: учащиеся отправляются купаться на водоём, преодолевая поочерёдно, расстояние до водоема на самокате. |
Активизация мыслительной деятельности.
Формировать практический опыт коллективных отношений
Развивать координацию движений |
Методы: словесный, наглядный, упражнения
Форма организации: индивидуальная, групповая Метод контроля: практическое выполнение упражнений, эстафет Результат: умение стабильно выполнять двигательные действия, победа в эстафете |
Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей |
|
3.3 |
Станция «Движение» - Есть в зале, кто не любит уроки физической культуры? - Есть ли у вас предположения, что же будет следующим в укреплении здоровья? - Физические упражнения, подвижные игры на свежем воздухе, походы выходного дня – все это наши помощники в укреплении здоровья. Не зря говорят: «Движение – это жизнь!» - Команде необходимо определить какое физ. качество можно развивать предложенными упражнениями? Составить и продемонстрировать комплекс упражнений для развития этих качеств. |
Предположения детей Каждая команда получает конверт с карточками, где изображены упражнения для развития силы, гибкости, координации движений.
Демонстрация комплекса упражнений |
Активизация мыслительной деятельности.
Формировать практический опыт коллективных отношений Развитие двигательных качеств |
Методы: словесный, наглядный, упражнения Форма организации: индивидуальная, групповая Метод контроля: практическое выполнение упражнений Результат: умение составлять комплекс упражнений для развития основных физических качеств, демонстрация умения выполнять необходимые двигательные действия |
Регулятивные: выделение существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Выполнение учебных действий в сотрудничестве со сверстниками
Коммуникативные: участие в групповой и коллективной работе |
3.4 |
Станция – «Гигиена» Вспомните произведение по строчкам: Нужно, нужно умываться, По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам – Стыд и срам!!! (К. И. Чуковский «Мойдодыр») Остановка «Мойдодыр» - Чему учит это произведение? - А точнее: учит выполнять правила личной гигиены. -Как вы понимаете это выражение – «личная гигиена»? Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила, гигиена – это те действия, выполняя, которые люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте. - Существует много помощников для выполнения правил личной гигиены. - Отгадайте загадки и скажите, что нужно иметь для соблюдения правил личной гигиены. Приложение № 3 - Закрепим наши знания правил личной гигиены, выполняя спортивное задание |
Восприятие объяснения учителя
Активный диалог с учителем
Спортивная эстафета: Участникам необходимо собрать рюкзак с предметами личной гигиены, преодолев полосу 3 препятствий
|
Активизация мыслительной деятельности. Формировать практический опыт коллективных отношений
Развитие ловкости, скорости, быстроты движений, силовой выносливости |
Методы: словесный, наглядный, упражнения;
Форма организации: индивидуальная, групповая;
Метод контроля: практическое выполнение упражнений, эстафет Результат: умение стабильно выполнять двигательные действия, победа в эстафете |
Познавательные: ориентирование в разнообразии способов выполнения
Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия. Участие в коллективном обсуждении |
|
|
3.5 |
Станция – «Правильное питание» - Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. - Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? - Вывод: большое значение для здоровья каждого человека имеет правильное питание. - Именно неправильное питание, т. е. употребление вредных для организма продуктов является причиной многих заболеваний. - Перед вами картинки, на которых изображены продукты, полезные для здоровья, и продукты, вредные для здоровья - жирные и сладкие. |
Восприятие объяснения учителя
Спортивное задание: вся команда встаёт в цепочку и передает полезные продукты питания на противоположную сторону в корзину. Необходимо разделить все продукты на две группы: полезная еда и вредная для организма еда. |
Активизация мыслительной деятельности. Формировать практический опыт коллективных отношений
|
Методы: словесный, наглядный, упражнения; Форма организации: индивидуальная, групповая; Метод контроля: практическое выполнение упражнений, эстафет Результат: умение стабильно выполнять двигательные действия, победа в эстафете |
Регулятивные: выполнение учебных действий в качестве слушателя
Коммуникативные: восприятие, осмысление |
|
4. |
Решение проблемы |
||||
4.1 |
Построение в одну шеренгу. - Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровья. - О каких способах сохранения здоровья мы сегодня вели разговор на нашем занятии? - Что нового узнали, чему научились, какой вывод вы можете сделать? Активизирует и направляет работу обучающих, корректирует ответы учащихся, обобщает их. |
Учащиеся выполняют распоряжения учителя
Отвечают на поставленный вопрос. Активное участие в диалоге с учителем. |
Содействовать оптимизации ритма дыхания и частоты сердечных сокращений;
Сформулировать вывод по решению проблемы
|
Методы: словесный; Форма организации: фронтальная Результат: решение проблемы. Учащиеся сформулировали ответ на поставленный вопрос. |
Познавательные: работа с учебным содержанием. Коммуникативные: умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. Умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения. |
|
III. Заключительная часть |
5. |
Подведение итогов урока |
||||
5.1 |
Рефлексия. - Чтобы сохранить здоровье, есть ещё одно лекарство. Это улыбка. - Какое у вас сейчас настроение? Если плохое - потопайте ногами, если хорошее – похлопайте в ладоши, если отличное – поднимите руки вверх и помашите. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить
здоровье. - Какие знания и умения, полученные сегодня на уроке, вы можете использовать в практической жизни? Оценка учащихся. |
Осознание положительного впечатления от урока.
Диалог с учителем. |
Стимулировать учащихся к самоанализу. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности |
Методы: словесный Форма организации: фронтальная
Результат: умение использовать правила ЗОЖ для укрепления собственного здоровья |
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: умение адекватно оценить результаты урока |
|
|
5.2 |
Организационное завершение урока. Благодарность учащимся за совместную деятельность |
Выполнение команд учителя. |
Организовать учащихся на спокойный уход из зала |
Методы: словесный; Форма: фронтальная |
|
Приложение № 1
Комплекс ОРУ с гимнастическими палками под музыкальное сопровождение.
Виды упражнений
|
Методические рекомендации. |
1) И. П. – ноги врозь, палка за лопатками, 1 – подняться на носки, палка вверх (вдох), 2 – полуприсед, палка вперёд (выдох), 3 – подняться на носки, палка вверх (вдох), 4 - и. п. (выдох) – выполнить 8 – 10 раз.
2) И. П. – ноги врозь, палка вперёд, 1 – 7 – круговые вращения палкой вперёд, 8 – т. п. Тоже, самое вращение назад – выполнить 3 – 4 раза.
3) И. П. – ноги врозь, палка за спиной, захватом на предплечьях, 1 – скручивание туловища вправо, 2 – тоже, влево, 3 – 4 то же самое – выполнить 6 – 8 раз.
4) И. П. - ноги врозь, палка внизу, 1 – 2 – правый конец палки завести назад за спину, над головой, 3 – 4 и. п. – выполнить 6 – 8 раз каждой рукой.
5) И. П. – ноги врозь, палка вертикально на пол, 1- 7 – пружинистые наклоны туловища вперёд (прогнуться в спине) 8 – и. п. – повторить 6 – 8 раз.
6) И. П. – ноги врозь, палка за спиной, захватом на предплечьях, 1 – наклон туловища вправо, 2 – наклон влево, 3 – 4 то же самое.
7) И. П. – ноги вместе, палка вперёд, 1 – выпад правой ногой вперёд, скручивание туловища влево, 2 – и. п., 3 – 4 – то же самое с левой ноги – выполнять 8 – 10 раз.
8) И. П. – правая нога назад на носок, палка вверх, (вдох) 1 – полуприсед ноги вместе, палка вперёд, (выдох) 2 – и. п., 3- 4 – то же самое с другой ноги – выполнять 10 – 12 раз.
9) Палка в правой руке, пальцами кисти перебором опустить палку вниз и поднять палку вверх.
10) Палка вперёд, вращение палки в вертикальной плоскости.
11) Палка на полу, перекаты с пятки на носок через палку, руки на пояс.
12) Ходьба вдоль палки, стопы носками наружу.
13) Ходьба вдоль палки, стопы носками внутрь.
14) Ходьба вдоль палки, приставными шагами, на ширину стопы.
|
Выполнять правильно вдох и выдох, руки прямые, подняться на носки как можно выше.
Выполнять вращения палкой полностью выпрямлять руки в локтевом суставе.
Пятки от пола не отрывать, скручивание выполнять глубже.
Одна рука совсем не подвижна, заводить руку за спину глубже.
Наклоны выполнять, прогнувшись глубже в спине, ноги не сгибать.
Туловище не наклонять вперёд, наклоны в сторону глубже, ноги прямые.
Выпад глубже, руки не сгибать, скручивание выполнять глубже.
Правильно выполнять вдох и выдох.
Работают только пальцы рук.
Не ронять палку.
Выше подниматься на носки, спина прямая. |
Приложение № 2
Спортивная эстафета
Команды строятся на линии старта.
Напротив каждой команды на равном расстоянии друг от друга лежат 5 обручей. На линии финиша - карточки с распорядком дня (8 штук).
По сигналу первый участник подбегает к обручу, поднимает обруч и ставит его сбоку от себя.
Второй пролезает в 1-ый обруч, подбегает ко второму обручу, поднимает и ставит сбоку от себя 2-ой обруч.
Третий пролезает в первый обруч, затем во второй обруч, поднимает третий обруч и ставит сбоку от себя и т.д. Последний пролезает все обручи бежит к линии финиша.
Первый кладёт обруч, пролезает все обручи, бежит к линии старта и т. д.
Когда вся команда выполнит задание, она начинает составлять режим дня из предложенных им карточек, закрепив их на специально заготовленном листе.
Приложение № 3
Загадки (задание по командам)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Лёг в карман и
караулю
Рёву плаксу и грязнулю,
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос, (Носовой платок)
Намочи меня
водой
Да потри рукой...
Как начну гулять по шее
Сразу ты похорошеешь, (Мыло)
Вафельное,
полосатое,
Гладкое, лохматое.
Всегда под рукой - Что это такое? (Полотенце)
Вроде ёжика на
вид,
Но не просит пищи,
По одежде пробежит
- Она станет чище. (Одёжная щётка)
Целых 25
зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.