Технологическая карта
интегрированного урока: Основы православной культуры и математика.4
класс
Тема:
Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Педагогические цели |
Способствовать раскрытию понятий: «бессмертие», «христианский подвиг» и развитию умений записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых с использованием жития священномученика Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого. |
Тип урока |
ОНЗ (открытия новых знаний) |
Форма проведения |
Интегрированный урок с комплексным применением знаний и способов действий. (продолжительность урока 90 минут) |
Планируемые
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): раскроют христианское понимание смысла жизни как служения на примере жития священномученика Сергия (Зверева), научатся записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, выполнять числовые вычисления. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебниках или учителем. |
методы
и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные |
1.Шевченко, Л.Л.Православная культура [Текст]: учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, гимназий: 3(4)годы обучения /Л.Л.Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 2.Математика. 4 класс [Текст]: учебник для образовательных организаций. Часть1/под.ред. М.И. Моро и др. - М.: Просвещение, 2016. 3. Дьяченко, Г., прот. Полный церковнославянский словарь /протоиерей Григорий Дьяченко. – М.: Отчий дом, 2013. – репринт.изд. 1900 г. 4. Собор святых Липецкой земли [Текст]: сборник житий Липецких и Елецких святых /сост. прот. Николай Стаднюк, А.А.Найдёнов, А.И.Чеснокова.- Липецк, 2013 5. Мельников, А.Н. Сборник стихотворений (авторское издание) 6.Мультимедийная презентация. 6.Наглядные материалы: карточки (даты) |
Оборудование |
Экран, компьютер, проектор |
Основные понятия и термины |
Бессмертие. Христианский подвиг. Новомученик. Сумма разрядных слагаемых |
организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы Организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные
|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1-2 минуты |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Призывает к чтению молитвы «Царю Небесный…» |
Слушают
учителя. Совместно с учителем читают молитву. |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - понимают значение знаний для человека и принимают его. |
II. Актуализация знаний
15 -20 минут |
1.
Проверка
домашнего
2. Минутка чистописания.
3.Устный счет.
1) «Головоломка»
2) «Расшиф-руй!»
3)Арифметический диктант
4) «На смекалку»
|
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (математика) Беседует с учащимися по предыдущей теме по ОПК «Россия помнит. Святыни родного края»[1]
- Откройте тетради по математике, пропишите число 145.
-Что мы знаем – будем повторять, Что забыли- будем вспоминать. В математике любая работа Не обходится без устного счёта.
- Кто быстрее посчитает, Сразу руку поднимает.
Учитель оценивает учащихся, благодарит за быстроту выполнения.
- Прочитайте числа, записанные на доске.
- Какое число больше 1933,1935? Как определили?
- Назовите числа в порядке возрастания.
(Числа записаны на карточках, расположенных на доске) 2017,1929,1872,2000,1937, 1897
- Каждое число- буква, прочитайте полученное слово.
Учитель вывешивает карточку со словом « Сергий»
- Запишите числа:
- 1 единица II класса, 899 единиц I класса; - 1 единица 4-го разряда, 9единиц 3 разряда,1 единица 2-го разряда, 2 единицы 1-го разряда; - 192 десятка, 1 единица; - 19 сотен, 22 единицы; - 192 десятка, 3 единицы; - 1единица II класса, 926 единиц I класса;
- Осуществите проверку и оцените свою работу.
Учитель переворачивает карточки с числами и буквами, вывешивает карточку со словом « подвиг»
Учитель показывает карточку с числом 1928.
- Посмотрите на число, прочитайте его. Как можно получить 20, глядя на это число?
Учитель проводит физминутку. |
Объясняют, что такое «жертвенная любовь», приводят примеры.
Выполнение письменного и устного заданий.
Выполняют задание в учебнике.[2] С.26 ▲=70 ■=50 ●=180
Читают числа:1933, 1935
Указывают на разрядный состав, натуральный ряд чисел. Называют числа: 1872 1897 1929 1937 2000 2017
Сверяют, читают итоговое слово «Сергий»
Записывают числа в тетради: (1899)
(1912)
(1921) (1922) (1923) (1926)
Сверяют с числами, расположенными на доске.
Читают итоговое слово « подвиг»
Учащиеся складывают цифры. (1+9+2+8) |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные – строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Регулятивные - ориентируются в тетради, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные – принимают
участие высказывают свои оценки и предложения. Личностные–способны адекватно оценивать свои успехи, связывая их с трудолюбием |
III. Постановка учебной задачи.
Сообщение
темы, цели
5-7 минут |
Методы: словесный, наглядный, практический
Рассказ учителя.
|
- Прочитайте тему урока в учебнике «Математика» [2] на с. 26,
- А также в учебнике «Православная культура» .[1] на с.127. (слайд 1) Учитель читает стихотворение С.Бехтеева Иным путём идут святые К высокой цели неземной. И, побеждая зло любовью, Как Божьи ратники-борцы, Родные мученики кровью Стяжают славные венцы.
- Почему поэт называет воинов Божьими? Что значит стяжать?[3] (слайд 2) На экране значение слова – стяжать
- Сформулируйте цели урока Учитель корректирует ответы учащихся. Обращает внимание на слова, числа-даты. (слайд 3) 23 сентября резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлено празднование Собора Липецких святых. Русская Православная Церковь чтит память святителей, священномучеников, мучеников, мучениц, в земле Липецкой и Елецкой просиявших, которые в тяжелых условиях уподобились Христу. Одним из них является священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий, (слайд 4) память которого совершается 20 ноября. На протяжении всего урока при работе с числами, мы будем обращаться к житию священномученика Сергия. (слайд 5) Попытаемся ответить на вопрос: В чем состоял христианский подвиг Владыки Сергия? |
Читают и называют «Разрядные слагаемые»,
«Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские»
Дают объяснение слову, сверяют со слайдом.
Определяют цели урока.
Слушают учителя, проявляют познавательный интерес к изучению темы.
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные- дают свои предположения на основе прочитанных тем; Регулятивные - понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, Коммуникативные - принимают
участие Личностные-проявляют познавательный интерес к изучению учебных предметов.
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
30 минут |
Методы: словесный, наглядный, практический.
Работа
Рассказ учителя.
Работа по учебнику «Православная культура»
Рассказ учителя.
Работа по учебнику «Православная культура»
Рассказ учителя. |
- В феврале 2017 года исполнилось 145 лет со дня рождения священномученика Сергия (в миру Александр Михайлович Зверев).
- Представьте число 145 в виде суммы разрядных слагаемых. (слайд 6) Он родился в феврале 1872 года в семье священнослужителя, жившего в Запорожской области. [4] - Представьте число 1872 в виде суммы разрядных слагаемых.
– Прочитайте объяснение на странице 26.[2]
Работа в парах № 107(замените каждое число суммой разрядных слагаемых), № 108(работа с числовым выражением)
Работа в группах № 109 (сколько цифр потребуется для записи числа, высший разряд которого- сотни тысяч? десятки тысяч?) Работа в парах № 110 (вставить пропущенные многозначные числа)
Учитель проводит физминутку.
(слайд 7) 1897 год - влекомый благодатью Божией, Александр Михайлович пошёл по стопам отца. Он заканчивает Духовную семинарию со степенью кандидата богословия.
1899 году Александр Зверев был рукоположен в священнический сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви, предпочтя это подвиг всем прочим возможностям, которые представлялись блестяще образованному человеку.
За заслуги перед Церковью священник Александр в 1912 году был возведён в сан протоирея. В 1921 году назначен клириком Петропавловского Собора Симферополя.
Что происходило в стране в этот период? Кого считала новая власть первым своим врагом? - Откройте учебник «Православная культура» .[1] на с. 127. Познакомьтесь со статьёй «Голгофа»
(слайд 8) Православие, а точнее, существование какой-либо организованной православной структуры в Крыму было под угрозой исчезновения. Тогда приняли решение рукоположить известного своим благочестием и мудростью протоирея Александра Зверева во епископа Мелитопольского, викария Таврического. Это было в августе 1922 года. Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным. К тому времени он остался один на служении, многие священники были арестованы.
(слайд 9) В то трудное время Патриархом Русской Православной Церкви был избран святой Тихон. С какими словами обратился Патриарха к православным людям? Найдите обращение в учебнике и прочитайте.
(слайд 10) 8 октября 1923 года епископ Сергий был арестован, но все обвинения в его адрес оказались несостоятельными. Он был выпущен на свободу.
Враг рода человеческого, завидуя апостольским трудам Владыки Сергия , не мог стерпеть благодатного служения архипастыря. И в 1926 году епископа Сергия осудили на два года и отправили в ссылку. |
Называют: 145 = 100 +40 + 5
Называют: 1872= 1000+800+70+2 Читают: Многозначные числа заменяются суммой разрядных слагаемых. Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку. Устное выполнение, обсуждение в группах. Называют: 6 цифр, 5 цифр.
Выполняют в парах, Взаимопроверка.
Учащиеся читают вслух статью «Голгофа» (1, 2 абзацы).
Отвечают на вышеуказанные вопросы.
Читают обращение.
|
|
Познавательные – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и обосновывают их; используют знаково-символические средства для решения учебно-практических задач; устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные – адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятель-ности.
|
V. Закрепление знаний и способов действий.
Практическая деятельность.
15-20 минут |
Методы: словесный, наглядный, практический
Работа
Рассказ учителя.
Работа по учебнику «Православная культура».
Рассказ учителя.
|
В каком году Владыка возвратился к церковному служению? ( слайд 11) В этом же году он был возведён в сан архиепископа.
Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите числовые выражения, данные в учебнике , решите их. Результаты покажите, используя индивидуальные магнитные доски.
В тетрадях выполните №115, проверьте неравенства.
После проверки выполнения задания, учитель проводит физминутку.
С 1929 года архиепископ Сергий нес крест архиерейского служения на Елецкой кафедре. В 1933 по его благословению было организовано служение молебнов о сосланных в Елец голодающих священниках, после чего монахини собирали для них пожертвования. Он призывал священников укреплять церковную общину, отстаивать свои приходы от закрытия.
В 1935 году архиепископа Сергия арестовали, и вместе с ним 14 священников и мирян. Его осудили на пять лет. После объявления приговора Владыка Сергий был отправлен в Карагандинские лагеря. Молитва помогала смириться со всеми ужасами лагерной жизни, переносить все с кротостью, видя во всём Промысл Божий.
- Откройте учебник «Православная культура» .[1] на с. 130. Прочитайте стихотворение А. Хомякова «Подвиг».
В чём христиане видят проявление подвига? Что поэт называет крыльями подвига?
20 ноября 1937 года епископ Сергий был приговорён к расстрелу.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году Архиепископ Сергий Зверев причислен к лику святых.
(слайд 12). Прочитайте слова из песнопения, посвященного Новомученикам и исповедникам Российским, и скажите, почему они названы непобедимыми.
Учитель корректирует ответы учащихся. После ответов учащихся учитель предлагает познакомиться с отрывком из стихотворения елецкого православного поэта Анатолия Мельникова «Помнить поимённо». Учитель читает выразительно стихотворение.[5]
Не дозволялось говорить Про злое беззаконье. Мог недовольный угодить В Караганду в вагоне.
И храбрых брали под арест, Тащили по этапу. Сопровождал их не оркестр – Конвойщик звероватый.
А там, в далеких лагерях Возьмут и расстреляют. Глас недовольного – пустяк. Безбожник «процветает».
Сегодня имя всем – герой. Всех поименно вспомним. По вере, памяти людской, По воле, по Господней.
- В чем главный смысл стихотворения?
Учитель предлагает детям подробнее познакомиться с творчеством А.Н.Мельникова на встрече с поэтом «Не хлебом единым…» |
Называют дату - 1928.
Выполняют задание.
601030 5040
Выполняют задание.
Учащиеся выразительно читают стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы.
Читают: « Новоявленные звёзды… Станьте, непобедимыми, среди нас».
Высказывают мнения. |
фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные – проводят
анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и обосновывают их;
используют знаково символические средства для решения учебно-практических
задач; осуществляют моделирование Регулятивные- адекватно проводят самооценку результатов своей учебной деятельности. Коммуникативные– выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные - осуществляют смыслообразование; понимают причины неуспеха на том или ином этапе; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
VI. Итоги урока. Рефлесия. Домашнее
10 минут |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.
|
(слайд 13) - В чем состоял христианский подвиг Владыки Сергия? - Что такое бессмертие?
(слайд 14) Учитель обращает внимание на выразительное чтение стихотворение одним из учащихся. (слайд 15) - На территории нашей гимназии Елецкой Епархией создан Православный музейно-просветительский центр им. священномученика Сергия, архиепископа Елецкого. Многие ребята уже побывали там, и мы подробнее познакомимся с житием Владыки Сергия на экскурсии сегодня в день празднования Собора Липецких святых. В нашем городе, микрорайоне «Эльта», 20 сентября 2017 года был совершен чин закладки и освещения первых деревянных венцов храма в честь священномученика Сергия (Зверева). Чин возглавил Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим.
(слайд). Учитель зачитывает слова Никона, митрополита Липецкого и Задонского: «Эти святые люди, жили в тех же городах и селениях, где живём мы. Они молились в тех же монастырях и храмах, что и мы. Они наши земляки, соотечественники, наши ближайшие сродники и предки. В тяжких условиях они уподобились Христу. Это воодушевляет нас надеждой, что и мы можем спастись. Всемилостивый Господь по молитвам святых, в земле Липецкой и Елецкой просиявших, да укрепит нас на многотрудном пути к спасению».
Учитель обобщает итоги урока. - Оцените свою работу на уроке.
Проводит
инструктаж
В конце урока учитель благодарит учащихся за совместную работу. Урок заканчивается чтением молитвы «Достойно есть…» |
Отвечают на вопросы
Учащиеся читают стихотворение Л. Безыменского «Бессмертие».
Учащиеся при ответе используют опорные слова: · Сегодня я узнал... · Я понял, что… · Я научился… · Я смог… · Было интересно узнать, что…
Учащиеся задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные– ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные - оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные - осуществляют учёт разных мнений; Личностные- понимание роли знаний в жизни человека. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.