Технологическая карта урока истории
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Морковина Ираида Николаевна |
Место работы |
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
6 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Русские земли в середине 13-14 в. |
Тема урока |
Героям Куликовской битвы посвящается |
Уровень изучения |
Базовый, углубленный |
Тип урока : |
Урок освоения новых знаний и умений
|
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные
|
|
Метапредметные
|
|
Предметные · знать даты; · уметь работать с исторической картой; · уметь прослеживать причинно-следственные связи; · уметь анализировать исторический материал и делать выводы.
|
|
Ключевые слова: ордынское иго, Куликово поле, Засадный полк, Боброк, Д.Донской, С. Радонежский, единство |
|
Краткое описание Цель урока: создать условия для формирования информационных, коммуникативных, социальных компетентностей при изучении темы «Героям Куликовской битвы посвящается» с помощью интерактивных методов обучения. Задачи урока: образовательные: - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига; показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; показать значение Куликовской битвы как одного из важных событий в истории нашей Родины. развивающие: - продолжить формирование умений самостоятельной работы с историческим источником. воспитательные: - формирование умений оценивать моральные качества исторического персонажа как человека и как государственного деятеля, воспитания чувства патриотизма и гражданственности. Методы обучения; ИКТ, мозговой штурм, кластер, инсерт, метод «толстых» и «тонких» вопросов, синквейн; объяснительно – иллюстративные. Формы организации учебного процесса: групповая форма Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЭОР, образовательные интернет - ресурсы, необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер)
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|||||||||||||||||||||
Звучит фрагмент песни Ж.Бичевской «Куликово поле». http://ololo.fm/search/Жанна+Бичевская/Поле+Куликово Как вы думаете, какому событию в нашей истории посвящена эта песня?
|
|||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|||||||||||||||||||||
Сегодня мы продолжаем изучать важную тему в курсе истории России. Тема - организация борьбы с монголо-татарами. Мы продолжим говорить о вкладе московских князей в освобождение от золотоордынского ига. Как вы поняли речь пойдёт о Дмитрии Ивановиче и героической Куликовской битве (слайде презентации картина А.П. Бубнова “Утро на Куликовом поле и историческая карта). Сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам. |
|||||||||||||||||||||
Две группы учащихся должны методом мозгового штурма вспомнить то, что они знают о Куликовской битве (1 группа) и Дмитрии Донском(2 группа) Запись идей мозговой атаки идет в форме кластеров в группах. Затем кластер составляется на доске. Учащиеся на основе имеющихся знаний пробуют заполнить “гроздья” кластера. После обсуждения записей на доске становится ясно, что имеющихся знаний недостаточно.
|
|||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
|||||||||||||||||||||
Вы сегодня должны самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве, не забыв при этом об участниках |
|||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
|||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
|||||||||||||||||||||
Учащиеся получают раздаточный текст и работают с ним методом инсерт. Работа по схеме инсерт, во время чтения учащиеся делают на полях отметки (обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения) – отметки делаются следующие: + знаю – не знаю ? хочу узнать Ребята работают в двух группах. Каждая группа работает со своим источником. Группа №1-«Задонщина». Группа №2 – «Сказание о Мамаевом побоище» На слайде презентации написаны вопросы для сравнения. 1.Опишите поведение князя Дмитрия Донского перед битвой и во время битвы; 2.Какие исторические персонажи и события упомянуты в тексте? 3. Почему русское войско переправилось через реку Дон? 4.О каком из героев Куликовской битвы автор рассуждает наиболее подробно? 5.Как изображён Пересвет? 6.Итоги битвы. 7.Значение победы русского войска.
|
|||||||||||||||||||||
Прежде, чем ответить на вопросы, давайте восстановим ход Куликовской битвы ( просмотр ресурса – Борьба против ордынского ига. Куликовская битва ) Объяснение учителя.
|
|||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|||||||||||||||||||||
Технология «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» (кто принял участие в сражении? когда и где оно произошло? каковы итоги сражения?) и «толстые» вопросы (в чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?). |
|||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
|||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|||||||||||||||||||||
Работаем с ресурсом - - герои Куликовской битвы
|
|||||||||||||||||||||
Составьте синквейн «Куликовская битва» и «Дмитрий Донской» - можно по группам
|
|||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
|||||||||||||||||||||
Как вы думаете, в чем основная причина победы русского войска в Куликовской битве? |
|||||||||||||||||||||
На слайде появляется слово - ЕДИНСТВО В единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно избавиться от ненавистного владычества.( примеры из литературных произведений) Как вы представляете единство. Попробуйте его показать (ребята могут взяться за руки, обнять друг друга за плечи). Вспомните реальные события из своей жизни, которые подтверждают, что в единстве-сила. |
|||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
1.Укажите век, когда произошло сражение, место которого обозначено на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом. 2.Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «1». 3.Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую в легенде схемы направление похода, о событиях которого повествуется в отрывке. «В сентябре Ягайло отправился на соединение с беклярбеком Золотой Орды против московского князя и промосковски настроенной части литовско-русской знати, но, не дойдя до Дона, узнал о поражении ордынского войска в битве и повернул назад».
|
|||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|||||||||||||||||||||
1В короткое время Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только ордынские рати, но и полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками Мамая стали Литовское и Рязанское княжество, которые обязались прислать ему свои отряды. По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек.
2Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение их главных сил, возможные пути похода на Русь. Русское войско, по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Ядро русского войска составляли москвичи.
|
|||||||||||||||||||||
1.Как авторы характеризуют численность татарского и русского войска( выпишите из текстов) 2. В чем вы видите отличие в наборе (составе) войск? 3. Назовите командующих русскими и м-т войсками? Каких еще участников Куликовской битвы вы знаете?
|
|||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|||||||||||||||||||||
Начало формы Конец формы Выполните тест Начало формы Конец формы 1.Какой город стал центром объединения русских земель? А. Владимир Б. Москва В. Суздаль Г. Тверь 2.Какое сражение состоялось за два года до Куликовской битвы А.на реке Пьяне Б. на реке Воже В. на реке Угра Г. на реке Волга 3.Кто командовал Засадным полком А.Д.Донской Б.М.Бренок В. Пересвет Г.БоброкНачало формы Конец формы
|
|||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|||||||||||||||||||||
Оценивание деятельности обучающихся на уроке. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков. Учащиеся привлекаются к процессу оценивания одноклассников. |
|||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||
В результате урока мне открылись (я узнал): Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: |
|||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||
Заполнить сравнительную таблицу.п.21. документ
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.