МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46»
623418, Свердловская область, Каменск – Уральский ГО, ул. Мичурина, д.3а
8(3439)36 42 11, detskiy-cad46@mail.ru
Конкурсная работа
конкурса «Лучшая технологическая карта НОД/СОД с использованием дидактического пособия «Робомышь»»
в 2020 – 2021 учебном году
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД
«КАК РЕБЯТА И РОБОМЫШОНОК КОЛБИ СПАСАЛИ ПРИНЦЕССУ МУЗЫКИ ОТ КОЛДУНА БЛЮМ КАРАНТУБЫЧА»
Разработали:
Н. В. Клевцевич,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Е. А. Филинкова,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Каменск – Уральский городской округ
2020 год
Аннотация
«Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать…»
Стив Джобс
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Дошкольная робототехника позволяет познакомить детей с роботами, сенсорными приборами и программируемой техникой. Подобная образовательная деятельность дает возможность заинтересовать и увлечь детей такими областями как: наука, технология, инженерия и математика с юных лет, научиться находить нестандартные решения для любых задач; придумывать и реализовывать собственные проекты; доводить начатое до своего логического завершения,
Роль музыки как источника знаний, развития интеллекта, познавательных и творческих способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что музыка – источник мысли.
Таким образом, интеграция музыкальной деятельности, конструирования и робототехники является универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников.
Технологическая карта НОД разработана по модулям «Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (направление «Музыкальная деятельность»), «Образовательная область «Речевое развитие», «Образовательная область «Познавательное развитие», «Образовательная область «Физическое развитие», «Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.
Данная разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6 – 8 лет) их педагогов и родителей воспитанников.
Технологическая карта может быть использована в дошкольной образовательной организации в непрерывной, совместной образовательной деятельности, при проведении педагогического мониторинга, в подгрупповой форме, а также родителями с детьми в домашних условиях, при взаимодействии с социальными партнерами.
Данная разработка дает возможность разнообразить и сделать интересным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения и воспитания, активизирует музыкально – познавательную деятельность, способствует развитию психических познавательных процессов, обогащает социальный опыт, а также использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Методическая и педагогическая ценность разработки в том, что включает она в себя разные виды организации деятельности, использование инновационных технологий: импровизация, восприятие музыки, моделирование музыки, музыкально – ритмические упражнения и подвижные игры, музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, тренинг «Детский совет», дидактическое пособие «Робомышь», интерактивные видеозаставки, видеопартитура, что доступно детскому пониманию и вызывает заинтересованность детей участвовать в музыкально – игровой и конструктивной деятельности.
Вид образовательной деятельности: музыкальная деятельность, конструктивно – модельная деятельность, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность, физическая культура.
Тип образовательной деятельности: комплексная НОД.
Формы организации: подвижные игры с правилами, игры с речевым сопровождением, игровые ситуации, создание творческой группы, опытно – экспериментальная деятельность, беседа, вопросы и ответы, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Планируемый результат:
Слушание
1. Ребенок знает элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика,
2. Ребенок узнает музыкальное произведение по фрагменту.
3. Ребенок различает звучание музыкальных инструментов.
4. Ребенок умеет определять средства выразительности и настроение музыки.
5. Ребенок умеет фиксировать звуковую реальность (немузыкальную, музыкальную) и свойства звуков знаково – символическими средствами.
6. Ребенок умеет ориентироваться в звуковой реальности с помощью схем, матриц.
Пение
1. Ребенок умеет петь без напряжения, плавно, легким звуком.
2. Ребенок умеет своевременно начинать и заканчивать песню.
3. Ребенок умеет эмоционально передавать характер мелодии.
4. Ребенок умеет отчетливо произносить слова.
5. Ребенок умеет петь в сопровождении музыкального инструмента.
Музыкально – ритмические движения
1. Ребенок умеет двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
2. Ребенок умеет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения.
3. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения (хлопки, хороводный шаг, кружение, приставной шаг).
Музыкально – игровое и танцевальное творчество:
1. Ребенок умеет импровизировать под музыку соответствующего характера с предметами.
Игра на ДМИ
1. Ребенок различает звучание музыкальных инструментов.
2. Ребенок умеет выделять тембр музыкального инструмента среди остальных, узнавать и угадывать его, описывать их качественные характеристики.
Ребенок умеет составлять алгоритмы (основы программирования); ребенок умеет программировать робомышь с помощью карточек –
стрелок, задавать план действий; у ребенка развиты наблюдательность, внимание, память, навыки критического и логического мышления; ребенок умеет выражает свои мысли посредством речи; ребенок умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости; ребенок умеет договариваться и работать в команде; объединяется в пары для совместной деятельности, оценивают результат совместной работы; у ребенка сформировано умение самостоятельно доводить начатую работу до конца; у ребенка сформирован интерес к решению логических задач; ребенок умеет анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность сверстников; ребенок проявляет желание и готовность к дальнейшей игровой деятельности.
Предварительная работа: разучивание коммуникативной песни – приветствия «Здравствуй, милый друг», музыкально – ритмического упражнения «Большой хоровод», беседа о творчестве композиторов и о музыкальных произведениях, слушание музыкального произведения «Зима» А. Вивальди, составление музыкального рассказа при помощи карточек – схем, игра на детских музыкальных инструментах, знакомство с основами программирования с помощью дидактического пособия «Робомышь».
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Развивающие задачи: 1. Развитие музыкального воображения и фантазии детей с помощью осознания средств музыкальной выразительности, влияющих на создание музыкального образа. 2. Развивать у детей активное эмоциональное сопереживание, эстетическое восприятие, внимание во время восприятия зрительного и музыкального ряда, координацию движений. 3. Развитие эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений. 4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен. 5. Укрепление мышц голосового аппарата для формирования необходимого диапазона. 6. Способствовать творческим проявлениям детей при выборе способов действий, интонации, мимики, при передаче игровых образов. 7. Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования). 8. Развитие наблюдательности, внимания, памяти. 9. Формировать навыки критического и логического мышления. 10. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. 2. Воспитывать самостоятельность и умение доводить начатую работу до конца. 3. Воспитывать интерес к решению логических задач. Обучающие задачи: 1. Формирование музыкального творчества детей на основе знакомства с циклом музыкальных произведений. 2. Формирование представления о языке музыки, средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, темп, характер звучания). 3. Закреплять навыки чистого интонирования и выразительного исполнения. 4. Формирование навыков выразительного пения, передавая характер музыки. 5. Закреплять практические навыки выразительного пения. 6. Самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки; стимулировать детей к образному выполнению движений в музыкальной игре. 7. Учить детей договариваться между собой и работать в команде. 8. Учить программировать робомышь с помощью, карточек – стрелок, задавать план действий. 9. Формирование первичных знаний о робототехнике и программированию у детей старшего дошкольного возраста. |
Ребенок 1. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, развивать умение работать в группе, уважать мнение друг друга. Ребенок 2. Способствовать желанию детей высказывать своё мнение на заданную тему, развивать умение отвечать полным предложением. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1. Индивидуализации дошкольного образования.
2. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
5. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Методы воспитания и обучения:
1. Методы организации учебно – познавательной деятельности – объяснение; беседа; иллюстрация; демонстрация; упражнения; практические работы; повторение.
2. Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности – создание ситуации успеха; поощрение и порицание; использование игр и игровых форм организации обучения; формирование готовности к восприятию; выстраивание игрового сюжета; стимулирование занимательным содержание; создание ситуации творческого поиска.
3. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей – творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля.
4. Методы музыкально – эстетического воспитания – побуждение к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально – чувственного опыта ребёнка; убеждение в процессе формирования эстетического восприятия; упражнения в практических действиях; поисковые ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям.
5. Метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа – моторно-двигательное (передача характера музыки в движении); вокальное (подпевание); мимическое (передача характера музыки в мимике); интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка).
6. Метод активизации творческих проявлений ребёнка – импровизационно – творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.
Оборудование: музыкальный центр, магнитная доска, экран, проектор, столы детские, диски с аудио- и видеозаписью, портреты композиторов, набор схем – матриц «Динамика», «Обозначение свойств звуков», «Обозначение приемов игры на музыкальные инструменты» на количество детей; музыкально – дидактическая игра «Выбери портрет композитора», музыкальные инструменты, ленты на кольцах синего и желтого цвета, игра «Звуковая угадайка», дидактическое пособие «Робомышь», картинка «Дерево» и цветные нотки.
Ход образовательной деятельности
Этапы деятельности, задачи |
Методы воспитания и обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Задача: вовлечь детей в совместную деятельность и создание мотивации к предстоящей деятельности.
|
Взаимное приветствие Выстраивание игрового сюжета Сюрпризный момент Демонстрация
|
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в музыкальном зале. Поприветствуем друг друга. Коммуникативная песня – приветствие «Здравствуй, милый друг» (Приложение 1, текст+аудиофайл) Педагог включает видеозапись, на экране появляется Принцесса Музыки (Приложение 2, видеофайл) «Здравствуйте, ребята! Я – принцесса Музыкального Королевства. Мы с моими жителями очень любим слушать музыку, петь песни, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Однажды в Музыкальное Королевство прилетел злой колдун Блюм Карантубыч. Он заколдовал всех жителей, меня заточил в башне замка на необитаемом острове и с тех пор, в нашем Королевстве наступила тишина. Вы мне поможете расколдовать мое Королевство и вернуть музыку?» - Ребята, поможем Принцессе? - Принцесса, а как же мы найдем путь к замку колдуна? Педагог включает видеозапись, на экране появляется Принцесса Музыки (Приложение 2, видеофайл) «Вам поможет мой верный друг – робомышонок Колби, который ждет вас в лесу». - Ребята, вы готовы отправиться в опасное путешествие? |
Дети под музыку заходят в музыкальный зал, встают в круг. Дети исполняют песню – приветствие.
Дети просматривают видеозапись. Дети проявляют интерес к происходящему.
Ответы детей.
Дети просматривают видеозапись, отвечают на поставленный вопрос и эмоционально откликаются на просьбу героя. |
Ребенок проявляет положительные эмоции от игровой ситуации, желание оказать помощь.
Ребенок эмоционально вовлечен в игровую ситуацию, готов к дальнейшей деятельности. |
2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Задача: создание интереса на предстоящую деятельность; овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение детьми аргументировать ответ на вопрос и выстраивать ответ; овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности.
|
Объяснение Рассказ Загадка Художественное слово Демонстрация Иллюстрация Упражнение Практическая работа Самостоятельная работа Метод развития и познавательного интереса Репродуктивный Проблемно – поисковый Творческие задания Взаимоконтроль, взаимооценка |
- Ребята, в пути нам поможет веселая песня. Музыкально – ритмическое упражнение «Большой хоровод» (Приложение 3, текст+аудиофайл) - Ребята, посмотрите, в этом заколдованном лесу поссорились Зима с Весной. Принцесса в помощь прислала много лент. С помощью желтых ленточек, вы будете изображать Весну с тёплым ветерком, а Зиму – белыми ленточками со снежными метелями. Мы с вами придумаем танец и помирим Зиму с Весной. Танец – импровизация «Вальс с лентами» («Вальс снежинок» муз. М. Минкова) (Приложение 4, аудиофайл) - Ребята, нам с вами удалось расколдовать лес и помирить Весну с Зимой. А где же робомышонок Колби? Слышится писк мыши (Приложение 5, аудиофайл) - Ребята, в сундуке кто – то пищит. Педагог достает из сундука робомышь и карту, раскладывает карту на столе, на карту ставит робомышь на начало пути, организует с детьми беседу - Смотрите, здесь карта, с помощью которой мы сможем найти Принцессу Музыки, но она зашифрована, и только робомышонок Колби нам сможет показать дорогу. Расскажите, как ходит робомышонок Колби? Что нужно для того, чтобы мышонок двигался по карте? Педагог заслушивает ответы детей, включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Хотели обмануть меня! Ха, ха, ха! Это я – злой колдун Блюм Карантубыч украл стрелки – указатели с карты к башне Принцессы. Но если вы правильно выполните мои задания, то я верну вам стрелки». Педагог предлагает детям пройти за столы, включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Итак, первое задание. Внимательно послушайте музыкальное произведение, скажите, как оно называется, кто композитор». Слушание музыки «Зима» 1 часть А. Вивальди (Приложение 6, аудиофайл) - Ребята, как называется музыкальное произведение? Кто написал, это произведение? Выберите портрет композитора А. Вивальди. Музыкально – дидактическая игра «Выбери портрет композитора» Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «А теперь, вам нужно разделиться на пары, и выполнить следующее задание. Перед вами на столе лежат зашифрованные карточки – схемы. Вам нужно составить рассказ о музыке». - Перед вами карточки – схемы. Что они обозначают? Педагог заслушивает ответы детей - С помощью карточек – схем составьте рассказ о музыке. Приглашаю одну группу выполнить задание на мольберте. Моделирование «Музыкальная зарисовка» (Приложение 7, фото+текст) Во время выполнения задания педагог следит за правильностью выполнения, оказывает необходимую помощь при возникновении затруднений По окончанию выполнения задания, педагог просит детей рассказать о музыке по своей схеме
Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Хорошо, вы справились с этим заданием. Первую подсказку со стрелками вы найдете в конверте с моим портретом». Педагог с детьми находят конверт со стрелками – указателями - Ребята, как вы думаете, нам хватит двух карточек – указателей, чтобы найти дорогу к Принцессе? Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Ха, ха, ха! Да вы умные ребята. Слушайте следующее задание. Я приготовил для вас разноцветные кубики. Догадайтесь сами, для чего они». Педагог с детьми подходят к елке, рассматривают кубики - Ребята, как вы думаете, из чего сделаны кубики? Как можно их использовать? Педагог предлагает детям взять кубики, сесть в круг, выполнить упражнения Гимнастика для глаз, артикуляционно – дыхательная гимнастика «Мороз трещит» (Приложение 8, текст) Исполнение музыкально – ритмической попевки «Как у дяди Ермолая» с разноцветными кубиками (Приложение 9, текст) Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Этого не может быть! Вы смогли четко и ритмично передать ритм музыки. Вашу подсказку ищите на елке». Педагог с детьми находят конверт с двумя стрелками – указателями и выясняют, что стрелок – указателей не хватает, заслушивает ответы детей, затем обобщает Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Следующее задание. Я хочу проверить, знаете ли вы тембры музыкальных инструментов. Сыграем с вами в игру «Музыкально – звуковая угадайка» на сообразительность и внимание». - Ребята, как вы думаете, все ли музыкальные инструменты звучат одинаково? Чем они отличаются? Педагог обобщает ответы детей - Правильно, по форме, материалу, из которого он сделан, голосу или тембру. Педагог предлагает детям пройти к мольберту и рассмотреть карточки – схемы с обозначением тембров музыкальных инструментов - Ребята, что обозначают знаки на карточках? Педагог обобщает ответы детей - Правильно, на карточках закодированы тембры музыкальных инструментов. Расскажите, к каким музыкальным инструментам они относятся? Предлагаю вам поиграть звуковую угадайку. Звуковая угадайка «Музыкальные инструменты» (Приложение 10, текст) Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Я вижу вы очень легко справились с этим заданием, тогда вот вам загадка: «Коллектив музыкантов, что вместе играют, и музыку вместе они исполняют. бывает он струнный и духовой, эстрадный, народный и всякий другой». Вот вам последнее самое сложное задание. Вам нужно по моей партитуре одновременно спеть песню и сыграть на музыкальных инструментах. Внимание, на экран». Педагог с детьми смотрят видеопартитуру «Музыканты», называют музыкальные инструменты Исполнение песни с музыкальными инструментами «Музыканты» (Приложение 11, текст+видеофайл) Во время исполнения песни педагог следит за правильностью выполнения, оказывает необходимую помощь при возникновении затруднений Педагог включает видеозапись, на экране появляется Блюм Карантубыч (Приложение 2, видеофайл) «Ребята, вы выполнили все задания, спасибо вам. Я и не знал, что, когда звучит музыка, хочется петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и это так весело, интересно и увлекательно. Остальные стрелки – указатели вы найдете под картой. Желаю удачи! А я пойду, пожалуй, сочиню песню про дружбу». Педагог предлагает детям пройти к карте, достает конверт с недостающими стрелками – указателями - Ребята, мы с вами выполнили все задания, и собрали все стрелки – указатели. Сейчас нам надо помочь робомышонку Колби добраться до башни Принцессы Музыки. Предлагаю собрать детский совет. Игра – тренинг «Детский
совет» Игровая ситуация «Спаси Принцессу Музыки» (Приложение 12, фото+текст) Педагог предлагает каждой команде запрограммировать робомышь и спасти Принцессу Музыки, по окончанию выполнения задания, педагог вместе с детьми проводит анализ результата деятельности детей Педагог включает видеозапись, на экране появляется Принцесса Музыки» Приложение 2, видеофайл) «Ребята, спасибо вам большое за помощь! Вы показали свои музыкальные таланты, ум, сообразительность и вернули музыку в мое Королевство. Теперь мои жители снова могут слушать музыку, петь песни, танцевать, играть на музыкальных инструментах. У меня для вас подарок – карта приключений для робомышонка. До свидания». |
Дети выполняют упражнение.
Дети слушают объяснения педагога.
Дети исполняют танец – импровизацию с лентами. После танца убирают ленты под елку.
Дети проявляют заинтересованность.
Дети рассматривают карту.
Дети отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения.
Дети просматривают видеозапись.
Дети проходят за столы, садятся на стулья.
Дети просматривают видеозапись, слушают задание.
Дети слушают музыкальное произведение. Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Дети по желанию выбирают портрет композитора на мольберте, объясняют свой выбор. Дети просматривают видеозапись, слушают задание. Дети самостоятельно объединяются в группы по желанию. Дети рассматривают карточки – схемы, отвечают на вопросы.
Дети выбирают нужные карточки и на столе выкладывают схематический рассказ. Подгруппа детей выполняет задание на мольберте. Дети представляют результат выполненного задания, анализируют собственную деятельность и отвечают на вопросы педагога. Ребенок 1 отвечает на поставленный вопрос педагога.
Дети просматривают видеозапись.
Дети находят конверт, достают стрелки – указатели. Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Дети просматривают видеозапись, слушают задание.
Дети
отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, берут кубики, садятся в
круг и выполняют упражнения. Ребенок 2 выполняет упражнение.
Дети просматривают видеозапись.
Дети находят конверт, достают стрелки – указатели, высказывают свои предположения.
Дети просматривают видеозапись, слушают задание.
Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Дети подходят к мольберту.
Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Дети слушают инструкцию к игре, выбирают музыкальный инструмент. Дети играют в игру, осуществляют самоконтроль во время исполнения. Дети просматривают видеозапись, отгадывают загадку, слушают задание.
Дети смотрят и анализируют видеопартитуру. Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты. Дети исполняют песню с музыкальными инструментами, осуществляют самоконтроль во время исполнения.
Дети просматривают видеозапись.
Дети проявляют заинтересованность, рассматривают карту, находят конверт, достают стрелки – указатели. Дети слушают инструкцию педагога, проявляют заинтересованность. Дети по желанию делятся на 2 команды, разрабатывают алгоритм последовательности пути робомыши.
Каждая команда по очереди программирует робомышь и запускают программу пути, анализируют результат своей деятельности.
Дети просматривают видеозапись, проявляют интерес к происходящему.
|
Ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Ребенок умеет импровизировать с предметами под музыку соответствующего характера.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкальной деятельности.
Ребенок умеет составлять алгоритмы программирования робомыши с помощью карточек – стрелок, задавать план действий. Ребенок умеет оценивать результат своей работы.
Ребенок знает творчество композиторов. У ребенка развита музыкальная память и слух.
Ребенок знает элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика), умеет выделять изобразительные возможности музыки. Ребенок умеет оценивать результат своей работы. Дети умеют объединяться в группы для совместной деятельности. Ребенок умеет фиксировать звуковую реальность знаково – символическими средствами. Ребенок умеет ориентироваться в звуковой реальности с помощью схем, матриц. Ребенок выражает свои мысли посредством речи. Ребенок умеет оценивать результат своей работы.
Ребенок выражает свои мысли посредством речи.
Ребенок умеет выполняет гимнастику. Ребенок умеет четко и ритмично с помощью предметов передавать ритм музыки.
Ребенок знает и различает тембры музыкальных инструментов. Ребенок умеет анализировать и соотносить схематические изображения с реальным предметом.
Ребенок умеет взаимодействовать со взрослым и сверстниками в ходе игры. Ребенок знает музыкальные инструменты. Ребенок умеет петь легким звуком, брать дыхание между фразами, отчетливо произносить слова, эмоционально передавать характер песни. Ребенок умеет играть на музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения в оркестре.
Дети умеют объединяться в группы для совместной деятельности. Ребенок умеет составлять алгоритмы программирования робомыши с помощью карточек – стрелок, задавать план действий. Ребенок умеет оценивать результат своей работы и своих сверстников. У ребенка развиты внимание, память, воображение, сформированы элементы пространственного и логического мышления. |
3.Заключительная часть (рефлексивный этап) Задача: обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков; формирование элементарных навыков самооценки. |
Вопросы – ответы Игровая ситуация Повторение Взаимоконтроль, взаимооценка |
- Ребята, вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие, вспомним, где мы побывали, какие задания выполнили? Какое задание для вас было самым трудным, а какое выполнить было легко? - Я предлагаю украсить наши деревья разноцветными нотками. Зеленые нотки обозначают: «Мне понравилось наше путешествие, было интересно и легко». Желтые нотки обозначают: «Мне было интересно, но трудно». Синие нотки обозначают: «Мне было скучно и неинтересно». Рефлексия «Разноцветные нотки» (Приложение 13, картинка) |
Дети анализируют собственную деятельность и отвечают на вопросы педагога.
Дети выбирают и развешивают цветные ноты. |
Ребенок умеет анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность сверстников. Ребенок проявляет желание и готовность к дальнейшей игровой деятельности. |
4. Открытость –ориентация на самостоятельную деятельность детей Задача: перенос знаний и закрепление их в самостоятельной деятельности. |
Творческое задание |
- Принцесса Музыки в подарок оставила нам карту приключений, теперь вы можете в группе со своими друзьями придумать и нарисовать новые приключения мышонка Колби. Педагог (воспитатель) с детьми проходят с детьми проходят в группу
|
Дети смотрят и слушают.
Дети под музыку друг за другом выходят из зала. |
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Коммуникативная песня – приветствие «Здравствуй, милый друг» муз. В. Алексеевой
Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.
Цель: создать условия для развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки; формировать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, готовность к общению со сверстниками и доброго отношения друг к другу; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развивать тембровый слух и внимание, чувства ритма.
Вступление (Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу)
1.
Зашагали ножки прямо по дорожке, (Гуляют
врассыпную по залу)
Весело гуляли и друга повстречали. (Находят
себе пару)
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу)
Ты посмотри вокруг, (Разводят руки в стороны)
Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу)
Крепко обнимись! (Обнимаются)
Проигрыш (Дети кружатся в парах, держась за руки)
2.
Зашагали ножки прямо по дорожке, (Гуляют
врассыпную по залу)
Весело гуляли и друга повстречали. (Находят
себе пару)
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! (Пожимают руки друг другу)
Ты посмотри вокруг, (Разводят руки в стороны)
Ты мне только улыбнись! (Улыбаются друг другу)
Крепко обнимись! (Обнимаются)
Проигрыш (Дети кружатся в парах, держась за руки)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Музыкально – ритмическое упражнение «Большой хоровод»
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности – это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному, психофизическому развитию и формируют умственные способности ребёнка. Один из важнейших приёмов обучения: целостный наглядно – слуховой показ.
Программное содержание: обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение; развивать ритмичность движений под музыку; подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям; учить определять начало и конец музыкального произведения, координируя начало и завершение танцевальных движений; развивать способность запоминать комбинации чередования движений, музыкальный ритм, взаимодействуя друг с другом, ориентироваться в пространстве; осваивать простые движения в парах; продолжать учить детей расслабляться, создавать условие для проявления творчества, упражнять в пластичности движений.
Вступление (Дети стоят по кругу, держась за руки)
Вправо мы идем по кругу, (Под музыку дети идут по кругу вправо по линии танца)
Улыбнемся другу, нам совсем не хочется скучать.
А теперь пойдем налево (Под музыку дети идут по кругу налево по линии танца)
Нам сидеть без дела некогда
Мы любим все играть. (Поворачиваются в круг лицом, руки опускают вдоль туловища)
Ручкой левой, (Вытягивают левую руку вперед, ладошкой к верху, покачивая рукой)
Ручкой правой (Вытягивают правую руку вперед, ладошкой к верху, покачивая рукой)
Мы в ладоши: (Покачивают обеими руками)
Хлоп, хлоп, хлоп. (Три раза хлопают в ладоши перед грудью)
Ножкой правой, ножкой левой (Руки убирают на пояс, поочередно выставляют ноги на пятку)
Каблучками: (Выполняют один раз пружинку)
Топ, топ, топ. (Притопывают ногами)
Мы попрыгаем все вместе (Прыгают на месте, ноги вместе)
Словно мячик вверх и вниз.
А теперь стоим на месте (Берутся за руки, качают руками вверх – вниз)
И за ручки мы взялись.
Ручки дружно вверх – большой хоровод
Один шаг сейчас назад, (Шаг назад, руки на поясе)
А потом один вперед. (Шаг вперед, руки на поясе)
Ручки дружно вверх – большой хоровод (Берутся за руки, качают руками вверх – вниз)
Один шаг сейчас назад,
А потом один вперед.
Вправо мы идем по кругу, (Под музыку дети идут по кругу вправо по линии танца)
Улыбнемся другу, нам совсем не хочется скучать.
А теперь пойдем налево (Под музыку дети идут по кругу налево по линии танца)
Нам сидеть без дела некогда
Мы любим все играть. (Останавливаются, поворачиваются в круг и хлопают в ладоши)
Проигрыш (Продолжают хлопать в ладоши)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Музыкально – дидактическая игра «Выбери портрет композитора»
Используемые методы и приемы: объяснение, рассказ, демонстрация, иллюстрация, практическая работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, взаимооценка.
Цель: формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике; закрепление пройденного материала по восприятию музыки; развивать память, воображение, мышление.
Демонстрационный и раздаточный материал: дидактическая ширма с магнитными полосками, состоящая из 4 секторов, портреты композиторов, музыкальный центр, фонограмма музыкального произведения.
Ход игры
Педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение, сказать, как оно называется, кто композитор.
На мольберте расположены портреты композиторов.
Один ребенок по желанию убирает лишние портреты композиторов или показывает с помощью указки правильный вариант.
Моделирование «Музыкальная зарисовка»
Используемые образовательные технологии, методы и приемы: И. П. Манакова, Н. Г. Салмина «Дети. Мир звуков. Музыка»; объяснение, демонстрация, практическая работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, взаимооценка.
Цель: развивать элементарные музыкальные понятия: темп, ритм, динамика; уметь определять средства выразительности и настроение музыки; уметь фиксировать звуковую реальность (немузыкальную, музыкальную) и свойства звуков знаково – символическими средствами; уметь ориентироваться в звуковой реальности с помощью схем, матриц.
Раздаточный материал и иллюстративный материал: набор схем – матриц «Динамика», «Обозначение свойств звуков», «Обозначение приемов игры на музыкальные инструменты» на количество детей.
Ход моделирования
Педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение. После прослушивания спрашивает: «Как называется музыкальное произведение? Кто написал, это произведение?» С помощью карточек – схем дети составляют рассказ о музыке. Во время выполнения задания педагог следит за правильностью выполнения, оказывает необходимую помощь при возникновении затруднений. По окончанию выполнения задания, педагог просит детей рассказать о музыке по своей схеме. Дети могут работают индивидуально, в минигруппах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Здоровьесберегающие упражнения
Цель: предупреждение утомления; укрепление глазных мышц; снятие напряжения; выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков; формирование дыхательного аппарата.
Гимнастика для глаз
Головой не двигаем, смотрим влево, вправо, вверх, посмотрим вдаль. (Дети выполняют движения по тексту)
Артикуляционно – дыхательная гимнастика «Мороз трещит»
Мороз трещит, Дети произносят звук щщщщ (тихо) ЩЩЩЩ (громко) щщщщ (тихо)
Ветер свистит, Дети произносят звук сссс (тихо) СССС (громко) сссс (тихо)
Вьюга завывает. Дети произносят звук уууу (тихо) УУУУ (громко) уууу (тихо)
Лошадка на санях детей катает, Дети «щелкают языком»
Погреем ладошки. Дети произносят звук хххх (тихо) ХХХХ (громко) хххх (тихо)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Музыкально – ритмической попевки «Как у дяди Ермолая» с разноцветными кубиками
Используемые образовательные технологии, методы и приемы: игровая методика Карла Орфа, Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»; художественное слово, объяснение, демонстрация, практическая работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, взаимооценка.
Цель: повысить интерес к музыке; развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования; создавать предпосылки к формированию творческого мышления; усиливать образное мышление; развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка.
Раздаточный материал: цветные пластмассовые кубики.
1 часть – дети сидят по кругу на коленях, перед ними стоит кубик
Во время исполнения (а cappella) попевки дети прохлопывают ритм: один хлопок по своим коленям двумя руками, второй хлопок по коленям соседей с двух сторон.
Как у дяди Ермолая
Вся семейка небольшая.
Только сам, да сама,
Только кум, да кума,
Да два сына с усами,
Да две дочери с косами,
Да две внучки на печи
Уплетают калачи.
2 часть – дети сидят по кругу на коленях, перед ними стоит кубик
Во время исполнения (а cappella) попевки дети простукивают ритм разноцветными кубиками: два хлопка по своим коленям двумя руками, берут кубик одной рукой и передают соседу, два хлопка по своим коленям двумя руками, берут кубик одной рукой и передают соседу, так до окончания попевки, на последний слог «чи» в слове «калачи» рука остается на кубике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Звуковая угадайка «Музыкальные инструменты»
Цель: различать звучание музыкальных инструментов; уметь выделять тембр музыкального инструмента среди остальных, узнавать и угадывать его, описывать их качественные характеристики.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты, карточки – схемы.
Ход игры
Дети выбирают музыкальный инструмент. Пока звучит музыка, дети двигаются по залу в разных направлениях, играя в инструмент.
С окончанием музыки дети останавливаются и играют на тех музыкальных инструментах, карточку с закодированным тембром, которых показывает педагог.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Песня «Музыканты» музыка и слова Г. Вихаревой с использованием видеопартитуры
Цель: различать звучание музыкальных инструментов; уметь петь без напряжения, плавно, легким звуком; уметь исполнять песню по видеопартитуре.
Раздаточный материал: деревянные ложки, бубны, колокольчики.
Ход исполнения
Вступление
1. Посмотрите – ка на нас, (Дети поют)
Музыканты мы сейчас.
Ложки расписные
Вот они какие!
Проигрыш (Дети играют на деревянных ложках)
2. Посмотрите – ка на нас, (Дети поют)
Музыканты мы сейчас.
Бубны расписные
Вот они какие!
Проигрыш (Дети играют на бубнах)
3. Посмотрите – ка на нас, (Дети поют)
Музыканты мы сейчас.
Колокольчики звенят,
Звуки весело звучат!
Проигрыш (Дети играют на колокольчиках)
4. Посмотрите – ка на нас, (Дети поют)
Музыканты мы сейчас.
Дружно с музыкой живем
И совсем не устаем!
Проигрыш (Дети играют на инструментах)
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Игровая ситуация «Спаси Принцессу Музыки»
Цель: учить программировать робомышь с помощью, карточек – стрелок, задавать план действий; формирование первичных знаний о робототехнике и программированию у детей старшего дошкольного возраста.
Используемые образовательные технологии, методы и приемы: STEM – образование (программирование для дошкольников), робополе, робомышь, стрелки – указатели, картинки для моделирования маршрута.
Ход игровой ситуации
Ребенок с помощью стрелок – указателей разрабатывает алгоритм последовательности пути робомыши до замка Принцессы. Затем программирует робомышь и запускает программу пути, анализирует результат своей деятельности. Ребенок (дети) по желанию могут сами моделировать робополе (увеличить или уменьшить, расставлять картинки по своему желанию, нарисовать свои картинки). Дети могут работают индивидуально, в минигруппах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Рефлексия «Разноцветные нотки»
Цель: обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков; формирование элементарных навыков самооценки.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. И.П. Манакова, Н.Г. Салмина «Дети. Мир звуков. Музыка».
3. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей».
4. С. Насауленко «Музыкальные игры» журнал «Колокольчик» №12 / 1999.
5. Т.Н. Девятова «Звук – волшебник».
6. З.Я. Роот «Музыкально – дидактические игры» для детей дошкольного возраста».
7. И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели «Тайны нашего голоса».
8. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса».
9. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.