ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(конспект урока)
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 4
Тема: «Рисование веточки вербы».
Цель: создание условий для формирования умения рисовать ветки вербы, передавая форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя в работе всю площадь листа бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний обучающихся о вербе;
- способствовать обучению передачи пространственного положения ветки вербы
- способствовать знакомству обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православными праздником Вербное воскресение;
Развивающие:
- содействовать развитию умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы;
- содействовать развитию наблюдательности и внимания;
Воспитательные:
- благоприятствовать воспитанию любви к красоте весенней природы родного края, к Родине;
благоприятствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, развитие любви к предмету;
- благоприятствовать воспитанию аккуратности при работе.
Оборудование: педагогический рисунок, альбом, краски, карандаш, ластик, презентация, ноутбук, мультимедиа.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
- Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы сейчас трудиться, Чтоб чему-то научиться. - Проверим готовность к уроку, нам понадобиться альбом, карандаш, ластик, краски, кисти и вода. - Вспомни, как мы должны сидеть за партой: держи спину ровно, локти положи на стол, ноги согнуты в коленях, опираются о пол. - Я надеюсь на то, что этот урок мы проведём с пользой, хорошего тебе настроения и успеха. |
Настраиваются на учебную деятельность.
Проверяют готовность к уроку.
Контролируют правильную рабочую позу. |
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем. |
2. Актуализация знаний. |
- Скажи мне, пожалуйста, какое время года у нас наступило? - Правильно, а что ты знаешь о весне? Каковы её особенности?
- Верно, молодец, а знаешь ли ты первое дерево, распускающее ранней весной? Это первый вестник прихода весны и тепла. На её веточка появляются пушистые почки серебристого цвета. - Догадался ли ты, о каком дереве я говорю? - Верно. - Верба – это народные названия некоторых видов древесных растений рода Ива. - А какой праздник связан с вербой? Как его называют? - А когда этот праздник наступает?
- Что ты знаешь о вербе, может быть тебе рассказывали о том, как и что делали с ней мамы, бабушки, дедушки? - Верба - волшебное растение. По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез». - Сейчас я тебе предлагаю сыграть в игру «Верба – вербочка». - Вытяни вперед руки, а я коснусь твоих ладошек веточкой вербы, приговаривая слова «Я н бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба», желая тем самым здоровья и послушания. - Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле. |
- Весна.
- Тает снег, половодье, из теплых краев возвращаются птицы, прямо из-под снега появляются первые цветы: подснежники, звери, что были в зимней спячке, просыпаются.
- О вербе.
- Вербное воскресенье. - В последнее воскресенье перед Пасхой.
- Ответы детей.
- Слушают учителя.
- Слушают учителя. |
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; Регулятивные: учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: отличать новое от уже известного;
|
3. Постановка целей и задач урока. |
- Я думаю, что ты уже догадался, что мы будем рисовать на уроке? - Верно. Тема нашего урока звучит так: «Рисование веточки вербы»? - Сформулируй, исходя из темы урока, цель урока. - Что ты хочешь узнать на уроке?
- Чему ты хочешь научиться? |
- Да. Вербу. - Верба.
- Узнать, как рисовать веточку вербы.
- Научиться рисовать веточку вербы. |
Коммуникативные: высказывать свои мысли, вступать в беседу. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
|
4. Открытие нового знания. |
- Чтобы нарисовать предметы более реалистичными, нужно передать объем этих предметов. Передавать объем мы будем с помощью приёма светотени. Как это сделать? Предлагаю внимательно рассмотреть ветки вербы. - На ветках есть пуховки – барашки, какой они формы? - Что можно сказать про барашки? Какие они?
- Какого ни цвета? Как они изображены?
- Как они расположены? Напротив друг друга или поочередно? - Какого цвета ветки вербы?
- А что ты заметил ещё? Заметил ли ты, что у веточки и барашков плавный переход от темного к светлому? - Какой можно сделать вывод, как предать объём предмету?
- Верно, молодец. |
Затрудняются ответить.
- Овальные.
- Маленькие, пушистые, светлые, красивые. - У основания тёмные, у конца светлые.
- Они расположены поочередно. - Разные: серые, буро-красные, бордовые, желтоватые.
- Чтобы передать объем предмета с помощью светотени необходимо нарисовать плавный переход красками. |
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной. Личностные: сохранять мотивацию к учёбе;
|
5. Пальчиковая гимнастика. |
- Чтобы нам начать рисовать, давай согреем пальчики. Солнышко, солнышко Погуляй у речки.
Солнышко, солнышко Разбросай колечки.
Мы колечки соберём Золоченые возьмём,
Покатаем, поваляем
И назад тебе вернём.
|
Шевелят пальцами обеих рук.
Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Хватательные движения щепотью.
Трут ладонь о ладонь
Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы |
|
6. Практическая часть. |
1. Располагаю лист по горизонтали. Определяю место, занимаемое на бумаге веткой. Провожу тонкую линию. 2. Отмечаю штрихами расположение почек. 3.В форме овала рисую цветочки-барашки. Чтобы передать пушистые серебристо-нежные почки, выполняю их голубым цветом. Закрашиваю комочки от края к середине. Край цветочков делаю потемнее и постепенно, плавно высветлю к середине, использую приём светотени. Середину цветка-пуховки почти не закрашиваю. Цветочки должны получиться легкие, воздушные, мягкие на ощупь. На кончик барашка можно добавить чуть желтенького цвета (по желанию). 3. Ствол ветки имеет красно-коричневый цвет. Середину выполняю красным цветом, а края – коричневым. Слежу за мягкостью перехода одного цвета в другой, использую приём светотени. 4. Нарисую чешуйки коричневым цветом в том месте, где цветочки соприкасаются с веточкой. Рисунок закончен. |
Выполняют рисунок.
Выполняют рисунок. |
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем. Предметные: создание продукта изобразительной деятельности. |
7. Итог урока. Рефлексия. |
- Вот и подошёл урок к концу. Давай вывесим наши рисунки на доску. Какая красивая веточка у тебя получилась. Молодец. - Скажи, пожалуйста, как назвалась тема нашего урока? - Давай вспомним цели, которые мы ставили в начале урока.
- Как ты думаешь, мы достигли этих целей? - А что нам помогло? - Сейчас я предлагаю тебе оценить свою деятельность на уроке и назвать три момента, которые у тебя получались лучше всего, понравилось больше всего. - Очень хорошо, сейчас убери своё рабочее место и можешь отдыхать. |
- «Рисование веточки вербы». - Узнать, как рисовать веточку вербы. - Научиться рисовать веточку вербу. - Да. Ответы детей.
Ответы детей. |
Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные: высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.