Технологическая карта по литературному чтению

  • docx
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ласточки пропали (технологическая карта).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт занятия по литературному чтению

на тему: Заучивание стихотворения «Ласточки пропали»

 

 

                                                                                                                                         

 

 

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                                         2025 г

    


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

 

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. 

 

Тема занятия: Заучивание стихотворения «Ласточки пропали».

 

Возрастная группа: 2класс

 

Цель занятия: формирование умений у детей заучивать стихотворение А. Фета « Ласточки пропали».

Цель ребенка: совершенствование умений пользоваться одним из средств заучивания стихотворения-мнемотаблицами.

 

Задачи занятия:

Обучающая:  формирование умений у детей запоминать стихи по мнемотаблице; совершенствовать  умения отвечать на вопросы полным предложением; активизировать знания о приметах осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

 Развивающая: развитие  эмоционально-эстетического восприятия произведения, развитие речи детей, формирование устойчивого умения отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарный запас.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения в общении друг с другом,  быстроту, находчивость, самостоятельность, воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

 

Дидактическая: создать условия для правильного выполнения практико-ориентированных заданий через совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков по теме занятия посредством словесных, наглядных, практических приемов и методов.

Словарная работа: заря, валится

Планируемый результат: дети выучили стихотворение «Ласточки пропали», отвечают на вопросы воспитателя.

Подготовительная работа: чтение стихов А. Фета, отгадывание загадок, литературная игра « Угадай время года».

Материалы и оборудование: листья, мнемотаблица, портрет А. Фета, раскраски «Ласточки», карандаши, звукозапись В.Вивальди « Осень».

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

 

1.

Организационно – мотивационный этап

Создание эмоционального настроя: включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне.

 

( Играет музыка А.Вивальди

 « Осень»).

 

- Ребята, какой замечательный сегодня  день! Я хочу подарить вам свою улыбку.

 

Вы тоже улыбнитесь мне радостно, тогда в группе станет светлей.

-Утром небо было хмурым,

И казалось всё понурым.

Осень очень любит плакать,

Дождиком на землю капать.

Любит листьями шуршать,

И с деревьев их срывать.

 

-Сегодня я шла к вам в гости через парк. Деревья вокруг были жёлтыми, словно золото. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно жёлтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг!

И мне захотелось принести кусочек этой красоты.

 

 

 

Дети внимательно слушают воспитателя, улыбаются.

 

 

Форма организации: фронтальная 

Приемы:  

Словесный (беседа),  худ.слово, сюрпризный момент.

Дети заинтересованы, активны.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

 

 

2.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы в доступной для детей форме.

 

- А что именно я вам принесла, отгадайте загадку.

 

Летом вырастают зелёными,

А осенью опадают жёлтыми.

 

 

-Я собрала листья и принесла к вам. Посмотрите, какие они красивые!

 

-Вам нравятся листья? А какие они?

 

-Правильно, ребята, молодцы!

Давайте поиграем. Я вам сейчас раздам листочки.

( под музыку раздаю)

 

Дыхательная гимнастика: "Листик".

Вдох носом, выдох через рот (до тех пор, пока листик не окажется на полу)

 

- Молодцы, ребята.

 

 

 

 

 

 

Это листья.

 

 

Дети рассматривают листья.

 

 

Желтые, красные, коричневые.

 

 

Дети кладут листик  на ладошку.

 

 

 

 

Дети дуют на листик, чтобы он упал на пол.

Форма организации: фронтальная.

Приемы:

Словесный

(беседа)

Дети смотивированы на дальнейшую деятельность

 

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с материалом занятия и задать направление работы

 

А сейчас отгадайте загадку о каком времени года идет речь?

 

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

 

Я

 

-Ребята, а где можно встретиться с красками осени?

 

 

Правильно, молодцы!

 

-Осень прекрасное время года!

- Как вы думаете, с помощью чего еще можно рассказать об этом времени года?

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

Осень.

 

На природе, в музыке, на картинах художников.

 

 

 

 

 

 

С помощью стихотворения.

Форма организации: фронтальная.

Приемы:

Словесный

(беседа)

Наглядный Практический

Дети ознакомлены с материалом, активно выполняют все предложенные педагогом задания.

Отвечают на вопросы педагога.

Проявляют инициативу.

 

2.3.

Этап практического решения проблемы

Освоение ребенком (способа, умения) в ходе его практической деятельности. 

 

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.Фета « Ласточки пропали».

Афанасий Фет-это русский поэт.

( на доске  портрет А.Фета)

-Родился А. А. Фет в деревне Новоселки . А. Фет любил путешествовать по родному краю. Афанасий Афанасьевич не писал специально для детей, но его стихотворения, такие проникновенные и лирические сами западают в душу тому, кто их читает.

 

-Ребята, давайте послушаем стихотворение «Ласточки пропали».

(Звучит аудиозапись)

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

 

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно?

 

-Какое оно по настроению?

 

-Какие приметы осени отмечены в стихотворении? 

 

 

 

 

-Ребята, какие незнакомые, непонятные слова вам встретились?

 

«заря» - «восход» или «закат»; «валится» - «опадает»

 

-Ребята, а хотелось бы вам выучить это стихотворение?

 

Для того, чтобы правильно произносить все слова я предлагаю выполнить гимнастику губ и языка.

Гимнастика языка: «Лопатка».

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Гимнастика губ:

«Улыбка-трубочка»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Мне понравилось играть

Повторю я всё опять.

 

-Ребята, послушайте еще раз стихотворение.

 

 

-Ребята, а сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко».

(Воспитатель читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

 

А сейчас, ребята, давайте расскажем стихотворение с помощью мнемотаблицы.

 

 

hello_html_73aea3e1.png

 

Динамическая пауза.

Ласточки летели, 
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.

 

-Молодцы, ребята. А давайте теперь немного порисуем. Давайте раскрасим Ласточек.

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилось.

Об осени.

 

Грустное

 

 

Птицы улетают, листья опадают, ветры сильные.

 

 

 

Заря, валится.

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют зарядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

Дети играют в игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети раскрашивают ласточек.

Форма организации: фронтальная.

Приемы:

Словесный

(беседа)

Наглядный

 Практический

Дети активно выполняют все предложенные педагогом задания.

Отвечают на вопросы педагога.

Проявляют инициативу.

 

3.

Заключительный этап

Осознание  своей деятельности: самооценка ее результатов и других.

 

-Какие молодцы, ребята.

 -Чем мы сегодня занимались на занятии?

-Как называется стихотворение, которое вы выучили?

-Кто автор этого стихотворения?

-Как мы учились запоминать стихотворение?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Что было труднее всего?

Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения.

 

 

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог, выражают свои эмоции, чувства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма организации: фронтальная.

Приемы:

Словесный

(беседа)

Наглядный

Дети подводят итоги занятия, закрепляют полученные знания.

 



 

Скачано с www.znanio.ru