Технологическая карта по литературному чтению в 1 классе
Оценка 4.7

Технологическая карта по литературному чтению в 1 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
29.11.2022
Технологическая карта по литературному чтению в 1 классе
Технологическая карта учебного занятия в 1 классе.docx

 

Технологическая карта учебного занятия в 1 классе

Предмет: литературное чтение

УМК (автор учебника): Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, школа России

Тема:  А.Плещеев «Травка зеленеет», Т. Белозеров «Подснежники»

Цель: продолжать формирование представления об окружающем мире;  развивать речь учащихся. Познакомить со стихотворениями русских поэтов о природе, учить сравнивать их; учить наблюдать за динамикой чувств лирического героя. Продолжать отработку способа чтения целым словом на основе выделения ударного слога; познакомить детей со способом выразительного чтения на основе выделением голосом логического ударения (важных мыслей и слов). Продолжить работу по формированию познавательного интереса и потребности обучающихся в чтении на примере произведений о весенней природе.

 

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.)                          

- умение (выполняет, использует, осуществляет и др.)

Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД (общение)

По направлениям воспитания

 

- познакомить с произведениями Т.Белозёрова и А.Плещеева

- совершенствовать навык чтения целыми словами

- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения

·            читать слова, верно выделяя ударный слог;

·            отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;

·            узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;

·            различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;

·            уместно использовать понятия  «слово», «предложение», «текст»;                                                                                        читать плавно по слогам;

·            овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;

·            участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                     отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;

·            понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;

·            формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;

·            использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;

·           читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);      

·            составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.

 

 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением слова

·         осознавать  роль чтения.

·         понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;

·         пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;

·         восстанавливать  предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;

·         сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;

·         сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            

·         строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

·         уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

·         включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;

·         овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;

·         уметь работать с текстами разных жанров;

·         выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых

 

понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

·      осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;

·      осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;

·      осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;

·      уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;

·      учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;

·      учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

·      ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения

- выполнять правила работы в группе.

·      уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

·      включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

·      строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;

·      уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;

 

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

·       овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;

·       проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;

·       проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;

·       приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;

·       осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;

·       бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;

·       соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

 

Этапы урока

1.      Мотивационно-целевой этап:

1.1              Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы,  результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).          

Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой.

-Приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда.

 Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит к нам пришла              (весна)

- Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ...(Апрель)

Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?

-Мы с вами начинаем новый раздел:

-А какой вы прочитаете сами.

-Откройте страницу

-С чем мы познакомимся?

-Чему научимся?

(Речевая разминка)

Рассмотрите обложки книг.

Прочитайте названия.

Назовите авторов.

-Как вы думаете, о чем рассказывается в этих произведениях?

Сегодня мы прочитаем несколько стихотворений русских поэтов о природе, каждый автор рассказывает об увиденном по-своему. Выяснить, что же интересного увидел каждый поэт весной, - наша задача.

Давайте прослушаем аудиозаписи весна, пение птиц, капель

 

Организовывают своё рабочее место

1.2.  Организация целеполагания

Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи.

Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке.

- Ребята, что вы услышали?

Как вы думаете какое время года в этой мелодии?

Какие строки пришли к вам в голову, когда вы услышали эту музыку?

Давайте вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Кто желает выразительно прочитать его? Какое чтение мы можем назвать выразительным?

Прослушивание 2-3 человек

Как вы думаете чьё чтение было самым лучшим, выразительным?

Мы все знаем, что весна, как любое время года, бывает разная и вызывает разные эмоции

у людей. Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали гимн о весне.

Кто из них точней и ярче изобразил весну и дал почувствовать ее людям?

Давайте попробуем с вами

описать весну, как бы это сделали художники,

композиторы, писатели. Я предлагаю вам разделиться на группы.

 

1  группа

–  композиторы (описывают звуки весны)

2 группа

–  художники (описывают краски весны)

3 группа

–  писатели (записывают, какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «весна»)

 

 

 

 

Громкое, чёткое, с интонацией голоса и паузами.

Прослушивание

 

 

 

 

2.      Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:

 

2.1. Актуализация имеющихся знаний

Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели.

Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации.

Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей.

Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат.

На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка.)

Беседа о птицах.

− Ярко светит солнце, тает снег, появились подснежники, за ними насекомые, а затем птицы. Летят птицы через широкие моря, через высокие горы, летят через пустыни, степи, леса. Усталые, измученные, прилетают птицы в родные места.

− Какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран?

 

            Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (Подснежник)

 

А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу. Если растение, животное или птица исчезает с планеты Земля по вине человека, то этот вид заносят в Красную книгу (демонстрация иллюстрации "Красная книга" или макета). Вот и подснежник, к сожалению, исчезает на Земле. Цветок этот редкий и просто так его рвать нельзя. Все исчезающие растения всегда заносятся в Красную книгу, ведь в ней собраны все самые редкие виды животных и растений. Эта книга позволяет не забывать об уже исчезнувших видах, а так же помогает сохранить находящиеся на грани виды

 

Определяют цель урока

Отвечают на вопросы

2.2.  Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно.

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану.

Составляется план работы:

Радуются ли поэты приходу весны или нет?

Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать?

Что объединяет оба произведения?

Составление плана

3. Этап изучения нового /  практический этап

1.1.  Организация открытия «нового» знания

Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п.

Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий.

- Ребята, а вы любите весну?

Я тоже люблю весну, но не только мы любим весну. Весну любят поэты и писатели.

Сегодня мы с вами продолжим изучение стихотворений о весне.

Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы сейчас будем читать.

Портрет.

 Кто – нибудь знает, кем был Алексей Николаевич Плещеев?

- Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

-Читаю стихотворение. Понравилось ли вам стихотворение?

-– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

-Прочитайте стихотворение в пол голоса

-Какие слова вам не понятны?

Сени- это прихожая в избе

Краше- это красивее.

Милей- это больше всего нравится.

-Прочитайте первые четыре строчки стихотворения.

О каких признаках весны пишет поэт?

Прочитайте еще четыре строчки стихотворения.

-С какой просьбой обращается автор к ласточке?

Что интересного увидел Плещеев?

--Продолжаем знакомиться со стихотворениями о весне.

Есть в природе цветы, которые называются весенними первоцветами. Как вы думаете, почему?

-А кто может назвать первоцветы?

 

-Одному из первоцветов -подснежнику - посвящены следующие стихи.

 

-Опишите цветок. С чем его можно сравнить?

А теперь послушайте стихотворение Белозерова «Подснежники».

Вам понравилось стихотворение? А что вам понравилось?

- Какое настроение вызвали у Вас эти строки?

На какой жанр похоже это стихотворение? Почему?

--Прочитайте стихотворение самостоятельно, выразительно.

О каком растении рассказал поэт?

- С каким чувством он пишет о первом цветке?

– Как автор называет этот цветок?

·          О каком растении рассказал поэт? (Подснежник)

·         – Как автор называет этот цветок? (Голубенький, чистый,     цветок)

-Ребята, найдите в стихотворении восклицательную строчку.

Как его надо читать?

-Давайте прочитаем эту строчку правильно.

Затем несколько учеников читают полностью стихотворение, соблюдая все паузы и восклицания.

-Ребята, кто, по-вашему, мнению, прочитал правильно и выразительно? Почему вы так считаете? Кто прочитал на высоком уровне, среднем, низком уровне? Оценка чтения.

-Молодцы, ребята.

--Мы прочитали с вами два стихотворения.

Что общего в этих стихотворениях? (тема, настроение и т.д.)

 

Автор не просто описывает зеленеющую траву или блестящее солнце. Он использует уменьшительные, очень ласковые слова – травка, солнышко. И это показывает его настроение, такое же весёлое, как щебетание ласточки.

 

·  воспринимать на слух стихи с голоса учителя;

·  читать вслух лирические стихотворения, пере­давая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения;

находить в стихотворении слова, которые по­могают передать настроение

·  автора, картины природы, им созданные;

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему

Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью.  Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.

Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы).

Работа в группах:

1 группа

- выберите слова, которые относятся к приметам весны

- ответь на вопрос: как писатель относится к природе?

2 группа:

- выберите слова, которые относятся  к ласточке

- ответь на вопрос: когда распускается подснежник?

Выполняют задание

1.2.  Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний,  применяют для решения различных задач.

«Чтение с пометками»

Задание: написать на полях знаками информацию последующему алгоритму

V -  знакомая информация.

(+) – новая информация

(-) – я думал (думала) иначе

(?) – это меня заинтересовало. Хочу узнать больше.

Выполняют задание

2.      Этап самоконтроля

2.1.  Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап.

Какое настроение передаёт автор?

Нравится ли весна поэту?

О каких признаках весны пишет поэт?

С какой просьбой обращается поэт к ласточке?

Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

Ответы детей

2.2.  Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов.

1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы.

2-ой уровень - задания, оценивающие  умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации).

3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик).

1.      Текст вопроса:

Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева

Травка зеленеет,

Ласточка с весною

И весна милей...

Прощебечь с дороги

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Нам привет скорей.

Солнышко блестит,

 

Правильный ответ:

 

1.      Травка зеленеет,

2.      Солнышко блестит,

3.      Ласточка с весною

4.      В сени к нам летит.

5.      С нею солнце краше

6.      И весна милей...

7.      Прощебечь с дороги

8.      Нам привет скорей.

2.      А какие приметы весны можно увидеть , а какие – услышать? Найдите и прочитайте

 

3.      В конце урока предложить ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

1 –ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова.

2-ая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие.

3-я строка – три глагола, отвечающих за действие.

4 – ая строка – короткое предложение, раскрывающее суть происходящего

 

 

Вос станавливают предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы можем увидеть приметы: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточки с весною в сени к нам лети.

А услышать: прощебечь с дороги нам привет скорее. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой.

 5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы).

Кто желает выразительно прочитать одно из двух стихотворений?

Что вы узнали нового на уроке?

С чем мы познакомились?

 Чему вы научились на уроке?

Отвечают на вопросы

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель).

Самооценка.

Оцените свою работу на уроке, с помощью сигнальных карточек.

Критерии вы видите на экране

 

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.)

 Ребята, а кто хочет стать юным художником? Я предлагаю вам творческое домашнее задание: нарисовать рисунок к понравившемуся стихотворению. Проведём конкурс рисунков в классе.

Записывают дом.зад.

 


 

Технологическая карта учебного занятия в 1 классе

Технологическая карта учебного занятия в 1 классе

Рабочей тетради»; · уместно использовать понятия «слово», «предложение», «текст»; читать плавно по слогам; · овладевать способом чтения целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника…

Рабочей тетради»; · уместно использовать понятия «слово», «предложение», «текст»; читать плавно по слогам; · овладевать способом чтения целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника…

Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с…

Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с…

Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с…

Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с…

Литературное чтение»; · соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;

Литературное чтение»; · соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;

Приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда

Приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда

Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности: 2

Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности: 2

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к…

Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к…

Сени- это прихожая в избе Краше- это красивее

Сени- это прихожая в избе Краше- это красивее

Ребята, найдите в стихотворении восклицательную строчку

Ребята, найдите в стихотворении восклицательную строчку

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач

Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач

Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик)

Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик)

Кто желает выразительно прочитать одно из двух стихотворений?

Кто желает выразительно прочитать одно из двух стихотворений?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022