Технологическая карта учебного занятия в 1 классе
Предмет: литературное чтение УМК (автор учебника): Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, школа России Тема: А.Плещеев «Травка зеленеет», Т. Белозеров «Подснежники» |
|||||||
Цель: продолжать формирование представления об окружающем мире; развивать речь учащихся. Познакомить со стихотворениями русских поэтов о природе, учить сравнивать их; учить наблюдать за динамикой чувств лирического героя. Продолжать отработку способа чтения целым словом на основе выделения ударного слога; познакомить детей со способом выразительного чтения на основе выделением голосом логического ударения (важных мыслей и слов). Продолжить работу по формированию познавательного интереса и потребности обучающихся в чтении на примере произведений о весенней природе.
|
|||||||
Планируемые результаты: |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.) - умение (выполняет, использует, осуществляет и др.) |
Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока) |
Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество) |
Коммуникативные УУД (общение) |
По направлениям воспитания
|
|||
- познакомить с произведениями Т.Белозёрова и А.Плещеева - совершенствовать навык чтения целыми словами - формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения · читать слова, верно выделяя ударный слог; · отличать сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки; · узнавать среди текстов различных жанров и сочинять собственные небылицы; · различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст, работать с ними с помощью «Рабочей тетради»; · уместно использовать понятия «слово», «предложение», «текст»; читать плавно по слогам; · овладевать способом чтения целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений; · участвовать в коллективных беседах по прочитанному; отличать прозаический текст от поэтического; знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры; · понимать смысл термина «рифма», отыскивать и подбирать рифмы; · формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов; · использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением; · читать с использованием отдельных средств выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения); · составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.
|
- находить в тексте ответы на вопросы; - определять основную мысль текста; - классифицировать слова в соответствии со значением слова · осознавать роль чтения. · понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике; · пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; · восстанавливать предложение, текст на основе анализа речевой ситуации; · сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему; · сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией; · строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); · уметь воспринимать на слух художественное произведение; · включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения; · овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного; · уметь работать с текстами разных жанров; · выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых
|
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; · осознавать цели изучения раздела с помощью шмуцтитула; · осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; · осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах; · уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над текстом; · учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности; · учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; · ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения |
- выполнять правила работы в группе. · уметь воспринимать на слух художественное произведение; · включаться в диалог с участниками образовательного процесса; · строить связное высказывание из 3-4 предложений по теме на основе готового плана; · уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова смысловым;
|
- проявлять интерес к новому содержанию занятия; · овладевать начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; · проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы; · проявлять стремление понимать красоту поэтического слова в качестве эталона для употребления в своей речи; · приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения; · осознавать свой социальный статус ученика с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.; · бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»; · соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;
|
|||
Этапы урока |
|||||||
1. Мотивационно-целевой этап: |
|||||||
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.). Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой. |
|
Организовывают своё рабочее место |
|||||
1.2. Организация целеполагания Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи. Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. |
- Ребята, что вы услышали? Как вы думаете какое время года в этой мелодии? Какие строки пришли к вам в голову, когда вы услышали эту музыку? Давайте вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» Кто желает выразительно прочитать его? Какое чтение мы можем назвать выразительным? Прослушивание 2-3 человек Как вы думаете чьё чтение было самым лучшим, выразительным? Мы все знаем, что весна, как любое время года, бывает разная и вызывает разные эмоции у людей. Очень много поэтов, художников, музыкантов слагали гимн о весне. Кто из них точней и ярче изобразил весну и дал почувствовать ее людям? Давайте попробуем с вами описать весну, как бы это сделали художники, композиторы, писатели. Я предлагаю вам разделиться на группы.
1 группа – композиторы (описывают звуки весны) 2 группа – художники (описывают краски весны) 3 группа – писатели (записывают, какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «весна»)
|
Громкое, чёткое, с интонацией голоса и паузами. Прослушивание
|
|||||
2. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:
|
|||||||
2.1. Актуализация имеющихся знаний Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели. Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации. Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей. Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат. На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели. |
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка.) Беседа о птицах. − Ярко светит солнце, тает снег, появились подснежники, за ними насекомые, а затем птицы. Летят птицы через широкие моря, через высокие горы, летят через пустыни, степи, леса. Усталые, измученные, прилетают птицы в родные места. − Какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран?
Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник)
А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу. Если растение, животное или птица исчезает с планеты Земля по вине человека, то этот вид заносят в Красную книгу (демонстрация иллюстрации "Красная книга" или макета). Вот и подснежник, к сожалению, исчезает на Земле. Цветок этот редкий и просто так его рвать нельзя. Все исчезающие растения всегда заносятся в Красную книгу, ведь в ней собраны все самые редкие виды животных и растений. Эта книга позволяет не забывать об уже исчезнувших видах, а так же помогает сохранить находящиеся на грани виды
|
Определяют цель урока Отвечают на вопросы |
|||||
2.2. Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно. Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану. |
Составляется план работы: Радуются ли поэты приходу весны или нет? Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Что объединяет оба произведения? |
Составление плана |
|||||
3. Этап изучения нового / практический этап |
|||||||
1.1. Организация открытия «нового» знания Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п. Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий. |
- Ребята, а вы любите весну? Я тоже люблю весну, но не только мы любим весну. Весну любят поэты и писатели. Сегодня мы с вами продолжим изучение стихотворений о весне. Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы сейчас будем читать. Портрет. Кто – нибудь знает, кем был Алексей Николаевич Плещеев? - Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. -Читаю стихотворение. Понравилось ли вам стихотворение? -– Какое настроение передаёт автор? – Нравится ли весна поэту? -Прочитайте стихотворение в пол голоса -Какие слова вам не понятны? Сени- это прихожая в избе Краше- это красивее. Милей- это больше всего нравится. -Прочитайте первые четыре строчки стихотворения. О каких признаках весны пишет поэт? Прочитайте еще четыре строчки стихотворения. -С какой просьбой обращается автор к ласточке? Что интересного увидел Плещеев? --Продолжаем знакомиться со стихотворениями о весне. Есть в природе цветы, которые называются весенними первоцветами. Как вы думаете, почему? -А кто может назвать первоцветы?
-Одному из первоцветов -подснежнику - посвящены следующие стихи.
-Опишите цветок. С чем его можно сравнить? А теперь послушайте стихотворение Белозерова «Подснежники». Вам понравилось стихотворение? А что вам понравилось? - Какое настроение вызвали у Вас эти строки? На какой жанр похоже это стихотворение? Почему? --Прочитайте стихотворение самостоятельно, выразительно. О каком растении рассказал поэт? - С каким чувством он пишет о первом цветке? – Как автор называет этот цветок? · О каком растении рассказал поэт? (Подснежник) · – Как автор называет этот цветок? (Голубенький, чистый, цветок) -Ребята, найдите в стихотворении восклицательную строчку. Как его надо читать? -Давайте прочитаем эту строчку правильно. Затем несколько учеников читают полностью стихотворение, соблюдая все паузы и восклицания. -Ребята, кто, по-вашему, мнению, прочитал правильно и выразительно? Почему вы так считаете? Кто прочитал на высоком уровне, среднем, низком уровне? Оценка чтения. -Молодцы, ребята. --Мы прочитали с вами два стихотворения. Что общего в этих стихотворениях? (тема, настроение и т.д.)
|
Автор не просто описывает зеленеющую траву или блестящее солнце. Он использует уменьшительные, очень ласковые слова – травка, солнышко. И это показывает его настроение, такое же весёлое, как щебетание ласточки.
· воспринимать на слух стихи с голоса учителя; · читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения; находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение · автора, картины природы, им созданные; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему |
|||||
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы). |
Работа в группах: 1 группа - выберите слова, которые относятся к приметам весны - ответь на вопрос: как писатель относится к природе? 2 группа: - выберите слова, которые относятся к ласточке - ответь на вопрос: когда распускается подснежник? |
Выполняют задание |
|||||
1.2. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач. |
«Чтение с пометками» Задание: написать на полях знаками информацию последующему алгоритму V - знакомая информация. (+) – новая информация (-) – я думал (думала) иначе (?) – это меня заинтересовало. Хочу узнать больше. |
Выполняют задание |
|||||
2. Этап самоконтроля |
|||||||
2.1. Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап. |
Какое настроение передаёт автор? Нравится ли весна поэту? О каких признаках весны пишет поэт? С какой просьбой обращается поэт к ласточке? Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? |
Ответы детей |
|||||
2.2. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов. 1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы. 2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации). 3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик). |
1. Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева Травка зеленеет, Ласточка с весною И весна милей... Прощебечь с дороги В сени к нам летит. С нею солнце краше Нам привет скорей. Солнышко блестит,
Правильный ответ:
1. Травка зеленеет, 2. Солнышко блестит, 3. Ласточка с весною 4. В сени к нам летит. 5. С нею солнце краше 6. И весна милей... 7. Прощебечь с дороги 8. Нам привет скорей. 2. А какие приметы весны можно увидеть , а какие – услышать? Найдите и прочитайте
3. В конце урока предложить ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где: 1 –ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова. 2-ая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие. 3-я строка – три глагола, отвечающих за действие. 4 – ая строка – короткое предложение, раскрывающее суть происходящего |
Вос станавливают предложения.
Мы можем увидеть приметы: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточки с весною в сени к нам лети. А услышать: прощебечь с дороги нам привет скорее. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой. |
|||||
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
|||||||
5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы). |
Кто желает выразительно прочитать одно из двух стихотворений? Что вы узнали нового на уроке? С чем мы познакомились? Чему вы научились на уроке? |
Отвечают на вопросы |
|||||
5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель). |
Самооценка. Оцените свою работу на уроке, с помощью сигнальных карточек. Критерии вы видите на экране |
|
|||||
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.) |
Ребята, а кто хочет стать юным художником? Я предлагаю вам творческое домашнее задание: нарисовать рисунок к понравившемуся стихотворению. Проведём конкурс рисунков в классе. |
Записывают дом.зад. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.