ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по математике на тему:
«Квадратный дециметр» (3 класс)
Выполнила:
студентка группы Ш – 36
Бодрова Виолетта Андреевна
Проверили:
Учитель 3 «В» класса
Морозова Надежда Михайловна
___________________
Руководитель от колледжа
Аппельганц Татьяна Петровна
___________________
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
Квадратный дециметр. 3 класс |
УМК |
«Школа России» (Моро М.И.) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение, проявлять интерес к учебному материалу.
Метапредметные: · регулятивные – уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. · познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. · коммуникативные – уметь донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников.
Предметные: усвоить понятие «квадратный дециметр», получить представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование |
Учебник М.И. Моро «Математика. 3 класс» 1 часть, меловая доска, мел, влажная тряпка, «Занимательные рамки» 35 шт., маленькие листочки в клетку 35 шт., ноутбук, презентация. |
Эскиз оформления доски
|
6 задание - примеры 1 ряд |
СЛАЙДЫ |
Решение 3 задания, 4 задания, 8 задания (периодически стирать с доски)
6 задание - примеры 2 ряд |
6 задание - примеры 3 ряд |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
||||||||||
1.Организация урока. |
- Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. - Проверьте, чтобы на партах у вас была тетрадь по математике, учебник и пенал с ручками и карандашами. - Если всё готово, тихонечко садитесь. |
Слушают учителя. |
Р. Организовывают свое рабочее место под руководством учителя. |
Организация рабочего места. |
||||||||||
2.Актуализация. Мотивация.
|
- Прежде чем приступить к основной части урока, давайте немного посчитаем. - Обратите внимание на Слайд №1. У каждого из вас на партах лежат карточки с такими заданиями. Решите их и впишите нужные числа в пустые прямоугольники. - Проверяем, что получилось в 1 прямоугольнике (показываю указкой и нажимаю на триггеры), во втором и т.д. - Хорошо, молодцы. Мы немного потренировали свой навык устного счёта.
- Теперь разгадайте ребус: Слайд №2 Отвечаем по поднятой руке. - Верно, это площадь. - Что такое площадь? Слайд №4
- Площадь какой фигуры вы научились измерять? Слайд №6
- В каких единицах измерения вы вычисляли площадь? Слайд №8 |
- Это площадь. Слайд №3
Место, которое занимает фигура на плоскости. Слайд №5 Площадь прямоугольника. Слайд №7 В квадратных сантиметрах (см²). Слайд №9 |
П. Отвечают на простые вопросы учителя; П. Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. К. Слушать и понимать речь других.
|
Устные ответы.
|
||||||||||
3.Работа по теме урока
|
- Хорошо, ребята, на экране изображён квадрат со сторонами 1 см. Чему равна площадь данного квадрата? Слайд №10 - Как вы это вычислили? - Этот квадрат может являться меркой. С его помощью посчитайте, чему равны стороны следующего квадрата. Слайд №12 - Как вы это посчитали? - А, какой бОльшей единицей измерения можно заменить 10 см? (В какую единицу измерения можно перевести 10 см?) - Верно, 10 см = 1 дм. Слайд №14 - Чему равна площадь данного квадрата в см? Слайд №15 - Как вы это вычислили? Слайд №17 - Верно. Прикладыванием мерки измерять очень долго, поэтому мы воспользовались правилом вычисления площади прямоугольника. - Кто может озвучить данное правило, можно своими словами? - Это правило звучит так: - Вычисления получились довольно объёмными, поэтому будет удобнее заменить см на дм. Слайд №19 - Теперь снова вычислите площадь квадрата, но уже в дециметрах. Что получится? - Кто догадался, какой единицей измерения мы обозначим площадь данного квадрата теперь? - Верно! - Попробуйте сформулировать тему урока. - Тема урока звучит так: «Квадратный дециметр» Слайд №22 - Откройте учебники на странице 66. Прочитайте про себя правило около красной линии. Вслух прочитает… (имя ученика). - Откройте тетради. Отступите от последней работы 4 клетки вниз. На пятой напишите: 28 ноября, на следующей строчке – классная работа. - В красной рамке на странице 66 есть вывод, к которому мы пришли: 1 дм²= 100 см² Слайд №23 - Запишите его к себе в тетрадь. |
1 см² Слайд №11 1*1=1 см²
Квадрат со сторонами 10 см. Слайд №13 С помощью квадратов. 1 дм.
100 см² Слайд №16 10*10=100 см² Слайд №18
Если ученики не отвечают, говорю сама.
1*1=1 (..) Слайд №20
дм² Слайд №21
Квадратный дециметр.
Все читают про себя, один ученик читает вслух.
Следуют указаниям. |
Л. Имеют познавательный интерес к знаниям. Р. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. П. Ориентируются в учебнике. К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Р. Планируют последовательность действий, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Л. Имеют желание работать.
|
Устные ответы. Записи у доски.
|
||||||||||
Физ. минутка на 20 минуте |
- Пришло время немного размяться. Встаньте из-за парт, так, чтобы всем было удобно. Первый раз я показываю, а вы внимательно смотрите и запоминаете, второй раз мы делаем вместе, а третий раз закрепляем. - Итак, сначала слушаем и запоминаем. 1, 2,3, 4, 5! (круговые движения туловищем) Все умеем мы считать, (наклоны туловищем в разные стороны) Отдыхать умеем тоже: (поднимание рук вверх) Руки за спину положим, (положить руки на спину) Голову поднимем выше, (Подъём головы, смотрим вверх) И легко-легко подышим. (Глубокие вдохи) - Хорошо, можете тихонечко сесть. |
Выполняют действия по образцу. |
Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
|
Двигательные упражнения.
|
||||||||||
4. Первичное закрепление
4.1 Работа по учебнику |
- Теперь давайте проверим, насколько мы поняли новую тему. Обратите внимание на задание 3 на странице 66.
- Прочитайте задачу про себя. Вслух прочитает… (имя ученика). - О чём задача? - Что требуется найти в задаче? - Сколько составляет высота зеркала? - А ширина зеркала? - Какой формы данное зеркало? Слайд №24 - Начертите в тетради зеркало в виде прямоугольника высотой 10 клеток и шириной 5 клеток. 1 клетку в тетради возьмём за 1 дм. Подпишите стороны прямоугольника. - В прямоугольнике запишем, что его площадь неизвестна. - Скажите, как найти площадь прямоугольного зеркала? - Какое правило мы используем?
- … (имя ученика) запишет решение у доски.
- Верно. Проверили, всё ли у всех правильно. Слайд №25 - Теперь мы закрепили наше представление о решении задач на площадь, измеряемую в квадратных дециметрах.
- Посмотрите на задание 4 на странице 67. Решим задачу.
- Прочитайте задачу про себя и вдумайтесь в её содержание. - Вслух прочитает … (имя ученика). - О чём задача?
- Что требуется найти в задаче?
- Что известно в задаче?
- Давайте составим вспомогательную модель. Записываем таблицу в тетрадь. Слайд №26 (пустая таблица)
- Какие данные можно записать в таблицу? Слайд №27
- А что ещё запишем в столбце «количество костюмов»? Слайд №28 - Что нужно найти в задаче? Слайд №29
- Что найдём в первую очередь?
- Каким образом?
- А, затем что мы сможем найти?
- С помощью какого действия? - Запишем решение. У доски работает… (имя ученика).
- Проверим. Всё верно. Слайд №30
- Обратите внимание на задание 6 на странице 67. Вам необходимо решить примеры по рядам. Первый ряд решает первую строчку, второй ряд - вторую строчку и третий ряд – третью строчку. Не забываем обращать внимание на порядок действий и указывать их во время решения примеров.Слайд №31 - Начинаем выполнять задание. По одному человеку из ряда выходят решать примеры у доски. (если закончили, садятся) - Начинаем проверять. Верно ли выполнена первая строчка? Вторая? Третья? Проверьте у себя. Слайд №32 - Молодцы, мы решили примеры и заодно повторили тему прошлого урока – умножение на 9.
- Обратите внимание на задание 8 на странице 67.
- Прочитайте задачу про себя и вдумайтесь в её содержание. - Вслух прочитает … (имя ученика). - О чём задача?
- Сколько рисунков было в альбоме? - Сколько рисунков она раскрасила в 1 день?
- Сколько рисунков раскрасила Оля во 2 день?
- Сколько рисунков остались нераскрашенными? - Что требуется найти в задаче?
- Сможем ли мы сходу ответить на вопрос задачи? - Тогда давайте составим вспомогательную модель к задаче, а именно, краткую запись. Слайд №33 - Что нам известно про 1 день?
- Про 2 день? Слайд №34
- Сколько рисунков осталось нераскрашенными? Слайд №35 - Сколько всего рисунков было в альбоме? Слайд №36 - Хорошо, садись. Теперь начнём решать задачу. Один ученику выходит к доске. - Скажите, каким будет 1 действие задачи?
- Что мы записываем?
- Каким будет следующее действие? - Да, верно, и у нас останутся только равные части за 1 и 2 день. - И как мы узнаем, сколько рисунков девочка раскрасила за 1 день? - Верно, т.к. в 1 и во 2 день теперь получается поровну (мы убрали 3 лишних рисунка). - Молодцы, мы верно решили задачу.
-Теперь давайте решим задание устно под красной чертой на странице 67 и ещё раз закрепим тему сегодняшнего урока.
- Прочитайте задание. Вслух прочитает … (имя ученика) - Что такое квадрат? (Что мы знаем о сторонах квадрата? О его свойствах?) - Поможет ли нам знание данного свойства квадрата при решении этой задачи? - Каким образом?
- Умножьте. Что у вас получилось? Кто не согласен, поднимите руки, кто согласен, поднимите руки. - Верно. Мы решили задачу и ещё раз закрепили новую тему.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Слайд №37
- У нас осталось немного времени для решения ещё одного задания. Обратите внимание на задание 9 на странице 67. - Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? - Выполните данное задание в тетрадях. - Будем проверять, что берём в скобки в 1 примере? - Во втором?
- В третьем? - В четвёртом? (Показывать указкой на слайде) - Молодцы! |
Задача о зеркале. Площадь зеркала. 10 дм. 5 дм. Прямоугольной формы.
Чертят прямоугольник в тетради.
Умножить высоту на ширину. Правило нахождения площади прямоугольника. Один ученик выходит к доске. Остальные в тетрадях. Решение. 1). 10·5=50 (дм²). Ответ: площадь зеркала равна 50 квадратным дециметрам.
О детских костюмах, которые сшил портной из ткани. Сколько метров ткани потребуется на 10 костюмов и на 7 костюмов. Из 12 м портной сшил 6 костюмов.
6, 7, 10 костюмов. На 6 костюмов потратили 12 м ткани. 1 костюм. Нужно найти, сколько потратили ткани на 1 костюм. Сколько ткани потратили на 7, 10 и 1 костюм. Сколько ткани портной израсходовал на 1 костюм. 12 м ткани разделим на 6 костюмов. Сколько ткани потратили на 7 и 10 костюмов. Умножения. Решение. 1). 12:6=2 (м) – расход на 1 костюм. 2). 2·7=14 (м) – расход на 7 костюмов. 3). 2·10=20 (м) – расход на 10 костюмов. Ответ: на 7 костюмов потребуется 14 метров ткани, а на 10 костюмов понадобится 20 метров ткани.
О девочке Оле, которая раскрашивала рисунки в альбоме. 25 рисунков. Точно не известно, но написано, что несколько рисунков. На 3 рисунка больше, чем в первый. 18 рисунков. Сколько рисунков Оля раскрасила в первый день. Нет.
Не известно, сколько рисунков было раскрашено. Не известно, но на 3 рисунка больше, чем в 1 день. 18 рисунков. 25 рисунков.
Мы из общего количества рисунков вычтем оставшиеся нераскрашенные. Решение. 1). 25-18=7 (р.) – раскрасила девочка за два дня. 2). 7-3=4 (р.) – поровну за два дня.
3). 4:2=2 (р.) – за 1 день. Ответ: в первый день Оля раскрасила 2 рисунка.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Да. Т.к. стороны квадрата равны, а мы знаем длину одной из них, нам необходимо просто умножить 7 дм на 7 дм. 49 дм².
Расставить скобки так, чтобы равенства были верными.
7+2 9-4 3+6 9+18 |
Л. Имеют познавательный интерес к знаниям. Р. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. П. Ориентируются в учебнике. К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
|
|
||||||||||
5.Подведение итогов, рефлексия
|
- Ребята, урок подошёл к концу. - Скажите, какую тему мы сегодня изучили на уроке? - Сколько см²в 1 дм²? - Молодцы, а как вы считаете, для чего мы изучили единицу измерения площади бОльшую, чем см²? Рефлексия: Слайд №38 - На партах у вас лежат маленькие листочки в клетку. Возьмите их. Решите 1 пример и запишите его ответ большими цифрами на данном листочке, если считаете, что сегодня на уроке вы испытали некоторые трудности. - Решите 2 пример и также запишите большими цифрами его ответ на листочке, если считаете, что вы справились со всеми заданиями сегодняшнего урока и усвоили тему. - Листочки поднимите вверх. |
Квадратный дециметр. 100 см². Чтобы было удобнее измерять площадь более больших объектов.
Решают и поднимают листочки. |
Р. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников; Р. Обсуждают и выстраивают свое мнение, суждение; П. Делают выводы.
|
Ответы на вопросы.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.