Технологическая карта по математике (3 класс) "Квадратный дециметр"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тех.карта по математике 3 класс квадратный дециметр.docx

 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по математике на тему:

«Квадратный дециметр» (3 класс)

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 36

Бодрова Виолетта Андреевна

Проверили:

Учитель 3 «В» класса

Морозова Надежда Михайловна

___________________

Руководитель от колледжа

Аппельганц Татьяна Петровна

___________________

Отметка «      » (___________________)

 

 

Соликамск, 2019

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур. / класс

Квадратный дециметр. 3 класс

УМК

«Школа России» (Моро М.И.)

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение, проявлять интерес к учебному материалу.

 

Метапредметные:

· регулятивные уметь самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

· познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; уметь добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

· коммуникативные уметь донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников.

 

Предметные: усвоить понятие «квадратный дециметр», получить представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Учебник М.И. Моро «Математика. 3 класс» 1 часть, меловая доска, мел, влажная тряпка, «Занимательные рамки» 35 шт., маленькие листочки в клетку 35 шт., ноутбук, презентация.

 

 

 

Эскиз оформления доски

 

6 задание - примеры 1 ряд

СЛАЙДЫ

 

Решение 3 задания, 4 задания, 8 задания (периодически стирать с доски)

 

6 задание - примеры 2 ряд

 

 

 

 

 

 

6 задание - примеры 3 ряд

Организационная структура урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

1.Организация урока.

- Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Виолетта Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

- Проверьте, чтобы на партах у вас была тетрадь по математике, учебник и пенал с ручками и карандашами.

- Если всё готово, тихонечко садитесь.

Слушают учителя.

Р. Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Организация рабочего места.

2.Актуализация.

Мотивация.

 

 

 

 

- Прежде чем приступить к основной части урока, давайте немного посчитаем.

- Обратите внимание на Слайд №1. У каждого из вас на партах лежат карточки с такими заданиями. Решите их и впишите нужные числа в пустые прямоугольники.

- Проверяем, что получилось в 1 прямоугольнике (показываю указкой и нажимаю на триггеры), во втором и т.д.

- Хорошо, молодцы. Мы немного потренировали свой навык устного счёта.

 

-  Теперь разгадайте ребус: Слайд №2 Отвечаем по поднятой руке.

- Верно, это площадь.

- Что такое площадь? Слайд №4

 

- Площадь какой фигуры вы научились измерять? Слайд №6

 

- В каких единицах измерения вы вычисляли площадь? Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это площадь.  Слайд №3

 

 

Место, которое занимает фигура на плоскости.  Слайд №5

Площадь прямоугольника. Слайд №7

В квадратных сантиметрах (см²). Слайд №9

П. Отвечают на простые вопросы учителя;

П. Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.

К. Слушать и понимать речь других.

 

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошо, ребята, на экране изображён квадрат со сторонами 1 см. Чему равна площадь данного квадрата?  Слайд №10

- Как вы это вычислили?

- Этот квадрат может являться меркой. С его помощью посчитайте, чему равны стороны следующего квадрата.

Слайд №12

- Как вы это посчитали?

- А, какой бОльшей единицей измерения можно заменить 10 см?

(В какую единицу измерения можно перевести 10 см?)

- Верно, 10 см = 1 дм.  Слайд №14

- Чему равна площадь данного квадрата в см?  Слайд №15

- Как вы это вычислили?  Слайд №17

- Верно. Прикладыванием мерки измерять очень долго, поэтому мы воспользовались правилом вычисления площади прямоугольника.

- Кто может озвучить данное правило, можно своими словами?

- Это правило звучит так:

- Вычисления получились довольно объёмными, поэтому будет удобнее заменить см на дм.  Слайд №19

- Теперь снова вычислите площадь квадрата, но уже в дециметрах.  Что получится?

- Кто догадался, какой единицей измерения мы обозначим площадь данного квадрата теперь?

- Верно!

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема урока звучит так: «Квадратный дециметр»

Слайд №22

- Откройте учебники на странице 66. Прочитайте про себя правило около красной линии. Вслух прочитает… (имя ученика).

- Откройте тетради. Отступите от последней работы 4 клетки вниз. На пятой напишите: 28 ноября, на следующей строчке – классная работа.

- В красной рамке на странице 66 есть вывод, к которому мы пришли: 1 дм²= 100 см² Слайд №23

- Запишите его к себе в тетрадь.

 

1 см² Слайд №11

1*1=1 см²

 

Квадрат со сторонами 10 см.

Слайд №13

С помощью квадратов.

1 дм.

 

 

100 см² Слайд №16

10*10=100 см² Слайд №18

 

 

 

Если ученики не отвечают, говорю сама.

 

 

 

 

 

 

 

 

1*1=1 (..) Слайд №20

 

 

дм² Слайд №21

 

Квадратный дециметр.

 

 

 

Все читают про себя, один ученик читает вслух.

 

 

 

 

 

Следуют указаниям.

Л. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Р. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

П. Ориентируются в учебнике.

К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Р. Планируют последовательность действий, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Л. Имеют желание работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы.

Записи у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

на 20 минуте

- Пришло время немного размяться. Встаньте из-за парт, так, чтобы всем было удобно. Первый раз я показываю, а вы внимательно смотрите и запоминаете, второй раз мы делаем вместе, а третий раз закрепляем.

- Итак, сначала слушаем и запоминаем.

1, 2,3, 4, 5!  

(круговые движения туловищем)                                                     

Все умеем мы считать,        

(наклоны туловищем в разные стороны)                              

Отдыхать умеем тоже:

(поднимание рук вверх)                              

Руки за спину положим,

(положить руки на спину)

Голову поднимем выше,

(Подъём головы, смотрим вверх)

И легко-легко подышим.

(Глубокие вдохи)

- Хорошо, можете тихонечко сесть.

Выполняют действия по образцу.

Л.  Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

 

Двигательные упражнения.

 

4. Первичное закрепление

 

4.1 Работа по учебнику

- Теперь давайте проверим, насколько мы поняли новую тему.

Обратите внимание на задание 3 на странице 66.

- Прочитайте задачу про себя. Вслух прочитает… (имя ученика).

- О чём задача?

- Что требуется найти в задаче?

- Сколько составляет высота зеркала?

- А ширина зеркала?

- Какой формы данное зеркало?

Слайд №24

- Начертите в тетради зеркало в виде прямоугольника высотой 10 клеток и шириной 5 клеток. 1 клетку в тетради возьмём за 1 дм. Подпишите стороны прямоугольника.

- В прямоугольнике запишем, что его площадь неизвестна.

- Скажите, как найти площадь прямоугольного зеркала?

- Какое правило мы используем?

 

- … (имя ученика) запишет решение у доски.

 

 

 

 

- Верно. Проверили, всё ли у всех правильно.  Слайд №25

- Теперь мы закрепили наше представление о решении задач на площадь, измеряемую в квадратных дециметрах.

 

- Посмотрите на задание 4 на странице 67. Решим задачу.

 

 

 

- Прочитайте задачу про себя и вдумайтесь в её содержание.

- Вслух прочитает … (имя ученика).

- О чём задача?

 

- Что требуется найти в задаче?

 

 

- Что известно в задаче?

 

- Давайте составим вспомогательную модель. Записываем таблицу в тетрадь.  Слайд №26 (пустая таблица)

Количество костюмов

Ткань

6 шт.

12 м

7 шт.

?

10 шт.

?

1 шт.

?

- Какие данные можно записать в таблицу?  Слайд №27

 

- А что ещё запишем в столбце «количество костюмов»?  Слайд №28

- Что нужно найти в задаче?  Слайд №29

 

- Что найдём в первую очередь?

 

- Каким образом?

 

- А, затем что мы сможем найти?

 

- С помощью какого действия?

- Запишем решение. У доски работает… (имя ученика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверим. Всё верно.  Слайд №30

- Обратите внимание на задание 6 на странице 67. Вам необходимо решить примеры по рядам. Первый ряд решает первую строчку, второй ряд - вторую строчку и третий ряд – третью строчку. Не забываем обращать внимание на порядок действий и указывать их во время решения примеров.Слайд №31

- Начинаем выполнять задание. По одному человеку из ряда выходят решать примеры у доски. (если закончили, садятся)

- Начинаем проверять. Верно ли выполнена первая строчка? Вторая? Третья? Проверьте у себя.

Слайд №32

- Молодцы, мы решили примеры и заодно повторили тему прошлого урока – умножение на 9.

 

- Обратите внимание на задание 8 на странице 67.

- Прочитайте задачу про себя и вдумайтесь в её содержание.

- Вслух прочитает … (имя ученика).

- О чём задача?

 

 

- Сколько рисунков было в альбоме?

- Сколько рисунков она раскрасила в 1 день?

 

- Сколько рисунков раскрасила Оля во 2 день?

 

- Сколько рисунков остались нераскрашенными?

- Что требуется найти в задаче?

 

- Сможем ли мы сходу ответить на вопрос задачи?

- Тогда давайте составим вспомогательную модель к задаче, а именно, краткую запись.   Слайд №33

- Что нам известно про 1 день?

 

- Про 2 день?  Слайд №34

 

- Сколько рисунков осталось нераскрашенными?  Слайд №35

- Сколько всего рисунков было в альбоме?  Слайд №36

- Хорошо, садись. Теперь начнём решать задачу. Один ученику выходит к доске.

- Скажите, каким будет 1 действие задачи?

 

 

 

- Что мы записываем?

 

- Каким будет следующее действие?

- Да, верно, и у нас останутся только равные части за 1 и 2 день.

- И как мы узнаем, сколько рисунков девочка раскрасила за 1 день?

- Верно, т.к. в 1 и во 2 день теперь получается поровну (мы убрали 3 лишних рисунка).

- Молодцы, мы верно решили задачу.

 

-Теперь давайте решим задание устно под красной чертой на странице 67 и ещё раз закрепим тему сегодняшнего урока.

- Прочитайте задание. Вслух прочитает … (имя ученика)

- Что такое квадрат? (Что мы знаем о сторонах квадрата? О его свойствах?)

- Поможет ли нам знание данного свойства квадрата при решении этой задачи?

- Каким образом?

 

 

 

- Умножьте. Что у вас получилось? Кто не согласен, поднимите руки, кто согласен, поднимите руки.

- Верно. Мы решили задачу и ещё раз закрепили новую тему.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Слайд №37

- У нас осталось немного времени для решения ещё одного задания. Обратите внимание на задание 9 на странице 67.

- Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

- Выполните данное задание в тетрадях.

- Будем проверять, что берём в скобки в 1 примере?

- Во втором?

 

- В третьем?

- В четвёртом? (Показывать указкой на слайде)

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

Задача о зеркале.

Площадь зеркала.

10 дм.

5 дм.

Прямоугольной формы.

 

Чертят прямоугольник в тетради.

 

 

Умножить высоту на ширину.

Правило нахождения площади прямоугольника.

Один ученик выходит к доске. Остальные в тетрадях.

Решение.

1). 10·5=50 (дм²).

Ответ: площадь зеркала равна 50 квадратным дециметрам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О детских костюмах, которые сшил портной из ткани.

Сколько метров ткани потребуется на 10 костюмов и на 7 костюмов.

Из 12 м портной сшил 6 костюмов.

 

 

 

 

 

 

 

6, 7, 10 костюмов. На 6 костюмов потратили 12 м ткани.

1 костюм. Нужно найти, сколько потратили ткани на 1 костюм.

Сколько ткани потратили на 7, 10 и 1 костюм.

Сколько ткани портной израсходовал на 1 костюм.

12 м ткани разделим на 6 костюмов.

Сколько ткани потратили на 7 и 10 костюмов.

Умножения.

Решение.

1). 12:6=2 (м) – расход на 1 костюм.

2). 2·7=14 (м) – расход на 7 костюмов.

3). 2·10=20 (м) – расход на 10 костюмов.

Ответ: на 7 костюмов потребуется 14 метров ткани, а на 10 костюмов понадобится 20 метров ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О девочке Оле, которая раскрашивала рисунки в альбоме.

25 рисунков.

Точно не известно, но написано, что несколько рисунков.

На 3 рисунка больше, чем в первый.

18 рисунков.

Сколько рисунков Оля раскрасила в первый день.

Нет.

 

 

 

 

 

 

 

Не известно, сколько рисунков было раскрашено.

Не известно, но на 3 рисунка больше, чем в 1 день.

18 рисунков.

25 рисунков.

 

 

Мы из общего количества рисунков вычтем оставшиеся нераскрашенные.

Решение.

1). 25-18=7 (р.) – раскрасила девочка за два дня.

2). 7-3=4 (р.) – поровну за два дня.

 

3). 4:2=2 (р.) – за 1 день.

Ответ: в первый день Оля раскрасила 2 рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

 

Да.

Т.к. стороны квадрата равны, а мы знаем длину одной из них, нам необходимо просто умножить 7 дм на 7 дм.

49 дм².

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставить скобки так, чтобы равенства были верными.

 

7+2

9-4

3+6

9+18

Л. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Р. Учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

П. Ориентируются в учебнике.

К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

 

 

5.Подведение итогов, рефлексия

 

- Ребята, урок подошёл к концу.

- Скажите, какую тему мы сегодня изучили на уроке?

- Сколько см²в 1 дм²?

- Молодцы, а как вы считаете, для чего мы изучили единицу измерения площади бОльшую, чем см²?

Рефлексия: Слайд №38

- На партах у вас лежат маленькие листочки в клетку. Возьмите их. Решите 1 пример и запишите его ответ большими цифрами на данном листочке, если считаете, что сегодня на уроке вы испытали некоторые трудности.

- Решите 2 пример и также запишите большими цифрами его ответ на листочке, если считаете, что вы справились со всеми заданиями сегодняшнего урока и усвоили тему.

- Листочки поднимите вверх.

 

Квадратный дециметр.

100 см².

Чтобы было удобнее измерять площадь более больших объектов.

 

Решают и поднимают листочки.

Р. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;

Р. Обсуждают и выстраивают свое мнение, суждение;

П. Делают выводы.

 

Ответы на вопросы.