Технологическая карта урока
Учебный предмет: Литературное чтение.
Класс: 2 класс, УМК: «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова и др., учебник «Литературное чтение 2 класс» 1 часть.
Тема урока: Сказка «Два Мороза».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза», создать условия для понимания характеров героев и их поступков.
Задачи:
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.
Развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, память и внимание детей, пополнять словарный запас, умение работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату;
-адекватно воспринимать
словесную оценку учителя и товарищей.
-формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями
темы.
-оценивать результаты своих действий и
результаты работы сверстников.
Познавательные:
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-строить речевые высказывания
в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения
по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, закрепить
знания об особенностях народных сказок.
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях), в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
-делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя.
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания;
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы;
-слушать и понимать речь других;
-аргументировать свою точку зрения в
процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать
поступок героя.
Личностные:
-осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, -«проживать» текст;
- выражать свои эмоции;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: учебник Климанова Л. Ф. «Литературное чтение» 2 класс, толковый словарь, выставка книг (иллюстрации) , аудиофайл (сказка, музыка для физминутки), карточки с пословицами, карточки «мини-тест» для самостоятельной работы, презентация, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Организационный этап. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. + Мотивация к учебной деятельности.
|
- Доброе утро, ребята! Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету скажу вам: «Будет интересно!» - Проверьте свои рабочие места. Помните наш девиз: «Порядок на столе, порядок-в голове».
Хорошо, когда мы вместе! Вместе думать интересней! Думай, слушай, рассуждай И соседу помогай! (Слайд 1)
|
Готовятся к уроку, приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.
Обсуждение высказывания. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: подготовка рабочего места, всего необходимого для включения в учебную деятельность. Познавательные: умение отвечать на вопросы учителя. Личностные: формирование мотивации к учению. |
2. Речевая разминка. Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.
|
-Прочитайте. Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. (Слайд 2) -Что вы прочитали? Определите жанр.
|
Читают скороговорку по заданию учителя. Отвечают на вопросы. Работаем со скороговоркой в разном темпе, с разной интонацией (в группах) |
Коммуникативные: развитие речи учащихся, планирование учебного сотрудничества со сверстниками. |
Проверка домашнего задания Цель: проверка домашнего задания, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
- Домашнее задание - выучить стихотворение С. Есенин «Берёза». --Кто готов? Сейчас мы послушаем вас.
|
Слушают выступление одноклассников, принимают участие в оценивании.
|
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Самоопределение к деятельности, определение темы урока, постановка учебных задач. Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи. |
Беседа. - В какое время года С. Есенин изобразил берёзу? Докажите. -Какие стихотворения о зиме мы с вами прочитали на уроках литературного чтения? («Первый снег», «Поёт зима аукает» и др.). -С какими стихотворениями о зиме познакомились на уроках внеклассного чтения? (Слайд 3) -Отгадайте загадку. Без рук, без ног, а рисует. (Мороз) - Что делает мороз в природе? (Ледяные мосты на реках и озерах, заколдовывает лес, зверей в норы загоняет, людей заставляет теплее одеваться и тд). (Слайд 4) - Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. -Отгадайте ребус. (Слайд 5) -Рассмотрите иллюстрации книг (в группах). Что в их общего? -Отгадайте главного героя произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Мороз). Откройте учебники с.198. Прочитайте название произведения. Определите тему и цели урока.
|
Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают, приводят примеры.
Разгадывают ребус. Работа в группах.
Определяют тему и цели урока.
|
Личностные: умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование. Регулятивные: умение определить цель и поставить задачи урока. Коммуникативные: умение формулировать свои умозаключения. Познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. . |
Учебно-познаватель-ная деятельность. Цель: организация учебного исследования, анализ произведения.
|
1.Словарная работа (в группах) (Слайд 6) Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек – человек, рубящий дрова. Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки. Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли. 2.Послушайте это произведение. 3.Первичная проверка понимания. - Определите жанр произведения? Почему вы так считаете? - Вам понравилась сказка? Чем? - Назовите действующих лиц сказки. - Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного? - Какую забаву придумали Морозы? - Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос? А Красный нос? - Кто выиграл спор? Почему? - Так что же ещё умеет делать мороз? (Морозить людей). - Как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека, и как купец и дровосек спасались от холода, вы узнаете после самостоятельного чтения.
|
Работа в группах. Чтение слов по пометам, с ударением. Выяснение значения слов (работа со словарем) Отвечают на вопросы.
Слушание аудиозаписи сказки
Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают, приводят примеры.
Самостоятельное чтение сказки. |
Регулятивные: Соотношение результата своей деятельности с образцом. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные «добыча» новых знаний из различных источников Коммуникативные: Договариваться с людьми, согласуя с ними свою точку зрения, понимать другие позиции. Познавательные: Перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Выразительно читать. |
Физкультминутка Цель: релаксация, укрепление организма учащихся. |
Я Мороза не боюсь, |
Проговаривают слова, выполняют движения под музыку. |
Формирование коммуникативных умений Личностные: укрепление здоровья младших школьников.
|
Закрепление изученного материала
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; выявить проблемы и провести коррекцию. |
4.Выборочное чтение. - Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца. Удалось ли ему это сделать? - Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец? Так почему же Мороз его заморозил? - Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина. Удалось ли ему это сделать? - Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин? Почему Мороз его не смог заморозить? -Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии, если двигаться, то мороз тебя не заморозит)
5.Работа в группах. - Ребята, братья Морозы потеряли свои рукавицы. А в них задание для вас. Вы должны вытянуть из понравившейся вам рукавицы листочек и выполнить задание. Каждая группа должна собрать пословицу и объяснить её смысл.
Мороз невелик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Спасибо мороз, что снегу нанёс. Заковал мороз реки, но не навеки. Зима без мороза не бывает. |
Работа с текстом. Чтение отрывков произведения, являющихся ответом на вопрос.
Объясняют смысл пословицы.
Работа в группах с пословицами.
|
Личностные: формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование Познавательные: Перерабатывать информацию для получения необходимого результата; умение осуществлять поиск нужной информации; умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; Регулятивные: выделять необходимую (существенную) информацию из текста Коммуникативные: формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками; совместно договариваться при работе |
Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Перед тем, как выполнять мини-тест по сказке «Два Мороза», предположите, насколько успешно вы можете с ним справиться. Изобразите на полях «волшебную линеечку», отметьте крестиком ваше предположение. Самостоятельная работа (мини-тест) по сказке «Два Мороза». 1. Чем решили заняться братья Морозы? а) окна узорами разрисовать; б) людей поморозить; в) деревья поморозить. 2. Кого они встретили? а) богатого купца и бедного крестьянина; б) злую мачеху и добрую падчерицу; в) серого зайца. 3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос? а) за медведем; б) за бедным крестьянином; в) за богатым купцом. 4. Определи причину? а) думал, что легче справиться; б) хотел, чтобы было потруднее справиться; в) он ему понравился. -Проверьте себя. Отметьте на «волшебной линеечке» результат проверки. -Кто доволен своим результатом? |
Чертят «волшебную линеечку», отмечают предполагаемый результат. Самопроверка (Слайд 7) Самооценка на основе критериев успешности. |
Личностные: понимание причин успеха в учёбе. Регулятивные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Подведение итогов урока Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью.
|
-Определите основную мысль произведения? -Какова идея произведения? -В чем хотел убедить нас автор? -Напомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей? Продолжи фразу: -Мне было интересно…. -Я понял, что… -Я расскажу маме (другу), о том, что… -Мне на уроке было сложно (непонятно)… - Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня. -Хочу поблагодарить за работу на уроке ….
|
Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают, приводят примеры. Высказывают мнение. |
Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности, строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя. |
Домашнее задание Цель: учить выбирать задание по интересу, правильно вести записи дз в дневнике |
Задание по выбору обучающегося: 1.Чтение сказки по ролям. 2. Краткий пересказ сказки. 3.Задание повышенной сложности: Напишите на рукавицах инструкцию для ребят «Правила поведения в время загородней прогулки зимой в мороз».
|
Запись д.з в дневник. |
Коммуникативные: способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.