Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский торгово-экономический техникум»
Технологическая карта
по учебной дисциплине ПМ.01 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ»
МДК.01.01 «Практические основы бухгалтерского учета активов организации»
Тема: УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Разработала:
Шигапова Лилия Рафиковна
Преподаватель экономических дисциплин
ГАПОУ «Альметьевский торгово-экономический техникум»
2024
В результате освоения профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации» студент должен знать:
- законодательство по бухгалтерскому учету и отчетности;
- систему национальных бухгалтерских стандартов. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ).
Должен уметь:
- пользоваться инструкциями, Положениями и другими Нормативными актами по бухгалтерскому учету;
- заполнять и обрабатывать бухгалтерские документы;
- составлять бухгалтерские записи;
- вести бухгалтерскую отчетность.
Федеральным Государственным образовательным стандартом
определено, что бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности по ПМ.01 «Документирование
хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации»:
1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов
бухгалтерского учета организации.
3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе
рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - способствовать повышению мотивации учения. Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала (способов практической деятельности). Цели этапа урока достигаются посредством: -объявления темы урока и постановки общих целей урока, выделения учебных задач по этапам урока; - разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций, для будущей профессиональной деятельности. |
1.1. Проверка наличия обучающихся. - Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке в хорошем настроении. Желаю вам успешной работы. Приветствие, проверка студентов по списку. Эмоциональный настрой на предстоящую учебную деятельность. 1.2. Целевая установка на урок. Мы продолжаем изучение дисциплины МДК.01.01 «Практические основы бухгалтерского учета активов организации» Тема нашего сегодняшнего урока: «Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции» Обучающиеся записывают подтему урока: 1 - Задачи учета затрат на производство 2 - Классификация затрат на производство 3 - Система счетов для учета затрат на призводство 4 - Организация аналитического учета затрат на производство 5 - Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 6 - Учет материальных затрат 7 - Распределение заработной платы, премий, резерва на отпуск и начислений с оплаты труда 8 - Резервы предстоящих расходов 9 - Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств 10 - Учет расходов по обслуживанию производства и управления 11 - Учет расходов будущих периодов 12 - Учет потерь производства 13 - Цчет и оценка незавершенного производства 14 - Суммирование затрат производства 15 - Учет выпуска готовой продукции Исходя из темы определите, пожалуйста, цель нашего урока. Целью нашего урока является изучение представлений об основных законодательных и нормативных документов, регулирующие учет затрат на производство. Ваша главная задача на уроке: хорошо усвоить теоретический материал и научиться применять полученные знания и умения при выполнении заданий во время учебной (производственной) практики, а затем в дальнейшей вашей работе на предприятиях. Для достижения цели урока, какую работу нам необходимо провести? (Ответы студентов. Студенты планируют способы достижения намеченной цели в процессе групповой работы). Вывод преподавателя. Для того, чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, обозначим его задачи поэтапно: 1. Проверим, насколько вы усвоили ранее изученный материал: Проведем письменный (в виде тестов) опрос. 2. Изучим новый материал по теме: «Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции» 3. Закрепим изученный материал. Проведем устный опрос по вопросам: 1. Дайте определение себестоимости продукции. 4. На последнем этапе урока вам будет дано практическое задание: УЧЕТ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ Группировка затрат на производство по элементам и статьям расходов Цель занятия - усвоение группировки затрат на производство по экономическим элементам и статьям расходов. Практическое занятие № 1 На основе исходных данных сгруппировать затраты на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции. Группировку по экономическим элементам осуществить в таблице 1 и группировку по статьям калькуляции в таблице 2. Таблица 1 Затраты на производство по экономическим элементам
Таблица 2 Затраты на производство продукции по калькуляционным статьям расходов
Исходные данные: перечень элементов затрат и статей расходов промышленного предприятия.
Распределение расхода материалов по видам изготавливаемой продукции и заработной платы Цель занятия - усвоение порядка распределения расхода материалов на производство продукции по видам изготавливаемой продукции и заработной платы. Практическое занятие № 2 На основе исходных данных составить «Ведомость распределения расхода материалов по видам продукции». Составить бухгалтерские проводки по расходу материалов. Исходные данные: 1. Расход материалов по учетным ценам, руб.
2. Отклонения в стоимости материалов
Распределение израсходованных материалов осуществить в «Ведомости распределения расхода материалов» (табл. 3). Таблица 3 Ведомость распределения расхода материалов,руб.
Практическое занятие № 3 На основе исходных данных распределить косвенную, основную и дополнительно заработную плату рабочих и отчислений на социальные нужды по видам выпускаемой продукции. Составить бухгалтерские проводки по начислению заработной платы. Исходные данные: 1. На основании первичных документов (нарядов, рапортов о выработке) начислена рабочим сдельщиком за производство: - электромоторов - 987 200 руб. - станков - 763 700 руб. - приборов - 612 000 руб. 2. Основная заработная плата рабочих повременщиков и до оплаты за руководство бригадой составили (косвенная) - 224 400 руб. Косвенная заработная плата распределяется пропорционально прямой сдельной заработной плате. 3. Дополнительная заработная плата - 322 200 руб. Дополнительная заработная плата распределяется пропорционально основной заработной плате (повременной и сдельной). 4. Отчисления во внебюджетные фонды с оплаты труда (30%) - ? руб., из них: ФСС (2,9%) - ? ФОМС (5,1%) - ? ПФ РФ (22%) - ? Отчисления во внебюджетные фонды распределяется пропорционально всей заработной плате (основной и дополнительной). Распределение выполнить в «Ведомости распределения заработной платы и отчисления во внебюджетные фонды» (Таблица 4). Таблица 4 Ведомость распределения заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды по видам продукции, руб.
Практическое занятие № 4 1. Составить журнал хозяйственных операций и указать корреспонденцию счетов. 2. Составить ведомость распределения заработной платы, отчислений на социальные нужды и в резерв на оплату отпусков рабочим по цеху №1 за январь. Исходные данные: Выписки из документов по начислению заработной платы по цеху №1 за январь 20__г.
Распределение зарплаты, отчислений во внебюджетные фонды и в резерв на оплату отпусков рабочих выполнить в таблице 5.
Таблица 5 Ведомость распределения заработной платы за январь 20_г., руб.
УЧЕТ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ Учет и распределение затрат вспомогательных производств Цель занятия - усвоение порядка учета затрат и исчисление себестоимости продукции и услуг вспомогательных производств. Практическое занятие № 5 1. Подготовить журнал регистрации хозяйственных операций и составить корреспонденцию счетов по приведенным операциям. 2. Распределить услуги вспомогательного производства между потребителями. Исходные данные Журнал хозяйственных операций
Практическое занятие № 6 1. В регистрационном журнале составить на основании хозяйственных операций бухгалтерские проводки. 2. Определить себестоимость 1 кВт/часа. З. Определить стоимость услуг, оказанных электроцехом потребителям электроэнергии. Исходные данные В июле по электроцеху были произведены следующие хозяйственные операции:
Таблица 6 Отчет о расходе электроэнергии, выработанной электроцехом
Практическое занятие № 7 1. На основе исходных данных определить сумму затрат по котельному и автотранспортному цеху. 2. Определить себестоимость 1 м3 горячей воды и 1 т/км перевозки. З. Составить ведомость распределения стоимости услуг котельного и автотранспортного цехов потребителям (табл. 7). 4. Составить бухгалтерские проводки. Исходные данные Журнал хозяйственных операций
Отчет цехов об оказанных услугах
Таблица 7 Ведомость распределения стоимости услуг котельного и автотранспортного цехов по потребителям
Учет и распределение общепроизводственных расходов Цель занятия - усвоение порядка учета и распределения общепроизводственных расходов. Практическое занятие № 8 1. Подготовить журнал регистрации хозяйственных операций и составить корреспонденцию счетов по приведенным операциям. 2. Списать и распределить расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования по видам продукции. Исходные данные Журнал хозяйственных операций
Распределение оформить в Ведомости распределения (табл. 8), используя следующие данные: Таблица 8 Ведомость распределения расходов на содержание машин и оборудования по видам продукции, руб.
Практическое занятие № 9 1. Подготовить журнал регистрации хозяйственных операций, составить корреспонденцию счетов. 2. Списать и распределить общепроизводственные расходы по видам продукции пропорционально принятой базе распределения. Исходные данные Журнал хозяйственных операций
Распределение выполнить в таблице 9, используя следующие данные:
Таблица 9 Ведомость распределения общепроизводственных расходов по видам продукции, руб.
Учет и распределение общехозяйственных расходов Цель занятия - усвоить порядок учета, списания и распределения общехозяйственных расходов по видам продукции. Практическое занятие № 10 1. Подготовить журнал регистрации хозяйственных операций, составить корреспонденцию счетов по приведенным операциям. 2. Списать после распределения общехозяйственные расходы. Исходные данные Журнал хозяйственных операций
Распределение оформить в виде таблицы 10: Таблица 10 Ведомость распределения общехозяйственных расходов по видам продукции, руб.
Практическое занятие № 11 На основе исходных данных составить: - журнал хозяйственных операций и корреспонденцию счетов; - распределить общехозяйственные расходы. Исходные данные: Организация осуществляет производство двух видов продукции А и Б. Затраты организации на производство продукции в отчетном периоде составили: Общехозяйственные расходы - 68 000 руб.
1. Согласно Учетной политике организация общехозяйственные расходы распределяет между отдельными видами продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих. 2. Организация формирует на счете 20 «Основное производство» сокращенную производственную себестоимость и списывает общехозяйственные расходы на счет 90 «Продажи». Учет выпуска продукции и определение ее себестоимости Цель занятия - усвоение порядка учета выпуска продукции из производства и определения ее себестоимости. Практическое занятие № 12 На основе исходных данных составить корреспонденцию счетов и рассчитать себестоимость выпущенной из производства продукции. Исходные данные: Остатки в основном производстве
Журнал хозяйственных операций
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Цели для преподавателя: - установить уровень усвоения знаний (способов действий); - обобщить и закрепить знания (способы действий), актуальные на уроке; - определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе. Цели для обучающихся: - актуализировать знания (способы действий), необходимые для восприятия нового учебного материла (овладения новыми способами действий); - владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием; - оформлять письменные работы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Цели этапа урока достигаются посредством: - организации тестирования, по пройденному учебному материалу; - проведения оценки выявленного уровня знаний (освоения способов действий) как в целом по учебной группе, так и отдельных обучающихся; - проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе. |
2.1. Актуализация опорных знаний и способов действий (проводится опрос студентов по заданному на дом материалу с использованием дифференцированного подхода к оценке результатов усвоения): Но, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить о том, что мы проходили на прошлых занятиях. Ребята, для того чтобы проверить ваши знания по пройденным темам предлагаю вам выполнить тестовые задания. Бланки с заданиями лежат перед вами на партах. Время выполнения задания 10 минут, приступайте, пожалуйста. Время вышло, а теперь ребята обменяйтесь тестовыми бланками друг с другом и проверьте друг друга, опираясь на эталон ответов, подсчитайте сумму баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в изучении понятий; - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся посредством формирования умений рационального составления конспекта лекции. Цели для обучающихся: - понять объясняемый материал, запомнить определения изучаемых параметров, осмыслить изучаемый учебный материал, уметь применять знания для расчета и составления бухгалтерского баланса; - составить конспект по изучаемому материалу. Цели этапа урока достигаются посредством: - объяснения нового учебного материала с использованием принципа доступности, наглядности; - пояснений по рациональному конспектированию изучаемого материала. |
3.1. Проводится объяснение нового учебного материала, основные положения новой темы, тезисно выводятся на интерактивной доске (экране):
1. Задачи учета затрат на производство Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса организация, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат ее работы. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу. В себестоимость продукции включаются затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся: - затраты, непосредственно связанные с производством - затраты на подготовку и освоение производства; - расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; - расходы по управлению производством; - расходы по набору рабочей силы, по подготовке и переподготовке кадров; - расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, - расходы на рекламу, включая участие в выставках, оплата
услуг Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции В себестоимость также включаются потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли. Не включаются в себестоимость продукции затраты и потери,
относимые на счет прибылей и убытков: затраты по аннулированным заказам,
затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные Основными нормативными документами, определяющими
организацию учета производственных издержек, являются ПБУ 18/2002 «Учет
расчетов по налогу на прибыль», гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на
прибыль организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Глава 25 НК Правильная организация учета затрат на производство Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются: - учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции; - своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции; - исчисление (калькулирование) фактической себестоимости продукции; - контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресурсов; - выявление резервов снижения себестоимости продукции; - предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений.
2. Классификация затрат на производство В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах. По месту их возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное). Основное производство - то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для продажи. Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его. По видам расходов затраты группируют: - по элементам затрат; - по статьям затрат (калькуляции). Затраты организации на производство продукции складываются из следующих элементов: - материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); - затраты на оплату труда; - начисления страховых взносов во внебюджетные фонды; - амортизация основных средств (фондов); - прочие затраты (телефонные, командировочные и др.). Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Затраты по экономическим элементам сгруппированы на соответствующих балансовых счетах: - счет 10 «Материалы», - счет 70 «Расходы по оплате труда» и т. д. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются и учитываются по статьям калькуляции. На промышленных предприятиях установлена типовая номенклатура калькуляционных статей затрат, которую можно представить в следующем виде: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; 6) отчисления на социальное страхование и обеспечение; 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; Итого: производственная себестоимость. 12) расходы на продажу; Всего: полная себестоимость.
Затраты по первым одиннадцати статьям образуют производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют расходы на продажу продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. Поэтому данные статьи называются калькуляционными. По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные (косвенные). Прямые затраты - это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.). Накладные, или косвенные, одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования и т. д.). Их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения. В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты. Переменные - это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относят затраты на материалы и оплату труда. Условно-постоянными считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относят расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортизационные отчисления. В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов. К единовременным (однократным) относят расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Четкое разделение затрат производства на текущие и
единовременные По участию в процессе производства затраты классифицируют на производственные и расходы на продажу. Расходы организации в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: - расходы по обычным видам деятельности; - прочие расходы. Для целей налогообложения затрат в соответствии со ст.
3. Система счетов для учета затрат на производство Для учета затрат на производство планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 28 «Брак в производстве»; 97 «Расходы будущих периодов»; 96 «Резервы предстоящих расходов».
Для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируют по видам изготавливаемой продукции на счете 20. Счет по отношению к балансу - активный,
сальдовый, по назначению -
Счет 20 «Основное производство»
Для определения себестоимости продукции и услуг вспомогательных производств используют счет 23 «Вспомогательные производства». По назначению, экономическому содержанию и по отношению к балансу этот счет соответствует счету 20 «Основное производство».
Счет 23 «Вспомогательные производства»
Счет 97 «Расходы будущих периодов»
Производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания на предприятии резервов для предстоящих расходов (например, резерв на оплату отпусков рабочим). Для этих целей используют отчетно-распределительный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Счет пассивный, характеризует состояние хозяйственных процессов.
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»
Учет затрат на исправление брака и средств, затраченных на
окончательный брак, ведут на калькуляционном счете 28 «Брак в производстве».
Счет активный, сальдо не имеет, в балансе не отражается. Счет 28 «Брак в производстве»
Учет расходов по управлению и обслуживанию производств ведут на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». На счете 25 отражаются затраты цеха, на счете 26 учитывают расходы по управлению предприятием. Счета 25 и 26 активные, сальдо не имеют, в балансе не отражаются. Затраты, отнесенные в течение месяца на эти счета, в конце месяца распределяются между видами продукции пропорционально принятой базе распределения.
Счет 25, субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования»
Счет 25 «Общепроизводственные расходы»
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
Система производственных счетов позволяет сгруппировать затраты и вести их учет в следующей последовательности: - отражаются элементы затрат за месяц на дебете производственных счетов (материалы, заработная плата, амортизация и т. д.); - списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы данного месяца; - общепроизводственные расходы списываются или распределяются между услугами вспомогательных производств; - суммируются и распределяются общепроизводственные расходы основных цехов; - определяются потери от брака и включаются в себестоимость продаж; - определяется себестоимость незавершенного производства, основного производства и выпущенной продукции.
4. Организация аналитического учета затрат на производство Особо важное значение имеют правильная организация аналитического учета и его своевременность. Данные аналитического учета - база сведений или необходимая информация для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Данные аналитического учета используются при составлении внутренней отчетности, строящейся на информации о видах, количестве, единицах измерения, цехах-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции. Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство. По счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» аналитический учет организуется по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ (цех). Для этого разработаны регистры аналитического учета производства. Аналитический учет в развитие синтетического счета 20 «Основное производство» должен обеспечить группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и конец месяца, по затратам за отчетный месяц. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по производственным подразделениям, видам выпускаемой продукции и видам затрат на производство. При цеховой структуре управления аналитический учет затрат необходимо организовать в разрезе каждого цеха по статьям расходов. Аналитический учет общехозяйственных расходов (счет 26) и других расходов (счет 96 «Резервы предстоящих расходов», счет 97 «Расходы будущих периодов») ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат. Регистрация хозяйственных операций, накапливание и группировка информации о них осуществляются в регистрах бухгалтерского учета. На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно-заборных карт, нарядов на выполнение работ и др.), составляются регистры распределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений от заработной платы, распределения общепроизводственных расходов. Информация, рассчитанная в ведомостях, группируется по статьям калькуляции и цехам. При нормативном методе учета затрат указанные показатели расшифровываются по нормам, отклонениям от норм, изменениям норм. Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется по отдельным производственным подразделениям, в отношении которых имеют место общепроизводственные расходы по видам затрат. Так, в счет 25 включены статьи: амортизация оборудования и транспортных средств, эксплуатация оборудования, текущий ремонт оборудования и транспортных средств и пр. Аналитический учет общехозяйственных расходов осуществляется по каждой статье управленческих расходов. Синтетический учет производственных затрат по цехам и общехозяйственных расходов по предприятию в целом позволяет подсчитать кредитовые обороты на конец месяца по производственным счетам, составить отчетную калькуляцию, которая сравнивается с плановой.
5. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости родукции 5.1. Калькулирование себестоимости Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляции: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм или смет. Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода. Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и продажу продукции и используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости. Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта. Производственный учет, являясь частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, связанных с производственными затратами. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) можно подразделить условно на 3 этапа: 1. Исчисление себестоимости всей выпущенной продукции в целом. 2. Определение фактической себестоимости по каждому виду продукции. 3. Определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы. Калькулирование себестоимости продукции является необходимым процессом при управлении производством. Содержащаяся в современных системах калькулирования информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать: - целесообразность дальнейшего выпуска продукции; - установление оптимальной цены на продукцию; - оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции; - целесообразность обновления действующей технологии; - оценку качества работы управленческого персонала. Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при котором определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. В зависимости от организации и технологии производства, вида и ассортимента производимой продукции применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции: - нормативный; - позаказный; - попередельный; - попроцессный (простой).
5.2. Позаказный метод учета Его применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах. При этом методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции в карточке учета производства. Учет прямых затрат по заказу ведут на основании первичных документов, отражающих расход материалов, заработной платы, выработку и т. д. Косвенные (накладные) расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или отрасли способам. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа, что является существенным недостатком этого метода. Себестоимость частично выполненного заказа определяют условно, на основании плановой или фактической калькуляции аналогичного изделия, изготовлявшегося ранее, с учетом изменения в его конструкции, технологии, условий производства. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения. Окончание работ по заказу фиксируют в приемо-сдаточной накладной, акте на сдачу выполненных готовых изделий. Себестоимость одного изделия определяется делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий.
атраты по предприятию в целом - 93000 руб. 5.3. Попередельный метод учета затрат на производство Попередельный метод затрат применяется там, где процесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел (текстильная продукция, черная металлургия и т. д.). Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов. Прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела.
Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям как покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Предприятие имеет 3 передела. Изготовлено 200 изделий.
Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 15
000 руб., затраты на обработку составили 8000 руб. ІІІ передел = 10 000 руб. / 200 ед. = 50 руб.
5.4. Нормативный метод учета затрат на производство Нормативный метод учета затрат на производство применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. На таких производствах отдельные виды затрат учитывают по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируют изменение текущих норм в результате организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. Фактическую себестоимость продукции определяют сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм: Фс = Hс ± Он ± Ин,
Он - отклонение от текущих норм (экономия или перерасход); Ин - изменение норм (в сторону увеличения или уменьшения).
Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т. д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение. Положительные отклонения - экономия, достигнутая при раскрое металла, при более полном использовании сырья и материалов с наименьшими отходами, сокращении времени на обработку деталей и на их сборку. Отрицательные отклонения - дополнительное использование сырья и материалов сверх установленных норм, увеличение отходов:
Индекс (%) = Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства. Учет затрат по нормам и отклонений от них ведут только по прямым расходам (сырье, материалы, зарплата). Нормативный метод учета затрат на производство призван выполнять 2 функции: - обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно отклонений от норм; - обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.
5.5. Попроцессный (простой) метод учета Этот метод учета затрат применяется на предприятиях с ограниченной номенклатурой и где незавершенное производство отсутствует (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. д.). Прямые и косвенные затраты производства учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех производственных затрат на количество продукции.
6. Учет материальных затрат Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства. Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный. Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях. Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов. Метод партионного раскроя широко применяют в машиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленности и ряде других (в мясной, молочной и пищевой при производстве консервных банок). При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода. Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением изготовленной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам. Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности. По истечении 1-го месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов. Списание материалов в производство может происходить по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Применяемый предприятием порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.
6.1 Учет отходов При обработке материалов образуются отходы производства. К ним относят остатки материалов, которые получились в результате технологической обработки. Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции или во вспомогательных цехах для хозяйственных нужд, или реализованы, называют возвратными, или ценными. Отходы, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы, называют безвозвратными. Возвратные отходы уменьшают сумму затрат на производство, поэтому их списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 10 «Материалы». На основании накладных, по которым сданы отходы, составляют группировочную ведомость отходов.
7. Распределение заработной платы, премий, резерва на отпуск и начислений с оплаты труда Распределить начисленную заработную плату, премии и т. п. -
значит правильно отнести их сумму в дебет производственных счетов, т. е.
включить в себестоимость продукции, работ и услуг или использовать прочие
источники В случае невозможности отнесения некоторых видов расходов на оплату труда по прямому признаку распределение их по видам продукции (заказам) производится пропорционально заработной плате по нормам. Учитывается начисленная заработная плата по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Сдельная заработная плата производственных рабочих учитывается по дебету счетов 20 «Основное производство» и 25 «Вспомогательные производства» на основании документов (наряды на сдельную работу, маршрутные листы и т. п.) в разрезе заказов (видов) изделий и выполненных работ как прямая статья калькуляции. Если же производственным рабочим начисляется повременная заработная плата, то она распределяется между заказами и видами работ пропорционально сдельной заработной плате (дебет счетов 20 и 23). Повременная заработная плата начисляется вспомогательным рабочим по наладке оборудования, его смазке, чистке, текущему ремонту, относится в дебет счета 25/1 по статьям затрат. Заработная плата, начисленная специалистам и служащим цехов, относится в дебет счета 25, а административноуправленческому персоналу и служащим организации в дебет счета 26 по соответствующим статьям. Единовременные премии, начисленные всем категориям работников за счет прибыли, относят в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредит счета 70, а включаемые в себестоимость относят в дебет счетов 20, 25 и кредит счета 70. Доплаты, начисленные рабочим за работу в ночное и сверхурочное время, распределяются между заказами и видами работ пропорционально сдельной или повременной заработной плате в дебет счетов 20 и 23. Заработная плата, начисленная рабочим (оплата дополнительных перерывов на кормление ребенка, времени выполнения государственных обязанностей, льготных часов подростков и т. п.), может быть отнесена к прямой статье калькуляции и распределяется между заказами и видами работ пропорционально основной заработной плате (Д-т 20 и 23). Одновременно с распределением заработной платы создается резерв на оплату отпусков рабочим. Сумма резерва включается в себестоимость продукции, работ и услуг и относится в дебет тех же счетов и статей, на которые отнесена заработная плата рабочих (Д-т 20,23 25 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»). Вместе с распределением начисленной заработной платы,
премий и образованием резерва на отпуска рассчитываются суммы страховых
взносов во внебюджетные фонды. Суммы страховых взносов включаются в
себестоимость Распределение заработной платы и прочих перечисленных затрат производят на основании первичных документов по учету труда и заработной платы. Заработная плата и страховые взносы распределяются по счетам затрат: Д-т 20, 23, 25, 26, 28 K-T 70, 69.
Порядок формирования и учета резервов (оценочных обязательств) регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Минфина России от 29.07.98 № 34н (в ред. от 24.12.2010 № 186H) и ПБУ 8/2010 - предстоящую оплату отпусков работникам; - выплату вознаграждений по итогам года; - гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Для отражения операций по учету таких резервов (оценочных обязательств) используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Наиболее распространенным является резервирование заработной платы за время очередных отпусков, так как обычно отпуска предоставляются в течение года неравномерно, что приводит к искажению себестоимости продукции, работ, услуг. Резерв на оплату отпусков должны формировать все организации за исключением субъектов малого предпринимательства, не являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Формирование резерва на оплату отпусков осуществляется
следующим образом: Зарезервированные суммы резерва (оценочные обязательства)
отражают по кредиту счета 96, субсчет «Резерв на оплату отпусков», в дебет
тех счетов, на которые отнесена начисленная заработная плата: Величину оценочных обязательств в виде резерва на оплату отпусков необходимо периодически уточнять (как минимум ежеквартально). Если в результате переоценки обязательств оказалось, что
остатка неиспользованного резерва недостаточно, чтобы рассчитаться с
персоналом по отпускным, тогда делают дополнительные бухгалтерские записи на
сумму пополнения резерва для каждой категории работников: Д-т 25 К-т 96, Если оценочное обязательство оказалось в избытке, тогда излишки резерва списывают на прочие доходы: Д-т 96 К-т 91.
Синтетический учет по счету 96 ведут в корреспонденции: Д-т 25 К-т 96, Пример В учетной политике для целей бухучета ООО «Дон» прописано, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков работников определяется на конец каждого квартала по категориям работников исходя из количества неиспользованных дней отпуска, среднедневного заработка и среднего числа дней в месяце (29,3). В январе среднесписочное число работников 110 чел., месячный ФОТ - 2750 000 руб. На 1 января величина оценочного обязательства (сальдо кредитовое на счете 96) была нулевой. ООО «Дон» уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по ставке 30% и на обязательное страхование от несчастных случаев по ставке 0,2%. Решение:
9. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательных производств К вспомогательным производствам относят энергетические, транспортные хозяйства, ремонтно-механические, ремонтно-строительные мастерские, компрессорный, инструментальный цеха, холодильники и др. Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции: Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др. Затраты подразделений, обслуживающих производство, но не выпускающих продукцию, не выполняющих работы, услуги, С 2021 года можно относить на счет 25 «Общепроизводственные расходы». Затраты таких подразделе ний в конце месяца распределяют между цехами, выпускающими продукцию, выполняющими работы, оказывающими услуги. По окончании месяца затраты вспомогательных производств
распределяют между потребителями услуг пропорционально количеству
потребленных услуг в соответствующих единицах измерения (1 кВт-ч
электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м³ сжатого воздуха, 1
м³ воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля и др.) в
корреспонденции: Различают простые и сложные вспомогательные производства. Простые имеют однопериодный технологический цикл и выпускают однородную продукцию (энергоцех, компрессорный и парокотельный цехи и др.). Сложные вспомогательные производства - инструментальный, ремонтный, транспортный цехи - выполняют различные виды работ, оказывают услуги, прошедшие множество технологических операций. Расчет фактической себестоимости производится по каждому виду работ и продукции в отдельности по заказам и статьям калькуляции. Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательных производств оформляют следующими документами: - накладными - количество изготовленных и сданных на склад инструментов; - акты приема-сдачи отремонтированных объектов; - путевые листы - объем перевозок транспортного цеха; - справки главного механика, главного технолога - объем работ и услуг, выполненных простым производством. Услуги, оказанные вспомогательными цехами друг другу, называются встречными. Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости. Услуги, оказанные основным потребителям (заводоуправление и цехи основного производства), оцениваются по фактической цеховой себестоимости. Аналитический учет затрат вспомогательных производств организуется: - в разрезе калькулируемых объектов; - по подразделениям и видам затрат.
На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки и распределить затраты котельной между потребителями пара. Журнал хозяйственных операций
Решение: Фактическая себестоимость 1 т пара равна: 30985 руб. / 2500 т = 12,394 руб. Списываем затраты парокотельной на потребителей: - отопление цеха: 12,394 руб. * 2000 т = 24788 руб. - отопление офиса: 12,394 руб. * 500 т = 6197 руб.
Счет 23 «Вспомогательное производство»
Расчет результатов распределения производится в «Справке-расчете распределения косвенных расходов».
10. Учет расходов по обслуживанию производства и управления К расходам по обслуживанию производства и управления относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы возникают в организациях, занимающихся производством продукции. Общехозяйственные могут быть в любой организации. Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов организуется исходя из того, что они являются косвенными.
Для обобщения сведений о косвенных затратах на производство, предназначен активный собирательно-распределительный счет 25 «Общепроизводственные расходы». На счете 25 учитывают следующие расходы: - заработную плату специалистов и служащих цеха; - производственные премии; - компенсационные начисления за особые условия на работе; - страховые взносы во внебюджетные фонды; - содержание и ремонт производственных зданий; - амортизацию зданий производственных подразделений и др. - затраты, необходимые для эксплуатации оборудования, задействованного в производстве, в том числе затраты на поддержание его в рабочем состоянии и ремонт, топливо, электроэнергия и т. д. - платежи за арендуемые для производства продукции помещения, машины, оборудование; - расходы на охрану и уборку производственных помещений. Кроме того, на счете 25 отражаются коммунальные платежи, в том числе за отопление, освещение, водоснабжение, обеспечение электричеством и т. д. На 25 счет списывают платежи за аренду имущества, задействованного в производстве, в том числе за арендованные: машины; оборудование и т. д. А также на счет 25 относят расходы, возникающие в связи с использованием материалов в общепроизводственных целях, привлечением сторонних исполнителей, подрядчиков и посредников, формированием оценочных обязательств, поэтапным списанием расходов будущих периодов. В течение месяца в дебет счета 25 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в кор респонденции: Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 71, 60. В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому подразделению полностью включают в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомогательных производств (Д-т 20, 23 К-т 25) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения. Базой распределения может быть одно из значений: - объем выпуска; - оплата труда; - материальные затраты; - выручка; - прямые затраты. Распределение общепроизводственных затрат проходит в два этапа (комбинированным способом). На первом этапе распределяются затраты подразделений, которые выпускают продукцию (работы, услуги). Такие затраты распределяются по номенклатурным группам внутри каждого производственного подразделения по правилам, указанным в учетной политике. На втором этапе все оставшиеся затраты (затраты обслуживающих подразделений) распределяются между производственными подразделениями, а затем по номенклатурным группам. Детальный расчет результатов распределения приводится в справках-расчетах: - Распределение косвенных расходов; - Себестоимость выпущенной продукции и услуг.
Пример 1 ООО «Малыш» изготавливает два вида продукции - тетради и
блокноты. - плата за аренду цеха - 30 000 p. - коммунальные платежи - 10 000 p. - зарплата начальника цеха с начисленными на нее взносами -
80 000 p. Д-т 25 К-т 76 - 30 000 р. плата за аренду цеха;
ООО «Малыш» распределяет отраженные на 25 счете
расходы пропорционально прямым затратам на изготовление продукции. по тетрадям - 0,55 (55 000 p. / 100 000 p.); Распределены общепроизводственные затраты на изготовление
продукции: Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по
отдельным производственным подразделениям в разрезе статей расходов. 10.2. Учет управленческих расходов Управленческие расходы - расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом. К управленческим расходам относят: - заработная плата аппарата управления; - командировочные расходы; - представительские расходы; - содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны; - страховые взносы во внебюджетные фонды. 2. Прочие расходы: - почтово-телефонные, телеграфные, типографские; - расходы на содержание оргтехники; - расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы; - оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; - расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение); - амортизация основных средств общехозяйственного назначения; - расходы по подготовке кадров; - проведение опытов, испытаний и др. Учет управленческих расходов ведут активном счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все расходы,
относимые в состав управленческих, с кредита различных счетов: Согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы», счет 26 «Общехозяйственные
расходы» применяется исключительно для учета управленческих расходов.
Управленческие расходы не включаются в фактическую себестоимость готовой продукции
и в конце месяца в полном объеме признаются в составе расходов (метод учета
затрат Директ-костинг): ФСБУ 5/2019 запрещает включать управленческие расходы в фактическую себестоимость всех запасов, за исключением случаев, когда такие расходы непосредственно связаны с производством продукции. Общехозяйственные расходы, связанные с производственным
процессом, Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в оборотной ведомости в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов по счету 26.
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу. К представительским расходам относят затраты: - по проведению официального приема (завтрака, обеда) представителей; - на транспортное обеспечение участников, посещение ими культурно-зрелищных мероприятий; - по буфетному обслуживанию во время переговоров. Указанные расходы включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг) в пределах утвержденных смет на отчетный год. Общая сумма
расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции
(работ, Согласно гл. 25 НК РФ норма для исчисления представительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, величина расходов. Оправдательными документами могут служить договоры со сторонними организациями на предоставление соответствующего рода работ, платежные поручения, чеки ККМ и др. Представительские расходы в бухгалтерском учете организации
отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции: Сумма представительских расходов включается в себестоимость продукции без НДС. Весь НДС по представительским расходам относят на счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», но возмещают из бюджета только ту часть налога, которая соответствует нормативной величине представительских расходов. НДС по сверхнормативным расходам списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом сумма НДС по сверхнормативным расходам не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Бухгалтерские проводки:
Пример 1 В июле АО «Альфа» принимало делегацию ООО «Вета». Расходы АО «Альфа» составили: - буфетное обслуживание - 1200 руб., включая НДС 200 руб.; - посещение театра - 500 руб., НДС не облагается; - транспортное обслуживание делегации - 600 руб., включая НДС - 100 руб. Бухгалтер АО «Альфа» составила акт об отнесении затрат представительских расходов.
AKT об отнесении затрат к представительским
Пример 2 В первом полугодии ООО «Каскад» понесло расходы по транспортному обслуживанию делегации, прибывшей для ведения переговоров. Транспортные услуги составили 35 400 руб., включая НДС - 5400 руб. Расходы по оплате труда сотрудников ООО «Каскад» составили 300 000 руб. Нормативная величина представительских расходов за первое полугодие составляет: 300 000 руб. х 4% = 12 000 руб. Сумма НДС, соответствующая нормативной величине представительских расходов, равна: 12000 руб. х 20% = 2400 руб. Бухгалтерские записи:
Расходы будущих периодов - затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В качестве расходов будущих периодов в соответствии с Нормативными правовыми актами могут учитываться следующие расходы: 1. В соответствии с ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в составе расходов будущих периодов отражаются расходы, связанные с выполнением договоров строительного подряда, понесенные в связи с предстоящими работами, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам. 2. В ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» установлено, что в составе расходов будущих периодов компания вправе учитывать фиксированный разовый платеж, который она уплатила за право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (за исключением права использования, наименования места происхождения товара). Эти расходы списы ваются в течение срока действия лицензионного договора; 3. На основании ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» в составе расходов будущих периодов могут учитываться дополнительные расходы по займам и кредитам, начисленные проценты на вексельную сумму дисконтных векселей, начисленные проценты и (или) дисконт по облигации. Эти затраты относятся в последующие периоды на прочие расходы. 4. В составе будущих периодов учитывается стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, в случаях: освоения новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы); при подготовке и освоении производства новых видов продукции и новых технологий и др. В дебет активного счета 97 «Расходы будущих периодов»
стоимость отпущенных материалов и других расходов относят в случаях, когда
возникает необходимость распределения затрат на ряд отчетных периодов: Международные стандарты не содержат такого понятия, как расходы будущих периодов, а счет в Плане счетов РФ пока есть. В связи с планируемым переходом на МСФО в бухгалтерском балансе больше нет отдельной строки «Расходы будущих периодов». Сальдо счета 97 «Расходы будущих периодов» может отражаться в бухгалтерском балансе: - в составе статьи «Прочие внеоборотные активы», если формирование расходов будущих периодов связано с активами, отражающимися в разделе бухгалтерского баланса (например, так нужно отражать суммы фиксированных разовых платежей по письменным лицензионным договорам, если срок использования данных прав превышает 12 месяцев); - в составе статьи «Запасы» или статьи «Прочие оборотные активы» - если формирование расходов будущих периодов связано с активами, отражающимися в разделе ІІ бухгалтерского баланса (например, расходы на приобретение материалов, используемых для подготовительных работ в сезонных производствах). Расходы будущих периодов ежемесячно или при наступлении отчетного периода, к которому они относятся, списываются на счета учета затрат на производство и расходов на продажу: Д-т 20 (23, 25, 26, 44, ...) К-т 97 — списаны расходы будущих периодов на счета затрат. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предполагает два способа списания расходов будущих периодов.
1. Равномерно в течение определенного срока.
Пример Компания-лицензиат уплатила лицензиару фиксированный разовый платеж за право использования его интеллектуальной собственности сроком на три года. Затраты на приобретение лицензии составили 360 000 руб. После оплаты следует сделать проводку: Срок списания расходов будущих периодов определяется сроком
действия договора. Ежемесячно в течение действия лицензии следует сделать
проводку:
2. Пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).
АО «Дон» решило выпускать новый вид продукции. Подготовительные
расходы, связанные с освоением нового вида продукции, составили 120 000 руб.
Эта сумма была отражена по дебету счета 97 как расходы будущих периодов. Фактический выпуск продукции по годам составил: Годовая сумма расходов будущих периодов, подлежащая списанию,
будет рассчитана так: во второй год - 400/1000 х 120 000 руб. = 48000 руб. Ежемесячно бухгалтер АО «Дон» будет делать проводку: в первый год: во второй год:
12. Учет потерь производства Наряду с производственными затратами в процессе производства могут возникать и непроизводственные расходы. Учет потерь производства позволяет определить их размер,
выявить причины, виновников и суммы, подлежащие возмещению.
12.1. Потери от брака в производстве Браком считается продукция, которая в силу имеющихся дефектов не может быть использована по ее прямому назначению. Различают брак: В зависимости от места обнаружения различают брак: - внутренний - выявленный на предприятии; Неисправимый брак оформляется актом о браке, который составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Себестоимость внутреннего исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов, израсходованных на исправление брака, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов. С рабочих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают стоимость исправления брака, а по неисправимому - стоимость материалов за вычетом отходов, сумму основной зарплаты, за исключением стоимости брака по цене лома.
В механическом цехе признаны неисправимым браком 3 детали. Затраты на 1 деталь по норме составили: - материалы по учетной цене - 300 руб.; - транспортно-заготовительные расходы 5% - 15 руб.; - исключается стоимость отходов - 10 руб.
Синтетический учет потерь от брака ведут на активном калькуляционном счете 28 «Брак в производстве». По дебету счета 28 отражают: Для списания невозмещенных потерь от брака, то есть разницы
между оборотами счета 28, необходимо определить, какого рода потери, и если
потери от брака: Остатков на конец месяца по счету 28 не бывает. Аналитический учет по счету 28 ведут в каждом цехе по видам продукции в ведомости «Затраты цехов».
12.2. Потери от простоев Простои могут происходить по внутренним и внешним причинам. К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные неподачей энергии со стороны, непоступлением материалов или топлива и т. п. Такие простои оформляют актом, утверждаемым руководителем предприятия. В акте дают характеристику простоя, его продолжительность в днях или часах с указанием времени начала и конца простоя, рассчитывают потери от простоя, определяют причины и виновников. Расходы по простоям из-за внешних причин складываются из основной заработной платы рабочих за время простоя, дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование, а также стоимости топлива и энергии, непроизводительно затраченных во время простоя. Все эти затраты отражаются на дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы» по статье «Потери от простоев». На израсходованные за время простоев суммы предъявляют претензию виновной организации. При этом дополнительно к указанным суммам начисляют расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. До получения возмещения потерь в учетных регистрах не записывают суммы предъявленных претензий. При получении этих сумм их отражают по кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы» по той же статье и дебету счета 51 «Расчетные счета». В расходы по простоям по внутренним причинам (возникшим в
цехах) относят основную заработную плату рабочих, стоимость израсходованного
топлива и энергии. Эти расходы отражают на дебете счета 25
«Общепроизводственные расходы» по статье «Потери от простоев». Д-т 90/2 К-т 26. Такие проводки отражаются только в бухгалтерском учете. В налоговом учете нет понятия сверхнормативных затрат. Затраты учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, если они экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
13.Учет и оценка незавершенного производства Продукция, не прошедшая всех стадий обработки и не принятая отделом технического контроля, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком, называются незавершенным производством (НЗП), а затраты, относящиеся к ним, - затратами незавершенного производства. С 2021 г. НПЗ относится к запасам. Порядок его учета организуют в соответствии с ФСБУ 5/2019. Прежде чем определить затраты на выработанную и сданную на склад продукцию, необходимо отделить их от затрат, относящихся к незавершенному производству, так как в течение месяца эти затраты учитываются вместе. Для исчисления размеров незавершенного производства необходим учет движения остатков деталей, узлов и т. п. Точные данные об остатках затрат в незавершенном производстве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного производства. В инвентаризационную ведомость комиссия вносит количество оставшихся в производстве деталей, узлов, не сданной на склад продукции с отражением стоимости израсходованных материалов и оплаченного труда согласно технологическим картам. Незавершенное производство и готовую продукцию учитывают по фактической себестоимости. Для массового и серийного производства ФСБУ 5/2019 устанавливает еще два варианта: - как прямые затраты без учета косвенных; Как и все запасы, незавершенное производство нужно проверять на обесценение и сравнивать с чистой стоимостью продажи (п. 28 ФСБУ 5/2019). Стандарт приводит примеры признаков обесценения: моральное устаревание запасов, потеря ими своих первоначальных качеств, снижение их рыночной стоимости, сужение рынков сбыта запасов. Незавершенное производство и готовую продукцию при массовом и серийном производстве допускается оценивать: - в сумме прямых затрат без учета косвенных; - в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам. В производствах, где имеются постоянно переходящие остатки незавершенного производства, для определения затрат, относящихся на выпущенную продукцию, необходимо ежемесячно оценивать их. Себестоимость выпущенной продукции при этом определяют следующим образом: к незавершенному производству на начало месяца прибавляют затраты на производство за месяц, вычитают возвращенные и списанные суммы, а также незавершенное производство на конец месяца. Незавершенное производство формируется не только по 20-му
счету. Вспомогательные цеха и обслуживающие производства и хозяйства тоже
могут формировать стоимость активов, что относятся к незавершенному
производству. Поэтому одной из характеристик НЗП является место формирования
стоимости: Управленческие расходы не могут входить в стоимость незавершенного
производства и готовой продукции (п. 18 ФСБУ 5/2019). Поэтому, счет 26
«Общехозяйственные расходы» закрывается на счет 90 «Продажи». Фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции (готовой к продаже или уже реализованной), которая списывается с кредита счета 20, определяется следующим образом: Счет 20 «Основное производство»
Сальдо по счету 20 определяется ранее кредитового оборота, и поэтому необходимо сначала произвести оценку незавершенного производства, а затем списать затраты на выпущенную продукцию.
Пример Требуется рассчитать фактическую себестоимость
НЗП по изделию «П», если затраты материалов составили 5000 руб., ТЗР - 10%,
возвратные отходы (-2%). Начислена заработнаяплата в сумме 10000 руб.
Общепроизводственные расходы составляют по отношению к начисленной заработной
плате 45%, а общехозяйственные расходы - 55%.
14.Суммирование затрат производства Под суммированием затрат на производство понимается информация
по обобщению всех ранее собранных затрат и прочих расчетов, позволяющих
определить общий объем затрат организации в процессе производства за отчетный
период. Эта информация позволяет судить о рентабельности производства
продукции или выполнения работ, услуг, об уровне устанавливаемых в
организации цен, о конкурентоспособности продукции. 2) в разрезе комплексных расходов (счета 96, 23, 97, 20, 23, 25, 26, 28). По каждому цеху или подразделению все затраты собирают в отдельных ведомостях. После того как отражены затраты по цехам, подсчитаны и сбалансированы итоги, суммируют итоги всех цеховых ведомостей. Далее определяются затраты и результаты производственной деятельности в целом. На этом этапе все затраты группируются по элементам затрат и статьям калькуляции, оценивается незавершенное производство. После суммирования затрат на производство за отчетный месяц и определения остатков незавершенного производства методом, установленным учетной политикой, определяется кредитовый оборот по счету 20 «Основное производство». Кредитовый оборот - это фактическая производственная себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Для ведения сводного учета затрат на производство применяют ведомость сводного учета затрат на производство. Заполняют ее на основании аналогичных ведомостей за прошлый месяц. Фактическую себестоимость готовой продукции в ведомости определяют по каждой статье затрат следующим образом: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себестоимость окончательного брака, суммы недостач и остатков незавершенного производства на конец месяца.
15.Учет выпуска готовой продукции Изделия, которые прошли все стадии технологической обработки и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются готовой продукцией. Сдачу продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в двух экземплярах: один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской в приемке продукции остается в цехе. В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц. В конце месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции. Производственную себестоимость готовой продукции по видам изделий или заказам определяют по данным аналитического учета основного производства. Выявленные суммы себестоимости каждого вида изделий проставляют в ведомости выпуска готовой продукции, а потом складывают все эти суммы и получают фактическую себестоимость всего выпуска. После этого устанавливают суммы отклонений фактической себестоимости от плановой (экономию или перерасход) как по видам продукции, так и по всему выпуску в целом. Для сверки данных аналитического учета по счету 20 «Основное производство» с синтетическими счетами рассчитывают себестоимость товарной продукции. Основой для расчета себестоимости товарной продукции являются итоговые данные по дебету счета 20 «Основное производство», суммы коррективов по статье «Издержки производства, связанные с неисправимым браком продукции и стоимостью ценных отходов» и стоимостью незавершенного производства на начало и конец месяца. По данным ведомости выпуска, сверенной с расчетом себестоимости товарной продукции, производят запись: Д-т 43 «Готовая продукция» К-т 20 «Основное производство».
Обучающиеся слушают, осмысливают, конспектируют, озвучивают заранее подготовленные материалы по теме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление учебного материала (способов действий). Цели для преподавателя: - получить достоверную информацию о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения; - организовать активные самостоятельные действия обучающихся с содержанием нового материала. Цели для обучающихся: - самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в измененной ситуации. Цели этапа урока достигаются посредством: -организации работы по решению расчетных задач; - проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе, оценка индивидуальной работы обучающихся.
|
Закрепление изученного материала проводится в виде фронтального опроса и выполнения самостоятельной работы в виде решения задачи: 4.1. Фронтальный опрос по вопросам: Фронтальный опрос учащихся группы: 1. Дайте определение себестоимости продукции. Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы. Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы. Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов. Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы; Правильные ответы и критерии оценки представлены на интерактивной доске. Студенты проводят самооценку усвоения материала. 4.2. Тестирование: 1.В основе деления затрат на прямые и косвенные лежит: 6. При списании расходов сборочного цеха делают
бухгалтерскую запись: 13. Отражаются ли общепроизводственные расходы в балансе? в) 82.
Ответ:
Критерии оценки:
4.3. Решение задач (задание на самостоятельную работу выводится на интерактивную доску (экран): Сейчас проведем самостоятельную работу по решению задач. Навыки, которые вы получите при выполнении самостоятельной работы, пригодятся при выполнении курсовых и дипломных работ (ВКР).
При оценивании практических занятий и самостоятельной работы студента учитывается следующее: - качество выполнения практической части работы; - качество оформления отчета по работе; - качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы. Каждый вид работы оценивается по пяти бальной шкале. «5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа. «4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности. «3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения. «2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Контрольно-оценочный этап. Цели для преподавателя: - провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; Цели для обучающихся: - иметь собственную оценку результатов урока в целом и своей учебной деятельности в частности; Цели этапа урока достигаются посредством: - контроля, коррекции, оценивания и обоснования отметок обучающимся; |
5.1. Контрольно-оценочный этап. Взаимопроверка ответов на основе критериев для измерения достигнутых результатов (ОК и ПК) с заданными. Преподаватель выборочно проверяет правильность произведенных расчетов. Студенты формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, по эталону, создается ситуация успеха для каждого обучающегося. Ситуация успеха заключается даже в выявлении и исправлении ошибки. Преподаватель ставит перед студентами задачу оценивания своей деятельности – определения соответствия достижения обучающихся заданным результатам урока. Обсуждение результатов оценки. Проводится анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи. Выявление границ нового знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексивный этап. Подведение итогов урока. Задание на дом. Цели для преподавателя: - организовать оценку результатов деятельности обучающимися, перспектив последующей работы; - поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - иметь собственную оценку результатов урока: способов, проблем, путей решения и др.; - уяснить цели и содержание домашнего задания. Цели этапа урока достигаются посредством: - собственной оценки деятельности обучающимися; - определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания; - создания условий для дифференцированного выбора обучающимися заданий для самостоятельной работы. |
6.1. Подведение итогов урока. Рефлексия. А завершить наш урок я предлагаю следующим образом, я буду говорить незаконченное предложение, а вы ребята его продолжать. Сегодня на уроке я узнал(а)…………. Самым интересным для меня было………….. Какие достигли мы поставленных целей, делаем вывод…………… Преподаватель формирует установку на улучшение результатов деятельности, студенты анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи. Выявление границ нового знания. Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что цели, поставленные в начале занятия мы достигли. Мы узнали: - определение себестоимости продукции - как определяется фактическая себестоимость продукции при
нормативном методе учета затрат - в каком учетном регистре суммируют расходы на
производство
Полученные знания, помогут вам при выполнении последующих заданий. Сообщение оценок за урок. (Объявляются оценки, полученные в ходе урока, комментируется каждая оценка). Переходим к заключительному этапу нашего занятия. 6.2. Задание на дом. Ребята, запишите пожалуйста домашнее задание: 1) изучить статьи Налогового Кодекса РФ (на сайте КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/); 2) ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль» 3) ПБУ 10/99 «Расходы организации» 4) ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» 5) ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» 6) ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» 7) ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» 8) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (в ред. от 24.12.2010 № 186H) 9) составление плана конспекта, работа с лекциями, подготовка к тестовому контролю, подготовка к практическим занятиям. 10) Практические основы бухгалтерского учета имущества организации : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Бухарева [и др.] ; под редакцией И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз. — перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 489 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16898-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/index.php/bcode/544972 11) Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2022. - 571 с.; 12) Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко. - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 412 с.;
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.