Технологическая карта урок музыки в 3 классе
Оценка 5

Технологическая карта урок музыки в 3 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
26.04.2020
Технологическая карта урок музыки в 3 классе
Технологическая карта урок музыки в 3 классе. Тема урока: Музыкальное состязание- концерт. Познакомить учащихся с жанром инструментальный концерт, углубить знания о творчестве П.И.Чайковского.
технологическая карта .docx

Технологическая карта урока музыки в 3 классе

 

Тема: «Музыкальное состязание. Концерт»

Тип урокаоткрытие новых  знаний.

Цель : приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры., формирование представлений о жанре «инструментальный концерт».

Предметные: знакомство с жанром «инструментальный концерт», с музыкальной формой- вариация; углубление знаний о творчестве П.И.Чайковского.

Личностные: демонстрирация  активного  слушателя  и  исполнителя  музыкальных  произведений.

Метапредметные:

Регулятивные:  умение самостоятельно формулировать цели урока; выполнять  учебные действия.

Познавательные: умение  осуществлять  поиск  нужной  информации;  расширяют  свои  представления  о  жанре «инструментальный концерт».

Коммуникативные: умение  задавать  вопросы;  сотрудничество  со  сверстниками  и  учителем; контроль  своих  действий  в  коллективной  работе.

Оборудование  к  уроку: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 3 класса, фонохрестоматия для 3 класса, ноутбук, портрет   композитора  П.И.Чайковского, проектор, фортепиано.

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организ. этап

 

 

Актуализация знаний

Слайд № 2

 

Введение в тему

Слайд №3-4

Целеполагание

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

 

Открытие новых знаний

Слайд № 8

видео фрагмент П. Чайковский концерт №1)

Слайд № 9

Слайд № 10-11

 

 

 

 

Беседа и анализ прослушанной музыки

 

 

Слайд № 12-13

 

Слайд № 14

Слайд № 15

 

 

Повторное слушание 1 часть концерта

 

Слайд № 16

 

 

 

Физ. минутка  Дирижер и оркестр

 

 

 

 Вокально- хоровая работа

 

 

Исполнение заклички укр. нар. песни «Веснянка»

 

 «Веснянка»  соло на украинском языке

Первичное закрепление новых знаний

 

Слайд № 17

 

 

Слайд № 18

 

 

Подведение итога урока

 

 

Слайд № 19

 

 

 

 

 

Исполнение  песни «Солнечная капель»

Д/задание: 

Рефлексия

Слайд № 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, ребята! Снова вижу вас сегодня, снова музыке звучать, и прекрасное искусство очарует нас опять. Все сердца одним стремленьем музыка объединит, и торжественно и чудно в наших душах зазвучит.

Учитель поет: «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.»

Где мы можем услышать музыку?  

  

Сегодня нас ждет интересная встреча с музыкой.  Посмотрите на этот зрительный ряд, подумайте, куда я хочу вас пригласить? с чем ассоциируются у вас эти слова?

 

 Оркестр, солист, дирижер, выступление, зрительный зал, концертная программа

.

И вот нас встречает концертный зал- храм музыки, с особой уютной обстановкой, атмосферой,  акустикой. Все концертные залы внешне не похожи друг на друга, но внутри у них у всех обязательно есть две зоны. Это зона исполнителей (сцена) и зона зрителей.

Вы были когда- нибудь на концерте? Кого из исполнителей слушали?

Что бы вы хотели узнать о концерте? Сформулируйте тему нашего урока.

Что такое концерт? В современной жизни, в музыкальном словаре мы употребляем слово концерт как публичное выступление артистов по заранее определенной программе.

 Давайте вместе  поразмышляем, какие бывают концерты? составим кластер: (делаем схему на доске)

Концерты по видам исполнения бывают разные: симфонический, эстрадный, концерт народной музыки, классической музыки, хореографический, духовой музыки, сольный концерт, литературный и другие.

 Сегодня мы узнаем о концерте как о музыкальном жанре. Концерты появились в Италии на рубеже 16-17 веков.. Первые публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером. Жанр “ инструментального концерта” окончательно сложился к концу 18 века,

Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Я приглашаю вас сегодня в концертный зал! Мир музыки волшебной нас туда позвал.  Посмотрим видеофрагмент концерта, который известен музыкантам всего мира и является своеобразным символом нашей Родины,   Это Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.  Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года   с 1958 года. В 1958 году Ван Клиберн американский пианист стал лауреатом первого Международного конкурса музыкантов имени П.И. Чайковского в городе Москве.  Концерт был написан в 1875 году. Премьера концерта состоялась 25 октября 1875-ого года в Бостоне (США). 1 ноября 1875-ого концерт был впервые исполнен в России - в Петербурге.  

  Слушаем 1 часть концерта. подумайте какой это концерт?

 Ваши впечатления.   Какой это концерт? Кто исполнял музыку? Кто еще участвует в концерте? для какого солирующего инструмента написан этот концерт? Концерт состоит из 3 частей.  

 Это инструментальный концерт для фортепиано и оркестра. Давайте сформулируем определение жанра концерт.

Концерт-это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, Солирующими инструментами могут быть фортепиано, скрипка, флейта, арфа, труба, виолончель. Есть концерты для голоса и оркестра.

Концерт – в переводе с  латинского – conzerto – «состязаюсь», с итальянского – conzerto – «согласие».

В чем же здесь секрет? Почему на разных языках одно и то же слово переводится по-разному?  Что происходит между солистом и симфоническим оркестром? (Состязание) Солист и оркестр словно соревнуются друг с другом, порой оркестр перебивает солиста, будто споря с ним.  Исполнение многих концертов требуют от солиста музыканта высокого уровня мастерства, виртуозности.  А согласие между ними должно быть? Кто управляет оркестром?  

 Какие интонации вы услышали в этом произведении? Что представили себе, слушая музыку? Вам в помощь словарь эмоциональных состояний.

Как звучала мелодия: плавно или отрывисто, постепенно или скачками?

Какой темп использовал композитор, лад?

Какова сила звучания этой музыки? (ответы детей)

Сегодня, как и тогда, пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители съезжаются со всех стран мира в Москву, чтобы поучаствовать в этом конкурсе. А пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано П.И. Чайковского.

 

Вы были внимательными слушателями в концертном зале.. А сейчас давайте почувствуем себя в роли пианиста и дирижера. Приготовьте ваши руки, и сейчас польются звуки, Звуки Баха, звуки Листа... Мы как будто пианисты( хором)

П.И.Чайковский- величайший мелодист, очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!”. Чайковский воспевал красоту родной природы в музыке в разное время года.

 А с приходом какого времени года вся природа пробуждается от спячки?

Чтобы весна быстрее пришла, что в старину делали? А как в старину зазывали весну? Верно, с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали, кликами Весну. Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях.  Давайте и мы весну закликать.

Какие интонации вы услышали в этой мелодии? Почему она имеет минорную окраску?

Каковы характерные особенности этой песни? (повторяющиеся фразы, распевное исполнение некоторых слов).

 

Выходи-ка, Иванку, да заспевай нам Веснянку. Выходите музыканты ( играют в проигрыше на свистульках).

 Музыка какого народа прозвучала? На каком языке прозвучала песня?

 

А мы вновь в концертном зале. Сейчас прозвучит финал концерта № 1 П.И.Чайковского - 3 часть.

Что вам показалось знакомым в финале?

В финале Первого концерта Чайковский использовал украинские народные темы напев лирников,  ( лирное пение слепых) услышанный им на Украине : украинскую народную песню-закличку “Веснянка.

Как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского?

Так ли она звучит, как мы ее исполняли?

Изменяется ли ее характер при повторениях? Как она звучит в партии фортепиано и у симфонического оркестра?

(каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах – изменяется ее сила звучания, тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие). Такая музыкальная форма называется –вариации. 

Благодаря этой форме,  П.И. Чайковский  раскрасил эту мелодию в разные цвета.

Таким образом, вторую жизнь приобрела украинская народная песня “Веснянка” в концерте П.И. Чайковского

Наше путешествие в концертный зал подошло к концу. Мы сегодня были и исполнителями, и слушателями.

   В каком концертном зале мы были?  С каким музыкальным жанром вы сегодня познакомились?  Что вы слушали? Чем знаменит этот концерт, где его исполняют? В какой части концерта звучит укр. народная песня- закличка «Веснянка» ?  Как переводится слово  концерт с 2-х языков?

Подумайте,  о каком музыкальном жанре сказал так  П.И.Чайковский:«Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает  маленький, невзрачный, но сильный духом соперник.»  Как вы понимаете смысл этого выражения?  

Весну мы с вами зазывали, и я предлагаю всем завершить наш урок концертным номером нашего хора  - исполнить песню «Солнечная капель»

Составить концертную программу к женскому празднику 8 марта.

В завершении нашего урока- концерта мне хочется узнать с каким настроением вы покинете наш урок. Появилось ли у вас желание посетить концертный зал?

 Если вам урок понравился, у вас радостное настроение покажите весеннее солнышко, а если хмурое настроение- тучку. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муз. приветствие

 

в театре, в кино, в телефоне, в природе.

 

 

Концертный зал

 

 

 

 

Идем в концертный зал

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Концерт классической музыки. Оркестр и фортепиано

 

 

Записывают в тетрадь определение «концерт» как музыкальный жанр

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Величественные, торжественные, праздничные

 

 

 

 

 

 

 

 

ответы детей)

Весна. Закликали, зазывали весну

Веснянки —старинные обрядовые песни календарного цикла,  игры и хороводы. В этих песенках просят весну, чтобы она пришла с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

На украинском  языке

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В концертном зале

концерт

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока музыки в 3 классе

Технологическая карта урока музыки в 3 классе

Введение в тему Слайд №3-4

Введение в тему Слайд №3-4

Беседа и анализ прослушанной музыки

Беседа и анализ прослушанной музыки

Физ. минутка Дирижер и оркестр

Физ. минутка Дирижер и оркестр

Слайд № 18 Подведение итога урока

Слайд № 18 Подведение итога урока

Организ. этап Актуализация знаний

Организ. этап Актуализация знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020