Технологическая карта урока музыки в 3 классе
Тема: «Музыкальное состязание. Концерт»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель : приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры., формирование представлений о жанре «инструментальный концерт».
Предметные: знакомство с жанром «инструментальный концерт», с музыкальной формой- вариация; углубление знаний о творчестве П.И.Чайковского.
Личностные: демонстрирация активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений.
Метапредметные:
Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока; выполнять учебные действия.
Познавательные: умение осуществлять поиск нужной информации; расширяют свои представления о жанре «инструментальный концерт».
Коммуникативные: умение задавать вопросы; сотрудничество со сверстниками и учителем; контроль своих действий в коллективной работе.
Оборудование к уроку: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 3 класса, фонохрестоматия для 3 класса, ноутбук, портрет композитора П.И.Чайковского, проектор, фортепиано.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организ. этап
Актуализация знаний Слайд № 2
Введение в тему Слайд №3-4 Целеполагание Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7
Открытие новых знаний Слайд № 8 видео фрагмент П. Чайковский концерт №1) Слайд № 9 Слайд № 10-11
Беседа и анализ прослушанной музыки
Слайд № 12-13
Слайд № 14 Слайд № 15
Повторное слушание 1 часть концерта
Слайд № 16
Физ. минутка Дирижер и оркестр
Вокально- хоровая работа
Исполнение заклички укр. нар. песни «Веснянка»
«Веснянка» соло на украинском языке Первичное закрепление новых знаний
Слайд № 17
Слайд № 18
Подведение итога урока
Слайд № 19
Исполнение песни «Солнечная капель» Д/задание: Рефлексия Слайд № 20
|
-Здравствуйте, ребята! Снова вижу вас сегодня, снова музыке звучать, и прекрасное искусство очарует нас опять. Все сердца одним стремленьем музыка объединит, и торжественно и чудно в наших душах зазвучит. Учитель поет: «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.» Где мы можем услышать музыку?
Сегодня нас ждет интересная встреча с музыкой. Посмотрите на этот зрительный ряд, подумайте, куда я хочу вас пригласить? с чем ассоциируются у вас эти слова?
Оркестр, солист, дирижер, выступление, зрительный зал, концертная программа . И вот нас встречает концертный зал- храм музыки, с особой уютной обстановкой, атмосферой, акустикой. Все концертные залы внешне не похожи друг на друга, но внутри у них у всех обязательно есть две зоны. Это зона исполнителей (сцена) и зона зрителей. Вы были когда- нибудь на концерте? Кого из исполнителей слушали? Что бы вы хотели узнать о концерте? Сформулируйте тему нашего урока. Что такое концерт? В современной жизни, в музыкальном словаре мы употребляем слово концерт как публичное выступление артистов по заранее определенной программе. Давайте вместе поразмышляем, какие бывают концерты? составим кластер: (делаем схему на доске) Концерты по видам исполнения бывают разные: симфонический, эстрадный, концерт народной музыки, классической музыки, хореографический, духовой музыки, сольный концерт, литературный и другие. Сегодня мы узнаем о концерте как о музыкальном жанре. Концерты появились в Италии на рубеже 16-17 веков.. Первые публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером. Жанр “ инструментального концерта” окончательно сложился к концу 18 века, Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Я приглашаю вас сегодня в концертный зал! Мир музыки волшебной нас туда позвал. Посмотрим видеофрагмент концерта, который известен музыкантам всего мира и является своеобразным символом нашей Родины, Это Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года с 1958 года. В 1958 году Ван Клиберн американский пианист стал лауреатом первого Международного конкурса музыкантов имени П.И. Чайковского в городе Москве. Концерт был написан в 1875 году. Премьера концерта состоялась 25 октября 1875-ого года в Бостоне (США). 1 ноября 1875-ого концерт был впервые исполнен в России - в Петербурге. Слушаем 1 часть концерта. подумайте какой это концерт? Ваши впечатления. Какой это концерт? Кто исполнял музыку? Кто еще участвует в концерте? для какого солирующего инструмента написан этот концерт? Концерт состоит из 3 частей. Это инструментальный концерт для фортепиано и оркестра. Давайте сформулируем определение жанра концерт. Концерт-это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, Солирующими инструментами могут быть фортепиано, скрипка, флейта, арфа, труба, виолончель. Есть концерты для голоса и оркестра. Концерт – в переводе с латинского – conzerto – «состязаюсь», с итальянского – conzerto – «согласие». В чем же здесь секрет? Почему на разных языках одно и то же слово переводится по-разному? Что происходит между солистом и симфоническим оркестром? (Состязание) Солист и оркестр словно соревнуются друг с другом, порой оркестр перебивает солиста, будто споря с ним. Исполнение многих концертов требуют от солиста музыканта высокого уровня мастерства, виртуозности. А согласие между ними должно быть? Кто управляет оркестром? Какие интонации вы услышали в этом произведении? Что представили себе, слушая музыку? Вам в помощь словарь эмоциональных состояний. Как звучала мелодия: плавно или отрывисто, постепенно или скачками? Какой темп использовал композитор, лад? Какова сила звучания этой музыки? (ответы детей) Сегодня, как и тогда, пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители съезжаются со всех стран мира в Москву, чтобы поучаствовать в этом конкурсе. А пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано П.И. Чайковского.
Вы были внимательными слушателями в концертном зале.. А сейчас давайте почувствуем себя в роли пианиста и дирижера. Приготовьте ваши руки, и сейчас польются звуки, Звуки Баха, звуки Листа... Мы как будто пианисты( хором) П.И.Чайковский- величайший мелодист, очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!”. Чайковский воспевал красоту родной природы в музыке в разное время года. А с приходом какого времени года вся природа пробуждается от спячки? Чтобы весна быстрее пришла, что в старину делали? А как в старину зазывали весну? Верно, с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали, кликами Весну. Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте и мы весну закликать. Какие интонации вы услышали в этой мелодии? Почему она имеет минорную окраску? Каковы характерные особенности этой песни? (повторяющиеся фразы, распевное исполнение некоторых слов).
Выходи-ка, Иванку, да заспевай нам Веснянку. Выходите музыканты ( играют в проигрыше на свистульках). Музыка какого народа прозвучала? На каком языке прозвучала песня?
А мы вновь в концертном зале. Сейчас прозвучит финал концерта № 1 П.И.Чайковского - 3 часть. Что вам показалось знакомым в финале? В финале Первого концерта Чайковский использовал украинские народные темы напев лирников, ( лирное пение слепых) услышанный им на Украине : украинскую народную песню-закличку “Веснянка. Как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского? Так ли она звучит, как мы ее исполняли? Изменяется ли ее характер при повторениях? Как она звучит в партии фортепиано и у симфонического оркестра? (каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах – изменяется ее сила звучания, тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие). Такая музыкальная форма называется –вариации. Благодаря этой форме, П.И. Чайковский раскрасил эту мелодию в разные цвета. Таким образом, вторую жизнь приобрела украинская народная песня “Веснянка” в концерте П.И. Чайковского Наше путешествие в концертный зал подошло к концу. Мы сегодня были и исполнителями, и слушателями. В каком концертном зале мы были? С каким музыкальным жанром вы сегодня познакомились? Что вы слушали? Чем знаменит этот концерт, где его исполняют? В какой части концерта звучит укр. народная песня- закличка «Веснянка» ? Как переводится слово концерт с 2-х языков? Подумайте, о каком музыкальном жанре сказал так П.И.Чайковский:«Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает маленький, невзрачный, но сильный духом соперник.» Как вы понимаете смысл этого выражения? Весну мы с вами зазывали, и я предлагаю всем завершить наш урок концертным номером нашего хора - исполнить песню «Солнечная капель» Составить концертную программу к женскому празднику 8 марта. В завершении нашего урока- концерта мне хочется узнать с каким настроением вы покинете наш урок. Появилось ли у вас желание посетить концертный зал? Если вам урок понравился, у вас радостное настроение покажите весеннее солнышко, а если хмурое настроение- тучку. До свидания!
|
муз. приветствие
в театре, в кино, в телефоне, в природе.
Концертный зал
Идем в концертный зал Ответы учащихся
Ответы учащихся
Концерт классической музыки. Оркестр и фортепиано
Записывают в тетрадь определение «концерт» как музыкальный жанр
Ответы учащихся
Величественные, торжественные, праздничные
ответы детей) Весна. Закликали, зазывали весну Веснянки —старинные обрядовые песни календарного цикла, игры и хороводы. В этих песенках просят весну, чтобы она пришла с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. На украинском языке
Ответы учащихся
В концертном зале концерт
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.