Технологическая карта урока 1 НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (кинетической основы движений)
Иконка файла материала Технологическая карта урока 1.doc

Технологическая карта урока 1
Наши пальчики играют

Педагогическая цель

Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (кинетической основы движений)

Тип урока

Постановочный, диагностика

Планируемые
результаты
(предметные)

Самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); овладевают первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку.

Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); используют речевые средства для решения коммуникативных задач; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, строят рассуждения.

Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сила и выносливость пальцев рук – залог успешной деятельности; упражнения: «Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»; правила речевого этикета в ситуациях общения, ручная моторика, мелкие мышцы пальцев рук


Окончание табл.

Образовательные

ресурсы

1. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3–7 лет : диагностический журнал / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012.

2. Предметные картинки с изображениями козы, работающего кузнеца.

3. Сигнальные карточки (красного и синего цветов).

4. Аудиозапись р.н.м. «Во кузнице…»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
Учитель проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение:

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно
слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Контрольно-диагностический

Фронтальная; беседа;
словесный

 

 

Учитель читает текст стихотворения, сопровождая его движениями:

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый – мизинец, принес вам гостинец.

– Сколько у человека пальцев на руке?

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают
на вопросы:

– Пять.

Внимательно
слушают, формулируют ответы на вопросы

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

– Скажите, как зовут каждый пальчик? Покажите свои пальчики.

– Пальчики должны уметь трудиться. Это важно для того, чтобы успешно заниматься различными
видами продуктивной деятельности.

– Сегодня на уроке мы проверим, насколько ваши пальчики готовы к серьезной работе

– Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

 

 

1. Выполнение упражнения «Покажи пальчики»

Фронтальная, индивидуальная, парная; наглядно-демонстрационный, практический

Учитель загадывает загадку:

Подойди ко мне поближе:

Малыша я не обижу.

Поиграй со мной минутку,

Я бодаюсь только в шутку!*

Учитель демонстрирует предметную картинку
с изображением козы.

– Оказывается, вы можете сделать «козу» из пальцев рук.

Учитель дает указания к выполнению упраж-
нения:

– Положите руки перед собой, сжав кисти рук
в кулак. Одновременно вытяните указательный
палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук.

– Наверное, часто родители, забавляясь с вами,
играли в «козу». Предлагаю вам поиграть в игру «Идет коза рогатая»

 

Отгадывают
загадку. (Коза.)

 

 

 

Рассматривают предметную картинку с изображением козы.

Выполняют упражнение

Слушают, анализируют содержание загадки,
проводят ассо-
циации, рассматривают картинку с изображением козы.

 

 

 

Строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное и совместное вытягивание указательного пальца и мизинца правой (левой) руки

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений
(полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), актив-ность (нормальная, заторможенная, двигательное беспокойство), коор-
динацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Игра «Идет коза рогатая».

Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу. Каждый из сидящих в паре учеников поочередно делает из пальцев рук «козу», точно следуя порядку выполнения движений. Те ученики, которые сделали «козу», повторяют слова учителя, сопровождая текст движениями:

«Идет коза рогатая за малыми ребятами (девча-
тами)».

Затем начинает водить возле сидящего напротив
ученика «рогами»:

«Забодаю, забодаю, забодаю!»

Произносит слова быстро, «бодая» ученика,
сидящего напротив

Выполняют
движения физкультминутки

Взаимодействуют друг с другом в процессе игрового общения

к переключению движений (см.
Приложение 1)

2. Выполнение упраж-
нения «Крес-
тики»

Фронтальная, индивидуальная; практический

– Следующее упражнение называется «Крестики».

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой тыльной стороной ладони вниз. Поместите указательный палец на средний, а потом наоборот, сначала на правой руке,
а затем на левой

Выполняют упражнение

Внимательно
слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочеред-ное наложение указательного пальца на средний на правой,
затем на левой
руке

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Выполнение упраж-нения «Игра
на рояле»

Фронталь-ная, индивидуальная; практический

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой тыльной стороной
ладони вниз. Поочередно сгибайте и разгибайте пальцы правой и левой руки, начиная с большого,
затем с мизинца

Выполняют упражнение

Внимательно
слушают, строго следуют инст-
рукции учителя, самостоятельно выполняют
движения: поочередное сгибание и разгибание пальцев правой и левой руки, начиная с большого пальца, с мизинца

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений, координацию движений, самостоятельность выполнения (полная, с помощью), сопутствующие движения
(есть, нет)
, лево-
рукость (есть,
нет)
(см. Прило-
жение 1)

4. Выполнение упраж-
нения «Кулак-ребро-
ладонь»

Фронтальная, индивидуальная; беседа; наглядно-демонстрационный, практический, словесный

Учитель дает указания к выполнению упражнения.

– Положите руки перед собой внутренней стороной ладоней друг другу. Одновременно изменяйте положение кистей рук: одна (правая) сжата в кулак, другая (левая) – с распрямленными пальцами, затем наоборот: левая сжата в кулак, правая – с распрямленными пальцами.

– Что напоминают вам эти движения?

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением работающего кузнеца.

Выполняют упражнение.

 

 

 

Отвечают
на вопросы:

– Работу
кузнеца.

Рассматривают иллюстрацию

Внимательно слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочеред-ное сжимание
и разжимание пальцев правой и левой руки;

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

– Почему кузнец изображен таким сильным,
большим?

 

– Чем работает кузнец?

– Предмет, на котором кузнец кует, называется
наковальней.

– Какие движения тяжелым молотом совершает
кузнец? Покажите эти движения

с изображением работающего
кузнеца.

– Кузнец выполняет очень тяжелую работу.

– Он работает тяжелым
молотом

формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрацию с изображением работающего кузнеца

 

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Учащиеся выполняют упражнение под музыкальное сопровождение (р. н. м. «Во кузнице…»)

Выполняют
движения физкультминутки

Координируют действия с темпом музыки

 

5. Выполнение упражнения «Пальчики здороваются»

Фронтальная, индивидуальная; беседа; практический, словесный

Учитель дает указания к выполнению упражнения:

– Положите руки перед собой, развернув кисти рук внутренними сторонами ладоней к себе. Поочередно касайтесь четырьмя пальцами большого пальца сначала на правой руке, затем на левой и на обеих руках.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно
слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное касание четырьмя пальцами большого
пальца на правой руке, затем на левой и на
обеих руках.

Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

– А вы знаете, что здороваться – это значит желать другому человеку здоровья. Как вы здороваетесь? Покажите.

 

К доске выходят два ученика и демонстрируют форму обращения и поведения в соответствующей речевой ситуации

Решают речевую ситуацию:
при встрече
со взрослым
человеком употребляют слово «здравствуйте»; при встрече со сверстником – «привет», «здравствуй»
(допускаются
поклоны и легкие взмахи кистью руки)

Соблюдают
правила взаимодействия со сверстниками
в процессе ситуации общения,
знают и умеют применять пра-
вила речевого этикета

 

III. Рефлексивно-оце-ночный

Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный

 

 

– Чем вы занимались на уроке?

 

 

– На что были направлены задания и упражнения?

 

 

 

 

 

 

Отвечают
на вопросы:

– На уроке выполняли задания
и упражнения.

– Задания и упражнения
направлены
на развитие
пальцев рук: их выносливость
и силу.

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку

 


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

– Где могут пригодиться выносливость и сила
пальцев рук?

 

 

 

 

 

 

 

– Какие качества помогли вам в выполнении
заданий?

 

 

– Какое задание вызвало у вас затруднение?

– Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета.

Дома рассказать о том, что делали на уроке; поиграть с родителями (сестрой, братом) в те игры,
которые больше всего понравились

– При выполнении различной
работы: письма, рисования,
спортивных упражнений, игры на музы-
кальных инструментах.

– Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность