Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
30.05.2021
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока.docx

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Технологическая карта урока как одно из квалификационных требований к педагогу появилась достаточно давно, однако требовать её разработку стали сравнительно недавно. Технологическая карта урока обладает рядом особенностей, отличающих её от план-конспекта.

 

Понятие и особенности технологической карты урока

 

В настоящее время от учителя требуют более высокого уровня наглядного планирования и детализации предстоящего урока. Соответственно внедрение технологической карты урока стало важным шагом в оптимизации деятельности учителя. Конечно, многие педагоги со мной не согласятся. Форумы пестрят негативными комментариями. Но если разобраться в структуре, особенностях и процессе построения технологической карты урока, то становиться, очевидно, она обладает стандартизированной формой.

Технологическая карта урока – обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала. Важно отметить, что само понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Больше всего негодование технологическая карта урока вызвала у педагогов старой школы. Молодым преподавателям гораздо проще адаптироваться к подобным нововведениям.

Технологическая карта урока создаётся педагогом с целью раскрытия общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, метапредметных и предметных умений школьников.

Метапредметные умения – это универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Метапрпедметные умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Метапредметные умения

 

«Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах» [2].

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт:

– интерактивность,

– структурированность,

– алгоритмичность при работе с информацией,

– технологичность,

– обобщённость.

Методология создания технологической карты урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Методология создания технологической карты урока

 

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, то можно выделить три ключевые тенденции:

1) рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;

2) технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

3) разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру, внося элементы, отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относятся:

– владение конструктивно-планирующими умениями;

– знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;

– умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;

– знание условий обучения и возрастных особенностей;

– учёт уровня общего развития обучающимися данного класса.

 

Структура технологической карты урока

 

Структура технологической карты урока«Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены планов-конспектов технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности» [1].

                                     Рис. 3. Структура технологической карты урока

 

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока даёт возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру следующие элементы плана-конспекта:

– тема;

– цель;

– задачи;

– мотивация их принятия;

– планируемые результаты: знания, умения, навыки;

– личностноформирующая направленность урока.

Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе, направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

– планируемые результаты урока;

– пути реализации зафиксированного плана урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

«Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности» [3].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Значение технологической карты урока





 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Значение технологической карты урока

 

Технологическая карта позволит учителю:

– реализовать планируемые результаты урока;

– определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

– системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

– осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

– проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

– освободить время для творчества;

– определить возможности реализации межпредметных знаний;

– на практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

– выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

– обеспечить повышение качества образования.

 


 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования

Рис. 2. Методология создания технологической карты урока

Рис. 2. Методология создания технологической карты урока

Структура технологической карты урока «Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки

Структура технологической карты урока «Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки

Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе, направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач

Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе, направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока?

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока?

Рис. 4. Значение технологической карты урока

Рис. 4. Значение технологической карты урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021