За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Технологическая карта урока как одно из квалификационных требований к педагогу появилась достаточно давно, однако требовать её разработку стали сравнительно недавно. Технологическая карта урока обладает рядом особенностей, отличающих её от план-конспекта.
Понятие и особенности технологической карты урока
В настоящее время от учителя требуют более высокого уровня наглядного планирования и детализации предстоящего урока. Соответственно внедрение технологической карты урока стало важным шагом в оптимизации деятельности учителя. Конечно, многие педагоги со мной не согласятся. Форумы пестрят негативными комментариями. Но если разобраться в структуре, особенностях и процессе построения технологической карты урока, то становиться, очевидно, она обладает стандартизированной формой.
Технологическая карта урока – обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала. Важно отметить, что само понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.
Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Больше всего негодование технологическая карта урока вызвала у педагогов старой школы. Молодым преподавателям гораздо проще адаптироваться к подобным нововведениям.
Технологическая карта урока создаётся педагогом с целью раскрытия общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, метапредметных и предметных умений школьников.
Метапредметные умения – это универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Рис. 1. Метапредметные умения
«Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах» [2].
В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт:
– интерактивность,
– структурированность,
– алгоритмичность при работе с информацией,
– технологичность,
– обобщённость.
Рис. 2. Методология создания технологической карты урока
В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, то можно выделить три ключевые тенденции:
1) рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
2) технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
3) разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру, внося элементы, отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относятся:
– владение конструктивно-планирующими умениями;
– знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
– умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
– знание условий обучения и возрастных особенностей;
– учёт уровня общего развития обучающимися данного класса.
Структура технологической карты урока
«Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены планов-конспектов технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности» [1].
Рис. 3. Структура технологической карты урока
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока даёт возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока включает в свою структуру следующие элементы плана-конспекта:
– тема;
– цель;
– задачи;
– мотивация их принятия;
– планируемые результаты: знания, умения, навыки;
– личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе, направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.
Цель урока определяется следующими факторами:
– планируемые результаты урока;
– пути реализации зафиксированного плана урока.
Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
«Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности» [3].
Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Рис. 4. Значение технологической карты урока
Технологическая карта позволит учителю:
– реализовать планируемые результаты урока;
– определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
– системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
– осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
– проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
– освободить время для творчества;
– определить возможности реализации межпредметных знаний;
– на практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
– выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
– обеспечить повышение качества образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.