ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Тема урока: |
Учимся анализировать сказку. Л Пантелеев «Две лягушки»
|
||||
Цель: |
проанализировать и сравнить характеры и поступки героев сказки Л. Пантелеева «Две лягушки»
|
||||
Тип урока: |
открытие новых знаний
|
||||
Образовательные задачи:
|
1. познакомить детей со сказкой Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность); 2. обогащать словарный запас учащихся; 3. формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев |
||||
Развивающие задачи: |
1. развивать умение анализировать характер героев с опорой на сюжет и понимать мотивацию поведения; 2. развивать творческое воображение и умение прогнозировать; 3. развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю; 4. развивать умение организовывать самостоятельную деятельность; 5. развивать навыки самооценки знаний и умений; 6. развивать умение участвовать в проблемном диалоге, формулировать и аргументировать собственное мнение; 7. развивать самостоятельность |
||||
Воспитательные задачи: |
1. воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); 2. воспитывать культуру общения |
||||
Предметные планируемые образовательные результаты
|
Научиться определять главную мысль текста, соотносить ее с содержанием произведения, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, оценивать поведение героев; уметь ориентироваться в тексте, соотносить пословицы с текстом; владеть техникой чтения; понимать прочитанное и прослушанное литературное произведение; уметь прогнозировать сюжет по его началу и высказывать своё отношение к персонажам; следовать определенному алгоритму и обобщать полученные знания в ходе составления синквейна; анализировать, сравнивать, делать выводы; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами |
||||
Метапредметные планируемые образовательные результаты
|
Регулятивные: управлять своей деятельностью, определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану, прогнозировать, осуществлять контроль и коррекцию своих действий; проявлять инициативность и самостоятельность Познавательные: выполнять логические операции; выделять информацию из текста; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя примеры, взятые из текста; использовать алгоритм для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между характерами и событиями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно использовать материалы учебника и применять ранее полученные знания Коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения |
||||
Личностные планируемые образовательные результаты
|
адекватно понимать автор; формулировать свою позицию; проявлять интерес к предлагаемой деятельности, учитывая при этом собственные интересы; оценивать свою деятельность; бережно и уважительно относиться к одноклассникам и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) |
||||
Основные понятия |
Авторская сказка, тема и главная мысль произведения, заглавие, черты характера и поступки героев |
||||
Межпредметные связи |
Литература, окружающий мир, русский язык |
||||
Технологии |
Технология продуктивного чтения с использованием приемов технологии развития критического мышления |
||||
Средства обучения |
Компьютер, презентация, видео, учебник, маршрутные листы с заданиями для парной работы, тесты, шаблоны для составления синквейнов, выставочный плакат |
||||
Форма работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
||||
Методы обучения |
объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский |
||||
Структура урока с применением технологии продуктивного чтения |
|||||
Этапы урока |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К-коммуникативные |
Используемые методы, средства, приемы, формы
|
Организационный момент |
Включить в деловой ритм |
Подготовка класса к работе; создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля |
Проверка готовности к уроку; проговаривание алгоритма действий на уроке |
Регулятивные - организовывать свое рабочее место
Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество
Личностные - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам
|
Маршрутные листы |
Этап I. Работа с текстом до чтения. Вызов 1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации 2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Постановка учебной задачи. 3. Антиципация чтения
|
актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации |
1. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. - Как называется раздел, который мы изучаем? На какие группы делятся сказки? Зачем нам нужны сказки? - Какие качества мешают нам добиваться отличных результатов, например, в учёбе? Может ли помочь нам сказка? Показ видеоролика. - Какое отношение к уроку имеет этот видеоролик? Зачем я вам его показала? О чём пойдет речь на уроке? Чему будем учиться? Кому из вас это необходимо? - Какие качества помогли спортсменам добиться таких результатов? (…помощь) - Влияет ли характер человека на то, как сложится судьба? (Каков нрав, такова и судьба.)
2. Обобщение ответов учащихся, акцентирование их внимания на том, что характер человека влияет на судьбу (Каков нрав, такова и судьба). - Были ли в жизни ситуации, когда вы старались и добивались чего-нибудь? Призыв не опускать руки в трудных ситуациях, настойчиво двигаться вперёд, работать для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему. 3. Подготовка учащихся к постановке цели и задачи урока, формулировке проблемы. 4. Организация речевой разминки для отгадывания животных, ставших героями изучаемой на уроке сказки. Показ лягушек, обитающих в Северной Осетии, сообщение интересных фактов. Уточнение цели и темы урока. |
1. Включение в работу, ответы на вопросы 2. Высказывание своего отношения к увиденному; выделение качеств характера, которые помогли спортсменам добиться высоких результатов; выбор тех качеств, которые необходимы им самим для достижения поставленных целей; фиксация удивления, выражение его в речи; 3. Формулирование конкретной цели будущих учебных действий (чему учиться) 4. Определение героев сказки по одинаковым буквосочетаниям в речевой разминке; принятие цели урока, подготовка к чтению и обсуждению текста
|
Личностные – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, морально-этическая ориентация; понимать значение знаний для человека, иметь желание и стремление хорошо учиться Коммуникативные - участвовать в обсуждении учебной проблемы
Познавательные - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем |
Видеоролик «Надо только поверить в себя!» о победителях-паралимпийцах
Слайды с качествами характера и с девизом, которым руководствуются спортсмены в трудных ситуациях
Слайд «Речевая разминка» Напиток – ... (кваС.) Овощ – ... (тыКва.) Ягода – ... (клюКва.) Знак азбуки – ... (буКва.) Геометрическая фигура – …(КваДрат) Жилище – ...(кварТира.) Лягушка – ... (КваКушка.) Столица России – ... (МосКва.) Стеклянный домик для рыб – ... (аКварИум)
Слайд «Лягушки нашего края»
|
Этап II. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение сказки
2.Словарная работа
3. Перечитывание текста
4. Тест
5. Беседа по содержанию в целом
|
- получить новую информацию и осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями; - искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
|
1. Чтение текста с показом слайдов диафильма; прерывание показа в момент кульминации и организация антиципации. Дочитывание текста и выявление первичного восприятия, предложение озаглавить произведение и определить тип сказки (авторская или народная).
2. Проведение необходимой словарной работы перед самостоятельным перечитыванием текста.
3. Организация «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. - Эта сказка народная или авторская? Как узнать? - Ответ на вопрос найдём на с. 70 учебника. Прочитайте. - Прочитайте сами сказку. Особое внимание обратите на то, как вела себя каждая лягушка. 4. Тестирование. Создание ситуации успеха: - Кто работу выполнил без ошибок? Поднимите руки. - Давайте им поаплодируем. 5. Анализ сказки. Выборочное чтение. Сравнительная характеристика героев сказки. - Докажите, что это сказка. (речевые обороты жили-были, герои думают, говорят человеческим языком, повторы) - Какая лягушка вам больше понравилась и чем? (которая выжила, взбивала масло, не сдавалась) - Какие качества, из уже названных на уроке, подходят к этой лягушке? (трудолюбивая, волевая, настойчивая, выносливая) - Почему другая лягушка вам не понравилась? (была лентяйкой, утонула) - Ребята, давайте попробуем изобразить и трудолюбивую и ленивую лягушек. Это поможет нам лучше увидеть характеры героев. (дети по желанию изображают характеры лягушек) Анализ текста: - Какими они были? Прочитайте. (1-слабая, трусиха 2- сильная, храбрая) - Куда они отправились? - Куда они забрались? -Что произошло с ними? - Как вела себя первая лягушка? Как автор говорит об этом? Как он к ней относится? - Какие мысли у нее были? Что ожидало ее впереди? - Какие чувства переживала вторая лягушка? Как она поступила? Чем все закончилось? - С какой лягушки будете брать пример? - Скажите, как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы детей) Подобные ситуации бывают с людьми? – В каких словах содержится главная мысль сказки? (…пока силы есть, буду бороться.) Организация физкультминутки: - Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём. Конференция - А сейчас мы с вами проведём конференцию, для этого нам понадобятся главные героини лягушка-оптимистка, лягушка-лентяйка, а все остальные, журналисты, будут задавать вопросы нашим героиням. Работа над интонацией: - Как думаете, как сильная лягушка должна произносить свои слова? (смело, бодро, громко)
|
1. Прослушивание сказки (чтение-слежение), прогнозирование её финала, высказывание предположений; обмен впечатлениями после прослушивания, подбор заглавия и сравнение его с настоящим. 2. Выполнение словарной работы в «Маршрутном листе» с последующей самопроверкой по эталону. Самооценка работы
3. Самостоятельное чтение сказки
4. Выполнение заданий теста на выявление восприятия содержания произведения. Самопроверка по эталону. 5. Включение в диалог с автором и с учителем, ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументирование своей точки зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Развёрнутые ответы с использованием элементов пересказа, выразительного чтения. Сравнение лягушек, изображение обеих лягушек для сопоставления характеров, которыми автор наделил их. Составление схемы, выставление табличек с цитатами. Участие в конференции Примерные вопросы: Ø Как вы оказались в такой ситуации? Ø Зачем вы отправились в амбар? Ø Кто первый решил туда отправится? Ø Научила вас эта история чему-нибудь? Определение темы текста |
Познавательные - ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, сравнивать и находить отличия
Коммуникативные - участвовать в обсуждении учебной проблемы; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)
Личностные - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков |
1. Диафильм; беседа
2. Словарная работа (парная) по «Маршрутному листу»; слайды «Соедини слово с его значением» и «Проверка по эталону»
3. Работа с учебником
4. Слайды с тестом и ответами для самопроверки
5. Слайд со схемой для сравнительной характеристики героев, таблички с цитатами
Музыкальная физкультминутка |
Этап III. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная беседа по тексту
2. Знакомство с писателем
3.Работа с иллюстрациями
4.Применение новых знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
5. Контроль, синтез и обобщение информации
6.Интерпретация замысла автора Творческое задание
|
- целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
пробуждение творческого воображения |
1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации - Какова главная мысль текста? Зачем автор рассказал нам эту сказочную историю? - Как черты характера лягушек сказались на их жизни? - Что вы думаете о лягушках, как к ним относитесь? - Что вы можете сказать о лягушке, которая спаслась? Кого она вам напоминает? - Бывают ли в жизни такие ситуации? Как бы вы повели себя на месте лягушек? Подумайте и сделайте для себя вывод. - Найдите главные слова в сказке, главную мысль. 2. Знакомство с писателем - Что значит авторская сказка? - Кому интересно узнать об авторе этой сказки? Л. Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев. Детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. -Какие книги написал Пантелеев? Прочитайте. - А какие из них вы читали? - Что подтолкнуло его к написанию этой сказочной истории? (использовал сюжет восточной притчи) Нелёгкая судьба в начале жизненного пути: был беспризорником, воспитанником Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят, скитался, долгое время не мог вернуться в семью. Затем в блокадном Ленинграде дошёл до состояния дистрофии, но боролся за жизнь и выжил. Его судьба наталкивает на мысль, что выбор сюжета не случаен.
3. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям
4. Организация деятельности по применению новых знаний. Работа с пословицами. - Какая пословица подходит к сказке? Ø Кто не работает, тот не ест. Ø Смелый побеждает, а трус погибает. Ø Лентяй поленился, упорный добился. Ø Под лежачий камень и вода не течёт. Ø Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ø Терпение и труд всё перетрут. Ø Глаза боятся, а руки делают. - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Чему нас научила эта сказка? Какие черты характера нужно человеку в себе воспитывать? 5. Организация групповой работы для синтеза и обобщения информации
6. Организация творческой работы (Изменение сюжета в конце сказки) - Какой бы совет вы дали ленивой лягушке? - Могла ли сказка закончится по-другому? Как? (Если мы наделим слабую ленивую лягушку – силой воли, храбростью, то она сможет выжить и у сказки будет счастливый конец.) - Какой конец вам больше нравится? |
1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Коррекция и изменение собственной точки зрения (в случае необходимости). Выделение основной идеи текста.
2. Характеристика личности писателя на основании прочитанного («Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взгляда на мир?»). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Работа с дополнительными источниками информации (выставочный плакат, энциклопедия).
3. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Подбор пословиц, подходящих к сказке. Осуществление самопроверки, пошаговое сравнивание с эталоном.
5.Составление синквейнов «Лесная лягушка» и «Городская лягушка». Отчет о проделанной работе
6. Анализ, творческая переработка (изменение концовки произведения)
|
Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь
Регулятивные – волевая саморегуляция в затруднении, инициативность, самостоятельность |
Интерактивная энциклопедия
Выставка книг Леонида Пантелеева (плакат)
Работа с учебником
Шаблоны синквейнов для групповой работы
|
Рефлексия деятельности |
- целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу |
Организация рефлексии (по вопросам) и самооценки собственной учебной деятельности. Аргументированное оценивание качеств состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. - Оцените свою работу на уроке. Кто доволен? - Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. - Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки? - Чему научились? - Какие черты характера будете воспитывать в себе? - Мы с вами убедились, что девиз, которым руководствуются спортсмены из видеоролика, соответствует нашей сказке и необходим всем нам в жизни! |
Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результата учебной деятельности. Рефлексия с опорой на слайд, предлагающий закончить предложения. Ответы на вопросы учителя. «Совет ленивой лягушке». |
Личностные - самопознание и самоопределение, смыслообразование
Регулятивные – самооценка
Познавательные - рефлексия способов и условий действия, их оценка, критичность
Коммуникативные - вести устный диалог |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.