лучшедома
Технологическая карта урока биологии на тему: " ВНД"

Технологическая карта урока биологии на тему: " ВНД"

docx
27.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

готовый технологическая карта.docx

                               

                               Технологическая карта урока по биологии

 

Тема урока: «Высшая нервная деятельность человека».

 

 

Подготовила учитель биологии Мугутдинова Меседу Нюрпашаевна

 

 

 

 

                              Урок биологии. Тема: «Высшая нервная деятельность человека».

Автор:  Мугутдинова Меседу Нюрпашаевна

 

Дата проведения: 19.04.2016г.

Класс:8

Тип урока:   урок обобщения знаний (технология деятельностного метода).

 

Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

·       критическое мышление;

·         технологическая и информационная грамотность;

·         навыки сотрудничества.

Цели:Обобщить и систематизироватьзнания  об особенностях высшей нервной деятельности человека.

Характеристика УУД::

- познавательные: знание о  процессах высшей нервной деятельности как об особенностях поведения и психики человека.

- личностные: умение работать с текстом и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

- коммуникативные: умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения,

- регулятивные: самоанализ, самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Начало урока:

1) Организационный момент

                            Здравствуйте, ребята!Присаживайтесь.

Приветствуют

учителя

Личностные УУД

Восприятие образа нового учителя

2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока (10 мин)

Работа в парах – решение кроссворда

 

Разработка плана урока

Учитель: Ребята, начать наш урок мне хотелось бы со слов знаменитого русского ученного физиолога А.П.Павлова:

«Гений — это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете»

Учитель: Мне так хочется, чтобы каждый смог почувствовать себя гениальным и максимально сконцентрируемся на работе!

Упражнение «Выявление объема кратковременной памяти»:

Учитель: Ребята, мы начнем нашу работу с небольшого упражнения. Сейчас на доске появятся слова, в течение минуты вы можете их изучать, а затем необходимо будет восстановить их по памяти в любом порядке.

Учитель: А теперь давайте сравним ваши слова со словами на доске. Посчитайте количество совпадений. Как вы думаете, что мы можем проверить с помощью этого упражнения?

Ученик: Память.

Учитель: А что такое память,  какой она бывает?

Ученик: долгосрочной и кратковременной.

Учитель: Как вы думаете, какую память мы только что проверили? Посмотрите на таблицу и определите объем своей кратковременной памяти. Какие рекомендации вы можете составить по улучшению своих показателей.

Учитель: Ребята, что такое память?

Ученик: Это один из процессов высшей нервной деятельности человека.

Учитель: Какие еще процессы высшей нервной деятельности человека вам известны?

Применяется технология «Фишбоун»

Основы поведения человека

 

Высшая нервная деятельность

 

Ученики: (заполняем скелет рыбы) 1.Память и внимание 2. Сон и бодрствование, 3. Познавательные процессы, интеллект, 4. Сознание и мышление, 5. Речь, 6. Темперамент и эмоции.

Учитель:  Все это составляет основы поведения человека. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученик: «Высшая нервная деятельность человека»

Учитель: Ребята, вы уже изучали эту тему? Сегодня мы попробуем систематизировать ваши знания. Я предлагаю вам немного поработать исследователями. Каждая группа будет работать над своим проектом. Давайте оговорим правила работы в группах (алгоритм на слайдах):

1.Цель вашего исследования

2. Методика

3. Данные, которые получили

4. Общий вывод

Если нужна помощь, вы можете воспользоваться красной карточкой, а если будете готовы – поднимите зеленую.

 

Дети слушают изречение, анализируют,отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают над упражнением индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют тему, ставят цель урока

Личностные УУД

Ммотивация к учебной деятельности

 

 

 

Регулятивные УУД

Систематизируют ранее изученное, применяют на практике

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Общение с учителем, выражение своей точки зрения

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД

Определение собственного объема кратковременной памяти

 

Регулятивные УУД

Самоконтроль, самоанализ

 

Основная часть урока:

 

 

 

1) Работа в группах (20 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Учитель: Каждая группа получает свое отдельное практическое задание, по результатам которого оформляется проектная работа и формулируется вывод о том, какую роль играет данный процесс высшей нервной деятельности в поведении человека.

Учитель: Что лежит в основе поведенческих реакций человека? На чем основываются процессы высшей нервной деятельности человека?

Ученики: на условных и безусловных рефлексах.

Учитель: Правильно. Поэтому первая группа получает следующее задание:

Группа 1.Проверить на каждом участнике группы рефлексы и определить, какие из них являются условными, а какие безусловными (методика прилагается).

Группа 2. Определить эмоциональное состояние группы с помощью теста Люшера (методика прилагается).

Группа 3.Определить уровень интеллекта в группе используя краткий IQ-тест, составить план повышения интеллектуальных способностей коллектива.

Группа 4. Определить преобладающий тип мышления в группе (право- или левополушарные).

Группа 5. Определить преобладающий тип темперамента в группе (методика прилагается)

Работают с дополнительной литературой, проводят собственные исследования, делают выводы,

выступают с результатами своей работы

 

Регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД: характеризовать особенности высшей нервной деятельности, разбираться в различных ее проявлениях,устанавливать черты сходства и различия высшей нервной деятельности животных и человека.

Закрепление (5 мин)

Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону

Упражнение «Найди ошибку»

Высшая нервная деятельность

Рефлекс – это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция на раздражители. Все рефлексы, возникающие в организме И.М.Сеченов подразделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы, приобретенные в течение жизни.

Совокупность происходящих в периферической нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма называют сигнальной системой. Животные, в отличие от человека, обладают только второй сигнальной системой.

Интеллект характеризуется тремя основными чертами: способностью познавать, всеобщностью и ненаследуемостью.  Чем ниже коэффициент IQ, тем выше считаются интеллектуальные способности человека.

Существует три основных типа нервной деятельности: сангвиник, меланхолик, холерик. Самый сильный и уравновешенный из них меланхолик.

 

Упражнение «С точностью до…»(определить о чем говорят эти цифры?)

8ч (в среднем нужно взрослому человеку для сна)

90 мин (каждые 90 мин происходит повторение одного полного цикла сна)

130-140 (уровень IQ у человека, чьи интеллектуальные способности признаются блестящими)

4 (основных типа нервной деятельности - темперамента)

2 (сигнальные системы)

3 (уровня ВНД человека, основные черты интеллекта)

Учитель: Так что же такое – высшая нервная деятельность?

Ученик: Это нервные процессы, лежащие в основе поведения человека, которые позволяют ему приспособиться к изменяющимся условиям среды.

Учитель: Верно!

Учащиеся выполняют письменную работу,

осуществляют взаимопроверку  по эталону

 

 

Видя на доске цифру, дети пытаются понять, о чем она говорит. С проверкой по эталону

Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний

 

 

Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД: аргументирование собственной точки зрения, анализ, самоконтроль, закрепление материала

Заключительная часть урока:

 

 

 

1) Рефлексия (5 мин)

 (подведение итогов урока)

Учитель подводит итоги урока

Выставление отметок.

Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):

«!» - это мне известно;

 «+»- это для меня ново;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете,  удалось ли вам достигнуть поставленных целей?

Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось

 

Личностные и коммуникативные УУД:оценка полученных знаний, анализ проделанной работы, умение высказывать свои мысли

2) Информация о домашнем задании

Вы можете выбрать для себя любое из предложенных  заданий:

1.      Повторить основные понятия по теме «Высшая нервная деятельность»,

2.      Составить тест по теме «Высшая нервная деятельность»,

3.      Написать мини-эссе «Правила здоровой психики».

Записывают Д/З  в дневник

Регулятивные УУД: самоконтроль

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)