Технологическая карта урока «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф (УМК «Перспективная начальная школа»)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чтение 1.docx

Технологическая карта урока

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» СельмаЛагерлёф

(УМК «Перспективная начальная школа»)

 

 

Класс

4  класс.

Тип урока

Урок изучения новых знаний (урок изучения литературного произведения).

Цели урока

Образовательные: формирование умения проводить анализ образа-персонажа, изобразительно-выразительных средств, использованных автором; определять позицию рассказчика в отношении персонажей; выразительно читать произведение, передавая особенности художественных образов; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказывать свою точку зрения; находить доказательства, подтверждающие заявленный тезис; актуализация словаря учащихся; расширение знаний об окружающем мире.

Развивающие: формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления, умения работать в команде.

Воспитательные: формирование позитивного отношения к миру, чувства уважения к людям, помогающим в тяжелых жизненных обстоятельствах, культуры поведения на уроке.

Технологии, методы, приемы

Технологии группового, интегрированного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная,  здоровье сберегающие технологии.

Методы: беседа, сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему; антиципация содержания, анализ эпического произведения.

Приемы: анализ заголовка, иллюстрации, рассказ о писателе, постановка учебно-познавательной задачи, чтение с остановками, выборочное чтение, выразительное чтение литературного произведения.

Основные понятия, термины

Литературные жанры, повесть, повесть-сказка, рассказчик, автор художественного произведения, заглавие произведения, иллюстрация, герой произведения.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

·        Понимание заглавия произведения;

·        связывать заглавие произведения и иллюстративный материал с его содержанием;

·        самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста;

·        восприятие на слух звучащей речи;

·        адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию;

·        определение последовательности развития сюжетного действия, особенностей поведения героев и описания их автором;

·        сопоставление поступков героев по контрасту;

·        определение жанра произведения;

·        овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

·        овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;

·        высказывание собственного отношения к прочитанному;

·        осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

·        умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

·        самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя;

·        интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности;

·        овладение техникой чтения;

·        конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания.

Личностные результаты:

·        Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

·        формирование потребности в систематическимчтении как средстве познания мира и самого себя;

·        знакомство с общечеловеческими ценностями;

·        восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

·        полноценное восприятие художественной литературы;

·        эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

·        высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • освоение приемов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  •  освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Коммуникативные УУД:

  • формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Регулятивные УУД:

·         понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

·         действовать по плану и планировать свои учебные действия;

·         контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

·         адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Организация пространства

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

 

Книгопечатная продукция: Литературное чтение.4 кл.:в 2 ч. Ч.2 : Учебник/ Н.А. Чуракова. – 3-е изд.,пересмотр.- М. : Академкнига / Учебник, 2017. Стр.44 -54

Презентация к уроку.

 

 

 

 

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

универсальные учебные действия

I.Организационный момент.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

       Здравствуйте ребята.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.
Я хочу вам пожелать

Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!

2 слайд

Приветствуют учителя.

Эмоционально готовятся к уроку.

 

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

 

II. Подготовка к первичному восприятию.

Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением

 

 

−       Какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

−       Кто его автор?

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

Припоминают название раздела: «Выясняем, что помогает человеку стать человеком…».

Припоминают изученные произведения раздела, выделенные качества личности.

 

Предметные: осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности.

Личностные:

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

III.Постановка учебной задачи.

Цель: Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями

−       Определим, какие задачи нужно выполнить, изучая это произведение. Что могу узнать?

−       Чему могу учиться?

−       Посмотрите, все ли задачи, которые мы поставили, были названы. 

 

Формулируют учебные задачи:

Узнаю:

1)       Содержание произведения;

2)Что помогает человеку стать человеком

Учусь:

1)      изучать героев произведения;

2)         определять чувства

и настроение героев;

3)         определять отношение рассказчика к героям;

 

4.Работа с иллюстрацией

 Посмотрим на иллюстрации, изображенные на 66 странице.

Видно ли на рисунке, где происходят события?

     Как вы это поняли?

     Кто здесь изображен?

     Как художник изобразил гуся?

     Каким вы видите лиса?

     Что происходит с Нильсом?

     Как вы думаете, что здесь происходит?

     Рассмотрим иллюстрацию на странице 67

     Кто здесь изображен?

     Где происходит событие?

     Как вы думаете, что здесь происходит?

     Каким лис изображен на этой иллюстрации?

     Что делает Нильс?

     Можно ли по этим рисункам догадаться, о чем будет говориться в повести?

 

Изучают иллюстрации. Определяют объект изображения.

Делают предположения о месте действия.

Определяют, что по данным иллюстрациям нельзя определить, что происходит с главным героем.

 

Анализ прочитанного

−  Кто главный герой?

−  Что о нем мы уже узнали?

−  Какие черты характера Нильса, мы увидели в предыдущих частях?

−  Можно ли по этим чертам назвать Нильса настоящим человеком?

−  Что произошло с Нильсом?

−  Почему так случилось с Нильсом?

−  Что происходит с Нильсом во время его приключений?

−  Нильс меняется или остаётся прежним?

−  Что изменилось в его характере?

−  Что конкретно с ним происходит? (Он чувствует себя несчастным)

−  Почему?

−  Какие изменения произошли с Нильсом в его дальнейших приключениях?

−  На какой части закончили?

−  О чем эта часть?

 

 

 

Физминутка

     Перед началом работы отдохнем. Выполняем упражнения под музыку вместе со мной.

15 слайд

Выполняют упражнения за учителем под музыку.

 

V.Чтение и анализ

Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов.

1 часть (до слов     «Это было куда интереснее».)

     Откройте 63 стр. учебника.

     Послушайте следующую часть этого произведения.

     Кого из героев мы видим в этой части?

     Кто такой лис Смирре?

     Как бы вы его охарактеризовали? Докажите текстом.

     Что хотел сделать Смирре?

     Почему он не смог сразу добраться до гусей?

     Удалось ли лису остаться незамеченным?

     Что будет дальше?

 

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

 

 

Определяют место действия.

Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами текста.

Делают предположения о содержании следующей части.

 

2 часть ( до слов « .. как заснул»)

-  следующая часть 

     Что произошло?

     Как Нильс оказался на льдине?

     Каким мы видим Нильса?

     Докажем это текстом.

      Удалось ли Нильсу остановить лиса?

     Какие черты характера Нильса проявились?

     Каким автор показывает нам Смирре?

     Как думаете, что будет в следующей части?

 

 

 

3 часть ( до слов « Нет, на мышь не похоже»)

     Что происходит дальше?

     Испугался ли Смирре Нильса? Почему?

     Что подумал Нильс перед тем как броситься на лиса? Кто прочитает выразительно?

     Каким автор показывает нам Нильса?

     Удалось ли ему освободить гуся?

     Каким образом?

     Хотел ли гусь спасти Нильса?

     Кто прочитает?

     Что произойдет дальше, ваши предположения?

 

 

 

4 часть ( до слов « А можно ещё вот что..»)

     Что произошло с Нильсом?

     Испугался ли Нильс, оставшись наедине с лисом?

     Что чувствовал Нильс, борясь с лисом?

     Удалось ли Смирре поймать Нильса?

     Почему?

     Как Нильс обхитрил лиса?

     Что произойдет дальше?

 

 

 

5 часть ( до слов « кряхтя и охая, встал»

     На что рассчитывал Нильс, сидя на дереве?

     На что рассчитывал Смирре?

     Что испытывал Нильс, понимая, что ему придется ночевать на дереве?

     Как вы думаете, спасется ли Нильс?

     Что будет дальше?

 

 

 

6 часть

     Следующая часть.

     Что увидел Нильс с вершины дерева?

     Обрадовался ли Нильс, увидев гусей?

     Что почувствовал Нильс, решив, что гуси улетели?

     Что в это время делал лис?

     Что лис предлагал Нильсу?

     Кто прилетел на помощь Нильсу?

     Как думаете, что будет дальше?

 

 

 

7 часть

     Кто появился спасать Нильса?

     Как вел себя Смирре?

     Что будет дальше?

 

 

 

 

     Удалось ли гусям одолеть лиса?

     Что они кричали, прощаясь?

     Кто забрал Нильса?

     Обрадовались ли гуси, увидев Нильса?

     Что сказала Нильсу Акка Кнебекайзе?

     Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка?

     Хотите ли вы узнать, что дальше приключилось с Нильсом?

     Что говорят о Нильсе его поступки?

     Изменился ли он?

 

 

 

VI.Обобщающая

беседа

Цель: Создание читательской интерпретации текста.

     Чему я учился, работая с произведением?

     Что нужно было узнать при работе над произведением?

     Что нового узнали о Нильсе?

     Какие изменения произошли в этих частях?

     Что помогает человеку стать настоящим человеком?

     Чему учит нас это произведение?

     Сказка показывает, что необдуманные поступки оборачиваются бедой. Чтобы исправить свои ошибки, нужно изменить отношение к окружающему миру, помогать тем, кто попал в беду, быть отзывчивым, делать добро, научиться сопереживать, радоваться за друзей.

18- 19 слайд

Высказывают впечатления о произведении.

Припоминают учебные задачи. Формулируют художественную идею.

Предметные:

самостоятельное определение темы текста, главной мысли; определение жанра произведения;

высказывание собственного отношения к прочитанному;

осознание себя как умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

Личностные: 

принимать разные мнения  о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей.

Познавательные:

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

Коммуникативные:

овладение основами коммуникативной деятельности.

Регулятивные:

действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности;

 

VII. Рефлексия по уроку

 

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

     Оцените свою работу на уроке, для этого выберите 1 предложение и продолжите его.

     Спасибо всем за хорошую работу на уроке.

 

20 слайд

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний:

·       Сегодня я узнал...

·       Было интересно узнать, что…

·       Я учился…

·       Мне захотелось…

·       Мне было трудно …

Я смог…