Технологическая карта урока для 2 класса с использованием активных методов обучения на тему "Состав слова"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока для 2 класса с использованием активных методов обучения на тему "Состав слова"

Оценка 4.7
doc
21.04.2020
Технологическая карта урока для 2 класса с использованием активных методов обучения на тему "Состав слова"
Конспект урока.doc

Конспект АМО-урока (занятия)

 

Организационная информация

 

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО):  Васькина Валентина Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ лицей №3

Город/поселение: город Батайск Ростовской обл.

Предмет: русский язык

Класс, количество человек: 2 «В» класс, 26 человек

Продолжительность урока/мероприятия: 40 минут

Методическая информация

Тема урока: Состав слова

Автор учебника или УМК: УМК «Перспективная начальная школа», Н. А. Чуракова и др.

Классификация урока: Урок обобщения и систематизации полученных предметных знаний  и УУД/Урок-игра

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса: В классе 26 человек. Из них 13 девочек и 13 мальчиков, возраст 8-9 лет. Девять неполных семей. Почти все дети проживают в одном микрорайоне.

Из 26 учащихся, 2 человека имеют хронические заболевания. Остальные учащиеся имеют основную физкультурную группу. Родители следят за состоянием здоровья своих детей.

Практически все учащиеся имеют положительную мотивацию к учению, интересы разносторонние. Есть учащиеся не добросовестно относящиеся к учебе.

Большинство детей были записаны в школьную библиотеку. Многие ребята ходят в библиотеку имени А. Барто, многие умеют читать. Особый интерес к чтению проявляют 5 человек. Все ребята активно принимают участие во внеурочной и внешкольной деятельности.

Коллектив быстро сложился в дружный класс, слаженно работающий, активный. Присутствуют явные лидеры в классе. Есть изолированные дети. Микрогрупп нет.

В классе присутствует доброжелательный микроклимат, конфликтов между учащимися не происходит. Дети с легкостью принимают в игру друг друга, включаясь в активную внеклассную и игровую деятельность. Дети хорошо взаимодействуют с классным руководителем и педагогами.

В классе практически отсутствуют равнодушные учащиеся, все родители переживают за успехи своих детей, прилагают усилия в помощи им. Дома дети помогают в делах по дому своим родным. Возраст родителей примерно одинаковый и колеблется от 26 до 36 лет. Образовательный уровень разный.

Все учащиеся имеют поручения, принимают активное участие в делах класса. Классный коллектив очень активный и работоспособный.

Цели урока:

1. Упорядочить знания детей о составе слова; наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

2. Развивать речь, мышление, память, умение пользоваться имеющимися знаниями.

3. Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнавать о нашей планете и её обитателях.

Задачи урока:

  Предметные:

- организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия «состав слова» и распознаванию родственных слов по определенным его частям;

- формировать умение образовывать слова из различных его частей, находить соответствующие части слова и оформлять их графически на письме;

Метапредметные:

- регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;

- коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в группах;

- познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебных карточках, в учебных словарях, понимать информацию;

- познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

 Личностные:

- организация участия детей в действиях интриги урока по данной теме, учёт позиции собеседника.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики  в ходе урока:

Предметные: закрепление понятия "состав слова", распознавание родственных слов по определенным его частям, умение образовывать слова из различных его частей, находить соответствующие части слова и оформлять их графически.

Метапредметные: регулятивные  - ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, развитие навыков самоконтроля, коммуникативные - умение догавариваться и распределять обязанности при работе в группах, познавательные - умение искать информацию в учебных карточках, словарях, понимать информацию, пользоваться инструкцией, обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы, личностные - участие в действиях интриги урока по теме, учет позиции собеседника.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: Понятия: состав слова; части слова: приставка, корень, суффикс, окончание; родственные слова; Словарные слова: саванна; Графическое оформление частей слова на письме.

 

 

 

Ход урока

 

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

 

Инициация – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность АМО «Как хорошо, когда много друзей»

Время проведения: 2 мин. 

Происхождение метода: Заимствованный

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.

Задачи: установление связи между учащимися, установление связи междумдетьми и учителем, положительное отношение друг к другу, мотивация деятельности.

Необходимые материалы: нет

Предварительная подготовка: выучить слова стихотворения «Как хорошо когда много друзей» с движениями.

Технология проведения:

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».

Встав в круг и взявшись за руки, учащиеся произносят слова и выполняют движения:

-Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)

-Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)

Все дети и учитель друг, за другом делая шаг, выходят вперёд, машут рукой и называют своё имя. Потом встают назад. (Таня, Арина, Алик, Валентина Сергеевна и т.д.) Приветствуют друг друга.

-Возьмёмся за руки друзья (взялись за руки)

-И в мир слов отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)

- А вы знаете, друзья, что вместе мы справимся с любыми испытаниями и заданиями, которые ожидают нас!

«Когда мы едины, мы непобедимы!» и впереди нас ждут новые приключения!

 

Вхождение или погружение в тему АМО «Угадай-ка»

Время проведения: 2 мин.     

Происхождение метода: Авторский

Цель: вхождение в тему урока.

Задачи: определение целей урока, развитие кругозора, расширение словарного запаса учащихся.

Необходимые материалы: электронная доска (Smart), слайд с двигающимися буквами, созданный в приложении для электронной доски.

Предварительная подготовка: научиться пользоваться файлами, созданными для электронной доски.

Технология проведения:

Ребята, рассмотрите буквы на доске. Если вы мысленно уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

Какое значение может иметь слово “состав”?

1.  Вещество из какой-либо смеси. (В состав лекарства входит йод.)

2.  Поезд (подать на платформу состав).

3.  Количество чего-либо входящего в целое (состав числа 123?).

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать на уроке?

 

Фаза 2 «Работа над темой»

 

Закрепление изученного. Актуализация опорных знаний АМО «Заплати за билет»

Время проведения: 3 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: закрепление изученного материала.

Задачи: проверить остаточные знания детей по теме, активизировать опорные знания, имеющиеся у детей.

Необходимые материалы: перфокарты с индивидуальными заданиями для каждой группы по теме «Состав слова».

Предварительная подготовка: научиться пользоваться перфокартами, знать состав слов – названий предметов.

Технология проведения:

 Я, как руководитель нашей туристической группы, купила для вас билеты, а вам необходимо со мной рассчитаться (детям раздаются перфокарты на пройденный материал, они выполняют задание).

Перед следующим путешествием я вам скажу, кто смог со мной рассчитаться полностью за свой билет, а кому придется ещё потрудиться (самостоятельное выполнение работы).

                                                                                                  

Закрепление изученного. Обсуждение д/з. АМО «Собери паровоз»

Время проведения: 3 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: закрепление изученного материала.

Задачи: проверить остаточные знания детей по теме, активизировать опорные знания, имеющиеся у детей.

Необходимые материалы: карточки с изображением частей паровоза и частей слова, электронная доска (Smart), слайд с двигающимися изображениями частей паровоза и частей слов, созданный в приложении для электронной доски.

Предварительная подготовка: уметь работать с карточками, пользоваться файлами, созданными для электронной доски.

Технология проведения:

Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе по узкоколейке.

Ну что ж, прежде чем отправиться в дорогу, давайте соберем  состав, на котором совершим путешествие по саванне. Найдите в раздаточном материале и положите перед собой изображения частей состава. (1-я группа – Приставка (маленький вагончик для угля), 2-я группа – корень (паровоз), 3-я группа – суффикс (вагон для пассажиров) и 4-я – окончание (вагончик для груза).

Самое главное в составе поезда — паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Обозначим его (2-я группа поднимает изображение и оно появляется на слайде).

Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (корень, учитель обозначает графически на доске)

Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь) обозначим (1-я группа показывает изображение).

Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.

Кто знает, как она называется? (приставка, появляется на слайде)

Вагон за паровозом — это вагон для нас пассажиров. (3-я группа показывает изображение). И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (суффиксы, обозначаем на доске)

А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза (показывает 4-я группа). С какой частью слова его можно сравнить? (окончание) Где всегда находится окончание? (в конце слова, обозначаем на доске)

Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово?

Итак, места в вагонах заняты. И у нас получилось 4 группы, название которых соответствует тем частям состава, которые вы показали. Как называется каждая команда?

1-я – Приставка,

2-я – Корень,

3-я – Суффикс,

4- я – Окончание.

Команды собраны, отправляемся в путь.

 

Минута психологической разгрузки АМО «Знакомство с саванной»

Время проведения: 1 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: психологическая разгрузка учащихся.

Задачи: обеспечить снятие эмоционального и физического напряжения учащихся

Необходимые материалы: техника для воспроизведения музыки, композиция Дж. Ласта «Одинокий пастух».

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения:

Сядьте удобно, закройте глаза. (Звучит музыка.)

Трогаемся. Наш поезд медленно движется по саванне. Побуревшая под африканским солнцем степь уходящая к подножью далёких, синих гор стала изумрудно зелёной. Дождь смыл с грубых трав и острых листьев красноватую пыль, и они стали мягкими, приятными на ощупь. По долине разбросаны небольшие рощицы. Зацвела акация. Откройте окно, вдохните медовый запах розовых цветов. Наш состав приближается к огромному баобабу. Его плоды наполнились соком. А вот не очень большие деревья, которые внешне похожи на наши садовые яблони. Однако яблок на них нет. Наш состав останавливается. Откройте глаза, расправьте плечи, потянитесь, встряхните руки….

 

Интерактивная лекция АМО «Кто живет в саванне»

Время проведения: 5 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: введение в тему урока

Задачи: совершенствовать умения по работе с составом слов-предметов

Необходимые материалы: Электронная доска Smart, электронное приложение к уроку (слайд с изображением животных саванны и других животных)

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения:

Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто из них живет в саванне, а кто заблудился, нам нужно из данных частей составить их названия. (Составление слов из разрезных карточек в каждой группе).

ЗЕБР - ОЧК - А

СЛОН - ЯТ - А

КОШ - К – А

ЖИРАФ  - ЧИК

Запишем  эти названия с новой строки в столбик и выделим части слов на доске и в тетрадях (Представитель от каждой группы записывает слово на доске и разбирает слово по составу).

А посмотрите на слайд, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”.) А почему же он стоит в сторонке? Чем слово «жирафчик» отличается от остальных слов-названий обитателей саванны? (В этом слове отсутствует окончание) А как сказать иначе? (окончание в данном случае нулевое). 

 

Метод проработки учебного материала АМО «Помоги зебре»

Время проведения: 7 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: продолжение работы над темой урока.

Задачи: закрепить умения находить родственные слова, выделять приставку и корень в словах.

Необходимые материалы: Электронная доска Smart, электронное приложение к уроку (слайды с изображениями погони льва за зеброй и однокоренными словами с разными приставками)

Предварительная подготовка: научить детей пользоваться маркерами для письма на электронной доске

Технология проведения:

Посмотрите, вдали показались львы (дети смотрят на слайд с изображением погони льва за зеброй). И зебра, испугавшись, побежала. Она бежала быстро, забежала за баобаб, и прибежала к своему стаду. Мы рады, что она убежала от опасности.

Какие родственные слова вы услышали? (Побежала, бежала, забежала, прибежала, убежала (слова появляются на доске) Чем отличаются эти слова? С новой строки выпишите слово с мягким согласным звуком в приставке, выделите приставку (Записывают слово «прибежала»).

 

Метод проработки учебного материала АМО «Слоны - озорники»

Время проведения: 7 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: продолжение работы над темой урока.

Задачи: закрепить умения составлять слова из их частей.

Необходимые материалы: Электронная доска Smart, электронное приложение к уроку (слайды с изображениями бури и слонов поливающих слонят водой, а также с предложением по теме)

Предварительная подготовка: научить детей пользоваться маркерами для письма на электронной доске

Технология проведения:

В саванне началась буря и ничего не видно. Поэтому сейчас нам предстоит сложная работа. Составить из перепутавшихся частей слова, чтобы узнать, что же происходит за окнами вагона (по группам составляют слова).

1 группа: слон-ы,

2 группа: по-лив-а-л-и,

3 группа: ма-лыш-ей,

4 группа: вод-ой. (Части у слов графически обозначены.)

Молодцы, а теперь давайте попробуем составить из данных слов предложение. (Слоны поливали малышей водой.)

Ну вот теперь понятно, что за картина перед нами открылась, но и мы совсем вымокли. Пора возвращаться домой. Но паровоз не отправляется в путь, животные просят нас выполнить еще одно задание. Запишите предложение которое у нас получилось в тетрадь, выделите части каждого слова (самопроверка по эталону).

 

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

 

Эмоциональная разрядка АМО «У жирафа...»

Время проведения: 1 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: физическая и психологическая разгрузка учащихся.

Задачи: обеспечить снятие эмоционального и физического напряжения учащихся, развивать просодическую сторону речи.

Необходимые материалы: техника для воспроизведения музыки, композиция «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде...».

Предварительная подготовка: разучить движения и слова логоритмической зарядки

Технология проведения:

Ну вот мы и узнали всех обитателей саванны. А хорошо ли вы помните, чем отличаются друг от друга животные, которые нам встретились в саванне? Давайте проверим (выполняется логоритмическое упражнение «У жирафа…»)

 

Метод рефлексии АМО «Дорога домой»

Время проведения: 2 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: рефлексия.

Задачи: обеспечить наличие обратной связи по изученной теме.

Необходимые материалы: электронная доска Smart, слайд с анимационным изображением паровоза движущегося по дороге.

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения:

Мы с вами возвращаемся с экскурсии домой. Пока едем в паровозе, давайте побеседуем. Если вы слышите, что речь идет о части слова, которую ваша группа представляла в путешествии, то изображаете звук гудка паровоза и стук колес.

Для 1-й группы: Эта часть слова является главной в слове (корень).

Для 2-й группы: Эта часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка).

Для 3-й группы: Эта часть слова тоже служит для образования новых слов, но стоит после корня (суффикс).

Для 4-й группы: Оно стоит в его конце и бывает нулевым (окончание).  (Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией).

 

Домашнее задание АМО «Фильм на память»

Время проведения: 4 мин.

Происхождение метода: авторский

Цель: дать домашнее задание.

Задачи: познакомить с материалом, необходимы для выполнения домашнего задания.

Необходимые материалы: техника для воспроизведения видео, фрагмент видеофильма  про слонов Саванны (из серии BBC).

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения:

Вот мы и дома. И напоследок у меня для вас подарок. В саванне я для вас записала фильм про слонов, давайте его посмотрим. (Смотрят фильм)

 Дома запишите слова, которые называют предметы, увиденные вами в фильме, разберите их по составу. Урок окончен!

 

 

 

 


Конспект АМО-урока (занятия)

Конспект АМО-урока (занятия)

Цели урока: 1. Упорядочить знания детей о составе слова; наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части

Цели урока: 1. Упорядочить знания детей о составе слова; наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части

Ход урока Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Ход урока Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Предварительная подготовка: научиться пользоваться файлами, созданными для электронной доски

Предварительная подготовка: научиться пользоваться файлами, созданными для электронной доски

Мы с вами отправляемся в места дикой природы

Мы с вами отправляемся в места дикой природы

Минута психологической разгрузки

Минута психологической разгрузки

А посмотрите на слайд, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”

А посмотрите на слайд, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”

Части у слов графически обозначены

Части у слов графически обозначены

Для 4-й группы: Оно стоит в его конце и бывает нулевым (окончание)

Для 4-й группы: Оно стоит в его конце и бывает нулевым (окончание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020