Технологическая карта урока
Предмет: Математика
Класс: 5 «В»
Тема: «Дроби и деление натуральных чисел»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная работа, групповая.
Цель: Показать связь между действием деление и обыкновенными дробями, сформировать навыки записи частного в виде дроби и натурального числа в виде дроби с произвольным заранее указанным знаменателем.
Научить учащихся применять эти навыки при решении примеров. Развить устную речь, умение формулировать утверждения, опираясь на полученную информацию, формировать умение сотрудничать.
Личностные УУД:
Уметь:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- проводить объективную самооценку и взаимооценку.
Регулятивные УУД:
Уметь:
- определять цели учебной деятельности;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- составлять алгоритм действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
Уметь:
- слышать, слушать и понимать партнера;
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
- взаимно контролировать действия друг друга;
- договариваться, вести дискуссию;
- правильно выражать свои мысли;
- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
Уметь:
- добывать новые знания;
- находить нужную информацию в учебнике и других источниках;
- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации;
- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Основные понятия: правильная и неправильная дробь, черта дроби (дробная черта), знак деления, результат деления.
УМК: математика, 5 класс. Мерзляк А.Г. Полонский В.Б. Якир М.С.
ТСО: наглядные средства обучения.
СТРУКТКРА И ХОД УРОКА
№ Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. (1 мин) |
У: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Эмблемой нашего урока пусть будет этот орешек знаний. Орешек знаний тверд, Но все же, мы не привыкли отступать. Чтоб расколоть его сегодня Мы будем истину искать! |
Приветствую учителя. Проверяют подготовку рабочих мест, садятся за парты. Слушают стихотворение.
|
Л. Самоопределение, смыслообразование. К. Планирование учебного сотрудничества
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5 мин) |
У: Сейчас я буду диктовать дроби. Если дробь правильная – хлопните в ладоши 1 раз, если неправильная – топните ногой один раз. Только не громка все это проделывайте. Готовы? Начнем.
У: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Теперь ответьте мне на следующие вопросы: Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Теперь решим несколько простых примеров (примеры записаны на доске, ученики говорят ответ, а учитель записывает).
У: Хорошо. Это повторили. Теперь решим задачи. Задача 1. Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у бабушки? ( зимних каникул) Задача 2. Как разделить три яблока между четырьмя детьми?
|
Отвечают на вопросы устно и слушают ответы других и комментарии учителя. Анализируют задачи. Ищут способ решения задач. |
П. Учатся извлекать информацию, находить пути решения поставленной проблемы. К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Л. Формирование навыков организации анализа своей деятельности. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. (7 мин) |
У: Скажите, встречались ли вы с такой задачей в своей жизни? (Задача 2) У: Кто помогал вам разрешить эту ситуацию? У: На основе имеющегося у вас опыта давайте попробуем сами решить эту задачу, используя полученные ранее знания. У: Для решения задачи разобьемся на группы по 4-5 человека (4 человека – это 2 парты, как правило, учащиеся 1 парты поворачиваются к учащимся 2 парты) (время на работу 5-7 мин) Проблема: как разделить 3 яблока между четырьмя детьми? Ваша задача: предложить решение, как это можно сделать. После обсуждения в группах заслушивается ответ каждой группы. Большинство приходят к мнению, что нужно разделить каждое яблоко на 4 части и взять по одной части от каждого яблока. В итоге каждый получит по яблока.
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Анализируют задачу. Понимают, что такого типа задачу они еще не решали. Разбиваются на группы. Выполняют работу в группе, анализируют результат проделанной работы. Выступают со своими предположениям и ответами. Приходят к общему выводу.
|
К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли. Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что еще не известно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) |
У: Ребята, предлагаю вам проверить вашу гипотезу. На доске находятся три яблока. Пусть один человек, из какой-нибудь работавшей группы, разделит эти три яблока между другими участниками своей группы. Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ: 3.) Как это выразить дробью? (Ответ: . ) Каким образом получилась эта дробь? (Ответ: она получилась при делении 3 яблок на 4 равные части.) И так, какой можно сделать вывод? (черту дроби можно рассматривать как знак деления) Чем мы будем с вами заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. После обсуждения (время на обсуждение ограничивать 2–3 минутами) дети предлагают разные варианты. Общими усилиями приходим к следующей теме: “Деление и дроби”. У: Записываем сегодняшнее число и тему урока. |
Проверяют свои предположения на практике. Отвечают на вопросы учителя. Приходят к общему выводу. Формулируют тему и задачи урока.
|
Л. Осознание ответственности за общее дело. П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. К. Выражение своих мыслей, использование речевых средств, для решения коммуникативных задач. |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднений. (8 мин) |
У: Откроем учебник на странице 192 и прочитаем то, что выделено курсивом. Теперь черту дроби можно рассматривать как знак деления, а запись читать « разделить на ». Отметим, что результат деления двух натуральных чисел может быть натуральным или дробным числом. Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым знаменателем. У: И так, запишем в тетрадь следующее: , где (числитель) – делимое, (знаменатель) – делитель. Значит дробь можно записать иначе , т.е. как мы уже сказали, черта дроби означает знак деления. Число можно также представить в виде дроби, например:
У: Что мы сделали? И что получили в результате? |
Работают с учебником. Зачитывают основные понятия. Слушают объяснения учителя и записывают основное в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Записывают правило в тетрадь. |
П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. К. Сотрудничество с учителем. Выражение своих мыслей, использование речевых средств, для решения коммуникативных задач. Р. Восприятие, осмысление, запоминание материала. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (7 мин) |
У: Теперь порешаем задания из учебника: 758 (1,2,3,4), 759 (1,2,3,4). 760,761 |
Выполняю задание. Обсуждают решение. Помогают отвечающему у доски, если понадобятся. Отвечают на дополнительные вопросы по примеру. |
Р. Контроль, оценка, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Коррекция, оценка, действие. |
7.Физ.минутка( 1 мин) |
В классе развешаны в разных местах различные цветные фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.д.). Учитель предлагает ученикам найти, например, красный круг, затем – зеленый квадрат, и т.д. Когда все фигуры найдены, можно продолжать урок.
|
Ищут фигуры, развешанные по классу. |
К. Способность к мобилизации сил и энергии. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонному образцу. (7мин) |
У: Выполним следующие задания самостоятельно, после выполнения каждого задания называем ответы, которые получили. 762, 764,765
|
Ученики решают задания самостоятельно, затем сверяют свои ответы с ответами учителя. |
П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации. К. Умение полно и точно выражать свих мысли. Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка. Л. Нравственно-этическая ориентация. Способность и самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9. Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин) |
У: Что мы делали сегодня на уроке? Какое арифметическое действие обозначает черта дроби? Каким числом может быть результат деления двух натуральных чисел?
|
Отвечают на вопросы. |
П. Умение структурировать знания. Р. Контроль, оценка, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
10. Рефлексия деятельности. (2 мин) |
У: На доске записаны незаконченные фразы. Продолжите их. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… В начале урока я раздала вам смайлики определенного цвета. Поднимите:
Спасибо всем за сегодняшний урок. Вы проделали огромную работу. Все молодцы.
|
Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность. |
Л. Развитие самооценки. |
11. Домашнее задание. (1 мин) |
Объясняет сущность домашнего задания. Домашнее задание: 758 (5,6), 759 (5,6), 763, 768 – по желанию. |
Записывают в дневник, слушают учителя. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.