Технологическая карта урока Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…»

Технологическая карта урока Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…»

Медиа
Разработки уроков
docx
2 кл
30.11.2019
Ф.Тютчев Чародейкою зимою Технологическая карта по чтению 2 кл.docx

РБ   МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по литературному чтению

2 класс

 

Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель

начальных классов Попова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс

Тема: Фёдор Иванови Тютчев «Чародейкою зимою…».

Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением).

Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
  • формировать умение анализировать поэтический текст;
  • закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте.

Развивающие:

·         развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

·         развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

·         развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

Воспитательные:

·         привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

·         воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательность к окружающему миру;

·         передать красоту и музыкальность поэтической речи.

Формируемые УУД

Личностные:

-проявлять положительное отношение к учебному предмету;

-проявлять интерес к учебному материалу.

 

Регулятивные:

-уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

-ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;

-уважать другую точку зрения.

Предметные:

-осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использовать представленную информацию для получения новых знаний;

-наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.

Метапредметные: 

-формировать интерес к учению;

-оценивать правильность выполнения действия;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.  Постановка цели урока 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Физ. минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное восприятие нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Работа с картиной И.И.Шишкина «Зима».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.  Обобщение и систематизация полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

IX. Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята.

Какое это время года по календарю?

Совершенно верно, осень. Сейчас уже поздняя осень. Как вы думаете, по каким признакам можно сказать, что это поздняя осень?

 

А какое время года скоро наступит?

 

Чем вам нравится зима?

 

 

 

 

Ребята, скажите, а бывали ли вы в лесу зимой? Что вы видели там? Чему удивились? Что запомнили?

Молодцы, вот вы о зиме говорите красиво. Мы не поэты, но учиться красиво выражать свои мысли мы должны у мастеров художественного слова. Главное, что вы видите, чувствуете красоту природы. Сегодня мы с  вами отправимся в необычное путешествие в зимний лес.

Прежде чем отправиться в путешествие, проведём словарную разминку. Посмотрите на экран.

Подберите синонимы к слову ЧАРЫ.

К слову ОЧАРОВАТЬ.

К слову ЧАРОДЕЙКА.

Можно ли эти слова использовать в описании зимы и зимнего леса?

Какие стихотворения вы знаете о зиме? Назовите авторов.

 

 

Какая общая тема объединяет эти стихотворения?

Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года! В каждом стихотворении поэт описывает зиму по-своему.

Вспомните, как изображает зиму Александр Сергеевич Пушкин?

У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной".

Но зима может быть и совсем иной, такой, какой отразил её в своём стихотворении Фёдор Иванович Тютчев.

Посмотрите на портрет этого великого русского поэта.

Фёдор Иванович родился в 1803 году в  Овстуге Орловской губернии 
в семье дворянина. Об образовании Фёдора Ивановича родители очень заботились. Тютчев закончил Московский университет и получил кандидатскую степень.
 О нем вспоминают, как об очень умном и поразительно образованном 
человеке. Поэт обладал способностью быстрого чтения и умел 
удерживать в памяти все до малейших подробностей.
Он любил Россию, пламенея любовью к ней. Люди чувствуют, любят, помнят его стихи. Стихи живут, радуют любителей поэзии. Ведь в них душа природы, образы природы, красота и мелодичность. Поэт скончался в 1873 г. в Царском селе.

 

 

Давайте немного отдохнём. Повторяйте движения за мной.

Мы пришли в зимний лес

(ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

 (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит,

(руки отводят в сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх)

 

В будущем вам предстоит узнать ещё много замечательных произведений Фёдора Ивановича, а сегодня мы познакомимся с одним из его  стихотворений.

Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, как изобразил зиму Фёдор Иванович в этом стихотворении.

Понравилось вам стихотворение? Чем?

Останьтесь наедине со стихотворением, прочтите его про себя выразительно, прислушиваясь к своему настроению во время чтения, к своим ощущениям.

Теперь давайте прочитаем стихотворение выразительно по строфам. Первую строфу читает…

Здесь дана сноска на слово «чудный».

Прочитайте, что обозначает это слово под стихотворением.

А я задам вам сейчас хитрый вопрос, а вы попытайтесь разгадать хитрость и дать правильный ответ.

Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? 

А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)

Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? 

Каким красивым словом называет поэт Зиму? 

Читает вторую строфу …

Поэт по-особенному видит картину жизни зимнего леса, и, размышляя о её красоте и загадочности, как он говорит о лесе?

Почему он так сказал? Какое слово, рядом стоящее, помогает ответить на этот вопрос?

Это, что за приём?

Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны и ждёт того времени, когда его разбудит солнце.

Ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой».

Как понять это выражение?

Что это за средство художественной выразительности?

Встречались ли вам в литературных произведениях люди или животные, о которых можно сказать «не мертвец  и не живой – сном волшебным очарован»? Расскажите о них.

Читает третью строфу …

Как изменяется лес под лучами солнца?

 

Как вы понимаете слова «ослепительная краса»?

Здесь дана сноска на слово «мещет». Прочитайте, что обозначает это слово.

Какая картина представилась вам, когда вы слушали и читали стихотворение?

Каким настроением проникнуто стихотворение? (весёлое ли, грустное, торжественное, загадочное и т. д.)

 

 

Работа с репродукцией картины  И.И. Шишкин «Зима» 

Работа в группах.

Ребята,  в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание  бессмертных  шедевров.  Перед вами картина известного  художника  И.И. Шишкина  «Зима».

·          - Что вы  видите на картине?

(Зимний пейзаж)

- Каким изобразил лес художник?

- И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой»

 

 

Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы чувствовали?

Волшебную сказку стихотворения нам помогают представить не  только слова, а и то, как оно построено. Мы чаще всего встречаем стихи, написанные четверостишьями. В стихотворении Ф. И. Тютчева 3 строфы по 5 строк. Пятая строчка в стихотворении усиливает ощущение сказочности, таинственности и колдовства. Если убрать пятую строчку - исчезнет тайна, которая достигается с помощью необычных слов.

Поэт не просто рассказывает нам о природе, он показывает её. А, показывает он нам это с помощью средств художественной выразительности. Каких?

Прочитайте стихотворение полностью с выражением. Читает один из учеников.

 

 

 

Наш урок подходит к концу и путешествие заканчивается.

Скажите, с каким произведением мы сегодня знакомились? Кто автор?

Что вы запомнили из биографии автора?

Я советую вам прочитать больше стихотворений Фёдора Ивановича. Спасибо за урок!

 

 

 

Выучить  стихотворение.

Приветствуют учителя, слушают, занимают рабочие места.

 

Слушают учителя.

Осень.

Стало холоднее, морозно, выпадает снег, листья на деревьях опали, лужи покрываются льдом, последние птицы улетают в тёплые края.

Зима.

Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках, лепить снеговиков, строить крепости, кататься с горки на ледянках.

Да…

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Следуют указаниям учителя.

 

Колдовство.

Заколдовать, заворожить.

Колдунья, волшебница.

Да.

 

 

 

 

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Тема зимы.

 

Слушают учителя.

 

Отвечают на вопрос.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следуют указаниям учителя, повторяют движения вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение.

Читают стихотворение про себя.

 

Работают по строфам.

 

 

Прекрасный, удивительный.

 

 

 

 

О зиме.

 

 

 

С заглавной.

 

 

 

 

 

Наверно, хотел показать, что Зима живая…

 

 

 

Олицетворение.

 

Чародейка.

 

 

 

 

Не мертвец и не живой.

Сном волшебным очарован.

 

 

Эпитет.

 

 

 

 

 

 

Метафора.

 

 

Спящая красавица.

 

 

 

 

Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой.

Необыкновенная красота…

 

Мечет, образовано от слова «метать».

Отвечают на вопрос.

 

Волшебное, загадочное…

 

 

Чувства волшебства, очарования…

Слушают учителя.

 

 

Работа в группах.  Каждая группа подберёт  в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олицетворение, эпитет, метафора.

Один из учеников читает стихотворение выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонации.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева.

 

 

 

 

 

Л:

положительное отношение к учебному предмету;

к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее.

 

 

 

 

Р:

организовать сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

 

К: слушать, слышать и вступать в диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее.

 

Р: организовать сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

Л:-выражать положительное отношение к процессу познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К:   - умение слушать и вступать в диалог.

 

 

 

 

 

Р:

- уметь организовать сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

 

Л:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

 

 

 

М:

- получать информацию из текста, выделять существенное.

 

 

 

К:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К:

1. Освоение способов совместной деятельности

П:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

 

 

 

 

П:

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии.

Р:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К:

- формирование умения слушать и слышать.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)