Технологическая карта урока химии по теме «Карбоновые кислоты» с использованием технологии 4К
Предмет: Химия/Биология |
Класс: 10 |
Учебник: Химия. 10 класс.
Базовый уровень : учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. –
9-е изд.,стереотип.- М.: Просвещение, 2023; |
Учитель: Султангулова Лениана Павловна |
Тема урока: |
Карбоновые кислоты |
Тип урока: |
Формирование новых знаний и умений |
Цель урока: |
Образовательная: формирование понятия о карбоновых кислотах, их составе; понятие о гомологическом ряде и гомологах, об изомерии и изомерах. Ознакомление с номенклатурой, физическими химическими и биологическими свойствами предельных одноатомных карбоновых кислот. Развивающая: продолжить развитие навыков коллективной деятельности, познавательного интереса и творческой активности в процессе решения проблемных ситуаций; развитие у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализация умения в составлении структурных формул; развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, креативности уверенности в своих силах. Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде. |
Задачи урока: |
1. изучить состав и номенклатуру карбоновых кислот; продолжить формирование умений описывать физические химические и биологические свойства карбоновых кислот, применять знания на практике (предметный результат); 2.продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, работа в группах (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат). |
Методы и методические приемы: |
Технология «4К» |
Критерии оценки |
|
Оборудование: |
компьютер, проектор мультимедийный; карбоновые кислоты (муравьиная и уксусная), пробирки, стакан, индикаторная бумага (лакмус синий, фенолфталеин), раздаточный материал (приложение). |
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД |
1.
2. |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Этап актуализации учебного действия; |
Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока Учитель организует работу. - Игра «Крестики-нолики» (найди выигрышный путь) – слайд 1 - Попробуйте разгадать ребус (слайд 2) -Как вы думаете, какая тема будет рассматриваться нами на этом уроке? -Действительно, сегодня мы будем говорить о веществах, которые относятся к классу кислот. С этим классом мы знакомы с курса неорганической химии. А в этом году мы изучаем вещества органичекого мира. Чем принципиально отличаются органические вещества от неорганических? И какую роль органические кислоты играют в живых организмах? - Мы будем изучат не просто «Кислоты», а как будет более точно называться тема нашего занятия? (Карбоновые кислоты) – слайд 3 Задание для работы в малых группах: 1. Какие ассоциации возникают со словом «кислоты»? 2. Написать функциональную группу класса карбоновых кислот в молекулярном и структурном виде 3. Заполнить пустые окошечки в таблице: по названию первых трёх кислот составить формулы, рассчитать их молекулярные массы, охарактеризовать физические свойства (агрегатное состояние, цвет) 4. Сформулировать вывод о зависимости температуры кипения кислот (приведены в таблице) от величины их молекулярной массы 5. Исследовать экспериментальным путём отношение карбоновых кислот (муравьиной и уксусной) к индикаторам (лакмус синий, фенолфталеин, универсальный) – напоминание о необходимости соблюдать при работе с кислотами правила техники безопасности. 6. На основе приведенной в протоколе шкалы определить значения pH для кислот. 7. Найти и исправить ошибки в тексте.
|
Фронтальная работа: ответы учащихся. Дети пытаются сформулировать тему урока
Работа учащихся в малых группах Учащиеся работают в группах, которые сформированы произвольно (перед началом урока каждый из детей вытянул жетон с номером группы, в которой ему предстоит работать на уроке). Каждой группе выданы протоколы исследования (приложение 1), в которых определены задания для их выполнения. К концу урока эти протоколы должны быть заполнены. Совместное обсуждение.
|
Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Реализация креативности Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи Кооперация Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Критическое и креативное мышление
|
3. |
Информация о домашнем задании |
1. Назовите по международной номенклатуре следующие карбоновые кислоты: а) CH3-CH(CH3)-COOH б) CH3-CH2-C(CH3)2-COOH 2. Составьте структурные формулы следующих карбоновых кислот: а) 2-этилбутановой кислоты б) 3-метилпентановой кислоты в) гексановой кислоты г) 2,2-диметилбутановой кислоты Какие из этих веществ являются изомерами? Определите тип изомерии 3. Вы получили ожоги крапивой. Место ожога чешется и болит. Дело в том, что так крапива защищается от травоядных животных. На ее листочках и стебле находится большое число волосков, которые по своему строению похожи на ампулы с содержащимся внутри «ядом». Когда мы прикасаемся к этим волоскам, их кончики отламываются, прокалывают поверхность кожи и остаются наподобие жала. Кто из насекомых выделяет это же вещество при опасности? Напишите формулу кислоты. Используя информационный текст, ответьте на вопрос: почему болит место ожога?
|
|
Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой
|
4 |
Рефлексия учебной деятельности |
Вы все молодцы. Сегодня каждый из вас ощутил себя в роли исследователя. У вас всё получилось. |
Проводят рефлексию.
Сдают работы учителю.
|
Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке. |
5 |
Этап первичного закрепления знаний |
Задание. Многие кислоты имеют и исторически сложившиеся, или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником получения: Сейчас я буду говорить вам, где содержится кислота, а вы постараетесь догадаться, как кислота называется. В щавеле содержится…… (щавелевая кислота). В корнях растения валерианы…… (валериановая кислота). В яблоках……. (яблочная кислота). В лимоне…… (лимонная кислота). В сливочном масле (прогорклом)…….(масляная кислота). В молоке (прокисшем)……(молочная кислота). Выполнение теста «Карбоновые кислоты» (Приложение 2)
1. Интересный факт: Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежит, тогда его мясо несъедобно”. Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но сегодня сделать это совсем нетрудно. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна. Таким образом, карбоновые кислоты не обязательно получать синтетически, их можно выделить из окружающих нас растений, они содержатся в продуктах. |
Дети отвечают вслух
Дети выполняют тест по вариантам и сдают на проверку. |
Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на прошлых уроках. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол исследования по теме «Карбоновые кислоты»
1 |
Ассоциации со словом «кислоты» |
|
||||
2 |
Функциональная группа кислот |
В молекулярном виде |
В структурном виде |
|||
|
|
|||||
3 |
Формула кислоты |
Название кислоты |
Молекулярная масса |
Агрегат. состояние |
цвет |
Температура кипения |
|
Метановая (муравьиная) |
|
|
|
107,3 ° |
|
|
Этановая (уксусная) |
|
|
|
118,1 ° |
|
|
Пропановая (пропионовая) |
|
|
|
141° |
|
4 |
Вывод по зависимости температуры кипения от молекулярной массы |
|
||||
5 |
Отношение кислот к индикаторам - лакмус синий - фенолфталеин |
|
||||
6 |
Значение pH |
|
7. Найдите и исправьте ошибки в тексте:
Карбоновые кислоты
«______»_________________2024
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Карбоновые кислоты»
Вариант 1
А1. Общая формула карбоновых кислот
1. СпН2п 2. СпН2п О 3. СпН2п ОН 4.СпН2пО2
А2. В молекуле метановой кислоты содержатся
1. 1π и 3σ 2. 2π и 2σ 3. 5σ 4. 5π
А3. Вид изомерии характерный для бутановой кислоты
1. углеродного скелета 2. положения связи
3. положения группы 4. Геометрическая
А4. Правильное название вещества
СН3 – СН2 - С(СН3)2 – СН2 – СООН
1. 3,3 - диметилгептаналь
2. 3 – метилпентановая кислота
3. 2,2 – диметилбутаналь
4. 3,3 – диметилпентановая кислота
А5. Формула карбоновой кислоты с М= 60г/моль
1. С2Н4О2 2. С3Н6О2 3. С4Н8О2 4. С5Н10О2
В1. Установите соответствие между названием вещества
и классом соединений
Название вещества Класс соединений
А. пентанол – 2 1) альдегиды
Б. муравьиная кислота 2) кислоты
В. пропаналь 3) фенолы
Г. бутанон-2 4) спирты
5) кетоны
Тест «Карбоновые кислоты»
Вариант 2
А1. Для карбоновых кислот характерна функциональная группа
1. гидроксильная 2. карбоксильная
3. сложноэфирная 4. карбонильная
А2 . В молекуле этановой кислоты содержатся
1. 2π и 5σ 2. 1π и 3σ 3. 7σ 4. 1π и 6σ
А3. Изомером гексановой кислоты является
1. 2-метилпропановая кислота
2. пентановая кислота
3. 2- метилбутановая кислота
4. 2-метилпентановая кислот
А4. Правильное название вещества
СН3 – СН(СН3) - СН(СН3) – СООН
1. 2-метилгексаналь 2. 2,3-диметилбутановая кислота
3. 2,3 – метилбутаналь 4. 2,3 –метилбутановая кислота
А5. Формула карбоновой кислоты с М= 74 г/моль
1. С2Н4О2 2. С3Н6О2 3. С4Н8О2 4. С5Н10О2
В1. Установите соответствие между формулой вещества
и классом соединений
Формула вещества Класс соединений
А. С6Н12О2 1) альдегиды
Б. С5Н12О 2) арены
В. С3Н6О 3) фенолы
Г. С6Н6О 4) спирты
5) кислоты
Ответы теста «Карбоновые кислоты»
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
В1 |
1вар. |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
4215 |
2вар. |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5413 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.