Технологическая карта урока.
Предмет: |
Изобразительное искусство. 3 четверть. |
Класс |
Дата |
|||
Учитель: |
Панасенко Инна Владимировна |
6 |
|
|||
Тема урока: |
Конструкция головы человека и ее основные пропорции |
|||||
Вид занятия: |
Урок – практикум |
|||||
Цель занятия: |
Выполнить портрет в графике с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица. |
|||||
Задачи:
|
-овладение творческими формами работы над предложенной темой; -овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами
|
|||||
Планируемые результаты |
Предметные |
Получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; Определять понятия – конструкция, пропорции; Анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; Учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. |
||||
Метапредметные |
Определять цель, проблему в учебной деятельности; Планировать деятельность в учебной ситуации; Строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. |
|||||
Личностные |
Понимать значение знаний для человека; Осознавать свои интересы и цели; Вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам. |
|||||
Показатели оценки результата: |
Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания. |
|||||
Пятибалльная система оценивания. |
||||||
Межпредметные связи |
Пластическая анатомия Перспектива Биология Математика |
|||||
Мировая художественная культура История изобразительного искусства |
||||||
Средства обучения |
Оборудование и материалы: |
Листы формата А4, раздаточный и демонстрационный материал |
|
|||
Зрительный ряд: |
Презентация «Пропорции головы человека», репродукции работ художников, Работы из методического фонда |
|
||||
Основная литература |
Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с. |
|||||
содержание занятия. Тема: Конструкция головы человека и ее ОСНОВНЫЕ пропорции. |
||||||
Этап занятия |
Содержание |
Действия |
Примечания |
|||
учителя |
обучающихся |
|||||
1. |
Организационный этап: |
- зрительное восприятие подготовки рабочих мест и посещаемости занятия; - психологический настрой класса на урок. - Добрый день! Сегодня у нас очень интересный и сложный урок, во время которого вы должны будете проявить:
И тогда у вас всё получится! |
Проверяет готовность уч-ся к уроку |
Проверяют готовность своих пар к уроку |
Слайд 1
|
|
2. |
Повторение изученного. |
Мини-опрос. - Обратите внимание на доску. Что объединяет все работы? (портрет) - Почему вы решили, что это портрет? - Как вы думаете, эти портреты относятся к одной эпохе/времени? Почему вы так решили? - Что является самым важным при изображении портрета? - Легко ли нарисовать портрет?
|
Задает вопросы учащимся |
Отвечают на вопросы учителя |
На доске репродукции портретов
|
|
3. |
Мотивационный момент: |
Вот что об этом сказал известный нидерландского художник Ван Гог «…..»
- Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать портрет? |
Работа со слайдами презентации. |
|
Слайд 2
Слайд 3 |
|
Голова является самой выразительной и самой многозначной частью. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. Поэтому и тема нашего урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции». |
||||||
4. |
Вводная беседа. |
А что же такое пропорции? ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью. |
Задает вопросы в ходе беседы, обобщает ответы учащихся.
|
Отвечают на вопросы, рассуждают.
|
Слайд 4 |
|
Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы ещё в Древней Греции. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека. |
|
|
Слайд 5 |
|||
Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека. |
|
|
Слайд 6 |
|||
Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам. Какую форму имеет наша голова? На что она похожа? Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и затылочной. |
|
Работа со схемами, измерение и рассматривание своего лица и друг у друга.
|
Слайд 7.1 |
|||
Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка. Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно определить их место. |
|
|
Слайд 7.2
|
|||
Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа. Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. |
|
|
Слайд 8
|
|||
Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа. |
|
|
||||
Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может привести к искажению образа. Все эти правила только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции человека. |
|
Сравнивают образы на слайдах, полученные при несоблюдении пропорций |
Слайд 9, 10 |
|||
5. |
Физкультминутка. |
|
|
|
|
|
6. |
Объяснение практического задания. |
Вам нужно будет в парах создать портрет в технике аппликации. Задание поможет вам понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении взаимного положения его частей.
На партах у вас лежат «подсказки», которые помогут справиться с работой. Сначала определите форму головы, после этого вырежьте отдельные части лица. Можно подвигать вырезанные части лица вверх и вниз, увеличить или уменьшить расстояние между глазами, расположить губы, брови свести вместе или поднять вверх, изменить прическу и т.д. |
Проводит инструктаж по ТБ. |
Работа с «Памяткой»
|
Слайд 11 |
|
6. |
Практическая работа. |
|
Выявляет и устраняет ошибки |
Работают индивидуально по созданию портрета. |
|
|
7. |
Итог урока. Рефлексия. Самооценка. |
Посмотрите на доску. Сколько разных портретов у вас получилось. Ещё есть некоторые неточности и недочеты в вашей работе, но это только первый шаг на пути к созданию такой сложной работы, как портрет.
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.