Технологическая карта урока литературного чтения «Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)»
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературного чтения «Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)»

Оценка 4.8
docx
02.02.2020
Технологическая карта урока литературного чтения «Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)»
Михайлова Технологическая карта урока лит чт Арбузный переулок.docx

Технологическая карта урока

Класс 3. Предмет – литературное чтение.

Тема раздела: ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Тема: «Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)»

 

Тип урока –  урок отработки умений и рефлексии. (Урок знакомства с произведением).

 

Планируемые предметные результаты урока:

Предметные:

·         Умеют давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение.

·         Умеют  рассуждать и делать выводы.

·         Начинают осознавать  свой опыт и знания на основе полученной информации.

·         Совершенствуют  навык выразительного чтения, понимают содержание прочитанного.

·         Умеют пересказывать содержание про­изведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя.

·         Определяют персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивают литературного героя произведения по его поступкам.

·         Умеют называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе,

·         Умеют выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

·         Овладевают навыками чтения, умеют воспринимать и понимать прочитанное произведение (различать юмористические рассказы; выполнять задания по теме чтения).

·         Обогащают  словарный запас.

·         Научатся прогнозировать события, отвечать на вопросы; анализировать характеры и поступки героев.

 

Планируемые метапредметные результаты урока:

Универсальные учебные действия:

Познавательные: понимают авторскую позицию, отношение автора к героям произведения.  Общеучебные – осознанно  воспринимают литературное произведе­ние; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логиче­ские  - умеют строить  рассуждения. Умеют воспринимать  прочитанные  произведения; умеют искать  и выделять нужную информацию о героях и их поступках; овладевают алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно,  работать с произведением.

Коммуникативные: умеют взаимодействовать в парах, слушать мнение других, высказывать свое мнение.  Умеют составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи; слушать и слышать речь учителя и одноклассников; овладевать монологической речью (составлять высказывания о героях, о произведении).

Регулятивные: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые опе­рации, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; понимают  и ставят учебные задачи –самоконтроль и самооценка.

Личностные: умеют оценивать характер героя, его поступки и их мотивы. Оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения. Позитивное отношение к чтению. Умеют анализировать  и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружаю­щих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, понимают роль чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.

 

Пояснительная записка по отбору содержания. Содержание урока было подобрано учителем с позиции достижения учащимися  всех планируемых результатов.

 

Ход урока

Этапы урока

 

микроэтапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(ПУД-познавательные действия;

РУД – регулятивные;

КУД- коммуникативные;

ЛД-оценочные действия, касающиеся отношения)

 

Организационный момент

 

 

- Присаживайтесь. Настройтесь на урок.

 Сегодня мы продолжим  с Вами говорить об очень трудной теме – о войне.

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

ЛД. Учащиеся настраиваются на урок.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

 

1.Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Антиципация чтения.

 

 

 

 

 

 

4.Появление целей урока.

 

 

 

 

Беседа о празднике - День Победы в Вов.

- Какой праздник приближается? Когда отмечается? Чем необычен? Почему со слезами на глазах? Почему с радостью?

- А у вас какие ассоциации со словом ВОЙНА? Что для вас означает слово война?

- А у героев стихотворений? Прочитаем и вспомним.

Выразительное чтение стихотворений с . 193-195

Чтение стихотворения В. Высоцкого «Памяти друга».

- Удалось ли передать чувства героя при чтении стихотворений? Для героя Высоцкого война – это что? Верно, потеря друга. Оцените, кто выразительно прочитал стихотворение.

Чтение стихотворения Б. Окуджава «Король».

- Удалось ли передать чувства, настроение героя? Для героя Окуджавы  война – это что? Верно, потеря человека.

- Продолжим эту трудную тему – война.

«Тайное становится явным», «Девочка на шаре», «Надо иметь чувство юмора», «…Бы», «Что любит Мишка», «Англичанин Павля»… (на доске)

Беседа о произведениях

- Прочитайте названия произведений. Что их объединяет?

- Можно ли сказать, что произведения занятные и забавные, кроме произведения «Девочка на шаре»?

Беседа о любимых блюдах, голоде

- Можно ли разделить так – есть в произведении речь о еде или нет?

- Можно ли назвать Дениску хорошим едоком? У вас бывает такое, что Вы не хотите что-то есть? Что говорите маме?

- Поднимите руку, кто когда-нибудь испытывал чувство голода? Как вы чувствовали себя?

Составим модель взаимоотношений в семье Дениски.

- Какая мама? Папа? Дениска?

- Как Вы думаете, произведение  какого автора мы будем читать? Кто будет героем этого произведения?

КУД.  Высказывают свою точку зрения. Приводят свои ассоциации к слову война. Учатся полно и грамотно выражать свои мысли. Учатся читать стихотворения выразительно.

РУД. Оценивают свое выразительное чтение и чтение одноклассников.

ПУД.   Понимают содержание прочитанных стихотворений.

ЛД. Оценивают свое и чужое мнение по поводу прочитанных стихотворений.

 

 

ПУД: вспоминают изученные ранее произведения, называют их общие признаки.

ЛД:

Развивают  умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивают свои  поступки в соответствии с определённой ситуацией (любимые блюда, ситуация голода).

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

КУД.  Высказывают свою точку зрения. Приводят свои примеры из жизни (ситуация голода, чувства при этом). Учатся полно и грамотно выражать свои мысли. Учатся читать стихотворения выразительно.

 

- Сегодня мы продолжаем знакомство с писателем В. Драгунским и его произведениями в новом разделе. Как вы думаете, какое оно будет по характеру, по настроению? Почему? Какое может быть содержание произведения?

С. 187

Анализ названия и рисунка

- Просмотрите 1 часть – кто герой? Уточните.

- Что рассказывает название и иллюстрация к произведению? Как одеты герои? Какое время года?

- В какое время живут герои? Почему вы так думаете?

- Почему же рассказ о Дениске, который жил в мирное время, послевоенное оказался в этом разделе?

- Прочитаем и уточним.

 

Работа с текстом рассказа. Чтение 1-й части  до слов папа сказал «А почему не хочет…»

По ходу чтения учитель поясняет значение слов диспут, марципаны.

– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное становится явным» - тоже не хочет есть.)

– Как ведут себя герои? – МОДЕЛЬ

– Как папа поведет себя? – МОДЕЛЬ

Чтение до конца 1 части

- Оправдались ли наши предположения? Как папа разрешил спор между Дениской и мамой?

- Как озаглавить эту часть? Назовите строчку из произведения.

1 часть. «Я не буду есть лапшу!»

- На чьей стороне вы? Почему?

- Какое настроение у папы? В какой момент папа становится серьезным?

ПУД. Преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают  небольшие тексты.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умеют ориентироваться  на развороте учебника.

Умеют находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

ЛД. Учатся прогнозировать по иллюстрации, героям о чем будет произведение.

КУД. Оценивают характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивают  свои ответы с ответами одноклассников. Строят свое монологическое высказывание. Учатся слушать и слышать учителя, ответы одноклассников.

РУД. Определяют и формулируют цель деятельности, тему на уроке с помощью учителя.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Учатся высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учатся работать по предложенному учителем плану.

КУД. Расширяют словарный запас. Учатся оформлять свои мысли в устной форме. Учатся доказывать свою точку зрения.

ЛД. Выказывают своё отношение к героям, выражают эмоции.

Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. (Оценивают папу и Дениску). Высказывают свою точку зрения по отношению к героям – папе и Дениске.

ПУД. Учатся составлять совместно с учителем план произведения.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию произведения.

Умеют называть части (главы) произведения строчками из произведений.

Умеют составлять совместно с учителем модель к произведению.

Умеют подтверждать мысль или находить ответ на вопрос учителя по произведению в тексте.

Умеют доказывать свои предположения по прочитанному.

Умеют сравнивать героев разных произведений.

Учатся бегло прочитывать текст.

Умеют отвечать на вопросы по содержанию произведения.

II этап

Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи

 

1. Первичное восприятие текста.

(части 1)

 

2. Проверка первичного восприятия текста (части 1)

 

3. Мотивация перечитывания и анализа  1 части

4. Беседа по содержанию в целом (произведение не дочитано).

III этап

Решение учебно-практической задачи

1. Первичное восприятие текста.

(части 2)

 

2. Проверка первичного восприятия текста (части 2)

 

3. Мотивация перечитывания и анализа  2 части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение 2-й части.

1 абзац 1-3 предложение

- Какое событие произошло однажды в голодной военной  жизни папы?

- В войну даже люди оставались людьми.

- Что чувствовали люди?

- Какой образ человека создается?

– Почему эту историю папа помнит, хотя прошло много лет?

- Найдите описание арбуза глазами маленького папы.

– При этом папа съел арбуз не один, он позвал… друга. О чем это говорит?

- Кто тоже вызывает уважение своим поступком? Почему?

- Каким стал папа? – МОДЕЛЬ

- Видели мы раньше в произведениях папу таким? Когда таким серьезным становятся и задумчивым становится человек?

Чтение до слов «И вот однажды…»

– Почему же папа так изменился?

- Найдите  слова, которые показывают то, что чувствовал, переживал тогда папа.

- Какие слова повторяются все время? Найдите в тексте подтверждение тому, что в это время самым страшным был голод.

- Почему самым страшным был голод?

- Почему папе в то время было тяжелее всех?

- Представьте это состояние постоянного голода, мечты о еде…

КУД. Расширяют словарный запас. Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

ЛД. Выказывают своё отношение к героям, выражают эмоции.

Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. (Оценивают папу и Дениску). Высказывают свою точку зрения по отношению к героям – папе и Дениске.

ПУД.

Учатся составлять совместно с учителем план произведения.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию произведения.

Умеют называть части (главы) произведения строчками из произведений.

Умеют составлять совместно с учителем модель к произведению.

Умеют подтверждать мысль или находить ответ на вопрос учителя по произведению в тексте.

Умеют доказывать свои предположения по прочитанному.

Умеют сравнивать героев разных произведений.

Учатся бегло прочитывать текст.

Умеют отвечать на вопросы по содержанию произведения.

РУД. Оценивают  характер героев (папы, друга папы, Дениски), их поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые опе­рации, выделяют этапы и оценивают  меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

III этап

Решение учебной-практической задачи

1. Концептуальная беседа по тексту.

 

2. Знакомство с писателем.

 

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

 

4. Творческие задания.

____________________________________

__________________________

IV этап

Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

 

 

Т.к. это произведение и тема проходит на 2 уроках, здесь нет некоторых этапов.______________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________

Домашнее задание

 

 

- Д/з – дочитать часть 3, 4

 

____________

 

 

Модель, которая используется в уроке

 

Мама

заботится

заставляет есть

 

 

 

 

Папа

шутит

не заставляет есть

 

 

 

 

Денис

капризничает

не хочет есть

 

 

 

 

 



Вывод о результативности урока.

С моей точки зрения, результативность урока с позиции достижения планируемых результатов и развития УУД  находится на высшем уровне. Учительница  смогла  организовать урок так, чтобы настроить учащихся на активную работу в качестве исследователя произведения, а не пассивного читателя. Ирина Анатольевна на уроке использовала очень эффективную технологию – продуктивного чтения, которая позволила ей достичь планируемые результаты и развивать УУД.


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Личностные: умеют оценивать характер героя, его поступки и их мотивы

Личностные: умеют оценивать характер героя, его поступки и их мотивы

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока

Беседа о празднике - День Победы в

Беседа о празднике - День Победы в

Дениске. ПУД. Учатся составлять совместно с учителем план произведения

Дениске. ПУД. Учатся составлять совместно с учителем план произведения

Чтение 2-й части . 1 абзац 1-3 предложение -

Чтение 2-й части . 1 абзац 1-3 предложение -

III этап Решение учебной-практической задачи 1

III этап Решение учебной-практической задачи 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020