Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "У классной доски" Л. Кассиль
Оценка 5

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "У классной доски" Л. Кассиль

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—4 кл
08.01.2024
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "У классной доски" Л. Кассиль
Урок литературного чтения по произведению Л. Кассиля "У классной доски" знакомит ребят с одной из страниц в истории Великой Отечественной войны.
технологическая карта урока У КЛАССНОЙ ДОСКИ.docx

Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: Дементьева Оксана Витальевна

2. Класс:     4         Дата:                      Предмет:  литературное чтение                          № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока: Л.А. Кассиль «У классной доски»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 58 урок

5. Цель урока: формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях, об участии детей в войне.

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 - здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Витальевна, сегодня я проведу у вас урок чтения.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

- на уроке чтения мы работаем в основном артикуляционным аппаратом, то есть…

- подготовим его к работе:

 

 

 

 

 

 

- речевым

- учащиеся выполняют упражнения

 

 

Изучение нового материала

 - прочтите столбцы слов:

счастье                  горе

любовь                  страх

спокойствие          взрывы

радость                  одиночество

праздник               смерть

- с каким словом ассоциируется у вас набор слов в каждом столбце?

- прочтите высказывание английского писателя Э. Маккензи о войне:

«Война использует лучшие качества человека, чтобы делать самое худшее»

- о чём худшем говорит Маккензи?

- а какие лучшие качества имеет в виду автор высказывания?

 

 

- когда вы слышите слово «война» о какой войне вы думаете?

- продолжите фразу: «Мы сегодня будем читать и говорить о…»

- верно, наше сегодняшнее произведение о войне

 

- наверное, вы уже немало знаете об это страшной и тяжёлой странице в истории русского народа? Кто принимал участие в войне?

СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ:

                      война

 


мужчины    женщины      ?

 

- у вас на партах карточки «Знаю. Хочу узнать. Узнал» ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРАХ И ЗАПОЛНИТЕ ПЕРВЫЕ ДВЕ ГРАФЫ

- а теперь внимание на доску ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

(слайды с фотографиями военных лет, где изображены дети)

- что общего в фотографиях на слайдах кроме того, что все они военной поры?

- как вы думаете, дети участвовали в военных событиях?

- знаете ли вы имена детей-героев?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2

(«Пионеры-герои»)

 

- как ещё дети помогали фронту?

 

 

 

 

- а как вы думаете, учились ли дети в годы войны?

 

- конечно, дети учились. И это, наверное, было главной их помощью фронту. То, что ребята учились, укрепляло их веру в победу, в то, что  «завтра» обязательно наступит.

 

- сегодня мы с вами прочитаем замечательное произведение Льва Абрамовича Кассиля «У классной доски»

 

- известно ли вам это имя - Кассиль? Что читали?

- рассказ о писателе:

Лев Абрамович Кассиль родился в 1905 году в слободе Покровской – так раньше назывался город Энгельс. Отец Льва Абрамовича был врачом, мама – учителем музыки. Маленький Лев рос одарённым: любил читать, ходил в разные кружки, рисовал, учился музыке, издавал рукописный журнал. Детские впечатления Кассиля нашли отражение в его книге «Кондуит и Швамбрания». Лев Абрамович, уже возмужавший юноша уезжает учиться в Москву, в университет. Он много путешествует по стране – был с отважными полярниками на Крайнем Севере, летал на самолёте как пилот, ездил со спортсменами на соревнования, спускался в шахту строящегося метро – всё ему было интересно, везде он искал и находил материал для творчества.

Страшный 1941-ый. Лев Абрамович – военный корреспондент. Много рассказов написано Кассилем о военной поре: «Батарейный заяц», «Абсолютный слух»,  «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз». И в ряду этих замечательных рассказов о великом подвиге простого человека достойное место занимает наше сегодняшнее произведение: «У классной доски»

 

- вот вы слышите, ребята – у классной доски… Какие ассоциации возникают у вас по поводу этого выражения?

 

- а можно ли, по-вашему мнению, совершить у классной доски подвиг?

- тогда, наверное, нам следует определить для себя понятие – что такое ПОДВИГ?

 

- в «Словаре Ожегова» автор так определяет понятие подвига – «героический, самоотверженный поступок»

- кто-то из вас совершал у доски подвиг?

- хотели бы узнать – что же произошло у классной доски во время войны? Я вас заинтересовала?

- в какой из книг, представленных на нашей ВЫСТАВКЕ, мог бы быть рассказ «У классной доски»?

- прежде чем я прочту вам произведение Льва Кассиля «У классной доски», нам следует подготовиться к восприятию текста посредством выполнения словарной работы: тогда не понятные для вас слова не станут отвлекать вас во время знакомства с произведением

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- мановение руки

- певучая походка

- траншея

- патруль

- налёт (воздушный)

- щель (укрытие)

- палисад

- стояли, сгрудившись

- часовой

 

- итак, мы готовы к чтению рассказа Льва Кассиля «У классной доски»

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ.

- после слов «Там же всё равно часовой» -

 

ВИДЕОФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.

 

- вопросы после просмотра:

- предположите, что может произойти дальше?

- может ли Костя стать предателем ради спасения жизни учителя и ребят?

- продолжение чтения учителя со слов «Немец подошёл к Косте…»

 

 

 

 

- не дочитываю до конца, задаю вопрос:

- сейчас вы уже можете сказать, что всё закончилось благополучно?

- я не дочитала рассказ до конца, дома вы это сделаете сами, я думаю, вам очень интересно, что произойдёт ещё

 - дети читают

 

 

 

 

 

- ответы детей (мир и война)

 

- дети читают

 

 

 

 

 

- на войне гибнут люди, даже невинные, гражданские

 

- храбрость, отвагу, способность человека совершить подвиг

 

- о Великой Отечественной

 

- о войне

 

 

 

 

- ответы разные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- работают в парах, обсуждают, обобщают знания о войне

 

 

- просматривают презентацию

 

 

 

- на них изображены дети

 

- да, и они даже совершали подвиги

 

- просматривают презентацию

 

 

- работали на заводах и фабриках вместо ушедших на фронт отцов, помогали в уборке урожая

 

- ответы разные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- иногда страшно, когда не очень готов к ответу

- кому-то нравится выходить к доске

 

- ответы разные

 

 

- это такой поступок, который каждый день не совершается, который приводит к спасению человека или людей

 

 

 

 

- ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- читают слова, объясняют их значение

 

 

 

 

 

 

 

 

- ребята зачитывают слова вслух, объясняют, при затруднениях – учитель

помогает

 

 

 

- дети слушают чтение учителя

 

 

 

 

 

 

 

- Костя, желая спасти учительницу и ребят, может рассказать фашистам о местонахождении партизан

- Костя обманет фашиста, покажет неверное направление

 

 

 

- да, Костя жив, немцы схвачены

 

 

Закрепление нового материала

-  какие впечатления произвёл на вас рассказ?

- какой момент показался самым волнующим, напряжённым?

- могли фашисты расстрелять ребят, учителя?

- чего добивался Костя своим поступком?

- можно ли назвать поступок Кости подвигом?

- что же вы можете сказать об участии детей в войне?

 

 

- дополним нашу схему

- а теперь допишите третью графу таблицы, которую вы заполняли в парах

 - ответы ребят

 

- когда Костя как будто хотел показать фашисту местонахождение партизан

 

- Костя хотел отвлечь фашиста

 

- можно, ведь он рисковал жизнью ради спасения других

- многие ребята принимали участие в военных действиях, в партизанском движении, помогали взрослым в тылу

 

- работа в парах

 

 

Контроль

 - итак, ребята, прочитав произведение Льва Абрамовича Кассиля, мы узнали… (показываю схему)

 

 

 

 

 

 

 - что в Великой Отечественной войне участвовали все, от мала до велика

- что дети принимали самое активное участие в войне (работали в тылу, участвовали в деятельности партизанских отрядов, а некоторые были «сынами и дочерьми полка»)

 

 

 

Рефлексия

 - зачитайте, пожалуйста, что вы внесли в таблицу в графу «Узнал»

 

- хотели бы вы узнать о детях-иркутянах в годы войны?

- я предлагаю вам самую активную помощь в выполнении  проекта «Дети в годы войны в Иркутске»

 - заслушиваются несколько вариантов

 

- ответы детей

 

 

 


 

Технологическая карта с дидактической структурой урока 1

Технологическая карта с дидактической структурой урока 1

Э. Маккензи о войне: «Война использует лучшие качества человека, чтобы делать самое худшее» - о чём худшем говорит

Э. Маккензи о войне: «Война использует лучшие качества человека, чтобы делать самое худшее» - о чём худшем говорит

ЗАПОЛНИТЕ ПЕРВЫЕ ДВЕ ГРАФЫ - а теперь внимание на доску

ЗАПОЛНИТЕ ПЕРВЫЕ ДВЕ ГРАФЫ - а теперь внимание на доску

Кассиль? Что читали? - рассказ о писателе:

Кассиль? Что читали? - рассказ о писателе:

Батарейный заяц», «Абсолютный слух», «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз»

Батарейный заяц», «Абсолютный слух», «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз»

У классной доски»? - прежде чем я прочту вам произведение

У классной доски»? - прежде чем я прочту вам произведение

Костя стать предателем ради спасения жизни учителя и ребят? - продолжение чтения учителя со слов «Немец подошёл к

Костя стать предателем ради спасения жизни учителя и ребят? - продолжение чтения учителя со слов «Немец подошёл к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2024