Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Дементьева Оксана Витальевна
2. Класс: 4 Дата: Предмет: литературное чтение № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока: Л.А. Кассиль «У классной доски»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 58 урок
5. Цель урока: формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях, об участии детей в войне.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||
Организационный момент |
- здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Витальевна, сегодня я проведу у вас урок чтения.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ - на уроке чтения мы работаем в основном артикуляционным аппаратом, то есть… - подготовим его к работе: |
- речевым - учащиеся выполняют упражнения |
|
|
|||||||||
Изучение нового материала |
- прочтите столбцы слов: счастье горе любовь страх спокойствие взрывы радость одиночество праздник смерть - с каким словом ассоциируется у вас набор слов в каждом столбце? - прочтите высказывание английского писателя Э. Маккензи о войне: «Война использует лучшие качества человека, чтобы делать самое худшее» - о чём худшем говорит Маккензи? - а какие лучшие качества имеет в виду автор высказывания?
- когда вы слышите слово «война» о какой войне вы думаете? - продолжите фразу: «Мы сегодня будем читать и говорить о…» - верно, наше сегодняшнее произведение о войне
- наверное, вы уже немало знаете об это страшной и тяжёлой странице в истории русского народа? Кто принимал участие в войне? СОСТАВЛЯЕМ СХЕМУ: война
мужчины женщины ?
- у вас на партах карточки «Знаю. Хочу узнать. Узнал» ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРАХ И ЗАПОЛНИТЕ ПЕРВЫЕ ДВЕ ГРАФЫ - а теперь внимание на доску ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 (слайды с фотографиями военных лет, где изображены дети) - что общего в фотографиях на слайдах кроме того, что все они военной поры? - как вы думаете, дети участвовали в военных событиях? - знаете ли вы имена детей-героев? ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 («Пионеры-герои»)
- как ещё дети помогали фронту?
- а как вы думаете, учились ли дети в годы войны?
- конечно, дети учились. И это, наверное, было главной их помощью фронту. То, что ребята учились, укрепляло их веру в победу, в то, что «завтра» обязательно наступит.
- сегодня мы с вами прочитаем замечательное произведение Льва Абрамовича Кассиля «У классной доски»
- известно ли вам это имя - Кассиль? Что читали? - рассказ о писателе: Лев Абрамович Кассиль родился в 1905 году в слободе Покровской – так раньше назывался город Энгельс. Отец Льва Абрамовича был врачом, мама – учителем музыки. Маленький Лев рос одарённым: любил читать, ходил в разные кружки, рисовал, учился музыке, издавал рукописный журнал. Детские впечатления Кассиля нашли отражение в его книге «Кондуит и Швамбрания». Лев Абрамович, уже возмужавший юноша уезжает учиться в Москву, в университет. Он много путешествует по стране – был с отважными полярниками на Крайнем Севере, летал на самолёте как пилот, ездил со спортсменами на соревнования, спускался в шахту строящегося метро – всё ему было интересно, везде он искал и находил материал для творчества. Страшный 1941-ый. Лев Абрамович – военный корреспондент. Много рассказов написано Кассилем о военной поре: «Батарейный заяц», «Абсолютный слух», «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз». И в ряду этих замечательных рассказов о великом подвиге простого человека достойное место занимает наше сегодняшнее произведение: «У классной доски»
- вот вы слышите, ребята – у классной доски… Какие ассоциации возникают у вас по поводу этого выражения?
- а можно ли, по-вашему мнению, совершить у классной доски подвиг? - тогда, наверное, нам следует определить для себя понятие – что такое ПОДВИГ?
- в «Словаре Ожегова» автор так определяет понятие подвига – «героический, самоотверженный поступок» - кто-то из вас совершал у доски подвиг? - хотели бы узнать – что же произошло у классной доски во время войны? Я вас заинтересовала? - в какой из книг, представленных на нашей ВЫСТАВКЕ, мог бы быть рассказ «У классной доски»? - прежде чем я прочту вам произведение Льва Кассиля «У классной доски», нам следует подготовиться к восприятию текста посредством выполнения словарной работы: тогда не понятные для вас слова не станут отвлекать вас во время знакомства с произведением СЛОВАРНАЯ РАБОТА. - мановение руки - певучая походка - траншея - патруль - налёт (воздушный) - щель (укрытие) - палисад - стояли, сгрудившись - часовой
- итак, мы готовы к чтению рассказа Льва Кассиля «У классной доски» ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ. - после слов «Там же всё равно часовой» -
ВИДЕОФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.
- вопросы после просмотра: - предположите, что может произойти дальше? - может ли Костя стать предателем ради спасения жизни учителя и ребят? - продолжение чтения учителя со слов «Немец подошёл к Косте…»
- не дочитываю до конца, задаю вопрос: - сейчас вы уже можете сказать, что всё закончилось благополучно? - я не дочитала рассказ до конца, дома вы это сделаете сами, я думаю, вам очень интересно, что произойдёт ещё |
- дети читают
- ответы детей (мир и война)
- дети читают
- на войне гибнут люди, даже невинные, гражданские
- храбрость, отвагу, способность человека совершить подвиг
- о Великой Отечественной
- о войне
- ответы разные
- работают в парах, обсуждают, обобщают знания о войне
- просматривают презентацию
- на них изображены дети
- да, и они даже совершали подвиги
- просматривают презентацию
- работали на заводах и фабриках вместо ушедших на фронт отцов, помогали в уборке урожая
- ответы разные
- ответы ребят
- иногда страшно, когда не очень готов к ответу - кому-то нравится выходить к доске
- ответы разные
- это такой поступок, который каждый день не совершается, который приводит к спасению человека или людей
- ответы детей
- читают слова, объясняют их значение
- ребята зачитывают слова вслух, объясняют, при затруднениях – учитель помогает
- дети слушают чтение учителя
- Костя, желая спасти учительницу и ребят, может рассказать фашистам о местонахождении партизан - Костя обманет фашиста, покажет неверное направление
- да, Костя жив, немцы схвачены |
|
|
|||||||||
Закрепление нового материала |
- какие впечатления произвёл на вас рассказ? - какой момент показался самым волнующим, напряжённым? - могли фашисты расстрелять ребят, учителя? - чего добивался Костя своим поступком? - можно ли назвать поступок Кости подвигом? - что же вы можете сказать об участии детей в войне?
- дополним нашу схему - а теперь допишите третью графу таблицы, которую вы заполняли в парах |
- ответы ребят
- когда Костя как будто хотел показать фашисту местонахождение партизан
- Костя хотел отвлечь фашиста
- можно, ведь он рисковал жизнью ради спасения других - многие ребята принимали участие в военных действиях, в партизанском движении, помогали взрослым в тылу
- работа в парах |
|
|
|||||||||
Контроль |
- итак, ребята, прочитав произведение Льва Абрамовича Кассиля, мы узнали… (показываю схему)
|
- что в Великой Отечественной войне участвовали все, от мала до велика - что дети принимали самое активное участие в войне (работали в тылу, участвовали в деятельности партизанских отрядов, а некоторые были «сынами и дочерьми полка»)
|
|
|
|||||||||
Рефлексия |
- зачитайте, пожалуйста, что вы внесли в таблицу в графу «Узнал»
- хотели бы вы узнать о детях-иркутянах в годы войны? - я предлагаю вам самую активную помощь в выполнении проекта «Дети в годы войны в Иркутске» |
- заслушиваются несколько вариантов
- ответы детей |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.