Технологическая карта урока "Лицо, грим, маска" по изобразительному искусству для 7 класса.
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Лицо, грим, маска" по изобразительному искусству для 7 класса.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
Взрослым
16.02.2020
Технологическая карта урока "Лицо, грим, маска" по изобразительному искусству для 7 класса.
Технологическая карта выполнена в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
Технологическая карта урока Лицо, грим, маска.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изобразительного искусства

для 7 класса

Тема урока « Лицо, грим, маска.  Эскиз театральной маски

 для любимого персонажа сказки, былины, мифа»

 

 

Разработала – учитель изобразительного искусства

                                                                                                                        МАОУ «СОШ №13»

                                                                                 Лыгина Наталия Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

 

Технологическая карта

 урока изобразительного искусства для 7-х классов в соответствии с ФГОС ООО.

 

Учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №13» - Лыгина Наталия Николаевна.

 

Учебник: Изобразительное искусство 7 класс, М: Вентана-Граф, 2014.

 Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.

Цели деятельности педагога: Познакомить с историей и ремеслом создания маски, раскрыть принципы работы над эскизом театральной маски, в основе которых лежат знания о пропорциях лица человека,  работе мимических мышц. Научить создавать театральную маску для персонажа сказки, былины, мифа.  Воспитывать интерес к театральному искусству и творчеству. Совершенствовать самостоятельную работу  учеников по предложенному алгоритму.

Тип урока:  Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: Театр, маска, грим.

Образовательные ресурсы:  История  создания маски.  Википедия.

Демонстрационный материал: Учебник, мультимедийная презентация по теме, плакаты по теме.

Межпредметные связи: история, литература

Оборудование: Учебник, проектор, художественные средства

Класс – 7.

Урок - Глава 5. Искусство театра – 6 часов,  (четвёртый  урок главы 5)

Тема урока: Тема 17. Лицо, грим, маска. Эскиз театральной маски для любимого персонажа сказки, былины, мифа.

Цель урока: Изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки.

Задачи:

Метапредметные: воспитывать любовь к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре; дать представление об истории возникновения масок.

Предметные: формировать навыки работы в конструировании объёмных масок из бумаги, в их декоративном оформлении.

Личностные: совершенствовать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; развивать фантазию, творческое воображение, любознательность, аккуратность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма органи-зации взаимо-дейст-вий на уроке

УУД

Промежу-точный контроль.

Форма контроля.

1. Организаци-онный момент.

 

Мотивация

(5 мин.)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Актуализация знаний.

Задание: Сформулировать тему урока.

 

*Проверяет готовность учащихся к уроку.

*Сегодня мы продолжает изучать тему театра, познакомимся с очень важным атрибутом театра.

* Загадывает загадку про маску:

«Люблю на праздник наряжаться, 

В зверей волшебных превращаться. 

Любой костюм могу надеть - 

Вот я котёнок, лев, медведь. 

Что на лицо надену я 

Чтоб не узнали вы меня? 

(Маска) 

Чтобы проверить правильно ли вы отгадали загадку -  заглянем в волшебный сундучок.

Задаёт вопрос: «Люди каких профессий и при каких обстоятельствах надевают маски?»

*Предлагает составить синквейн, чтобы глубже понять суть маски.

(На доске: определение, схема составления синквейна).

*Чем маска отличается от грима?

*Из каких материалов можно изготовить маску, и какой материал самый доступный?

*Показывает слайды с изображением масок ( старинных и современных)

*На основе полученных сведений, подводит к формулированию темы урока.

 

Слушают учителя,  отгадывают загадку.

Один ученик открывает крышку сундучка, достаёт маску и показывает всем ребятам.

Предполагае-мые ответы:

*При проведе-нии ритуалов, в театре, на кар-навале, на маскараде, в масленицу, в святки, в больнице,  погребальные, противогаз,  в цирке, преступники.

*Ткань, пластмасса, дерево, металл, перья, самые доступные материалы – бумага и картон.

*Синквейн:

1.Маска

2.театральная,

карнавальная,

праздничная,

яркая

3.скрывает,

изменяет,выра-жает

4.волшебное  превращение  в  любого  героя

5.тайна

* Рассматрива-ют слайды, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока: «Маска».

Фрон-тальная.

Диалог.

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

 

 

 

Устные ответы.

Самооценка.

*Оценка.

*Промежуточ-ная отметка.

 

2. Изучение нового материала.

Целеполагание

(10 мин.)

Познавательно-информационная беседа.

Работа с учебником стр.206-211, дополнительным материалом.

 

Задание: Посмотреть слайды, прочитать дополнительный материал и составить вопросы другим группам.

 

Сформулировать цель и задачи урока.

*Учитель показывает на слайдах:

1.что такое маска;

2.историю возникновения маски;

3.виды масок;

4.области применения масок;

5.материалы и технологии изготовления масок;

6. сказки, где героями являются животные;

7. типы формы лица;

8.что такое грим.

Этот же материал раздаёт каждой группе и предлагает  учащимся составить вопросы друг другу по прочитанному материалу.

Контролирует, поправляет.

 

Дополнительный материал для:

1 гр.:

Маска - в переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде. Маска - специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды.

Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.

2гр.:

Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой. В глубокой древности маски  были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры. На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле. И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или Масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными.   Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля. Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

 

3 гр.: Виды масок:1.Декоративные маски (для украшения помещений).

2.Маски в искусстве: театральные, карнавальные, игровые.

3.Ритуальные.

4.Функциональные: медицинские, профессиональные, защитные.

5.Спортивные.

6.Военные.

7.Другие применения: для предотвращения опознания, карательные, посмертная или погребальная.

 

4 гр.: Где используют маски:

в театре, карнавалах, маскарадах, на праздниках, в обрядах и ритуалах, при захоронении,  как защита, в т.ч. от болезней, в бою, больнице,  для украшения помещений.

5 гр.:

Материалы и техники:              папье-маше, конструирование из бумаги и картона в т.ч. оригами, бросового материала, гипса, коллаж, аппликация, декоративные материалы, пластилинография, материя, пластик  дерево, кожа и т.п.

6 гр. :   

Таблица с различными типами лица.                                                        

Знать пропорции лица необходимо, чтобы правильно составить композицию маски.

7 гр.: Во многих сказках героями являются животные и артистам, чтобы перевоплотится необходимо надеть костюмы и маски. «Волк и лиса», «Лиса и заяц», «Теремок», «Три поросёнка», «Колобок», «Щелкунчик» и др.

8 гр.: Грим – (с фр.) забавный старикан. Краска наносится прямо на лицо актёра, поэтому лицо подвижно, позволяет выражать эмоции. Грим бывает живописный и пластический (объёмный). Грим наносится прямо на лицо, а маска надевается сверху. маска может выражать только одну эмоцию.

*Учитель показывает на слайдах порядок изготовления маски из бумаги, также выдаёт на каждую парту алгоритм работы.

 *Конкретизирует тему урока вместе с учениками

Слушают учителя. Рассматрива-ют слайды и иллюстрации в учебнике;  изучают дополнитель-ный материал;

формулируют вопросы другим группам и сами отвечают на заданные вопросы.

Предполага-емые вопросы:

*Определение маски.

*Где и когда появилась маска?

*Для каких целей её использовали в разных странах?

*Какие виды масок бывают?

*Где применяя-ются маски?

*Из каких материалов можно изгото-вить маску?

*В каких сказках геро-ями являются животные?

*Зачем нужно знать форму лица, чтобы изготовить маску?

*Чем грим отличается от маски?

Делают вывод, что  маску легче изготав-ливать из бумаги, маска объёмная животного из сказки.

На основе полученной информации, формулируют цель урока: изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки;

задачи урока:

-изучить необходимый материал;

-сконструиро-вать маску из бумаги по алгоритму;

-выполнить маску в цвете.

Конкретизиру-ют тему урока  совместно с учителем «Лицо, грим, маска».

Группо-вая.

Диалог.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

 

Познавательные:Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

Личностные:Проявляют интерес к изучению материала.

Коммуникативные:грамотно выражают свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Устные ответы.

*Самооценка.

*Взаимооценка

*Оценка.

*Промежуточ-ная отметка.

 

Физкультминутка

 

 

 

*Показывает учащимся упражнения.

 

Слушают учителя.  Повторяют движения.

Фрон-тальная

Личностные: имеют мотивацию к оздоровительной деятельности.

Практическая деятельность

3. Творческая практическая деятельность

 

(20 мин.)

Практическая работа

Демонстрационное объяснение.

 

Задание:

По предложенному алгоритму изготовить объёмную маску животного – сказочного героя из бумаги

*Показывает слайды и комментирует порядок конструирования маски.

-Складываем лист бумаги вчетверо по вертикали и по горизонтали.

 - Измеряет друг и друга расстояние между глазами и вырезаем глаза.

-  Делаем несколько надрезов: над глазами, слева и справа по линии сгиба  на уровне – середина глаза, снизу 2 надреза между глазами.

-Формируем объём закладывая складочки на месте разрезов.

-Срезаем углы листа бумаги.

-Приклеиваем уши, усы, ресницы.

-Прорабатываем маску в цвете.

Не забываем -  работаем аккуратно!

 

Конструируют маску из листа бумаги и прорабатывают её в цвете, используя технологичес-кую карту.

Инди-виду-альная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, выполнять работу по заданным требованиям.

Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, используя дополнительные источники информации.

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

*Самооценка

4. Итоги урока. Рефлексия.

( 5 мин.)

Выставка работ учащихся.

 Обобщение сведений, оценивание результатов работы.

Составление синквейна «Впечатление от урока»

Например:

1.Урок

2..Интересный, увлекательный.

3.Слушаем, думаем, творим.

4.Можем справиться с любым заданием.

5.Знание, творчество, настроение, результат.

*Просит ребят продемонстрировать и оценить свои работы.

*Ребята, покажите свои маски.

Оцените работы по следующим критерия:

-соблюдение пропорций;

-работа над мелкими деталями;

-общая завершённость, выразительность;

-цветовое решение;

-аккуратность исполнения.

Вы все  молодцы!!

*Задаёт вопросы, обобщающие сведения, полученные на уроке.

*Оценивает работы учеников.

* Просит в творческой форме оценить урок.

*Слушают учителя.

*Отвечают на вопросы.

*Оценивают свои работы.

*Составляют синквейн.

Фрон-тальная.

Инди-видуаль-ная.

Личностные: учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать. Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

 

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы.

*Самооценка.

*Взаимооценка

*Оценка.

*Право отказа от отметки и право пересдач.

*Итоговая оценка и итоговая отметка за работу на уроке. (Оценка работы по критериям).

(Уровни успешности:

- Необходимый уровень (базовый);

- Повышенный

уровень;

-Максималь-ный уровень )

Домашнее задание

Учебник стр.178 – 181. Прочитать.

Записывают задание.

Инди-виду-альная

Наблюдение.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

  https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска

  http://maskaart.ru/

  Яндекс. Картинки. Маска

  http://fb.ru/article/232114/maska-dlya-karnavala-istoriya-interesnyie-tipyi

  https://nsportal.ru/

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 7-х классов в соответствии с

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 7-х классов в соответствии с

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФорма органи-зации взаимо-дейст-вий на урокеУУДПромежу-точный контроль

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФорма органи-зации взаимо-дейст-вий на урокеУУДПромежу-точный контроль

Слушают учителя, отгадывают загадку

Слушают учителя, отгадывают загадку

Маска - в переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде

Маска - в переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде

Участниками представлений были только мужчины

Участниками представлений были только мужчины

Материалы и техники: папье-маше, конструирование из бумаги и картона в т

Материалы и техники: папье-маше, конструирование из бумаги и картона в т

Конкретизирует тему урока вместе с ученикамиСлушают учителя

Конкретизирует тему урока вместе с ученикамиСлушают учителя

Итоги урока. Рефлексия. ( 5 мин

Итоги урока. Рефлексия. ( 5 мин
Скачать файл