Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Урок изобразительного искусства
для 7 класса
Тема урока « Лицо, грим, маска. Эскиз театральной маски
для любимого персонажа сказки, былины, мифа»
Разработала – учитель изобразительного искусства
МАОУ «СОШ №13»
Лыгина Наталия Николаевна.
г. Череповец
2020 год
Технологическая карта
урока изобразительного искусства для 7-х классов в соответствии с ФГОС ООО.
Учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №13» - Лыгина Наталия Николаевна.
Учебник: Изобразительное искусство 7 класс, М: Вентана-Граф, 2014.
Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.
Цели деятельности педагога: Познакомить с историей и ремеслом создания маски, раскрыть принципы работы над эскизом театральной маски, в основе которых лежат знания о пропорциях лица человека, работе мимических мышц. Научить создавать театральную маску для персонажа сказки, былины, мифа. Воспитывать интерес к театральному искусству и творчеству. Совершенствовать самостоятельную работу учеников по предложенному алгоритму.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины: Театр, маска, грим.
Образовательные ресурсы: История создания маски. Википедия.
Демонстрационный материал: Учебник, мультимедийная презентация по теме, плакаты по теме.
Межпредметные связи: история, литература
Оборудование: Учебник, проектор, художественные средства
Класс – 7.
Урок - Глава 5. Искусство театра – 6 часов, (четвёртый урок главы 5)
Тема урока: Тема 17. Лицо, грим, маска. Эскиз театральной маски для любимого персонажа сказки, былины, мифа.
Цель урока: Изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки.
Задачи:
Метапредметные: воспитывать любовь к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре; дать представление об истории возникновения масок.
Предметные: формировать навыки работы в конструировании объёмных масок из бумаги, в их декоративном оформлении.
Личностные: совершенствовать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; развивать фантазию, творческое воображение, любознательность, аккуратность.
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма органи-зации взаимо-дейст-вий на уроке |
УУД |
Промежу-точный контроль. Форма контроля. |
1. Организаци-онный момент.
Мотивация (5 мин.) |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Актуализация знаний. Задание: Сформулировать тему урока.
|
*Проверяет готовность учащихся к уроку. *Сегодня мы продолжает изучать тему театра, познакомимся с очень важным атрибутом театра. * Загадывает загадку про маску: «Люблю на праздник наряжаться, В зверей волшебных превращаться. Любой костюм могу надеть - Вот я котёнок, лев, медведь. Что на лицо надену я Чтоб не узнали вы меня? (Маска) Чтобы проверить правильно ли вы отгадали загадку - заглянем в волшебный сундучок. Задаёт вопрос: «Люди каких профессий и при каких обстоятельствах надевают маски?» *Предлагает составить синквейн, чтобы глубже понять суть маски. (На доске: определение, схема составления синквейна). *Чем маска отличается от грима? *Из каких материалов можно изготовить маску, и какой материал самый доступный? *Показывает слайды с изображением масок ( старинных и современных) *На основе полученных сведений, подводит к формулированию темы урока.
|
Слушают учителя, отгадывают загадку. Один ученик открывает крышку сундучка, достаёт маску и показывает всем ребятам. Предполагае-мые ответы: *При проведе-нии ритуалов, в театре, на кар-навале, на маскараде, в масленицу, в святки, в больнице, погребальные, противогаз, в цирке, преступники. *Ткань, пластмасса, дерево, металл, перья, самые доступные материалы – бумага и картон. *Синквейн: 1.Маска 2.театральная, карнавальная, праздничная, яркая 3.скрывает, изменяет,выра-жает 4.волшебное превращение в любого героя 5.тайна * Рассматрива-ют слайды, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока: «Маска». |
Фрон-тальная. Диалог.
|
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
|
Устные ответы. Самооценка. *Оценка. *Промежуточ-ная отметка.
|
2. Изучение нового материала. Целеполагание (10 мин.) |
Познавательно-информационная беседа. Работа с учебником стр.206-211, дополнительным материалом.
Задание: Посмотреть слайды, прочитать дополнительный материал и составить вопросы другим группам.
Сформулировать цель и задачи урока. |
*Учитель показывает на слайдах: 1.что такое маска; 2.историю возникновения маски; 3.виды масок; 4.области применения масок; 5.материалы и технологии изготовления масок; 6. сказки, где героями являются животные; 7. типы формы лица; 8.что такое грим. Этот же материал раздаёт каждой группе и предлагает учащимся составить вопросы друг другу по прочитанному материалу. Контролирует, поправляет.
Дополнительный материал для: 1 гр.: Маска - в переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде. Маска - специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды. Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет. 2гр.: Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры. На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле. И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или Масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными. Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля. Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.
3 гр.: Виды масок:1.Декоративные маски (для украшения помещений). 2.Маски в искусстве: театральные, карнавальные, игровые. 3.Ритуальные. 4.Функциональные: медицинские, профессиональные, защитные. 5.Спортивные. 6.Военные. 7.Другие применения: для предотвращения опознания, карательные, посмертная или погребальная.
4 гр.: Где используют маски: в театре, карнавалах, маскарадах, на праздниках, в обрядах и ритуалах, при захоронении, как защита, в т.ч. от болезней, в бою, больнице, для украшения помещений. 5 гр.: Материалы и техники: папье-маше, конструирование из бумаги и картона в т.ч. оригами, бросового материала, гипса, коллаж, аппликация, декоративные материалы, пластилинография, материя, пластик дерево, кожа и т.п. 6 гр. : Таблица с различными типами лица. Знать пропорции лица необходимо, чтобы правильно составить композицию маски. 7 гр.: Во многих сказках героями являются животные и артистам, чтобы перевоплотится необходимо надеть костюмы и маски. «Волк и лиса», «Лиса и заяц», «Теремок», «Три поросёнка», «Колобок», «Щелкунчик» и др. 8 гр.: Грим – (с фр.) забавный старикан. Краска наносится прямо на лицо актёра, поэтому лицо подвижно, позволяет выражать эмоции. Грим бывает живописный и пластический (объёмный). Грим наносится прямо на лицо, а маска надевается сверху. маска может выражать только одну эмоцию. *Учитель показывает на слайдах порядок изготовления маски из бумаги, также выдаёт на каждую парту алгоритм работы. *Конкретизирует тему урока вместе с учениками |
Слушают учителя. Рассматрива-ют слайды и иллюстрации в учебнике; изучают дополнитель-ный материал; формулируют вопросы другим группам и сами отвечают на заданные вопросы. Предполага-емые вопросы: *Определение маски. *Где и когда появилась маска? *Для каких целей её использовали в разных странах? *Какие виды масок бывают? *Где применяя-ются маски? *Из каких материалов можно изгото-вить маску? *В каких сказках геро-ями являются животные? *Зачем нужно знать форму лица, чтобы изготовить маску? *Чем грим отличается от маски? Делают вывод, что маску легче изготав-ливать из бумаги, маска объёмная животного из сказки. На основе полученной информации, формулируют цель урока: изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки; задачи урока: -изучить необходимый материал; -сконструиро-вать маску из бумаги по алгоритму; -выполнить маску в цвете. Конкретизиру-ют тему урока совместно с учителем «Лицо, грим, маска». |
Группо-вая. Диалог. |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Познавательные:Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. Личностные:Проявляют интерес к изучению материала. Коммуникативные:грамотно выражают свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
Устные ответы. *Самооценка. *Взаимооценка *Оценка. *Промежуточ-ная отметка.
|
Физкультминутка
|
*Показывает учащимся упражнения.
|
Слушают учителя. Повторяют движения. |
Фрон-тальная |
Личностные: имеют мотивацию к оздоровительной деятельности. |
Практическая деятельность |
|
3. Творческая практическая деятельность
(20 мин.) |
Практическая работа Демонстрационное объяснение.
Задание: По предложенному алгоритму изготовить объёмную маску животного – сказочного героя из бумаги |
*Показывает слайды и комментирует порядок конструирования маски. -Складываем лист бумаги вчетверо по вертикали и по горизонтали. - Измеряет друг и друга расстояние между глазами и вырезаем глаза. - Делаем несколько надрезов: над глазами, слева и справа по линии сгиба на уровне – середина глаза, снизу 2 надреза между глазами. -Формируем объём закладывая складочки на месте разрезов. -Срезаем углы листа бумаги. -Приклеиваем уши, усы, ресницы. -Прорабатываем маску в цвете. Не забываем - работаем аккуратно!
|
Конструируют маску из листа бумаги и прорабатывают её в цвете, используя технологичес-кую карту. |
Инди-виду-альная |
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, выполнять работу по заданным требованиям. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, используя дополнительные источники информации. Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. |
*Самооценка |
4. Итоги урока. Рефлексия. ( 5 мин.) |
Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы. Составление синквейна «Впечатление от урока» Например: 1.Урок 2..Интересный, увлекательный. 3.Слушаем, думаем, творим. 4.Можем справиться с любым заданием. 5.Знание, творчество, настроение, результат. |
*Просит ребят продемонстрировать и оценить свои работы. *Ребята, покажите свои маски. Оцените работы по следующим критерия: -соблюдение пропорций; -работа над мелкими деталями; -общая завершённость, выразительность; -цветовое решение; -аккуратность исполнения. Вы все молодцы!! *Задаёт вопросы, обобщающие сведения, полученные на уроке. *Оценивает работы учеников. * Просит в творческой форме оценить урок. |
*Слушают учителя. *Отвечают на вопросы. *Оценивают свои работы. *Составляют синквейн. |
Фрон-тальная. Инди-видуаль-ная. |
Личностные: учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать. Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.
|
Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. *Самооценка. *Взаимооценка *Оценка. *Право отказа от отметки и право пересдач. *Итоговая оценка и итоговая отметка за работу на уроке. (Оценка работы по критериям). (Уровни успешности: - Необходимый уровень (базовый); - Повышенный уровень; -Максималь-ный уровень ) |
Домашнее задание |
Учебник стр.178 – 181. Прочитать. |
Записывают задание. |
Инди-виду-альная |
Наблюдение. |
Интернет-ресурсы:
— https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
— http://maskaart.ru/
— Яндекс. Картинки. Маска
— http://fb.ru/article/232114/maska-dlya-karnavala-istoriya-interesnyie-tipyi
— https://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.