Технологическая карта урока "Масленица" по изобразительному искусству для 5 класса.
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Масленица" по изобразительному искусству для 5 класса.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
Взрослым
16.02.2020
Технологическая карта урока "Масленица" по изобразительному искусству для 5 класса.
Технологическая карта составлена в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
Технологическая карта урока Масленица.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

 

 

 

 

 

 

Урок изобразительного искусства

для 5 класса

Тема «Народные праздники. Масленица».

 

 

Разработала – учитель изобразительного искусства

                                                                                                                             МАОУ «СОШ №13»

                                                                                   Лыгина Наталия Николаевна.

 

 

г. Череповец

2020 год

 

Технологическая карта

 урока изобразительного искусства для 5-х классов в соответствии с ФГОС ООО.

 

Учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ №13» - Лыгина Наталия Николаевна.

Учебник: Изобразительное искусство 5 класс, М: Вентана-Граф, 2015.

 Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.

Цели деятельности педагога: Знакомство с традициями и обрядами русского народа через праздник «Масленица»;  формирование художественного сознания детей; обучение умению выделять и анализировать  средства художественной выразительности, используемые в декоративно-прикладном искусстве; развитие наблюдательности, глазомера; воспитание интереса к культурному наследию русского народа.

Тип урока:  Постановка и решение учебной задачи. Интерактивный урок (урок – театрализованное представление)

                       (возможен интегрированный урок – музыка или истоки)

Методы и формы обучения: Объяснительно – иллюстративный, повторительно-обобщающий; практический; интерактивный;  групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: Традиция, обряд, орнамент.

Образовательные ресурсы: Русские традиционные праздники. Русский народный костюм. Википедия.

Демонстрационный материал: Учебник, мультимедийная презентация по теме, таблички по теме; тексты с дополнительным материалом.

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, компьютер.

Класс – 5.

Урок -№8.  Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.

Тема урока: Народные праздники. Масленица.

Цель урока: Знакомство с традициями и обрядами русского народа через праздник «Масленица».   

Задачи:

Метапредметные: Иметь представление о русских народных праздниках, об обрядах и традициях праздника «Масленица».

 Различать девичьи и женские головные уборы, виды орнаментов.

Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.

Понимать взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве.

Личностные: Демонстрировать умение владеть техникой выполнения коллажа, уметь представить свою работу в нетрадиционной форме.

Предметные: Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, птиц и др.) и геометрических элементов.

 

 

 

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма органи-зации взаимо-дейст-вий на уроке

УУД

Промежу-точный контроль.

Форма контроля.

1. Организаци-онный момент.

Мотивация.

(5 мин.)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Задание: Сформулировать тему урока.

* Включает песню «Масленица годовая…», слова , музыка -народные , исполняет ансамбль «Узорица» .

*Просит разделиться на группы и занять свои места.

*Проверяет готовность учащихся к уроку.

*Просит отгадать загадку про Масленицу и сформулировать тему урока.

Этот праздник - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье 
И,  конечно же, икра!

(Масленица)

*Уточняет, что праздник народный. Почему?

*На основе отгадки подводит к формулированию  темы урока.

( на доске разместить лист с темой урока «Народные праздники «Масленица»)

*Дети входят в класс под песню «Масленица годовая…»

Делятся на 7 групп:

по 4 ученика

 в группе.

* Слушают учителя. Готовятся к уроку (заготовки для орнамента).

*Отгадывают загадку (ответ «масленица»)

*Отвечают на вопрос (примерный ответ): Народный, потому, что древний, придуман народом, соблюдаются обряды и традиции.

*Формулируют тему урока: «Народный праздник «Масленица».

Группо-

вая.

Диалог

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя работать в группе.

Устные ответы.

Самооценка.

*Оценка.

*Промежуточ-ная отметка.

 

2. Изучение нового материала. Целеполагание

(10 мин.)

Познавательно-информационная беседа.

Работа с учебником, дополнительным материалом.

 

Задание: Задаёт вопрос: «Какие обряды праздника «Масленица» изображены на картинах?

*Предлагает посмотреть слайды презентации №№ 2- 8 (репродукции картин знаменитых художников: Б.Кустодиева,  А.Чекалиной, К.Горбчёва, Ф.Сычкова, В.Сурикова, В.Рябининой).

Для группы детей – 1 картина по порядку.

 

*Смотрят соответствующие слайды на ноутбуке – 1 ноутбук на группу.

*Ученики каждой группы перечисляют обряды, которые изображены на картинах.

Группо-

вая.

Диалог

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Устные ответы.

*Самооценка.

*Оценка.

*Взаимооценка

*Промежуточ-ная отметка.

 

Задание: Подобрать информацию из текста к содержанию картины.

«Озвучить» картину.

*Предлагает изучить материал учебника стр.118-119 дополнительную информацию о празднике,  которая находится на столе каждой группы – информация об обрядах каждого дня масленичной недели.

Предлагает посмотреть каждой группе слайд с изображением обрядов 1 дня масленичной недели.(слайды  №№ 9-15)

*Рассматривают слайды, изучают дополнительную информацию. Ученик от каждой группы озвучивает задание. Группа добавляет при необходимости.

Группо-

вая.

Диалог

Задание: Назвать самые важные элементы праздника «Масленица».

Сформулиро-вать цель и задачи урока.

 *Чтобы дети сформулировали цель урока, учитель обобщает информацию об истории праздника «Масленица». Праздник Масленица – языческий, пришёл к нам из глубокой древности. Появление праздника легко объясняется – это проводы зимы, прощание со всем старым и отжившим, встреча весны и радость, связанная с обновлением природы. Все обряды на Масленицу выполнялись с единой целью – чем громче будет встречена весна, тем лучше будут расти сельскохозяйственные культуры и скот. А для этого существовала масса магических ритуалов и обрядов на масленицу.

Праздник любим народом до сих пор. История праздника забылась. На уроке мы вспомним традиции и обряды этого замечательного, весёлого, жизнерадостного праздника.

*Формулирует цель урока вместе с учениками.

*Чтобы прийти к цели - обозначим задачи (таблички на доске).

*Отвечают на вопрос (предполагаемый ответ: блины, катание на санях, катание с гор; состязания в силе и ловкости; праздничная одежда; костёр, чучело)

*Слушают учителя.

*Формулируют цель урока: «Знакомство с традициями и обрядами русского народа через праздник «Масленица».

Определяют задачи урока:

-познакомиться с историей и обрядами праздника  Масленица.

-девочкам  изготовить   нарядные головные уборы  в изотехнике «коллаж»;

- мальчикам  украсить растительным орнаментом сани в изотехнике «кол-лаж»;

- в форме театрализован-ного представления по-казать некоторые обряды праздника «Масленица».

(слайд № 16)

Группо-вая.

Диалог

3. Творческая практическая деятельность

(10 мин.)

Актуализация опорных знаний.

*Предлагает вспомнить  материал предыдущих уроков, чтобы качественно выполнить задание (дополнительный материал на столах, учебник стр.102-112, 118-119, слайды презентации №№17-29)

*Просматривают материалы.

Группо-вая, индиви-

дуаль-ная

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, используя дополнительные источники информации.

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

*Самооценка

*Взаимооценка

Практическая работа.

Задание:

Украсить орнаментом головные уборы и сани.

*Включает песню «Ой, девки пошли…», слова и аранжировка Э.Михно, исполняет ансамбль «Узорица».

*Предлагает начать работу.

Работа творческой мастерской -«Рукодельницы» и «Мастера».

-Девочки берут заготовки  для венцов и украшают их расти-тельным и геометрическим орнаментом.

-Мальчики берут на группу одну заготовку саней и украшают их растительным и геометрическим орнаментом.

*Работают в группах.

*Украшают заготовки предметов в технике «коллаж» растительным и геометрическим орнаментом (девочки – индивидуально (слайды №№ 21 – 29);

мальчики – 1 заготовка саней на группу(слайды №№ 17 – 20).

4. Итоги урока. Рефлексия.

( 10 мин.)

Выставка работ учащихся в форме инсценировки праздника.

Обобщение сведений, оценивание результатов работы.

(Слайды №№ 30 - 33)

*Просит девочек надеть венцы, мальчиков «сесть в сани» и «заехать» за девочками кататься.

*Просит ребят продемонстрировать свои работы в необычной форме:

инсценировке праздника «Масленица».

* Нарядные девочки  «садятся» в сани и под музыку   «катаются» по классу  ( дети быстро идут «змейкой» по кругу)

*Включает песню «Как на масленой неделе…», музыка, слова - народные, исполняет ансамбль «Узорица».

*Один ученик выходит к  доске с чучелом Масленицы и зазывает на праздник.

Закличка:

- Эй! Веселей! Собирайся народ!

Нынче Масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите

И друзей с собой зовите!

 

- К нам Масленица пришла

И веселье принесла!

С праздником всех поздравляем!

Счастья, радости желаем!

 

*Сани с детьми останавливаются у чучела масленицы. Дети берутся за руки, пляшут вокруг чучела под музыку.

Песня «Прощай, Масленица…», слова народные, исполняет ансамбль «Узорица».

*Оценивает работы учеников.

(Слайд № 26)

*Предлагает детям сесть на свои места и «угоститься блинами» (взять жёлтый круг – блин и нарисовать эмоцию: понравился урок или не понравился.

*Предлагает собрать разрезанный блин .

Каждый кусок импровизированного блина – поставленная задача.

*Разыгрывают сценарий праздника.

*Рисуют своё настроение на блине-смайлике.

*Собирают «блин». На кусочках «блина» написана одна из поставленных задач. На доске ученик добавляет по кусочку «блина» и объясняет: выполнена задача или нет.

Группо-

ваяя индиви-дуаль-ная. Диалог

Личностные: обладают первичными умениями оценки работы одноклассников.

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

*Самооценка.

*Взаимооценка

*Оценка.

*Итоговая оценка и итоговая отметка за работу на уроке. (Оценка работы по критериям).

(Уровни успешности:

- Необходимый уровень (базо-вый);

- Повышенный

уровень;

-Максималь-ный уровень )

Домашнее задание

( 2 мин.)

Подготовить изобразительные материала для аппликации.

Записывают задание.

Инди-виду-альная

Наблюдение.

 

             Интернет-ресурсы:

*        infourok.ru,

*        https://ru.wikipedia.org ,

*         Яндекс. Картинки.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 5-х классов в соответствии с

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 5-х классов в соответствии с

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Изучение нового материала. Целеполагание (10 мин

Изучение нового материала. Целеполагание (10 мин

Все обряды на Масленицу выполнялись с единой целью – чем громче будет встречена весна, тем лучше будут расти сельскохозяйственные культуры и скот

Все обряды на Масленицу выполнялись с единой целью – чем громче будет встречена весна, тем лучше будут расти сельскохозяйственные культуры и скот

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Масленицы и зазывает на праздник

Масленицы и зазывает на праздник

Итоги урока. Рефлексия. ( 10 мин

Итоги урока. Рефлексия. ( 10 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020