Косовой Нины Владимировны
МБОУ «СОШ с. Липовка»
Базарно-Карабулакского района
Саратовской области
Математика 1 класс. М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Тема урока: Число и цифра 2. Как получить число 2.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (ознакомление с числом 2, его графической записью-цифра 2).
Обучающая задача: формируем у детей представления о цифре и числе 2;
умения
-соотносить число и цифру 2;
- писать цифру 2:
- моделировать состав числа 2;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- анализировать взаимосвязь компонентов через знание состава числа.
Развивающая задача: создать условия для развития мыслительных операций, логического и знаково-символического мышления, произвольного внимания, математической речи.
Воспитательная задача: формировать способность к учебному взаимодействию с учителем, сотрудничеству с одноклассниками.
Методы(технологии) обучения: наглядный метод, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.
Учебно-методическая литература:
М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова учебник математики для 1 класса; Дети кроме учебника на парте имеют: пенал с цветными карандашами и ручками; тетрадь по математике, листочки для тренировки; разноцветные фишки-кружочки.
Технологическая карта урока.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности |
Приветствие учеников. Настрой на работу. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушайте внимательно, Работайте старательно. |
Стараются проявить психологическую готовность к познавательной деятельности. |
. Познавательные УУД: - выделять существенную информацию из текста; Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
|
Актуализация знаний. Фиксации затруднений в деятельности. |
Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20, показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего в обсуждение проблемных вопросов. .Устный счёт Игра «Веселый мяч» Кидают мяч друг другу мяч и считают: от 1 до 10 и обратно; от 4 до 8, от 5 до 9, от 7 до 1. от 1 до 10 через 1 с хлопками, - Назовите числа, которые при счете стоят перед числами 4, 6, 9. - Какие числа стоят после чисел 5, 7, 9? - Какое число стоит после числа 3? - Назовите соседей числа 3. Практическая работа - Положите 1 ручку. - Ниже положите столько же карандашей. - Сделайте так, чтобы карандашей стало больше на 1. Что вы сделали? (Положили 1 карандаш.) - Сосчитайте, сколько карандашей стало. - Какое число вы назвали при счете первым? (1.) - Какое число при счете стоит после числа 1? (2.) |
Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Практическая работа Выполняют задания. |
Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - организовать выполнение заданий учителя. |
Постановка учебной задачи |
Мотивирует к пробному учебному действию. Организует фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. Помогает детям сформулировать тему урока. Организует фиксацию возможных ошибок детей. На презентации открывается первый слайд: на нём изображены: (синий кружок, красный прямоугольник, зелёный треугольник, синий квадрат, красный кружок – фигуры расположены в строчку) - Откройте тетради, найдите первую строчку сегодняшней работы и в первой клеточке нарисуйте ту фигуру, которая изображена на слайде первой. (Синий кружок); - Отступите одну клетку и во второй клеточке нарисуйте один жёлтый квадрат; - Отступите одну клеточку и запишите цифрой, сколько треугольников изображено на слайде. (1) - Отступите клеточку и в следующей клетке запишите цифрой, сколько красных кружков изображено на слайде. (1). - Отступите клеточку и запишите цифрой, сколько зелёных квадратиков изображено на слайде. (0); - Отступите клеточку и запишите цифрой, сколько всего кружков изображено на слайде. (2) У ребят должна возникнуть проблема: мы ещё не учились писать цифру два. Кто-то скажет, что уже умеет, тогда учитель предлагает показать ребятам, как он умеет писать эту цифру на доске. - Ребята, как Вы думаете, правильно Ваня написал цифру 2? (Одни скажут, что правильно, другие – что неправильно, третьи могут сказать, что не знают). - Как Вы думаете, ребята, что сегодня мы будем делать на уроке? (Учить число 2, учиться писать цифру 2, будем считать, выполнять интересные задания и т.д.) - Да тема нашего урока: число и цифра 2. Просмотр фрагмента урока Цифра 2, число 2 на РЭШ. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5090/start/161583/
Обращаю внимание на то, что пишем мы цифру, а записываем с помощью цифры число.
|
Рассматривают изображения на слайде.
В тетради рисуют и пишут те фигуры и цифры, которые просит изобразить учитель. Сами находят место в тетради, где нужно нарисовать фигуру.
Высказывают свои предположения, как справиться с этим заданием. Анализируют действия одноклассников.
Предполагают какая будет тема урока |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные:
|
Построение проекта выхода из затруднений (открытие). Реализация построенного проекта |
Работа с учебником стр. 24 – Рассмотрите сюжетную картинку. О каких предметах можно сказать, что их «один» («одна», «одно»)? (Дом, дедушка, девочка, мальчик, мама, колодец, петушок, курица, котёнок и т. д.) – Каких предметов по два? (2 окна, 2 маленьких ведёрка, 2 цыплёнка и т. д.) – Рассмотрите следующий рисунок. Что увидели? – Сколько на рисунке ложек? (Одна.) Сколько на рисунке блюдечек? (Одно.) – Сколько на рисунке ножей? (Один.) Сколько на рисунке кружек? (Одна.) – Как можно записать число 1? (При помощи цифры 1.) – Запишите цифру 1. Учащиеся в рабочей тетради или 1–2 человека на доске записывают цифру. – Сколько на рисунке ботинок? (Два.) Сколько на рисунке варежек? (Две.) – Сколько на рисунке сапог? (Два.) Сколько на рисунке носков? (Два.) – Как по-другому можно назвать два предмета? (Пара.) – Как записать число 2? (С помощью цифры 2.) Вывешивает на доску увеличенный образец цифры 2. – Что вам напоминает цифра 2? На что она похожа? Два похожа на гусёнка С длинной шеей, Шеей тонкой. Г. Виеру Оказывает индивидуальную помощь учащимся. - Давайте попробуем написать цифру 2 карандашом на листочке. Раздаются листочки, на которых учитель заранее подготовил «вспомогательные образцы» цифр. На первой строчке сначала под счёт учителя, а затем под счет детей (либо желающих, либо по цепочке), прописывают цифру 2 по точечным изображениям-заготовкам. На второй строке у цифр точечно прописаны только хвостики. - Ребята, посмотрите, каких частей не хватает у следующих цифр? (верхних частей) - Пропишите цифры до конца строки, шепотом считая по очереди в паре (то первый вариант, то второй). - Обведите ту цифру, которая получилась у Вас лучше всего. На следующей строке, под первой цифрой попробуйте записать цифру 2 самостоятельно, считая про себя. Довольны ли вы? Отступите клеточку, попробуйте ещё раз. Хорошо. Организует у учащихся соотнесение своих действий с используемыми эталонами. Вселяет уверенность |
Выполняют учебные действия. Вступают в диалог с учителем. Рассматривают образец написания цифры 2. Рассматривают иллюстрации. Слушают и слышат одноклассников. Сравнивают цифру два с окружающими предметами, высказывают свои предположения. Анализируют показ учителем написания цифры 2, пробуют его повторить в воздухе.
Один человек показывает у доски, другие контролируют и повторяют его действия.
Прописывают цифру 2 на листочках по контуру из точек.
Анализируют образец на листочке, прописывают цифру, считая себе по очереди в паре. Слушают и слышат партнёра.
Оценивают написанные цифры, сравнивая их с образцом. Учащиеся анализируют образец цифры 2, «прописывают» цифру в воздухе, обводят по точечным контурам, после чего пишут цифру самостоятельно.
|
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
|
|
Физминутка На болоте две подружки, Две зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки; Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. |
Выполняют движения. |
Регулятивные: развитие умения младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи |
- Назовите мне, пожалуйста, второй день недели. (Вторник). - Второй осенний месяц. (Октябрь). - Какой второй урок у нас сегодня? (Математика). - Давайте вспомним: пара предметов, это сколько предметов? (Два). - Давайте опять обратимся к презентации, рассмотрите её: про что на рисунке можно сказать, что этих предметов два, и значит – пара. ((Пара козлят, пара рожек у козленка. Пара сапог, пара варежек)) (Пара – это два схожих предмета, вместе употребляемых). Работа в рабочей тетради стр. 9. Работа в парах. Рассмотрите, обсудите картинку и раскрасьте только ту на которой нарисовано два предмета. |
Называют, день недели, месяц. Называют пары предметов.
Рассматривают, обсуждают, разукрашивают картинки, на которых изображены два воробья, две стрекозы. |
Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; - обобщать на уровне формулирования правила, закона и др.; - обобщать и классифицировать по признакам; - выдвигать гипотезы (предположения); - анализировать, сравнивать, группировать; - извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач; - применять знания в нестандартной ситуации; - формировать умения смыслового чтения; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план; - находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию); - систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в паре (в группе). Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания; - действовать по алгоритму; - ориентироваться в содержании предмета; - самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий; - контролировать и корректировать свою деятельность; - контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия. |
Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой |
Нарисуйте 2 синих квадрата, 1 зелёный треугольник, 2 жёлтых круга.
Организует работу по карточкам. - Раскрась столько кругов, сколько лап у птицы. Напиши рядом соответствующую цифру. О О О О О 2 - Раскрась столько кругов, сколько крыльев у птицы. Напиши рядом соответствующую цифру. О О О О О
(Взаимопроверка по образцу.)
|
Соотносят рисунки с числами |
Личностные: Регулятивные:
|
Рефлексия деятельности |
Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Стимулирует высказывания ребят. Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке
- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке. Продолжите предложения. На слайде написаны начала предложений: Сегодня я узнал …… Теперь я могу….. Было трудно….. Меня удивило…. (Дети выбирают сами любое предложений и заканчивают его). Покажите фишкой как вам работалось на уроке. (Красная фишка – мне было совсем непонятно; Желтая фишка - мне надо повторить ещё раз Зелёная фишка – всё было легко и просто). Спасибо! Урок окончен.
|
Продолжают предложения, написанные на слайде.
Оценивают свою работу на уроке с помощью речевого высказывания и фишек.
|
Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Приложение
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Карточка 1
- Раскрась столько кругов, сколько лап у птицы. Напиши рядом
- Раскрась столько кругов, сколько крыльев у птицы. Напиши рядом соответствующую цифру
Список использованных материалов:
1.Математика 2 класс: система уроков по учебнику М.И. Моро, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой. С.И. Волковой, С.В. Степановой /авт.-сост. С.В. Савинова-Изд.2-е,испр.-Волгоград:Учитель,2020.-351 с
2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5090/start/161583/
3.Учебник М.И. Моро, М. А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой. С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» 1 часть.
4.Рабочая тетрадь М. И. Моро, С. И. Волкова «Математика» 1 часть
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.